Взгляды Платона и Аристотеля в социально-политической мысли. Сравнительный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:05, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассмотрены учения Платона и Аристотеля их философская концепция, проведен сравнительный анализ. Следовательно, чётко провести анализ, найти черты сходства и различия в концепциях Платона и Аристотеля, определить значение античной философии в социально-политической мысли и есть основная цель проведения данной работы.

Содержание

I. Введение. 2
II. Краткая биография Платона и его основные сочинения. 4
Краткая биография Аристотеля. 5
III. Идея души в философских концепциях Платона и Аристотеля. 7
IV.Учение о познание. 12
V.Расхождения в метафизике. 14
VI.Этические взгляды. 18
VII.Платон и Аристотель о государстве и обществе. 20
1)Платон о государстве. 20
2)Аристотель о государстве. 30
VIII. Заключение. 40
IX.Список используемой литературы. 43

Работа содержит 1 файл

Курсовая3.doc

— 219.50 Кб (Скачать)

  Жизнь – это развертывание души изнутри наружу; посмертные переживания являются ее свертыванием. Свободная от тела душа встречает в ином мире себя и свои деяния.

  Смерть  – обнажение души .

  После смерти «делаются заметными все  природные свойства души и все  следы, которые человек оставил  на душе каждым из своих занятий» .

  Значит, смерть обнажает душу, отделяет от нее  все, что человек имел, с чем  отождествлял себя в течение жизни: от имущества до положения в обществе. Она убирает все ложные опоры  и все то, что по своей природе  не является частью самой души.

    Как говорит Платон, на душу надо смотреть глазами судей мира иного, и это значит вести внутренний диалог со своей совестью .

  Подлинное знание – это умение выбрать подлинное  благо, и этим оно отличается от неведения, которое, выбирая, не знает природу того, что выбирает. Именно поэтому при выборе образа жизни душа выбирает худшее, считая его лучшим.

  Забота  о душе.

    Принимая идею бессмертности души и понимая, что в таком случае смерть отнимает у человека все, кроме души, Платон приводит нас к мысли о том, что основной заботой человека в жизни должна быть забота о душе

  Платон  неоднократно подчеркивает, что душу портят несправедливость, невоздержанность, трусость и невежество и другие пороки, делающие ее узником тела. Ко всему  этому нужно добавить эгоизм или чрезмерное самолюбие, которое ослепляет душу человека, так что ему собственное невежество кажется мудростью, свои представления об истинном он считает истиной. Такой человек слишком горд и самоуверен, чтобы учиться у более мудрых людей

  Очищение души у Платона связано с телесной и умственной дисциплиной, которая внутренне трансформирует человека и уподобляет его божеству. «Благоразумие, справедливость, мужество и мудрость являются средствами такого очищения».

    Очищение подобно восстановлению зрения души, ее способности видеть ясно, созерцать Благо и творить благо. Благодаря этому внутреннему зрению человек способен различать добро и зло, добродетель и порок, как и то, что не является ни тем, ни другим. Значит, добродетель очищает, и для Платона она является подлинным знанием.  

    Душа также и богата, ибо то, что ищет и к чему стремится, она в конечном итоге находит внутри себя. Подобно Эросу, она является бездомным существом, не знающим покоя и всегда в чем-то нуждающимся. Но она любит, и ее любовь – это стремление овладеть прекрасным. И эту красоту она открывает в первую очередь в чувственном мире, а потом, по мере прозрения, – и в мире духовном. Подобно Эросу, она и «смертна» и «бессмертна», в один и тот же день то умирает, то возрождается. Умирает, когда опускает свои глаза к земле, стремясь осуществиться посредством преходящих, материальных благ, либо попадая под власть тела. Она возрождается, просыпаясь и бодрствуя в сфере духовного.

  Философия – это любовь к мудрости, а  философ – человек, любящий мудрость. Он занимает промежуточное пространство между неведением и мудростью. В отличие от невежд философ знает, что его душа еще не обладает ни красотой, ни добротой, ни справедливостью, и это знание своего несовершенства превращается в жажду, в страстное желание мудрости – самого прекрасного из всех вещей, которые существуют.

    Любовь – это всегда движение к тому, чем мы не обладаем, желание вечно обладать предметом нашей любви. Она то, что не дает покоя душе и поглощает ее все сильнее по мере приближения к избранной цели. Она окрыляет и возносит душу к той сфере, где она была до своего нисхождения в тело, когда вместе с богами могла созерцать мир идей.

  Но  любовь это не только стремление к  вечному обладанию Благом, ее природе  присуще желание увековечить себя, порождая в физической и духовной плоскостях. Как говорит Платон, она должна родить в прекрасном как телесно, так и духовно.

    С представлением о природе души у Платона связано и его понимание знания . Даже под бременем тела на Земле, вдали от занебесной области , душа хранит истинное знание. Это воспоминание о нечувственном бытие , которое она созерцала до вселения на Землю и до своего заключения в тело. Область идей представляет , по Платону , систему , подобную пирамиде: на вершине пирамиде превыше знания и истины пребывает идея блага. Идея блага по своей природе выходит за пределы одного лишь познания : она сообщает предметам не только способность быть познаваемыми , но и способность существовать и получать от нее сущность. Душа — бессмертная сущность, состоящая из трёх частей:

  1) Разумная, обращённая к идеям.  Разумная часть души — основа  добродетели, мудрости;

  2) Пылкая— основа мужества.

  3) Чувственная, движимая страстями,  вожделениями. Эта часть души  должна быть ограничена в проявлениях  разумом.

      Во многом с позицией Платона о возникновении и значении души был согласен и Аристотель. К примеру он так же выделил три основных состояния души .

  Душа , по Аристотелю , имеет три различных  уровня : вегетативный – душа растений ( речь идет здесь об определенной способности к жизни ) ; чувственный , преобладающий в душах животных , и разумный , присущий лишь человеку. Однако Аристотель пошёл дальше своего учителя и предположил, что душа свойственна не только человеческому роду.

  Аристотель  считает , что душа присуще всем объектам, принадлежащим живой природе, то есть растениям, животным и человеку. В ряде работ он приходит даже к таким взглядам : "душа не существует без материи"³ , деятельность души обусловлена состоянием тела , что подтверждает определенную материалистическую тенденцию .

  Однако  в "Политики" Аристотель говорит, что "одушевленное существо состоит  прежде всего из души и тела ; душа по своей сути является господствующим принципом , тело – принцип подчиненный " 4. С подобными мыслями можно встретиться в трактате "О душе" : "… душа есть причина и начало живого тела … душа есть причина как то , откуда движение , как цель и как сущность одушевленных тел ".5 Отношение души и тела является в определенном смысле аналогией более общего отношения материи и формы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  IV.Учение о познании. 

    Из того, что уже было сказано о Платоне, можно сделать вывод о существовании двух путей познания. Во-первых, это познание, связанное с чувствами, обращенными к миру вещей. А, во-вторых, это познание, которое осуществляет разум.. Отношение между сферами ощущаемого и умопостигаемого определяет и отношение разных познавательных способностей: ощущения позволяют понимать (хоть и недостоверно) мир вещей, разум позволяют узреть истину.

    Ощущаемое Платон делит на два рода — сами предметы и их тени и изображения. С первым родом соотносится вера ,со вторым — уподобление. Под верой имеется в виду способность обладать непосредственным опытом.

  Взятые  вместе, эти способности составляют мнение. Мнение не есть знание в подлинном смысле этого слова, поскольку касается изменчивых предметов, а также их изображений. Сфера умопостигаемого также делится на два рода — это идеи вещей и их умопостигаемые подобия. Идеи для своего познания не нуждаются ни в каких предпосылках, представляя собой вечные и неизменные сущности, доступные одному лишь разум. Ко второму роду относятся математические объекты. Согласно мысли Платона, математикам лишь «снится» бытие, поскольку они используют выводные понятия, нуждающиеся в системе аксиом, принимаемых бездоказательно. Способность производить такие понятия есть рассудок . Разум и рассудок вместе составляют мышление, и лишь оно способно на познание сущности.

    Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Основа опыта — в ощущениях, в памяти и в привычке. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи; разум же усматривает общее в единичном.

  Однако  с помощью одних только ощущений и восприятий приобрести научное знание нельзя, потому что все вещи имеют изменчивый и переходящий характер. Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи. Детально и глубоко разобрав теорию познания, Аристотель создал труд по логике, который сохраняет своё непреходящее значение и поныне. Здесь он разработал теорию мышления и его формы, понятия, суждения и умозаключения. 

    Задача понятия состоит в восхождении от простого чувственного восприятия к вершинам абстракции. Научное знание есть знание наиболее достоверное, логически доказуемое и необходимое.

    В учении о познании и его видах Аристотель различал «диалектическое» и «аподиктическое» познание.6 Область первого — «мнение», получаемое из опыта, второго — достоверное знание.7 Хотя мнение и может получить весьма высокую степень вероятности по своему содержанию, опыт не является, по Аристотелю, последней инстанцией достоверности знания, ибо высшие принципы знания созерцаются умом непосредственно.

    Отправным пунктом познания являются ощущения, получаемые в результате воздействия внешнего мира на органы чувств, без ощущений нет знаний. Отстаивая это теоретико-познавательное основное положение, «Аристотель вплотную подходит к материализму». Ощущения Аристотель правильно считал надежными, достоверными свидетельствами о вещах, но оговариваясь добавлял, что сами по себе ощущения обуславливают лишь первую и самую низшую ступень познания, а на высшую ступень человек поднимается благодаря обобщению в мышлении общественной практики.

    Аристотель не дал правильного решения проблемы перехода от ощущения к мышлению, потому что от материалистических основ своей теории познания он

  отступает к идеализму, признавая источником мышления «разумную душу», якобы  зависимую от тела.

    Цель науки Аристотель видел в полном определении предмета, достигаемом только путем соединения дедукции и индукции:

  1) знание о каждом отдельном  свойстве должно быть приобретено  из опыта;

  2) убеждение в том, что это  свойство — существенное, должно  быть доказано умозаключением  особой логической формы —  категорическим силлогизмом. 
 
 

  V.Расхождения в метафизике. 

    По Платону, мир по природе двойственен: в нем различается видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир идей. Мир идей являет собой истинное бытие, а конкретные, чувственно воспринимаемые вещи - нечто среднее между бытием и небытием: они только тени идей, их слабые копии.

  Идея - центральная категория в философии  Платона. Идея вещи есть нечто идеальное.

    Платон так изъяснял свою теорию любимому ученику Аристотелю: «Моя теория содержит "идеи", или "форм".8 Эта теория является частично логической, и частично метафизической. Логическая часть имеет дело со значением общих слов. Когда ряд индивидов имеет общее название, они имеют также общую "идею" или "форму". Например, имеется много отдельных животных, о которых мы можем точно сказать: "Это кошка", но существует лишь одна "идея", или "форма", кошки.9 Что мы подразумеваем под словом "кошка"? Очевидно, нечто отличное от каждой отдельной кошки. По-видимому, какое-либо животное является кошкой потому, что оно разделяет общую природу, свойственную всем кошкам. Язык не может обойтись без таких общих слов, как "кошка", и такие слова, очевидно, не являются бессмысленными. Но если слово "кошка" означает что-либо, то оно означает что-то, не являющееся той или этой кошкой, а представляющее собой нечто в роде универсальной кошачности. Она не родилась, когда родилась отдельная кошка, и не умрет вместе со смертью отдельной кошки. На самом деле она не имеет места в пространстве или времени: она "вечна". Это логическая часть теории. Аргументы в ее пользу, независимо от того, являются они, в конце концов, безусловно верными или нет, сильны и совершенно независимы от метафизической части этой теории. Согласно метафизической части этой теории, слово "кошка" означает некоторую идеальную кошку. Об этой одной «кошке», созданной Богом, и единственную в своем роде, возможно знание. Отдельные кошки разделяют природу Кошки, но более или менее несовершенно, являясь лишь копиями "идеи". Только благодаря этому несовершенству может быть много кошек. Идеальная Кошка реальна: отдельные кошки являются лишь кажущимися, и в отношении многих кошек, сделанных Богом, может быть лишь мнение. Я признав идею первопричиной всего сущего, определяю и основную задачу философии, и предмет науки как познание мира идей, которое возможно лишь посредством диалектического процесса мышления как процесса образования и разделения понятий, и выявление их совместимости с предметным миром.» 10

Информация о работе Взгляды Платона и Аристотеля в социально-политической мысли. Сравнительный анализ