Виды познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 10:28, контрольная работа

Описание работы

Познание, таким образом, носит социально детерминированный характер. Только через призму усвоенной культуры мы получаем знания о реальности. Прежде чем продолжать дело предшествующих поколений, необходимо освоить уже накопленное человечеством знание, постоянно соотнося с ним свою познавательную деятельность, - это категорический императив развивающегося знания.

Содержание

Введение
Научное познание и его особенности
Обыденное познание.
Философское познание.
Заключение
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Виды познания.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

Таким образом, мы получаем характеристики системности и обоснованности научного знания, отличающие его от продуктов  обыденной познавательной деятельности людей.

Из главной  характеристики научного исследования можно вывести также и такой отличительный признак науки при ее сравнении с обыденным познанием, как особенность метода познавательной деятельности. Объекты, на которые направлено обыденное познание, формируются в повседневной практике. Приемы, посредством которых каждый такой объект выделяется и фиксируется в качестве предмета познания, вплетены в обыденный опыт. Совокупность таких приемов, как правило, не осознается субъектом в качестве метода познания. Иначе обстоит дело в научном исследовании. Здесь уже само обнаружение объекта, свойства которого подлежит  дальнейшему изучению, составляет весьма трудоемкую задачу. Например, чтобы обнаружить короткоживущие частицы – резонансы,  современная физика ставит эксперименты по рассеиванию пучков частиц и затем применяет сложные расчеты. Обычные частицы оставляют следы-треки в фотоэмульсиях или в камере Вильсона,  резонансы же таких треков не оставляют. Однако когда резонанс  распадается, возникающие при этом частицы способны оставлять следы указанного типа. На фотографии они выглядят как набор лучей-черточек, исходящих из одного центра. По характеру этих лучей, применяя математические расчеты, физик определяет наличие резонанса. Таким образом, исследователю необходимо знать условия, в которых появляется соответствующий объект. Он обязан  четко определить метод, с помощью которого в эксперименте может быть обнаружена частица. Вне метода он вообще не выделит изучаемого объекта из многочисленных связей и отношений предметов природы. Поэтому, наряду со знаниями об объектах наука формирует знания о методах. Потребность в развертывании и систематизации  знаний второго типа приводит на высших стадиях развития науки к формированию методологии как особой отрасли научного исследования, призванной целенаправлять научный поиск.

Наконец, стремление науки к исследованию объектов относительно независимо от их освоения в наличных формах производства и обыденного опыта  предполагает специфические характеристики субъекта научной деятельности. Занятия наукой  требуют особой подготовки познающего субъекта, в ходе которой он осваивает исторически сложившиеся средства научного исследования, обучается приемам и методам оперирования с этими средствами. Для обыденного познания такой подготовки не нужно, вернее, она осуществляется автоматически, в процессе социализации индивида, когда у него формируется и развивается мышление в процессе общения с культурой и включения индивида в различные сферы деятельности. Занятия наукой наряду с овладением средствами и методами предполагает также и усвоение определенной системы ценностных ориентацией и целевых установок, специфичных для научного познания. Эти ориентации должны  стимулировать научный поиск, нацеленный на изучение все новых и новых объектов независимо от сегодняшнего практического эффекта от  получаемых знаний. Иначе наука не будет осуществлять своей главной функции – выходить за рамки предметных структур практики своей эпохи, раздвигая горизонты возможностей освоения человеком предметного мира.

Две основные установки науки обеспечивают стремление к такому поиску: самоценность истины и ценность новизны.

Любой ученый  принимает в качестве одной из основных установок научной  деятельности поиск истины, воспринимая  истину как высшую ценность науки. Эта  установка воплощается в целом  ряде идеалов и нормативов научного познания, выражающих его специфику в определенных идеалах организации знания (например, требовании логической непротиворечивости теории и ее опытной подтвержденности), в поиске объяснения явлений исходя из законов и принципов, отражающих сущностные связи исследуемых объектов, и т.д.

Не менее важную роль в научном  исследовании играет установка на постоянный рост знания и особую ценность новизны  в науке. Эта установка выражена в системе идеалов и нормативных  принципов научного творчества (например, запрете на плагиат, допустимости критического пересмотра оснований научного поиска как условия освоения все новых типов объектов и т.д.).

Показательно, что для обыденного сознания соблюдение основных установок  научной этики совсем не обязательно, а подчас даже и нежелательно. Человеку, рассказавшему политический анекдот в незнакомой компании, не обязательно ссылаться на источник информации, особенно если он живет в тоталитарном обществе.

В обыденной жизни люди обмениваются самыми различными знаниями, делятся житейским опытом, но  ссылки на автора этого опыта в большинстве ситуаций просто невозможны, ибо этот опыт анонимен и часто транслируется в культуре столетиями.

Наличие специфических для науки  норм и целей познавательной деятельности, а также специфических средств и методов, обеспечивающих постижение все новых объектов, требует целенаправленного формирования ученых специалистов. Эта потребность приводит к появлению «академической составляющей науки» - особых организаций и учреждений, обеспечивающих подготовку научных кадров.

В процессе такой подготовки будущие  исследователи должны усвоить не только специальные знания, приемы и методы научной работы, но и  основные ценностные ориентиры науки, ее этические нормы и принципы.

 

Философское познание.

 

Если непосредственной целью науки является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности,  составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов, то философия всегда в той или иной степени выполняла по отношению к науке функции методологии познания и мировоззренческой интерпретации ее результатов. Философию объединяет с наукой также и стремление к теоретической форме построения знания, к логической доказательности своих выводов.

Европейская традиция, восходящая к античности, высоко ценившая единство разума и нравственности, вместе с тем прочно связывала философию с наукой.  Еще греческие мыслители придавали большое значение подлинному знанию и компетентности в отличие от менее научного, а порой и просто легковесного мнения. Такое различие имеет принципиальный характер для многих форм человеческой деятельности, в том числе и для философии. Так чем же являются результаты интеллектуальных усилий философов:  надежным знанием или только мнением, пробой сил, своего рода игрой ума? Каковы гарантии истинности философских обобщений, обоснований, прогнозов? Вправе ли философия притязать на статус науки или же такие притязания беспочвенны? Посмотрим, как наука и философия взаимодействуют между собой.

Научно-философское мировоззрение  выполняет познавательных функций, родственных функциям науки. Наряду с такими важными функциями как обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия, теоретическая масштабность, логичность философского разума позволяют ему осуществлять также функции прогноза, формирования гипотез об общих принципах,  тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами.

На основе общих принципов  рационального понимания философская  мысль группирует житейские, практические наблюдения различных явлений, формирует  общие предположения о их природе  и возможных способах познания.  Используя опыт понимания, накопленный  в иных областях познания, практики, она создает философские «эскизы» тех или иных природных или общественных реалий, подготавливая их последующую конкретно-научную проработку. При этом осуществляется умозрительное продумывание принципиально допустимого, логически и теоретически возможного. Таким образом, философия выполняет функцию интеллектуальной разведки, которая также служит и для заполнения познавательных пробелов, постоянно возникающих в связи с неполной, разной степенью изученности тех или иных явлений, наличием «белых пятен» познавательной картины мира. Конечно, в конкретном научном плане их предстоит заполнить специалистам-ученым иной общей системы миропонимания. Философия же заполняет их силой  логического мышления. Существует интересная точка зрения, что эти «белые пятна» заполняются учеными рациональными (научными) методами не на 100%. Точнее, «в экстраординарные, революционные периоды развития научного знания … каждый ученый использует их по-своему, вкладывая в них (критерии рационального выбора) свое собственное понимание. Рациональные соображения … не носят общезначимого характера» (см. [2], стр. 241). Т.е. переход от одной фундаментальной теории к другой осуществляется как «переключение», нежели как рациональный выбор.

Специалисты, изучающие  всевозможные конкретные явления, нуждаются

в общих,  целостных  представлениях о мире, о принципах  его устройства,

общих закономерностях  и т.д. Однако сами они таких представлений  не

вырабатывают – в  конкретных науках используется универсальный  мыслительный инструментарий (категории, принципы, различные методы познания), но ученые специально не занимаются разработкой, систематизацией,

осмыслением познавательных приемов, средств. Общемировоззренческие  и

теоретико-познавательные основания  науки изучаются, отрабатываются и формируются в сфере философии.

Итак, философия и наука  довольно сильно взаимосвязаны; у них  есть много общего, но есть и существенные различия. Поэтому философию нельзя  однозначно  причислять к науке  и наоборот нельзя отрицать ее научность.  Философия - отдельная форма познания, имеющая научные основы, проявляющая себя в те моменты и в тех областях научного знания,  когда

теоретический потенциал в этих областях либо мал,  либо вообще отсутствует.

 

 

 

 

Заключение

 

В настоящее время  познание изучается не только философией. Сейчас происходит интенсивное развитие различных специальных наук, исследующих познание : когнитивной психологии (психологии изучающей познавательные процессы ), логики и методологии научного познания, истории науки, науковедения, социологии знания, и т.д. Все эти науки вносят ценный вклад в изучение познания, рассматривая его отдельные аспекты. Без его опоры на их достижения невозможно и квалифицированное, успешное философское исследование познания. Однако сущность познавательного отношения к миру является предметом именно философского осмысления, ибо оно связано с анализом и решением коренных мировоззренческих проблем отношения человека к действительности. Познание является необходимой стороной этого отношения и само может быть понято только в контексте последнего.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

  1. История философии: учебник для высших учебных заведений / под ред. В.П. Кохановского, В.П. Яковлева. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2005 г.
  2. Спиркин А.Г. Философия: Учебник-М.: «Гардарики», 2006 г.
  3. Философия (полный курс): Учебник для высших учебных заведений / Под ред. А.Н.Ерыгина – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д.: Издательский центр «МарТ», 2004 г.
  4. Мостепаненко М.В. Философия и методы научного познания.                   Изд-во: «Лениздат», 1972г.
  5. Швырев В.С.  Теоретическое и эмририческое в научном познании.                 М.: «Наука», 1978г.
  6. Философия: учебник для высших учебных заведений. – Ростов н/Д.: «Феникс». – 2005 г. Под ред. В.П. Кохановского



Информация о работе Виды познания