В. И. Вернадский как ученый-философ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 08:35, реферат

Описание работы

Владимир Иванович Вернадский (1863 – 1945). Родился 12 марта 1863 г. в Петербурге, в семье профессора И. В. Вернадского и А. П. Вернадской. Через пять лет семья Вернадских переехала в Харьков, где на формирование личности Вернадского повлиял его двоюродный дядя — Е. М. Короленко, офицер в отставке, увлекающийся научно-философскими изысканиями. Более всего его интересовали проблемы, связанные с жизнью каждого человека и человечества в целом.

Содержание

1. Истинное величие В. И. Вернадского как ученого-философа 3
2. Политика и её функции. 10
3. Русская архитектура в XVIII веке 17
4. Суицид - проблема общества 24
5. Список литературы 28

Работа содержит 1 файл

реферат к экзамену.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

С 1710 года стали строить только кирпичные дома. Несмотря на принудительные меры переселения в Петербург, строительство велось медленно. Город надо было создать исходя из передовых градостроительных принципов, обеспечивающих его престижно-представительный характер не только во внешнем архитектурно-художественном облике, но и по планировочной структуре. Не хватало квалифицированных архитекторов. И в 1709 году учреждается Канцелярия, ведавшая всеми строительными делами. При ней создается школа для начального изучения зодчества. Рассчитывалось, что более глубокие познания ученики этой школы должны были получить в архитектурных командах в процессе практического сотрудничества опытных архитекторов. Однако школа и команды не могли обеспечить расширяющееся столичное строительство. Петр I приглашает опытных архитекторов из западных стран, что позволило почти сразу же вовлекать их в строительство города.

В новой столице работали зодчие разных национальных школ, но творили они иначе, чем у себя на родине, подчиняясь вкусам и требованиям заказчиков, а так же приспосабливаясь к специфическим условиям строящегося города. В результате их деятельности архитектура Петербурга той поры стала своеобразным сплавом исконно русских художественных традиций и формальных элементов, привнесенных из западноевропейских стран.

Русские, итальянские, голландские, немецкие и французские архитекторы возводили в русской столице хоромы, дворцы, храмы и государственные здания, архитектура которых имела общие художественные черты, определяющие архитектурный стиль, обычно называемый русским барокко XVIII века или Петровским барокко.

Дома в столице строили мазанкового типа и кирпичные, оштукатуриваемые в два цвета (стены — красные, светло-коричневые или зеленые, а лопатки, пилястры, наличники, русты на углах — белые). Для привлечения в Петербург каменщиков Петр I в 1714 году издал указ, запрещающий по всей России, кроме столицы, строительство из камня и кирпича. Особенности архитектурного стиля можно четко проследить при рассмотрении сохранившихся архитектурных произведений того времени, таких как “Монплезир” и “Эрмитаж” в Петергофе, здания Кунсткамеры и Двенадцати коллегий в Петербурге и т. п.

В сочетание с архитектурой начинает применяться декоративная скульптура, а в интерьерах — живописное убранство. Создаются загородные и пригородные резиденции с садами. Крупнейшими сохранившимися до наших дней общественными зданиями является Петропавловский собор и здание Двенадцати коллегий. Собор для России был явлением новаторским. По своему плану и виду он не похож на православные, крестово-купольные пятиглавые или шатровые церкви. Собор представляет прямоугольное, удлиненное с запада на восток здание. Следует отметить и внутреннее убранство — деревянный резной позолоченный иконостас в стиле барокко.

Применение ордеров в архитектуре Петербурга было продолжением традиций, воплощенных во многих сооружениях Москвы более раннего времени. Особенное место в панораме берегов Невы занимает оригинальный силуэт здания Кунсткамеры. Два крыла трехэтажного здания на цокольном этаже объединяет четырехъярусная башня. Углы ризалитов и переломов стен башни в сочетании с двуцветной окраской фасада придают зданию нарядный вид. В силуэте башни отчетливо проявляется преемственность традиционных ступенчатых многоярусных строений Москвы начала XVIII века. После пожара при восстановлении фасад был упрощен.

Помимо Петербурга велось строительство в Москве и других городах Российской империи. Вследствие пожара в Москве в 1699 году было запрещено возводить деревянные постройки на пожарищах.

Из Петербурга в Москву были направлены архитекторы, которые занимались составлением планов Кремля, Китай-города и частично Белого города в связи с переездом царского двора в Москву и строительством по берегам Яузы дворцов придворной знати.

Архитектура барокко середины XVIII века

Россия в середине XVIII века стала одной из самых развитых европейских стран. Все это обуславливало торжественно-декоративный облик дворцов и храмов — основных типов монументальных зданий в России в этот период.

В середине XVIII века стиль барокко в России имел ярко выраженные самобытные особенности благодаря преемственности декоративных композиционных приемов русского зодчества начала XVIII века. Нельзя не подчеркнуть специфическую национальную особенность архитектуры барокко в середине XVIII века — полихромия фасадов, стены которых окрашены в синие, красные, желтые и зеленые цвета. Дополнением к этому служат пучки, колонны, пилястры, обрамленные окна. Характерной чертой архитектурных произведений является то, что группы зданий или корпусов зачастую формируют замкнутый архитектурный ансамбль, раскрывающийся лишь при проникновении внутрь его. В дворцовых и церковных помещениях наряду с живописным лепным убранством стен и потолков выполнялись узорчатые многоцветные полы из разных пород дерева. Плафонная живопись создает иллюзию бесконечности поднимающегося вверх зала, что подчеркивается парящими в небе фигурами разной соразмерности, четко отделяющими и разную отдаленность их от зрителя. Стены парадных помещений обрамлялись сложными профилированными позолоченными тягами. Интересны приемы планировки залов. Во дворцах они расположены по принципу, согласно которому двери проходных залов на общей оси, причем их ширина иллюзорно увеличивается.

Крупнейшим представителем Московского барокко середины XVIII века был архитектор Ухтомский Д. В. (1719 – 1774 гг.). Его творчество развертывалось под влиянием художественных воззрений и произведений Ф. Б. Растрелли, в частности в Москве и Подмосковье: дворцов в Кремле, Аннегофе и Перове. До наших дней дошло лишь одно произведение Ухтомского — пятиярусная колокольня в Троицко-Сергиевской лавре в Загорске.

Архитектура раннего классицизма (1760 – 1780 гг.)

Для руководства повсеместной градостроительной деятельностью в декабре 1762 года было учреждена комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы. Главными градоформирующими факторами считались водные и сухопутные магистрали, сложившиеся административные и торговые площади, четкие границы городов. Упорядочение городской планировки на основе геометрически правильной прямоугольной системы, застройка улиц и площадей городов регламентировалась по высоте. Главные улицы и площади должны были застраиваться образцовыми домами, поставленными вплотную друг к другу. Это способствовало единству организации улиц. Архитектурный облик домов определялся несколькими утвержденными образцовыми проектами фасадов.

В городах России жилая застройка имела обычно один – два этажа, лишь в Петербурге этажность поднималась до трех – четырех.

Поворот русской архитектуры в сторону классицизма в Москве ярче всего проявился в огромном ансамбле Воспитательного дома, воздвигнутом в (1764 – 1770 гг.) неподалеку от Кремля на берегу Москвы реки по замыслу архитектора К. И. Бланка (1728 – 1793 гг.). В подмосковной усадьбе Кусково К. И. Бланк в 1860 году возвел импозантный павильон “Эрмитаж”. В соответствие с возникновением и развитием классицизма на смену регулярной французской системе садово-паркового искусства приходит пейзажная (английская система), распространившаяся в Западной Европе и, прежде всего, в Англии.

Архитектура строгого классицизма (1780 – 1800 гг.)

Последняя четверть восемнадцатого столетия ознаменовалась крупными социально-историческими событиями (закреплены за Россией Крым и северное побережье Черного моря). Быстро развивалась экономика государства. Формировался всероссийский рынок, ярмарки и торговые центры. Значительно развивалась металлургическая промышленность. Расширялась торговля со средней Азией и Китаем. Активизация экономической жизни способствовали количественному и качественному росту городов и помещичьих усадьб. Все эти явления нашли заметное отражение в градостроительстве и архитектуре. Архитектура русской провинции характеризовалась двумя особенностями: большинство городов получило новые генеральные планы.

В Петербурге продолжались важные работы по благоустройству. Создавались гранитные набережные Невы, малых рек и протоков. Возводились замечательные архитектурные памятники, ставшие важными градоформирующими элементами. На берегу Невы перед незаконченным строительством Исаакиевского собора в 1782 году был открыт один из лучших конных элементов в Европе — памятник Петру I (скульптор Э. М. Фальконе и М. А. Колло; змея выполнена скульптором Ф. Г. Гордеевым) — замечательная бронзовая пустотелая скульптурная композиция на естественной гранитной скале. Скала своими размерами (высотой 10.1 метра, длиной 14.5 метра, шириной 5.5 метров) соответствовала просторной прибрежной площади. Другой памятник Петру I был установлен в ансамбле Михайловского замка (1800 год). Была использована бронзовая конная статуя (скульптор К. Б. Расстрели–отец, архитектор Ф. И. Волков, барельефы — скульпторы В. И. Демунт-Малиновский, И. И. Теребинов, И. Моисеев под руководством М. И. Козловского). В 1799 году на Царицыном лугу (Марсово поле) установлен 14-иметровый обелиск “Румянцева” (архитектор В. Ф. Бренна), в 1818 году перенесен на Васильевский остров к Первому Кадетскому корпусу, где учился выдающийся военачальник П. А. Румянцев. В 1801 году на Царицыном лугу был открыт памятник великому русскому полководцу А. В. Суворову (скульптор М. И. Козловский), передвинутый ближе к берегу Невы.

Таким образом, наиболее важными прогрессивными традициями русского зодчества, имеющими огромное значение для практики поздней архитектуры, являются ансамблевость и градостроительное искусство. Если стремление к формированию архитектурных ансамблей первоначально носило интуитивный характер, то в дальнейшем времени оно стало осознанным.

Архитектура преобразовывалась во времени, но, тем не менее, некоторые особенности русского зодчества бытовали и развивались на протяжении столетий, сохраняя традиционную устойчивость вплоть до XX века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Суицид - проблема общества

Самоубийство (суицид) – это вид девиантного поведения, заключающийся в умышленном лишении себя жизни. Это осознанное прекращение своей жизни, поэтому не признается суицидом лишение себя жизни невменяемыми и детьми в возрасте до 5 лет. Под самоубийством понимают как индивидуальной действие, т.е. суицид конкретного человека, так и статистически устойчивое социальное  явление, имеющее место в жизни определенного общества. Социология имеет дело со вторым аспектом самоубийства.

Первым из социологов, профессионально изучившим проблему самоубийства был Дюркгейм, опубликовавший фундаментальный труд «Суицид» (1897). Основную причину самоубийства он видел в утрате связей индивида с социальной группой, обществом. Дюркгейм дифференцировал самоубийства на:

                  эгоистичные, являющиеся результатом недостаточной солидарности в обществе, обособления индивида;

                  аномические, имеющие место в жизни общества, находящегося в состоянии аномии, когда старые нормы и ценности уже не действуют, а новые еще не освоены подавляющим большинством (имеет место так называемый нормативный вакуум);

                  альтруистические, которые совершаются ради других членов группы, общества.

Последователи Дюркгейма выделяли и другие причины самоубийств. У М. Хальбвакса (1931) это самообвинение, протест и разочарование, неудовлетворенность своим положением. У Е. Шнайдмана (1994) – самопорицающая депрессия, фрустрация, ненависть или гнев, а также стыд и разрыв родственных и товарищеских связей. У Л. Векштейна (1979) это еще и алкоголизм, наркомания, психические заболевания, жизненные коллизии, а также игнорирование реальности и случайные факторы. Другие авторы среди причин суицида называют также депрессии, старость, конфликты (личностные или социальные) и некоторые другие причины. Но общим знаменателем, причиной причин суицида чаще всего выступает ощущение ненужности, оторванности от общества, чувство одиночества и отсутствие перспективы

На уровень самоубийств влияют культурологические и религиозные факторы. В некоторых культурах сложился ритуал добровольного лишения себя жизни: японские харакири, индийское сати (самоубийство вдовы для того, чтобы следовать за умершим мужем) и др. Э. Дюркгейм отметил, что уровень самоубийств в странах, где господствующая религия католицизм, ниже, чем в странах с преобладанием протестантизма. До сих пор в таких странах, как Италия (7,2 самоубийств на 100 тыс. населения в год).  Испания (9,6), Португалия (7,4) уровень суицида ниже, чем в протестантских Австралии (21,3), Дании (22,3), Финляндии (27,2).

Уровень самоубийств снижается во время войн (сплочение общества, появление общезначимой цели, смысла жизни) и повышается в мирное время. Он превышается во время экономических кризисов и роста безработицы. В США, например, на протяжении XX в. средний уровень самоубийств составлял 10 – 12 на 100 тыс. А в годы Великой депрессии (1931 – 1932) поднялся до 17,5.

Дореволюционная Россия относилась к странам с низким уровнем самоубийств. Крепкие семейные связи, традиция жить большими семьями, деревенские общины с их круговой порукой, постоянная забота о детях, о том, чтобы прокормить семью, - все это укрепляло солидарность общества (табл.1).

Таблица 1

Год

Количество на 100 тыс. населения, %

1803

1,7

1831

2,2

1838

2,9

Информация о работе В. И. Вернадский как ученый-философ