Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста 5-6 лет в процессе обучения предметному рисованию

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 14:45, контрольная работа

Описание работы

Цель работы. Определить роль изобразительной деятельности в развитий творческого воображения детей дошкольного возраста

Содержание

Введение…………………………………………………………
I.Теоритическое обоснование развитие творческого воображение у детей дошкольного возраста
1.творческое воображение: понятие, сущность, структура
2.методы, развитие и механизм творческого воображения у детей дошкольного возраста
3.оссобенности развития творческого воображения у детей 5-6 лет в предметном рисовании

II. описание содержание этапов элемента

2.1 описание содержание констатирующего эксперимента

2.2 описание содержание формирующего этапа эксперимента

2.3 описание содержание контрольного этапа эксперимента

Заключение……………………………………………………

Список литературы…………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Агентство по управлению государственными учреждениями.docx

— 43.82 Кб (Скачать)

Агентство по управлению государственными учреждениями  Пермского  края

ГОУ СПО « Пермский педагогический колледж  № 1»

Кафедра дошкольной и специальной  дошкольной педагогике и психологии  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 

ТЕМА:   РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5-6 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТНОМУ РИСОВАНИЮ  
  
  
  
  
  
  
                                                               

  Студентка Михалева  Е.В.                                                                                

  Специальность 050704                                                               

  Дошкольное образование                                        

5 курс, 51 до                                                 

  Форма обучение:                                 

  Заочная    

                                                           Научный руководитель:                                        

  Агеева Л.А.                                

                                  
 

Пермь,2010 

  ОГЛАВЛЕНИЕ                                                                     стр.  
  
 

Введение…………………………………………………………

    1. Теоритическое обоснование развитие творческого воображение у детей дошкольного возраста
    1. творческое воображение: понятие, сущность, структура
    2. методы, развитие и механизм творческого воображения у детей дошкольного возраста
    3. оссобенности развития творческого воображения у детей 5-6 лет в предметном рисовании

II.  описание содержание этапов элемента

2.1 описание содержание  констатирующего  эксперимента

2.2 описание содержание  формирующего этапа эксперимента

2.3 описание содержание  контрольного этапа  эксперимента

Заключение……………………………………………………

Список  литературы…………………………………………..  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 

ВВЕДЕНИЕ 

Актуальность  темы. Перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

Проблема  развития творческого воображения  детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведение в целом.

Воображение, как любая психологическая функция  ребенка, требует педагогической работы, если мы хотим, чтобы оно развивалось.

Исследования  Л.С.Выгодского, В.В.Давыдова, Е.И.Игнатова и других показали, что воображение  выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и  является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т.е в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.

Творческое  воображение у детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в  обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения представляет изобразительная деятельность детей.

Проблема  исследования. Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение, специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функций. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности.

Объект  исследования. Объектом исследования является дети дошкольного возраста.

Предмет исследования. Организация работы по развитию творческого воображения детей дошкольного возраста.

Цель  работы. Определить роль изобразительной деятельности в развитий творческого воображения детей дошкольного возраста

Задачи  исследования .- раскрыть особенности воображения детей дошкольного возраста и его связь с интересами и эмоциями;

- определить  особенности изобразительной деятельности  детей и ее значение для  развитие творческого воображения;

-определить  возможные пути развития творческого  воображения детей в процессе  изобразительной деятельности.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 

1. Творческое воображение: понятие, сущность         

 Всякая деятельность человека, результатом  которой является не воспроизведение  бывших в его опыте впечатлении  и действии, а создание новых  образов или действий; будет принадлежать  к творческой деятельности. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку он воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.         

 Воображение- это  форма психического отражения,  состоящего в создании образов  на основе ранее сформированных  представлений. Необходимый элемент  творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа  продуктов труда, а также обеспечивающий  создание программы поведения  в тех случаях, когда проблемная  ситуация характеризуется неопределенностью.  Благодаря этому психическому  процессу человек способен мысленно  преодолевать расстояния, переноситься  в далекое прошлое или будущее.  Вместе с тем воображение может  быть средством создания образов,  не программирующих активную  деятельность, но заменяющих ее. С помощью ощущений, восприятия, мышление человек узнает о  свойствах и связей вещей, процессов,  закрепляя все это в памяти  в виде образов, мыслей. Именно  образы представления, удерживаемые  памятью, являются тем строительным  материалом, из которого формируются  новые образы – образы воображения.  Процесс воображения всегда протекает  в неразрывной связи с двумя  другими психическими процессами- памятью и мышлением. Говоря  о воображении, мы лишь подчеркиваем  преобладающее направление психической  деятельности. Первое и важнейшее  назначение воображения как психического  процесса заключается в том,  что оно позволяет представлять  результат труда до его начала. Воображение характеризуется активностью,  действительностью. Аппарат воображения  может быть использован и используется  не только как условие творческой  деятельности личности, направленной  на преобразование окружающего.          

 Многие исследователи  отличают, что воображение есть  процесс создания новых образов  в наглядном плане. Природу  воображения составляет синтез, единство логического и чувственного. В литературе имеются самые  разные определения воображения.  Так Л.С.Выгодский отмечает, что  « воображение не повторяет  в тех же сочетаниях и в  тех же формах отдельных впечатлений,  которые накоплены прежде, а строить  какие-то новые ряды из прежде  накопленных впечатлений. Иначе  говоря, принесение впечатлений  и изменение этих впечатлений  так, что в результате этой  деятельности возникает некоторый  новый, ранее не существовавший  образ, составляет, как известно  самую основу той деятельности, которую мы называем воображением».     

    « Воображение» - пишет С.Л.Рубинштейн- связано с нашей способностью. И далее « Воображение – это отлет от прошлого опыта, преобразование его. Воображение – это преобразование данного, осуществляемое в образной форме.   

      « Основной признак процесса воображения, - пишет Е.И.Игнатьев, -в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получается новые впечатления».  Воображение присущее только человеку. Воображение тесно связано с процессом восприятия. Самые тесные связи существуют между воображением и мышлением. Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Воображение – важная составляющая часть творческого процесса. Деятельность воображения зависит от общей направленности личности. Воображение связано со всей психической жизнью человека.   

 Ценность воображение в том,  что оно позволяет принять  решение и найти выход в  проблемной ситуации даже при отсутствии нужной полноты знаний, которые необходимы  для мышления. Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и все-таки представить себе конечный результат. Намеченные фантазией пути решения нередко недостаточно точны, нестроги. Однако необходимость существовать и действовать в среде с неполной информацией привела к возникновению у человека аппарата воображения. Поскольку в окружающем нас мире всегда останутся неизученные области, аппарат воображения всегда будет полезен.               

1.2  Виды  и способы создания творческого воображения                 

 Существует несколько  квалификаций видов воображения,  каждая из которых имеет в  своем, основании какой- либо  из существенных признаков воображения.  По признаку активности различают  пассивное, созерцательное воображение  с его непроизвольными формами  и активное, практически деятельное  воображение. При активном воображении  образы всегда формируются сознательно  с условием поставленной цели. Если активное воображение преднамеренно  , т.е. связано с волевыми проявлениями  человека., то пассивное воображение  может быть преднамеренным и  непреднамеренным. Преднамеренное  пассивное воображение создает  образы, не связанные с волей.  Эти образы получили название  грез. В грезах наиболее ярко  обнаруживается связь воображения  с потребностями личности.    

 Непреднамеренное пассивное воображение  наблюдается при ослаблении деятельности  сознания, его расстройствах, в  полудремотном состоянии, во сне,  и т.д. наиболее показательным проявлением пассивного воображения является галлюцинации, при  которых человек воспринимают несущественные объекты. Как правило, галлюцинации наблюдаются при некоторых психических расстройствах.          

 В зависимости от самостоятельности  и оригинальности образов воображение бывает воссоздающим и творческим.       

 Воссоздающее воображение – представление  чего – либо нового для человека, опирающееся на словесное описание  или условие изображение этого  нового ( чертежи, схема). Этот вид  воображения используется в разных видах деятельности человека. При чтении как учебной, так и художественной литературы, при изучении исторических описаний происходит воссоздание при помощи воображения того, что отображено в этих книгах и рассказах. Чаще всего сталкиваемся с воссоздающимся воображением, когда необходимо воссоздать какое – либо представление по словесному описанию. Однако бывают случаи, когда мы воссоздаем представление о каком – либо предмете не пользуясь словами, а на основе схем и чертежей. В этом случае успешность воссоздания образа во многом определяется способностями человека к пространственному воображению, т.е. способностью воссоздать образ в трехмерном пространстве. Следовательно, процесс воссоздающего воображения тесно связан  с мышлением человека и его памятью.     

 Ведущую роль  в нем играет образы памяти. Воссоздающее воображение играет  важную роль в процессе коммуникации  и усвоении социального опыта.      

 Творческое воображение – это  создание новых образов без  опоры на готовое описание  или условное воображение. Творческое воображение, как и воссоздающее, тесно связано с памятью, поскольку во всех случаях его проявления человек использует свой предшествующий опыт.       Человеческая культура является результатом творческого воображения людей. В творческом комбинирование образов исчезает ведущая роль памяти, но ее место приходит эмоционально окрашенное мышление.    

 Особой формой воображения является  мечта. Суть данного типа воображения  заключается в самостоятельном  создании новых образов.  Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т.е. мечта- это воображение, направленное на желаемое будущее. Следует различать несколько подтипов данного вида воображения.

Информация о работе Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста 5-6 лет в процессе обучения предметному рисованию