Анализ особенностей политической власти в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:40, творческая работа

Описание работы

По мнению президента РФ Д. Медведева:
«У нас не парламентская республика, а президентская. У нас правительство, которое проводит президентский курс. Кто не согласен — в сторону. Только так и может быть. Это жесткая позиция, однозначная позиция, я и дальше намерен ее придерживаться».

Работа содержит 1 файл

политический режим в России.pptx

— 1.42 Мб (Скачать)

Анализ  особенностей политической власти в  современной России

Конституционные основы государственного устройства РФ.

По  мнению президента РФ Д. Медведева:

«У  нас не парламентская республика, а президентская. У нас правительство, которое проводит президентский  курс. Кто не согласен — в сторону. Только так и может быть. Это  жесткая позиция, однозначная позиция, я и дальше намерен ее придерживаться». 

Новое двойственное государство. Россия есть гибридное режимное государство, сочетающее демократические и авторитарные черты. Сегодня же трюизмом является понимание того, что декларированный в Конституции строй не равнозначен реальной организации политической системы. Такие системы возникают, когда в каком-либо обществе для демократии нет созревших условий, а вместе с тем ей нет идеологической альтернативы. 
 
 

О характере политического режима в России

Ряд ключевых институтов был задействован в практике параконституционализма.

    • Создание в 2000 г. семи федеральных округов, которые были подчинены президентской власти и технически не требовали конституционного утверждения.
    • Учреждение Государственного совета, органа, состоящего из глав российских регионов, но действующего параллельно с Советом Федерации.
    • «Президентский совет по осуществлению национальных проектов», сформированный осенью 2005 г. для продвижения четырех национальных проектов, объявленных в сентябре того же года. Совет, возглавленный президентом, состоял из 41 члена и отвечал за первоначальный бюджет в 4,6 млрд. долл., он работал параллельно с правительством и явственно подрывал авторитет премьер-министра. Сводя вместе различные исполнительные и законодательные органы, Совет наносил ущерб и разделению властей.
    • Общественная палата. Она ввела новый канал публичной отчетности в противовес всевластному бюрократизму и таким образом узурпировала то, что должно было составлять одну из ключевых ролей парламента.

Нужно удержаться  

   Задача  укрепления легитимности власти Путина путем жесткой борьбы с потенциальными конкурентами была жизненно важной, требовала чрезвычайных усилий и не оставляла ни времени, ни ресурсов для решения других задач.

   Усилиями  Кремля была изменена политическая система России. Итогом чего стала ликвидация самостоятельности и ответственности всех институтов государственной власти, кроме президентского.

Такая система принципиально противоречит конституционным основам Российской Федерации. Активно свертываются все  формы проявления народного суверенитета . Механизмы правового государства  подменяются методами полицейского государства. Нарастает опасность  клерикализма. Поле плюрализма стремительно сужается. И самое главное - Россия не может быть сегодня названа  социальным государством. 

      В реальной действительности политическая система России во многом не отвечает общепринятым критериям демократии, важнейшие из которых - репрезентативность власти, ее ответственность перед обществом, наличие действенного общественного контроля за властью. Аналитики характеризуют эту систему терминами "авторитарная демократия", "режимная система", связывая ее возникновение со слабостью государства и незрелостью гражданского общества. Российский политолог Ю. Красин акцентирует внимание на том, что политическая система нынешней России представляет собой "странный антонимичный симбиоз демократии и авторитаризма, ограничивающий возможности демократического развития и затрудняющий политическое самоопределение страны" 
 

Соотношение политической системы и политического режима в современной России 

Усилению  авторитарных тенденций способствуют так же такие факторы, как:  
 
- распространение терроризма;  
 
- перманентный рост преступности;  
 
- природные катаклизмы;  
 
- этнорегиональные и конфессиональные конфликты;  
 
- нестабильность ситуации внутри правящих элит;  
 
- военные действия в Чечне. 

  

«Россия - это головоломка, завернутая в тайну, помещенную внутрь загадки». Уинстон Черчилль. 

От  Ельцина к Медведеву: меняющиеся парадигмы  перехода.

В 1999 году социолог Виталий Елизаров зачислял действующую российскую власть в  разряд «состязательной олигархии», видя в ней группу конкурирующих  игроков, делящих между собой  государственную власть. 
 

 

    

        Даже беглый обзор воззрений на российскую политику, а также применяемых к ее анализу определений и типологий приводит в недоумение. Из всего вышесказанного можно предположить, что мы имеем дело с системой, которая одновременно является олигархической, плутократической, авторитарной, плебисцитарной, традиционной, бюрократической, псевдодемократической и патримониальной.

 Инициатива Медведева править страной совместно породила спекуляции, согласно которым неформальная олигархия согласилась на нового кандидата лишь на условиях сохранения Путина у власти, а его ближайшего окружения на прежних постах. Другим основанием для выбора именно Медведева стало то, что ему явно не хватало институционального веса. С самого начала подразумевалось, что новый хозяин Кремля будет слабым правителем. Прошедшие в марте 2008 года президентские выборы были равносильны номинации. Электорат, мобилизованный на условиях «плебисцитарного авторитаризма», послушно подчинился желаниям Кремля. Медведев получил 70,28% голосов. Всего лишь через день после его инаугурации Государственная Дума подавляющим большинством утвердила Путина в должности премьер-министра 

Приход  Медведева к «власти»

Тандем  Путин-Медведев  
 

В глазах общественного мнения два лидера представали обладателями двухместного велосипеда, причем Медведеву отводилось детское кресло, а его ноги не доставали до педалей. Социологи видели в этой паре уникального политического индивида с четырьмя ногами и четырьмя руками, давая тем самым понять, что столь неестественное и хрупкое создание не проживет долго. Но в вопросах внешней политики и обороны различия между двумя персонажами отсутствовали. Это стало особенно очевидным во время войны на Кавказе летом 2008 года. «Сражающийся президент» Медведев был столь же воинственным, как и Путин. Благодарная публика ответила им рейтингом одобрения, превысившим 80%.

 
 

     Медведев довольно скоро начал выступать с резкой критикой положения дел внутри России. По крайне мере, теоретически, он выражал недовольство авторитарной политической системой, созданной Путиным. Примечательно, что объектом его критики нередко становилась и Конституция. Уже в ноябре 2008 года президент обличал государственный аппарат в том, что он «сам себе суд, сам себе партия и сам себе, в конечном счете, народ».

    Главной особенностью процесса принятия решений в России можно считать абсолютно неформальный характер удовлетворения олигархических интересов посредством личных связей. Кроме того, исключительной важностью в рамках властного синдиката обладают государственные корпорации.  

«Патронажное  президентство»: принятие решений в рамках неформальной олигархии  и господства бюрократии  

    Как представляется, средоточие осуществления власти и принятия решений в рамках «патронажного президентства» составляют две пересекающиеся сферы взаимодействия. Если в первой из этих сфер борются за влияние около дюжины кланов, то во второй сфере контактируют несколько человек, которым принадлежит решающее слово. К этой эксклюзивной группе относятся высшие руководители спецслужб, «корпоративные бюрократы» и ведущие технократы. В принятии решений им помогают неформальные кремлевские группы и неформальные политические консультанты. К концу путинского президентства стало очевидным, что особо мощным влиянием пользуется руководство администрации президента. Почти полная закрытость системы не позволяет делать точных суждений о том, как именно принимается то или иное решение. 

      Медведев мог бы преуспеть в модернизации России.

   Действительно, перемены становятся зримыми. Экономический кризис и растущая безработица укрепили готовность людей к протестам. Общество делается все более несговорчивым. Путинское руководство подвергается открытой критике. В ходе региональных выборов, состоявшихся весной 2010 года, позиции «Единой России» несколько ослабли. На смену затянувшемуся политическому молчанию вновь приходят политические дебаты. Так, недавно видный политический центр, Институт современного развития, опубликовал вызвавший много толков доклад о необходимости новой волны демократизации и полномасштабной интеграции России в НАТО и Европейский союз. Сам Медведев совместно с представителями оппозиции инициировал на заседании Государственного совета принципиальную дискуссию о политических реформах. Вскоре, несомненно, мы услышим разноголосицу мнений. Некоторым наблюдателям уже кажется, что страна стоит на пороге новой гласности, а то и новой перестройки. 
 

Александр Воржецов предлагает  новые составные части демократического проекта :

    • проведение комплексной судебно-правовой реформы, включающей реформирование всех, правоохранительных органов с целью создания независимой судебной системы
    •   проведение реформы органов исполнительной власти,
    • превращение средств массовой информации в «четвертую власть», независимую от трех ветвей государственной власти,
    • разработка комплекса законов, направленных на развитие равноправных отношения между властью и бизнесом, на создание благоприятных условий для развития предпринимательства в нашей стране.

    Итак, попытаемся обобщить особенности политической системы современной России. Она представляет собой гибридное сочетание олигархических и автократических компонентов. Выразителем последних стал «бюрократический», «плебисцитарный», «гламурный» авторитаризм. Столь же очевидно наличие в ней патримониальных, традиционалистских, архаичных, технократических и советских элементов. Сутью российского «патронажного президентства» выступает тотальное взаимное переплетение и проникновение бизнеса и политики. Это влечет за собой расцвет неформальных практик, закрытость, фаворитизм и коррупцию. Но, несмотря на весьма мрачную картину, необходимо подчеркнуть, что зерна демократии в минувшие годы все же выжили. И их пробуждение может обернуться новой перестройкой.

Используемая  литература:

1. Александ Малышев

Журнал  «Политическая мысль России»  № 73 28.01.2006 г.

2. Н.А. Баранов  «Политический режим современной  Россиии»

3. Маргарета Моммзен «Российский политический режим: несоветский авторитаризм и патронажное президентство» Журнал «Интелрос» № 74 (6/2010)

4. Научно-политический  журнал «Власть»  № 03’2010

5. Журнал  «Полис. Политические исследования», 1 2010

6. Журнал  «Общественные науки и современность», 2010

Спасибо за внимание!

Информация о работе Анализ особенностей политической власти в современной России