Абсолютная монархия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 15:30, реферат

Описание работы

Абсолютная монархия — форма государственного правления, когда вся полнота государственной власти сосредоточивается в руках самого монарха, который пользуется ею без всяких ограничений и безусловно, не деля эту власть ни с кем. Абсолютная монархия несовместима с принципом разделения властей, поскольку в ней единственным источником власти, носителем государственного суверенитета выступает монарх, олицетворяющий собой неразделимое единство высшей законодательной, исполнительной и судебной властей. Ни о какой системе сдержек и противовесов или балансе ветвей власти здесь говорить не приходится

Содержание

Введение…………………………………………………......…………………….3
1.Понятие и сущность абсолютной монархии……………......……4
2.Страны с абсолютной монархией………. …………….....………9
Заключение………………………………………………………………....…….19
Список использованной литературы…………………………………...……....20

Работа содержит 1 файл

абсолютная монархия.docx

— 41.44 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………......…………………….3

                    1.Понятие и сущность абсолютной монархии……………......……4

                    2.Страны с абсолютной монархией………. …………….....………9

Заключение………………………………………………………………....…….19

Список использованной литературы…………………………………...……....20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Абсолютная монархия —  форма государственного правления, когда вся полнота государственной власти сосредоточивается в руках самого монарха, который пользуется ею без всяких ограничений и безусловно, не деля эту власть ни с кем. Абсолютная монархия несовместима с принципом разделения властей, поскольку в ней единственным источником власти, носителем государственного суверенитета выступает монарх, олицетворяющий собой неразделимое единство высшей законодательной, исполнительной и судебной властей. Ни о какой системе сдержек и противовесов или балансе ветвей власти здесь говорить не приходится, ибо эта форма правления в самой своей основе отрицает существенные принципы демократии и действительного конституционализма. Власть монарха самодержавна: он сам издает законы, сам или через посредство назначаемых им чиновников управляет страной, сам вершит высший суд; все его подданные изначально бесправны и являются его слугами, включая министров, и только он наделяет их тем или иным объемом прав. Обладание высшей духовной властью еще более усиливает власть такого монарха.

Целью данной работы является изучение абсолютной монархии в современном мире.

Задачами реферата являются:

-раскрыть понятие и  сущность абсолютной монархии;

-рассмотреть страны с  абсолютной монархией.

 

 

 

 

 

 

 

1.ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АБСОЛЮТНОЙ МОНАРХИИ

 

Предпосылкой развития абсолютизма, прежде всего, является в  социально-экономических переменах, вызванных зарождением и развитием  новых, буржуазных отношений. Европейская  промышленность вступила в эпоху  технического перевооружения (появляется механическое дутье в металлургии, совершенствуется ткацкий станок, возникает  книгопечатание и т.д.). Мелкое производство сменяется более крупным, возникают  мануфактуры, а значит, и техническое  разделение труда (XVI век).

По мере накопления капиталов предпринимательская  верхушка городов складывается в  класс буржуазии. Получают развитие банки и общегосударственные  ярмарки, товарно-денежные отношения  играют все более значительную роль в экономической жизни.

По мере роста  богатств, сосредоточенных в руках  буржуазии, возрастало ее значение в  феодальном обществе. Существовавшая в ряде стран практика покупки  должностей позволяет ей проникнуть на важные посты в финансовое и  судебное ведомства. Наиболее предприимчивые становятся советниками королей и знати.

Одновременно падает значение дворянства, в первую очередь  из-за того, что сельское хозяйство, обремененное феодальными путами, оставалось на низком уровне и значительно отставало  от промышленности. В связи с падением стоимости денег (т. н. революцией цен) уплата крестьянами твердо фиксированного чинша стала приносить дворянам меньше дохода. Взамен они отбирают у крестьян общинные земли, поощряют государство к увеличению налогов, чтобы воспользоваться ими через  посредство всякого рода должностей, не требующих труда и не связанных  с обязанностями. Падает и политическое значение дворянства, поскольку управление, законодательство, суд, армия сосредоточиваются  в администрации короля.

Монархия продолжает оставаться дворянской, но уже не может  существовать без опоры на буржуазию  и, особенно без тех денег, которые  она ей приносит в виде налогов и пошлин. Экономическая политика монархии не исключает уже поощрения промышленности и торговли.

Всем этим определяется своеобразие эпохи. Дворянство, уступая  буржуазии в богатстве, с тем  большей энергией держится за свои привилегии. Буржуазия, богатая и  образованная, тяготится феодальными  порядками, недовольная своим политическим положением, но еще не готова взять  власть в свои руки.

Устанавливается весьма своеобразное для классового общества равновесие сил двух господствующих классов - буржуазии и феодального дворянства. Воспользовавшись этим, государственная власть получает известную самостоятельность по отношению к обоим классам и тем самым возрастает в своем значении.

Таким образом, абсолютная монархия возникает в переходные периоды, когда старые феодальные сословия приходят в упадок, и возникает класс буржуазии и когда ни одна из борющихся сторон не взяла еще верх над другой.

Абсолютная монархия представляет собой разновидность монархической  формы правления, характеризующуюся  юридическим и фактическим сосредоточением  всей полноты государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), а также духовной (религиозной) власти в руках монарха.

Принцип абсолютизма  генетически связан с тремя заметными  историческими явлениями: с бюрократизацией, отходом от христианских основ и  этатизмом.

Большому государству  свойственна либо монархия с аристократией, либо монархия с демократией. Если же они отсутствуют то, неизбежна  монархия с бюрократией. Франция  в качестве бюрократического государства  была лидером Западной Европы. В XVII столетии она стала страной классического  абсолютизма.

Абсолютная монархия связана с антихристианскими  тенденциями эпохи Возрождения, а эпоха Просвещения вся была посвящена дехристианизации западноевропейской культуры. Существовал так называемый «просвещенный абсолютизм», который  означает лишь одно: на троне сидит  абсолютный монарх, которому на ухо  нашептывает умные советы один из просветителей.

В эпоху Просвещения существовал  принцип общественного договора в варианте Т. Гоббса (принцип Левиафана). Суть его в том, что в интересах  дворянства или других сословий полномочия раз и навсегда делегируются государству, и подданным остается только повиноваться. Именно этот принцип был реализован в абсолютизме.

Абсолютная монархия –  характеризуется сосредоточением всей полноты государственной власти, в том числе законодательных, судебных и фискальных функций, в руках короля; созданием большой профессиональной армии и бюрократического чиновничьего аппарата, что обеспечивает ему прямое управление и контроль за страной.

Одновременно со складыванием феодальной государственности шел  процесс становления феодального  права. Можно выделить следующие  характерные черты феодального права.

Во-первых, основное место  в феодальном праве, особенно на ранних этапах, занимают нормы, регулирующие поземельные отношения и нормы, обеспечивающие внеэкономическое принуждение.

Во-вторых, феодальное право  в значительной степени является «правом-привилегией», закрепляющим неравенство  различных сословий. Оно наделяло правами (или урезало их) в соответствии с тем положением, которое занимал  человек в обществе.

В-третьих, в феодальном праве  не было привычного для нас деления  на отрасли права. Существовало деление  на ленное право, церковное право, городское  право и т.д., что объясняется  его сословным принципом.

В-четвертых, огромное влияние  на феодальное право оказали церковные  нормы, нередко превращавшиеся сами в нормы права. Характерной чертой права Европы был партикуляризм, т.е. отсутствие единого права на всей территории государства и господство правовых систем, основанных на местных  обычаях.

Еще одной особенностью является то, что для многих народов Западной Европы феодальное право было первым правовым опытом классового общества. По своей внешней форме, степени  разработанности отдельных институтов, внутренней целостности и юридической  технике оно в значительной степени  уступало наиболее совершенным образцам рабовладельческого частного права, особенно римского, которое в Западной Европе было активно востребовано и пережило второе рождение, так называемую «рецепцию» римского права.

Среди основных причин рецепции необходимо выделить следующие:

1) римское право давало  готовые формулы для юридического  выражения производственных отношений  развивающегося товарного хозяйства;

2) короли, находя в римском  праве государственно-правовые положения,  обосновывающие их претензии  на абсолютную и неограниченную  власть, использовали их в борьбе  с церковью и феодальными сеньорами.

В историко-социологическом отношении  абсолютная монархия определялась как  выражение политического господства «класса феодалов», консолидировавшегося в своей социальной общности параллельно  с изживанием институтов и учреждений сословно-представительной (в других вариациях - сословной) монархии. Отражая, как форма государственной организации  общества, не только узко классовые интересы, но в целом потребности общественного развития этапа позднего феодализма, абсолютизм выражал и интересы формирующейся буржуазии. Тем самым историческая роль абсолютной монархии полагалась меняющейся: прогрессивно-централизаторской на этапе своего становления и консервативно-реакционной на этапе кризиса феодализма и начинающейся борьбы буржуазии за свой новый классовый статус. Этим, как представлялось, обеспечивалось научное смыкание эволюции государственно-политических институтов с эволюцией общественно-экономических типов отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.СТРАНЫ С АБСОЛЮТНОЙ  МОНАРХИЕЙ

 

В настоящее время в мире сохраняются 6 абсолютных монархий: Бруней, Ватикан, Катар, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия. В некоторых из этих стран в последние десятилетия были сделаны первые шаги по переходу к конституционной монархии. В частности, ОАЭ (в 1971 г.), Катаре (в 1972 г.), были приняты конституции. Однако эти реформы пока не изменили абсолютного характера монархий. В Саудовской Аравии и Омане конституции отсутствуют, а соответствующие отношения регулируют отдельные государственно-правовые акты (в Саудовской Аравии конституцией страны официально считается Коран), Согласно конституциям и другим государственно-правовым актам в абсолютных монархиях монарх осуществляет исполнительную власть совместно с правительством, а законодательную - при помощи разного рода законосовещательных органов (выборных или назначаемых) Законосовещательные органы - особая категория государственных органов, основную функцию которых составляет рассмотрение законопроектов без права их принятия. Однако по порядку формирования и процедуре деятельности они могут напоминать парламентские учреждения.

Особую разновидность  абсолютной монархии представляет абсолютная теократическая монархия - особая форма организации государственной. власти, при которой последняя принадлежит церковной иерархии. В настоящее время примером такой монархии. является Государство-город Ватикан. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Ватикане принадлежат Папе, пожизненно избираемому коллегией кардиналов. От теократической монархии следует отличать т.н. клерикальное государство.

ОАЭ - федеративное государство. В его состав входят 7 эмиратов (княжеств): Абу-Даби, Дубай, Шарджа, Рас-эль-Хайма, Аджман, Эль-Фуджейра, Умм-эль-Кайвайн. Каждое из входящих в ее состав княжеств представляет собой абсолютную монархию и сохраняет значительную самостоятельность.

Действует Конституция 1971 г., которая принималась как временная, однако в 1996 г. получила статус постоянной. По форме правления ОАЭ ограниченная монархия особого типа. Принципы разделения властей и выборности госорганов не признаются. Последние формируются путем назначения или делегирования главами эмиратов. Деятельность политических партий и организаций запрещена.

Федеральные органы власти ОАЭ состоят из Высшего совета федерации, главы федерации и  его заместителя, Совета министров, Федерального национального совета и Федерального Верховного суда.

Высшим органом государственной  власти является Высший совет федерации, состоящий из правителей эмиратов. Каждый эмират имеет в Совете один голос. Для принятия решения необходимо большинство в 5 голосов из 7 с  обязательным согласием правителей эмиратов Абу-Даби и Дубай. В компетенцию Высшего совета входят: определение общей политики ОАЭ; утверждение федеральных законов; ратификация международных договоров; введение и отмена чрезвычайного положения; объявление войны; утверждение назначенного главой государства Премьер-министра, председателя Верховного суда и его членов; осуществление верховного контроля над делами федерации и т.д. Все решения Высшего совета ОАЭ являются обязательными и окончательными.

Высший совет федерации  выбирает из своих членов сроком на 5 лет председателя Совета и его  заместителя, которые являются по должности  Президентом (главой государства) и  вице-президентом ОАЭ. С 1971 г. Президентом  ОАЭ является правитель Абу-Даби шейх Заид бен Султан Аль Нахайян, в 1996 г. он переизбран на шестой срок. Пост вице-президента по традиции занимает правитель Дубая. Глава государства наделен широкими законодательными и исполнительными полномочиями. Он может принимать декреты и акты по всем вопросам, за исключением компетенции Высшего совета; с согласия последнего имеет право распустить Национальный совет, назначает на высшие гражданские и военные должности.

Информация о работе Абсолютная монархия