Восточная философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 01:25, реферат

Описание работы

Проблема становления древнегреческой, древнекитайской и древнеиндийской философии из дофилософской мировоззренческой культуры занимает все более важное место в историко-философской науке. Постановка проблемы, с одной стороны, вызвана научным интересом исследователей найти истоки философского знания, с другой – всем ходом развития самой философии. З

Содержание

План
1.Введение
2.Восточная философия
3.Индийская философия
4.Китайская философия
5.Заключение
6.Литература

Работа содержит 1 файл

Восточная философия.doc

— 79.50 Кб (Скачать)

         Министерство образования, науки, молодежи и спорта Украины

  Запорожский национальный технический  университет 

  Кафедра «Философии» 
 

  Реферат

  на  тему: «Восточная Философия (Индия, Китай)» 
 
 
 
 
 
 
 

  Выполнила:

  студентка гр. Т-320                                                           Хоролец М.Я.

  Проверил:                                                                          Володин П.В. 
 
 
 
 
 

г. Запорожье

2011г. 

План

1.Введение

2.Восточная  философия

3.Индийская  философия

4.Китайская  философия

5.Заключение

6.Литература 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

Проблема  становления древнегреческой, древнекитайской  и древнеиндийской философии  из дофилософской мировоззренческой  культуры занимает все более важное место в историко-философской  науке. Постановка проблемы, с одной стороны, вызвана научным интересом исследователей найти истоки философского знания, с другой – всем ходом развития самой философии. Зрелое состояние философии требует определения своих исконных начал, места и роли развития самосознания человечества. Без этого рождение и существование философии из области закономерного переносится в область случайного явления: философия могла возникнуть, но могла и не возникнуть, может существовать, а может и вовсе отсутствовать в общественном сознании. 

Решение проблемы становления греческой и италийской философии на Западе и китайской и индийской на Востоке позволяет найти общие закономерности и специфические черты их генезиса, выявить социально-экономические основания и теоретические источники философии, определить ее познавательные (гносеологические) и поведенческие (практические) возможности в системе возникающих сфер общественного сознания, обозначить основные философские направления и дать им мировоззренческую оценку с позиций принадлежности их к материализму или идеализму. 
 
 
 

Восточная философия зародилась практически одновременно с философией Древней Греции и представляет собой крупный и своеобразный пласт мировой философии. Наиболее общепринятым является включение в данное понятие философских традиций древних Китая и Индии как противовес аналогичным традициям античной Европы. Но, в целом, сюда же можно включить и мировоззренческие системы других азиатских цивилизаций древности, наиболее представительными из которых являлись (являются) Вавилон, Персия, Япония, позже — мусульманский мир. Наиболее часто восточной философии приписываются следующие отличительные (от западной философии) черты: религиозность, спиритуальность, интуитивизм, интровертность (обращенность к внутреннему миру человека), пессимизм, единство субъекта и объекта и другие.

Под восточной  философией обычно понимают философию  Индии, Китая. Непредвзятый анализ показывает, что хотя различия между восточной  и западной философией существуют, они не являются чрезмерными. Многие знатоки философии считают, что нет как таковой западной или восточной философии. Нет единого «духа» западной или восточной философии, который определялся бы характером соответствующих народов. Говорят, что западная философия рациональна, научна, натуралистична, ориентирована на прогресс и активную преобразующую деятельность, а восточная философия религиозна, мистична, интуитивна, нацелена на эстетико-этическую просвещенность. Но детальное сопоставление философских воззрений Запада и Востока всякий раз показывает, что введенные различия имеют не регионально ограниченный, а универсальный характер. Так, мистик — это универсальная фигура. В средневековой философии и ее современных модернизациях мистики сколько угодно; иначе говоря, мистика характерна не только для индийских философских систем. В то же время, индийские и китайские философы много занимались изучением логических вопросов, отнюдь не всегда проигрывая в этом своим коллегам с Запада.

В философском  отношении Запад интересен Востоку, а Восток — Западу. Былой обособленности нет больше места. В своем единстве они призваны сформулировать планетарное философское мышление будущего.

Индийская Философия 

Для индуса характерен интерес, как к человеку, так и к целостности мира. То и другое выливается в единство, которое лучше всего выражается формулой: «Атман есть Брахман».

Атман — это всепроникающее духовное начало, Я, душа. Брахман — безличный духовный абсолют, из которого происходит все  остальное. Решающая мысль состоит  в том, что Атман и Брахман  совпадают. Атман —

это самосознание Брахмана, они совпадают, всякой двойственности приходит конец. Многие индусы считают, что на Западе слишком резко противопоставляют Бога человеку и природе, в то время как весь мир одушевлен одним и тем же духом, одним и тем же Богом.

Совпадение  Я-Атмана с безличным Брахманом открывает человеку путь к высшему блаженству. Для этого человеку следует преодолеть иллюзию эмпирического мира, земного, освободиться от него. Достижение человеком вечного Я есть мокша.

Представление об абсолютном бытии создается путем сведения всех вещей к единому целому. Эту задачу нельзя разрешить рациональным образом, ибо интеллект всегда пребывает в мире множества. Есть более могущественная сила в постижении абсолютного бытия, чем абстрактное мышление, — это интуиция, выступающая как погружение во всеобщее сознание и сопряжение со всем существующим. В результате человек совпадает с Богом, с абсолютным бытием.

Индийская мысль довольно мистична. С мистикой органично связана сосредоточенность  индусов, которая также признается одним из необходимых достоинств человека. Индусы считают, что именно искусство мистики, духовных переживаний и медитаций (сосредоточенных размышлений) не раз позволяло им противостоять превратностям истории.

Медитация ведет к состоянию нирваны, к  избавлению от земных желаний и привязанностей, боли, страданий и удовольствия. В этой связи очень показателен разработанный йогами специальный комплекс приемов и упражнений для достижения состояния нирваны. 

Главная проблема, которую пытался разрешить  Будда - как избавиться от страданий. Открывшаяся ему Истина как раз и является решением данной проблемы. Будда говорит, что ему открылись "четыре благородных истины": истина страдания, истина причины, истина освобождения и истина пути.

     Истина страдания состоит в  том, что все в мире преходяще, не имеет постоянной субстанции, а потому полно скорби. Окружающий мир, уже по представлениям Вед, - это только майя - текучая видимость. Но, с точки зрения буддизма, нет никакого устойчивого и неизменного начала и в самом человеке. То есть нет никакого атмана, способного сохраняться и кочевать из одной телесной оболочки в другую. Человек реально состоит из "деталей": тела, ощущений, образов восприятия, желаний и влечений, приводящих в действие закон кармы, и сознания. Все они - только группы "дхарм" - мельчайших частичек, каждая из которых существует мельчайшие доли секунды. Дхарма подобна мгновенной вспышке огня. Однако этого мгновения достаточно, чтобы от одной дхармы вспыхнула другая. Это непрекращающееся горение и есть жизнь, наполненная страданием. После смерти человека дхармы перегруппируются, и их новая комбинация становится новым перерождением человека.

     Истина причины открывает причину  страданий. Эта причина заключается  не во внешних явлениях, как  это обычно представляется, когда источник страданий усматривают во врагах, неблагоприятных обстоятельствах, недостатке чего-либо. Мир текуч, в нем нет постоянной субстанции, поэтому все человеческие деяния и стремления постоянно обесцениваются и разрушаются в этом переменчивом мире. Пытаясь что-то приобрести, сохранить, отстоять, в том числе сохранить самого себя, человек вступает в неразрешимое для него противоречие. Поэтому подлинной причиной страдания является сама жажда бытия, желания, страсти, влечения, которые втягивают нас в беспрерывный поток изменений, а значит, ведут к новым страданиям, а после смерти - к перерождению.

     Истина освобождения говорит  о том, что покуда мы стремимся  к бытию, освобождение от страданий  невозможно. Для того чтобы освободиться  от них, необходимо полностью погасить все желания, достичь "нирваны" - угасания. При этом отказ от желаний не означает совершения самоубийства. Ведь, по представлениям древних индийцев, которые в этом пункте Будда разделяет, смерть не освобождает от сансары. За ней последует новое рождение, а кармические связи лишь усилят страдания. Нирвана - это состояние абсолютного спокойствия, проникновения в истинную сущность вещей, безгрешность и независимость от внешнего. Она не может быть описана языком, относящимся лишь к этому миру, с которым она не имеет ничего общего.

     Достичь нирваны и избавиться  от страданий возможно лишь  на особом пути. Истина пути  называет этот путь "срединным", или "восьмеричным" путем спасения. Рассмотрим в чем состоит этот  путь и кто может по нему  пройти. Срединный путь Будды - это путь спасения между морем желаний и пустыней жесткого аскетизма. Путь погони за удовольствиями низок, груб и, что самое главное, бесполезен. Удовольствия сами по себе не приводят к избавлению от страданий. Занимаясь погоней за удовольствиями, человек всегда придет только к новым страданиям. Но, в свою очередь, и аскетизм, то есть полный отказ от всех удовольствий, тоже бесполезен, лишь увеличивая количество страданий.

     Согласно Будде, вступивший на  путь спасения, должен соблюдать восемь основных правил (правильное видение, правильная мысль, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное внимание и правильное сосредоточение) и освободиться от десяти оков (цепей), приковывающих к существованию. Это трудная, но вполне реализуемая программа личностного самосовершенствования.

Правильно видеть мир - значит воспринимать его  через четыре благородные истины:

понять, что в мире неизбежно существуют страдания, что есть причина страданий  и она заключается в наших желаниях, что есть спасение от страданий и есть путь;

правильно мыслить - значит принять решение  о достижении освобождения и постоянно  следовать ему в своих намерениях;

правильная  речь - это отказ от брани и  лжи;

правильно действовать - значит проявлять доброту, человечность, отказаться от нанесения вреда живым существам, в том числе и животным;

вести правильный образ жизни - значит добывать средства к существованию только допустимыми с моральной точки  зрения средствами, придерживаться умеренного аскетизма (воздержанность в еде и питье, удаление от светских удовольствий и развлечений, украшений и пр.);

совершать правильное усилие - означает исключить  из сознания любые суетные помыслы  и стойко сопротивляться дурным влияниям и соблазнам;

правильное  внимание и сосредоточение, под которым  Будда понимает медитацию, это кульминация  пути. На этой стадии человек преодолевает главное препятствие , отделяющее его  от нирваны - представление о своем "я" как реальном и устойчивом явлении.  

Следовать великому восьмеричному пути способен лишь покинувший мир монах, отказавшийся от всякой практической деятельности. Именно он, пройдя ступени духовного развития и освобождения от "десяти цепей", начиная от низшей (анагамина) и поднимаясь на наивысшую ступень, становясь архатом, достигает нирваны и освобождается от страданий. Миряне, ведя справедливую и строгую жизнь, исполняя нравственные правила, могут лишь надеяться после ряда перерождений достичь нирваны. В такой трактовке буддизм навсегда остался бы достоянием узкой монашеской касты. 

Индийскую философию часто обвиняли в пессимизме, догматизме, излишнем традиционализме, переходящем в консерватизм, чуждости идее прогресса, абсолютизации психического, равнодушии к этике. Эти обвинения  не многого стоят в свете того, что на протяжении двух с половиной тысячелетий индийская философия достойно выполняет свое назначение — направляет деятельность своих почитателей.

Индусы  всегда относились к своим философам  с почтением. Отнюдь не случайно одним  из первых президентов независимой Индии стал философ С. Радхакришнан.

Информация о работе Восточная философия