Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста 5-6 лет в процессе обучения предметному рисованию

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 14:45, контрольная работа

Описание работы

Цель работы. Определить роль изобразительной деятельности в развитий творческого воображения детей дошкольного возраста

Содержание

Введение…………………………………………………………
I.Теоритическое обоснование развитие творческого воображение у детей дошкольного возраста
1.творческое воображение: понятие, сущность, структура
2.методы, развитие и механизм творческого воображения у детей дошкольного возраста
3.оссобенности развития творческого воображения у детей 5-6 лет в предметном рисовании

II. описание содержание этапов элемента

2.1 описание содержание констатирующего эксперимента

2.2 описание содержание формирующего этапа эксперимента

2.3 описание содержание контрольного этапа эксперимента

Заключение……………………………………………………

Список литературы…………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Агентство по управлению государственными учреждениями.docx

— 43.82 Кб (Скачать)

2. Этапы развитие  творческого воображения

у детей дошкольного  возраста     

Человек не рождается  с развитым воображением. Воображение  развивается в тесной связи с  развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания, а также  в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами. Определить какие-либо конкретные возрастные границы, характеризующие  динамику развития воображения, очень  трудно. Существует примеры раннего  развития воображения . Моцарт начал  сочинять музыку в четыре года, Репин  и Серов уже в шесть лет  хорошо рисовали.  С другой стороны, позднее развитие  воображение не означает, что этот процесс в более зрелые годы будет стоять на низком уровне.    

 Несмотря  на сложность определения этапов развития воображения у ребенка, можно выделить определенные закономерности в его формировании. Так, первые проявления воображения тесно связаны с процессом восприятия. Например, дети раннего возраста не способны еще слушать даже самые простые рассказы или сказки, они постоянно отвлекаются или засыпают, но с удовольствием слушают рассказы о том, что они сами пережили. Ребенок слушает рассказ о своих переживаниях потому, что отчетливо представляет то, о чем идет речь. Связь между восприятием и воображением сохраняется и на следующей ступени развития, когда ребенок в своих играх начинает перерабатывать полученные впечатления, видоизменяя в воображении воспринимаемые ранее предметы. Стул превращается в самолет, коробка – а машину. Нужно отметить, что первые образы воображения ребенка всегда связаны с деятельностью. Ребенок не мечтает, а воплощает переработанный образ в свою деятельность, даже несмотря на то, что эта деятельность – игра.      

 Важный этап  в развитии воображения  связан с тем возрастом, когда ребенок овладевает речью. Речь позволяет ребенку включить в воображение не только конкретные образы, но и более отвлеченные представления и понятия. Более того, речь позволяет ребенку перейти от выражения образов воображения в деятельности к непосредственному их выражению в речи.       

 Этап овладения речью сопровождается  увеличением практического опыта  и развитием внимания, что позволяет  ребенку легче выделять отдельные  части предмета, которые он воспринимает  уже как самостоятельные и которыми все чаще оперирует в своем воображении. Однако синтез происходит со значительными искажениями действительности. Из-за отсутствия достаточного опыта и недостаточной критичности мышления ребенок не может создать образ, близкий к реальной действительности. Главной особенностью данного этапа является непроизвольный характер возникновения образов воображения. Чаще всего образы воображения формируется у ребенка данного возраста непроизвольно, в соответствии с ситуацией, в которой он находится.   

 Следующий этап  развития воображения связан  с появлением его активных  форм. На этом этапе процесс  воображения становится произвольным. Возникновение активных форм  воображения вначале связано  с побуждающей инициативой со  стороны взрослого. Например, когда  взрослый человек просит ребенка  что-либо сделать (нарисовать  дерево, сложить из кубиков дом  и т.д), он активизирует процесс  воображения. Для того чтобы  выполнить просьбу взрослого  человека, ребенок вначале должен  создать, или воссоздать, в своем  воображении определенный образ.  Причем этот процесс является  произвольным, поскольку ребенок  пытается его контролировать. Позднее  ребенок начинает использовать  произвольное воображение без  участия взрослого. Этот скачок  в развитии воображения находит  свое отображение, прежде всего  в характере игр ребенка. Они  становятся целенаправленными и  сюжетными. Окружающие ребенка  вещи становятся не просто  стимулами  к развертыванию предметной деятельности, а выступают в виде материала для воплощения образов его воображения. Ребенок в четырех -пятилетнем возрасте начинает рисовать, строить, лепить, переставлять вещи и комбинировать их в соответствии  со своим замыслом.   

 Другой важнейший сдвиг в воображении происходит в школьном возрасте. Необходимость понимания учебного материала обусловливает активизацию процесса воссоздающего воображения.   

 Вывод, что развитие воображения  тесно связано с основанием  законов родного языка. Что слово дает возможность ребенку представить и преобразовать предмет в его отсутствии. Также следует помнить и том, что основу для воображения создают разнообразные, богатые представления, собственный опыт дошкольников. Что задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка способам и средствам преобразования развивать его комбинаторные способности. И этапами творческого воображения являются:

- возникновение  творческой идеи;

- «вынашивания»  замысла;

- реализация  замысла .   
 

3.  Роль изобразительной деятельности в развитий творческого воображения.       

 Дошкольное детство, когда ведущей  деятельностью ребенка остается игра, характеризуется бурным развитием процессов воображения. Воображение это основа творческой деятельности, а творчество один из существенных показателей развития личности. Одним из основных условий развития творческой личности дошкольника является широкий подход к решению проблемы ( творчество: стиль жизни).данная задача должна стать одной из основных в системе воспитания ребенка и решаться во всех сферах его жизни( в отношении к природе, сообществу, рукотворному миру, в том числе искусству0 и во всех видах деятельности. Игра и художественная деятельность предоставляют для этого большие возможности. Дошкольный возраст сенситивен для развития воображения, и поэтому взаимодействующий с ребенком взрослый должен создать все условия для того, чтобы ребенок мог вести поисковую, исследовательскую деятельность, решать любые вопросы по-своему. Должны быть специальные системы игр, заданий, развивающих творчество.  

 Другое   важнейшее условие проявления  творчества в художественной  деятельности – организация интересной содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.   

 Детское рисование вызывает интерес  многочисленных исследователей. Представители  различных наук подходят к  изучению детского рисунка с   разных сторон. Психологи через  детское рисование ищут возможность  проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка.  

 Еще одним условием  развития детского творчества  является обучение как организованный  взрослым процесс передачи и  активного присвоения ребенком  изобразительной деятельности в  целом ( мотивов, способ действия  всей сложной системы отношений,  характеризующих ее). В сферу обучения  входят и формирования способности  эмоционально откликаться на  окружающий мир, и потребность  в творчестве и стремление выполнять работу для других людей. Обучение детей изобразительной деятельности должно быть ориентировано на развитие творческих способностей. Знания, умения должны осваиваться в связи с созданием образа, с необходимостью выразить себя, свое отношение или характер изображаемого персонажа. Ребенок осваивает не просто изобразительные, а изобразительно-выразительные средства. Очень важно, чтобы предъявляемые взрослым творческие задания была воспринята ребенком. Мотивация задания и не просто мотивация, а предложение действенных мотивов, подведение детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослым, - важное условие творческой активности ребенка на занятии. 

 Еще  одно условие развития творческих  возможностей детей- это комплексное  и системное использование методов  и приемов, ведущее значение  среди которых имеют предварительные наблюдения, создание проблемных ситуаций, выявляющих задачу, и отсутствие готовых средств для их разрешения, что стимулирует поисковую деятельность. Атмосфера творчества создается и другими видами искусства, которые не отвлекают ребенка от главного- изобразительной деятельности, а создают эмоциональный фон этой деятельности: вовремя сказочное четверостишие, пословица, спетая песенка и т.д. 

 Учет  индивидуальных особенностей ребенка  – одно из основных условий  развития творчества в процессе  обучения. Важно учесть и темперамент, характер, и особенности психических процессов( например, доминирующий вид воображения) , и даже настроение детей в день, когда предстоит творческая работа.   

 Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает внимание, вкладывают  в изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке. Рисование- это не только забава, но и творческий труд. Рисование помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображение, эмоционально-волевой сферы. Занятие рисованием приносит пользу, развивая память и внимание, речь и мелкую моторику, приручая ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.     

 Подражая взрослым действиям,  ребенок уже в раннем возрасте  начинает манипулировать карандашом и бумагой, создавая каракули. Постепенно его движения становятся более точными и разнообразными. Словесное формирования намерения являются началом изобразительной деятельности.      Вначале стремление изображать с воспоминанием знакомого ему графического образа. Чаще всего это кругоподобные кривые, в которых ребенок «видит» дядю, тетю и т.д. постепенно он начинает искать новые графические образы. Значительный скачок в развитии, как самого ребенка, так и рисование, происходит в дошкольном возрасте. Под влиянием взрослого появляются дома, деревья и т.д.  

 Рисование как игра помогает  ребенку освоить его социальное  окружение, мир, в котором он  живет. Необходимые качества воображения  ( широта, устойчивость, яркость, оригинальность) возникает не просто так, а при условии систематического влияния со стороны взрослого.   

 Влияние должно обогащать и  уточнять восприятие и представления  ребенка об окружающем мире, а  не сводится к « навязыванию»  ему готовых тем. Ребенку нужно  помогать знакомится с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые. Важно формировать у детей познавательные интересы. К этому возрасту должны появится такие психические образования, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия. Благодаря этому появляются новый вид воображения- произвольное. Возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены.   

 Роль воображения в творческом процессе трудно переоценить. Творчество тесно связано со всеми психическими процессами, в том числе и с воображением. Изобразительная деятельность развивает умение наблюдать, анализировать; творческие способности, художественный вкус, воображение, развивает органы чувств и особенно зрительное восприятия, основанное на развитии мышления. Воображение играет существенную роль в каждом творческом процессе. Сущность художественного воображения заключается в том, чтобы уметь создать новые образы, способные быть пластическим носителем идейного содержания. Для того чтобы создать новые образы и нарисовать на большом полотне широкую картину, максимально соблюдая условия объективной деятельности, нужны особая оригинальность, пластичность и творческая самостоятельность воображения.   

 Роль воображения в научном  творчестве очень высоко расценивал  В.И.Ленин. Он писал: « … нелепо  отрицать роль фантазии и в  самой строгой науке».   

 Специфическая роль воображения  заключается в том, что оно  преобразует образное, наглядное содержание проблемы и этим содействует ее разрешению. Поскольку творчества, открытие нового совершается благодаря преобразованию наглядно-образного содержания, оно может быть отнесено нам счет воображения.  Образное содержание восприятия и представление памяти, воспроизводящее это содержание иногда не дает достаточных опорных точек для разрешения встающей перед мышлением проблемы. Иногда нужно преобразовать наглядное содержание для того, чтобы продвинуть разрешение проблемы4 тогда воображение вступает в свои права. Очень рельефно эта роль воображения выступает в экспериментальном исследований. Воображение, имеющие исключительно важное значение для осуществления и организации деятельности, само формируется в различных видах деятельности и затухает, когда ребенок развивается в связи с усвоением речи а следовательно, в процессе общения со взрослыми детьми.   

 Фантазия – важная условие  нормального развития личности  ребенка, она необходима для  свободного выявления его творческих  возможностей. В дошкольном возрасте фантазия выступает как одно из важнейших условий усвоения общественного опыта. Воображение играет важную роль на ранних стадиях изучения научной проблемы и нередко ведет к замечательным догадкам. Роль воображения в жизни исключительна велика.   

 Очень важно  использовать для развития у  дошкольников творческого воображения  имитационные упражнения или  пластические этюды. В любом  занятии, будь то рисование  животного. Дымковская роспись  возможно превращение в изображаемый  объект или явление. Процесс  воображение особенно интенсивно  выражен в детстве, однако постепенно  он утрачивает свою яркость  и силу. Это происходит за счет  того, что в период традиционного  обучения утрачивает свою значимость  и не развивается, чтобы запомнить  какое-либо правило или информацию, воображение и фантазия не  нужны.  

 Целенаправленное и систематическое  развитие детского воображения  не только значительно повышает  интеллект, математическую готовность, концентрацию внимания или изобразительные   способности ребенка – оно крайне важно для успешного разрешения образного рода жизненных ситуаций. Процесс воображения, который обеспечивает контакт с действительностью и уход от нее, во многом определяет черты творческого процесса: умение видеть и ставить проблемы, возможность рассматривать предметы и явления в различных контекстах. Связях и отношениях, находить нетрадиционные способы решения любых задач. Особое значение изобразительной деятельности для развития воображения заключается в постановке и решении творческих задач. 

Информация о работе Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста 5-6 лет в процессе обучения предметному рисованию