Авторитарный политический режим. Понятие и социальные функции выборов

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2011 в 15:05, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы заключается в том, что для характеристики формы государства имеет важное значение политический режим как в узком смысле слова (совокупность приемов и способов государственного руководства), так и в широком понимании (уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни).

Содержание

Введение………………………………………………………………..3

Авторитарный политический режим………………………….4
Понятие и социальные функции выборов…………………….6
Заключение……………………………………………………………..11

Список используемой литературы…………………………………...12

Работа содержит 1 файл

политология.docx

— 29.41 Кб (Скачать)

НОУ ВПО «БАЛТИЙСКИЙ  ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ  И ФИНАНСОВ» (БИЭФ) 
 

Кафедра                             «Финансы и кредит» 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

По дисциплине:                       «Политология»

На тему: «30. Авторитарный политический режим. 79. Понятие и социальные функции выборов» 
 
 
 
 

      Студента:   Ёлкиной М. В.

Курс, группа:   2 курса, 3812-20 

Дата  сдачи: 

Дата  проверки: 

                                                                         Проверил преподаватель:   

                                   Салихов А.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Калининград, 2010 

Содержание 

Введение………………………………………………………………..3

  1. Авторитарный политический режим………………………….4
  2. Понятие и социальные функции выборов…………………….6

Заключение……………………………………………………………..11

Список  используемой литературы…………………………………...12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Актуальность  темы заключается в том, что для  характеристики формы государства  имеет важное значение политический режим как в узком смысле слова (совокупность приемов и способов государственного руководства), так  и в широком понимании (уровень  гарантированности демократических  прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных  конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения  властных структур к правовым основам  государственной и общественной жизни).

     Авторитарный  режим – это система правления, при которой власть осуществляется одним конкретным лицом при минимальном  участии народа. Это одна из форм политической диктатуры. В роли диктатора  выступает индивидуальный политический деятель из элитарной среды или  правящая элитарная группа. Если эти  лицом является королевская семья  – в этом случае авторитарный режим  называется абсолютной монархией.

     Сохраняются такие режимы с помощью аппарата принуждения и насилия армии. В отличии от демократического режима власти, где репрессивный аппарат действует в рамках закона, в авторитарном государстве средства насилия, наоборот, держатся на виду.  
Власть, подчинение и порядок ценятся при авторитарном режиме правления больше, чем свобода, согласие и участие в политической жизни народа. В таких условиях рядовые граждане вынуждены повиноваться законам, платить налоги без личного участия в их обсуждении.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Авторитарный  политический режим
 

     «Авторитаризм» - слово латинское, означающее в переводе «власть», «влияние». Эти два понятия  часто применяют к характеристике тоталитарной политической системы, но они  не синонимичны. Авторитаризм по своим типичным чертам занимает как  бы промежуточное положение между  тоталитаризмом и демократией.

     Впервые термин «авторитаризм» был введен теоретиками  франкфуртской школы. В работе одного из ведущих представителей этой школы Т. Адарно «Авторитарная личность» концепция авторитаризма раскрывается с помощью социально-психологического анализа соответствующего типа личности.

     Понятие авторитаризма и тоталитаризма  долго отождествлялись. Но в последнее  время  возобладала точка зрения, различающая авторитарный и тоталитарный политические режимы. Появление авторитарных режимов обусловливается следующими обстоятельствами:

    • Недостаточным для реализации модели демократического государственного устройства;
    • Социальной дифференциацией общества;
    • Неразвитостью политических институтов.

     Авторитаризм  – недемократическая форма политического  режима. Его отличают следующие черты:

    • Монистическая структура политической власти;
    • Применение властью жестких мер принуждения;
    • Отчужденность народа от власти, недопущение реальной оппозиции;
    • Отсутствие гражданского общества;
    • Неразделенность властей в обществе

     По  своей сути авторитарный режим является консервативным. Многие черты роднят его с тоталитаризмом.

     Но  авторитарный режим допускает некоторый  ограниченный и контролирующий плюрализм  в мышлении, действиях. Руководство  жизнью подданных не предполагает тотального контроля. Авторитаризм довольствуется отсутствием открытого противоборства подданных и не требует активной демонстрации преданности режиму.

     В реальной жизни в чистом виде авторитарного  режима не существует. В рамках авторитаризма  рассматривается различные тенденции. В условиях авторитарного режима такими формами являются реакционные, консервативные и либеральные режимы.

     Реакционные режимы, характеризующиеся неограниченной властью одного лица, тяготеют к  тоталитарным формам. Консервативные авторитарные режимы сориентированы на сохранение традиционных форм государственной  и общественной жизнью либеральные  авторитарные режимы  представляют собой своеобразный гибрид авторитаризма  и демократии, их точнее называют авторитарными  режимами с демократической тенденцией.

     Такие режимы, признавая принципы демократии, права и свободы человека, разделение властей, частное предпринимательство, свободную конкуренцию, требуют  постоянного вмешательства государства, создающего благоприятные условия  для их реализации. Однако либеральный  характер авторитаризма дает возможность  преодолеть те противоречия, которые присуще обществу и власти. Авторитарная власть препятствует росту анархии в обществе, а демократические тенденции смягчают реакционные и консервативные проявления этой власти.

     Тяготение к авторитаризму связано с  тем, что данный режим, особенно в  экстремальных ситуациях, обладает высокой способностью обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовывать ресурсы на решение конкретных задач, преодолевать сопротивление политических противников. Привлекательным данный режим является и потому, что он обеспечивает создание необходимых предпосылок для постепенного перехода к демократии. 

  1. Понятие и  социальные функции выборов
 

     В либерально-демократической традиции интерес к политике   и активное участие в политической жизни  оцениваются как одна из основных гражданских добродетелей.

     В конституционном праве термином «выборы» обозначается процедура формирования государственного органа или наделения  полномочиями должностного лица, осуществляемая посредством голосования управомоченных лиц при условии, что на каждый предоставляемый таким образом  могут претендовать в установленном  порядке два или более кандидата.

     Данное  определение позволяет отличить выборы от других процедур формирования государственных органов и наделения  полномочиями должностных лиц, в  частности от назначения, производимого  коллегиально путем голосования  управомоченных лиц. Для назначения на каждую должность представляется обычно один кандидат, тогда как  смысл выборов заключается по определению в том, чтобы выбрать  одного из нескольких или даже многих кандидатов. Правда, иногда нормы конституции  или закона требуют, чтобы назначение производилось из нескольких кандидатов, но это имеет место в случаях, когда назначение производится не коллегиальным, а единоличным органом, например президентом.

       Посредством выборов формируются различные органы публичной власти – парламенты, главы государств, иногда правительства, судебные органы, органы местного самоуправления. Выборы широко используются для формирования органов общественных объединений, но эти выборы находятся за пределами конституционно-правового регулирования, за исключением тех немногочисленных случаев, когда отдельные виды общественных объединений выполняют публичные функции. Выборы легитимируют власть. Через их посредство народ определяет своих представителей и наделяет их мандатом на осуществление его суверенных прав. Тем самым реализуется одно из важнейших прав человека и гражданина. Всеобщая декларация прав человека должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования. Здесь отражено представление мирового сообщества о выборах как средстве легитимации власти.

     Правда, названная Декларация имеет лишь политическую, но не юридическую силу (если она каким-либо актом, например конституцией, не «впущена» во внутригосударственную  правовую систему), однако положения  Декларации были развиты в Международном  пакте о гражданских и политических правах, имеющем обязательную силу для государств-участников, то есть подавляющего большинства государств мира. Согласно ст. 25 Пакта каждый гражданин  должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность: а) принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей; в) голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей. Такое же понимание проявилось и в региональных актах о правах человека. Первый дополнительный протокол к европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года, принятый в 1952 году, установил: «Высокие договаривающиеся стороны берут на себя обязательства по организации с разумными интервалами свободных выборов путем тайного голосования при соблюдении условий, позволяющих обеспечить свободное выражение мнения народа при выборах законодательного органа».

     В ст. 20 Американской декларации о правах и обязанностях человека и ст. 23 Американской конвенции о правах человека сказано: «Каждый гражданин пользуется следующими правами и возможностями: а) принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей; в) голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании, обеспечивающем свободное волеизъявление избирателей».

     Орган или должностное лицо, получив  в результате выборов полномочия, их осуществляет в течение установленного срока. В связи с этим встает вопрос: что лежит в основе осуществления  этой власти – сам факт выборов  или переданный народный суверенитет? Вряд ли, однако, правильно считать, что путем выборов народ передает избранникам свой суверенитет, как  иногда пишется в литературе. Народный суверенитет неотчуждаем. Путем  выборов передается лишь право на его реализацию в установленных  конституцией пределах. Смысл разделения властей, заключается в том, чтобы  не допустить сосредоточения всей власти в руках одного государственного органа, пусть даже и выборного. Поэтому  ни один орган, будь то парламент или  всенародно избранный президент, не может считаться носителем суверенитета народа. Он лишь уполномочен осуществлять свою конституционную компетенцию, притом лишь в течение срока, на который избран. Следует, однако, оговориться, что легитимация власти возможна не только путем выборов. Органы судебной власти формируются часто путем назначения главой государства, органы исполнительной власти – путем назначения главой государства и/или парламентом, и это не отрицает их легитимности при условии, что назначение осуществлено в соответствии с конституцией. Что же касается законодательной власти, то общепризнано, что ее легитимность обязательно должна основываться не просто на выборах, но на выборах всеобщих.

     На  выборах, таким образом, передаются лишь полномочия действовать от имени  народа на определенный срок, по истечении  которого должны быть проведены новые  выборы, то есть осуществлено новое  уполномочие. В результате новый  состав выборного органа отразит  мнения, желания, существующие среди  избирательного корпуса в новый  временной период. Из этих рассуждений  следует другая социальная функция  выборов: они служат барометром политической жизни. В процессе их проведения сталкиваются интересы различных политических сил, различные взгляды и платформы, выразителями которых являются партии и иные политические объединения. Результаты выборов дают объективную оценку степени их влияния, показывают настроения избирателей, тенденции политической жизни.

Информация о работе Авторитарный политический режим. Понятие и социальные функции выборов