Воля в возрениях Шопенгауэра

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 20:47, реферат

Описание работы

Целями реферата является рассмотрение воли в воззрениях Шопенгауэра.
Задачей данного реферата является анализ нижеперечисленных тем:
1. Жизненный путь А.Шопенгауэра.
2. Философия А.Шопенгауэра.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Жизненный путь Артура Шопенгауэра……..……………………….……...4
Глава 2. Философия Артура Шопенгауэра…………………………..……….........…6
2.1. Воля как основа бытия………………..……………………………………...……7
2.2. Понятие «Свободы»…………………..……………………………….………......9
2.3 Эстетика А.Шопенгауэра………………..……………………………….……….11
2.4 Этика А. Шопенгауэра…………………..…………………………………….….12
Выводы...…………………………………………………………………………...….13
Список использованных источников……………………………………..……….....14

Работа содержит 1 файл

реферат мировая воля в возренияях Шопенгауэра.docx

— 32.17 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение………………………………………………………………………………...3

Глава 1. Жизненный путь Артура Шопенгауэра……..……………………….……...4            

Глава 2. Философия  Артура Шопенгауэра…………………………..……….........…6

2.1. Воля как  основа бытия………………..……………………………………...……7

2.2. Понятие «Свободы»…………………..……………………………….………......9

2.3 Эстетика А.Шопенгауэра………………..……………………………….……….11

2.4 Этика А.  Шопенгауэра…………………..…………………………………….….12

Выводы...…………………………………………………………………………...….13

Список использованных источников……………………………………..……….....14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Актуальность  выбранной темы. Истинным предметом философии Артура Шопенгауэра является воля. Цель его философии состоит в том, чтобы поднять ум до такого состояния, когда он сможет контролировать волю. Шопенгауэр уподобляет волю сильному слепому человеку, несущему на своих плечах интеллект, который представляет хромого, но обладающего зрением. Воля есть неутомимая причина проявления всего, и каждая часть природы есть продукт воли. Мозг есть продукт воли к познанию. Руки есть продукт воли к хватанию. Вся интеллектуальная и эмоциональная конституция человека подчинена воле и по большей части связана с усилиями в оправдании того что диктует воля.

     Таким образом, ум создает разработанную  систему мысли просто для того, чтобы доказать необходимость диктуемых волей вещей, то есть осознание какой либо необходимости.  Жизнь - это проявление слепой воли в жизни, и он рассматривал это как несчастье, говоря, что истинным философом является тот, кто, осознав мудрость смерти, сопротивляется настойчивым попыткам воли воспроизвести себя.

     Целями  реферата является рассмотрение воли в воззрениях Шопенгауэра.

     Задачей данного реферата является анализ нижеперечисленных тем:

  1. Жизненный путь А.Шопенгауэра.
  2. Философия А.Шопенгауэра.
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Жизненный путь Артура Шопенгауэра 

     Артур Шопенгауэр родился 22 февраля 1788 года в Данциге (Гданьске),

в семье  коммерсанта. Родители ребенка желали, чтобы Артур стал коммерсантом

и вначале  он действительно занимался коммерческой деятельностью. Родители Артура находились в состоянии глубокого внутреннего  разлада между собой, что тяжело сказывалось на духовном самочувствии ребёнка. Затем отец Артура совсем разошелся  с женой, а спустя два года, в 1805 году, покончил жизнь самоубийством. После смерти отца Шопенгауэр бросает коммерческую деятельность и разворачивает интеллектуальную деятельность.

     В 1809 году Шопенгауэр поступил в Гёттингенский университет, а спустя два года перешел в столичный, Берлинский университет. Предметами его занятий были сперва медицина, а затем философия так же его интерес вызвали только принцип фихтевского волюнтаризма и идеи работы Шеллинга о свободе воли. Он с большим прилежанием изучает теорию вторичных качеств Локка, учение Платона об идеях и все построения Канта.  Главный труд Шопенгауэра вышел в свет безгонорарно в 1818 году.

       С 1826 по 1832 год он читал лекции  в Берлинском университете, но  студенты предпочитали слушать  Гегеля, который также проводил  лекции в университете. Раздражительный  и злопамятный характер Шопенгауэра  таил в себе всегдашний разлад  между обуревавшими его страстями,  житейской расчётливостью и увлечённостью  философией, и этот разлад сказался  на всей его карьере. Честолюбие  и тщеславное стремление к  известности долгие годы

оставались  у Шопенгауэра не удовлетворенными, и многие страницы его сочинений  несут на себе следы этого психологического комплекса, прежде всего в виде резко  отрицательных характеристик, которые  он даёт своим соперникам или тем, которых он считал за таковых [4].

     Наиболее  яростно стал нападать он на Гегеля, оптимистический пафос философии  которого противоречил всему строю  шопенгауэровского мышления.

     В 1831 года эпидемия холеры унесла жизнь Гегеля. Шопенгауэр покинул университет и вообще Берлин и никогда больше не возвращался к преподавательской деятельности. Вывод, который он сделал для себя, был им выражен в следующих написанных им в 1844 году широко известных словах:    «А чтобы моя философия стала сама способна занять кафедру, нужно чтобы наступили совершенно иные времена».

       В 1836 году Норвежское королевское  научное общество в Дронтгейме  объявило конкурс на философскую  работу. Шопенгауэр послал своё  сочинение о свободе воли и  получил премию. Это был первый  проблеск грядущей известности. 

     В следующем году Шопенгауэр напечатал  обе конкурсные работы вместе под общим названием «Две основные проблемы этики». Общественность этой публикацией не заинтересовалась. В 1844 году удалось организовать второе издание «Мир как воля и представление», на этот раз в составе двух томов.  Второй том был дополнительным, он содержал пояснения и пространные комментарии к различным местам первого тома, проливавшие свет на многие детали ранее изложенной в первом томе философской, эстетической и этической системы [2].

       И только после того, как в  1851 году Шопенгауэр опубликовал  двухтомное собрание очерков  под названием «Parerga und Paralipomena», что на русский язык можно перевести как «Дополнительные и ранее не опубликованные сочинения», с включенными в первый том «Афоризмами житейской мудрости», отношение читателей к автору стало меняться более заметно.

     Последнее десятилетие жизни философа охарактеризовалось растущей популярностью, появились и ученики. Шопенгауэр с полным правом мог сказать «Закат моей жизни стал зарёй моей славы». В 1860 году вышло третье издание «Две основные проблемы этики». Но 21 сентября 1860 года автора этих работ не стало, Шопенгауэр скончался от пневмонии. 
 

Глава 2. Философия Артура Шопенгауэра 

     Философские  идеи А. Шопенгауэр разрабатывал в двух параграфах своего главного труда «Мир как воля и представление» (работа написана                          в 1818-1819 г.г.). Теория Шопенгауэра бросила вызов господствовавшим в философии того времени теориям Гегеля и Фихте – его великих оппонентов. Признанная после смерти А. Шопенгауэра, теория дала толчок к философским взглядам Ницше. Обратимся к основным моментам теории Шопенгауэра. Истоки идеи «мир как представление» Шопенгауэр черпал в философских системах Индии, в воззрениях Лейбница, Беркли  и Канта.

     Беркли  недопустимо отождествил знание с данными органов чувств. Гегель неправомерно упростил ситуацию, когда  сделал вывод о знании как непосредственном продукте человеческой деятельности. Знание не является непосредственным продуктом познавательной деятельности. Между знанием и миром лежит  некая невидимая пропасть. Эту  пропасть Шопенгауэр называет представлением. Знание опосредовано представлением. А представление есть мостик, связывающий  познающего человека и знание. Знание о мире, считает Шопенгауэр, есть не что иное как знание своих представлений  о мире [1].

     Шопенгауэр  выступал против категориальной системы И.Канта, поскольку философ подменил онтологию (учение о бытии) гносеологией (учением о познании бытия).

       Сквозь призму своей философии,  Шопенгауэр понимает ошибку Канта:  поскольку человек знает не  мир сам по себе, а только  свой глаз, свою руку и т.д., постольку категории И.Канта,  в которых измеряется порядок в мире, - «пространство», «время», «единство», «множество», «причинность», «возможность», «действительность», «необходимость» и другие - это не само бытие, это - представления о бытии.

Кант  объективизировал понятия, онтологизировал  собственные представления, тем  самым исказил философскую истину. 

     Творчески переработав идею Канта о мире явлений (феноменов) и мире вещей  в себе (ноуменов), Шопенгауэр создал свою теорию. Он воспользовался идеей  Канта о том, что мир является таким, каким его представляет человек. Мир у Шопенгауэра двойственен, он состоит из двух сфер: одна сфера  – мир как представление (по Канту, мир явлений); другая сфера – мир  как воля (мир вещей в себе). Над миром представления всегда господствует причинность, элементы мира представления рассредоточены во времени  и в пространстве; мир воли ему  противоположен, он недоступен причинности, он спонтанен, ничем не стеснен и  не обуздан, над миром воли не властвует  ни время, ни пространство. 

2.1 Воля как основа бытия 

     Шопенгауэр  был убеждён, что абсолютным первоначалом бытия является мировая воля. Шопенгауэр придает слову «воля» не обыденное, а особенное значение. Он ведет  речь не о воле как о разумном и сознательном начале, а о том, что воля – это что-то инстинктивное. Воля есть то, что дает всему, что  есть в мире силу и диктует свои законы, которые мир не может нарушить. Воля - как воля к мощи (жизни), как  воля к власти (в борьбе за выживание), - правит миром, воля, но никак не разум. Если бы в основании мира лежал  Разум, откуда взяться безумным войнам и бессмысленной жесточайшей  борьбе, риторически спрашивает Шопенгауэр. Воля преобладает над сознанием: сознание – это нечто физическое, случайное, сознание – это проявление воли, именно она может парализовать разум, но может и расшевелить  его. Свое видение воли Шопенгауэр обнаруживает в понимании воли как хотения. Хотение, развивает сознание и является определяющим мотивом сознания. Однако все это – не сущность воли, а  лишь её проявления [2].

     Мир и человек есть формы объективации воли. В мире и в человеке воля показывает себя, раскрывает свою сущность, проявляется. Здесь Шопенгауэр рассуждает в стиле Гегеля: воля полагает себя в свое иное - в мир человека, где желание и стремление, способность и потребность, тип поведения, стиль общения, образ жизни человека не что иное, как проявление воли - внутренней сущности мира. 

     Какое знание о самом себе может иметь  человек? Априорное и апостериорное,- соглашается с Кантом Шопенгауэр. В опыте, (апостериорно) субъект находит себя как индивида, как телесное существо.

       Деятельность рассудка и разума, хотя и является основанием  жизни человека, составляет апостериорное  знание, т.е. знание о формах  объективации (проявления) воли. В опыте  человек имеет представление  о себе, о своем теле. Затем  он познает собственное тело, которое является и исходной  точкой познания рассудка, и завершающим  результатом познания.

     Какое представление о себе имеет человек  до опытно (априорно)? Априорное знание о теле содержит знание, о воле, т.е. некоторой силы, благодаря которой тело может двигаться, действовать, т.е. как-то выражать себя. Сущностью тела, поэтому является воля, воля и есть априорное знание тела. Каждый акт воли имеет свою форму проявления, свой способ преобразования в объект, т.е. объективацию [3].

    Воля, движение тела и познание - это не различные состояния индивида, объединенные причинными связями. Не тело и не цели познания заставляют действовать волю. Напротив, движение тела и движение души (чувства и познание) представляют собой различные формы одного и того же - воли. Движения тела и  движение души есть не что иное, как  объективированная воля, т.е. воля, ставшая  объектом в представлении.

       Воля первична и бытийная, чувства,  рассудок и разум - вторичны  и функциональны. Воля обладает  тремя основными свойствами: тождеством, неизменностью и свободой.

     Весьма  интересным является  следующее  размышление Шопенгауэра. Для каждого  конкретного акта воли в данное время  и в данном месте можно указать  мотив, в силу которого этот акт воли должен совершиться. Так почти всегда можно предугадать, как поведет  себя в той или иной ситуации тот  или иной человек. Но никогда нельзя объяснить, почему этот человек обладает этим характером, почему он хочет это, а не то, почему из многих мотивов именно этот, а не тот движет его волей. По проявлениям характера можно описать способ действия, можно выявить мотивы поведения, но невозможно объяснить способ действия, поскольку этот способ не определяется ничем внешним, являясь безосновным. Поэтому, заключает Шопенгауэр, у каждого человека есть непостижимое - это его характер, коренящийся в воле человека. 

Информация о работе Воля в возрениях Шопенгауэра