Авторитарный политический режим

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 00:07, контрольная работа

Описание работы

Важность анализа авторитарных режимов обусловлена уже тем обстоятельством, что большая часть человечества до сих пор довольствуется именно этим типом политического устройства. Чем же привлекателен мир авторитаризма? Каковы его перспективы и основы стабильности? Что отличает и что объединяет между собой различные виды авторитарных политических устройств?

Содержание

Сущность авторитарного режима и его основные черты.......... 3


Командная система управления как одна из форм авторитарного
режима.................................................................................................. 14


Возможность формирования авторитарного режима в России в настоящее время ..................................................................................................... 21

Работа содержит 1 файл

авторитарный политический режим.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

   Жители  страны стали восприниматься не столько  как "трудящиеся", сколько как "население", прикрепленное к разного рода источникам благ. Соответственно, роль трудовой книжки понизилась: "главным документом" стал паспорт, точнее говоря - прописка, удостоверяющая право на жительство в определенном месте, и, соответственно, на прикрепление к тем или иным системам распределения. Интересно, что изменилось и понятие преступления: практика правоохранительных органов была переориентирована на борьбу с так называемыми нетрудовыми доходами, то есть доходами, получаемыми помимо тарифной сетки. При этом "получением нетрудовых доходов" считалась (почти что в равной степени) и кража, и приписка, и вполне честный "левый заработок".

   В подобной системе управления носители верховной власти выглядят уже не как боевые генералы, но, скорее, как работники Генштаба, разрабатывающие планы военных операций. Непосредственное руководство событиями уступает место использованию косвенных методов, предполагающих некоторую самостоятельность управляемых.

   Демонтаж  командной системы привел к тому, что государство перестало быть "владельцем всех денег". Основными держателями финансовых средств стали крупные организации - от министерств до заводов. Соответственно, деньги стали чем-то более реальным, нежели раньше.

   Система "административного рынка" тоже прошла три этапа развития, каждый из которых длился примерно те же 12 лет. На первом этапе (1953-1964) шел демонтаж сохранившихся институтов позднего сталинизма и вырабатывалась новая концепция управления. При этом люди, разрушившие прежнюю систему управления (в данном случае имеется в виду Н.С. Хрущев и команда "реформаторов"), сами оказались не способны создать новую, и сошли со сцены. Им на смену пришел Л.И. Брежнев.

   С 1966 г. (Л.И. Брежнев стал Генеральным  Секретарем ЦК КПСС) началось построение системы "административного рынка", завершенное принятием новой советской Конституции (1977), в которой нашел выражение новый идеологический синтез, а именно идеологема "реального (или "развитого") социализма".

   Начиная с этого момента, система вошла  в режим непрерывного функционирования. Казалось, это может продолжаться неограниченно долго. Тем не менее, именно в этот период происходила постепенная "приватизация" полномочий организаций по распоряжению средствами - от коллегиального руководства к частным лицам (сначала конкретным руководителям предприятий промышленности и торговли, постепенно расширявшими круг своих полномочий по распоряжению деньгами). Этот процесс шел постепенно и незаметно для населения страны. Но после смерти Л.И. Брежнева и двух его преемников началось "официальное" разрушение системы "административного рынка", известное как "перестройка" и последовавший за ней "период радикальных реформ".

   "Перестройка", начавшаяся в 1986 г. и приведшая  к событиям 1989-1991 гг., во многом  напоминает аналогичные по смыслу (хотя, может быть, и не по масштабу) события 1953 гг. Можно предположить, что дальнейшее развитие событий будет похожим: снова изменился объект управления. Далее можно выделить, по крайней мере, две стадии: на первом этапе (1991- 2004 гг.) в известной степени произошёл демонтаж сохранившихся институтов социализма. При этом люди, разрушившие прежнюю систему управления, сами оказались не способны создать новую, и были вынуждены сойти со сцены. Второй этап - приход к власти новых сил т.н. «питерских» однако он так и не дал ответов на главные вопросы, которые обязано поставить перед собой любое демократическое государство.  
 
 
 
 
 

Возможность формирования авторитарного  режима в России в  настоящее время 
 
 
 
 

     Вопрос в том, каким будет  политический курс второго президентства Путина. И ошибаются те, кто думает, будто следующие четыре года будут просто продолжением предыдущего правления.

     Страна привыкла к Путину в  роли президента, и никого другого  на этом месте уже не может  себе представить. Однако огромный перевес, с которым он приходит на второй срок, не только позволяет ему достаточно свободно действовать, но, по существу, обязывает предпринимать решительные шаги. Первый срок был временем двусмысленности, ожиданий и надежд, которые хозяин Кремля весьма успешно повернул себе на пользу. Сказалась и исключительно благоприятная конъюнктура мирового рынка: высокие цены на нефть, вместо того чтобы обрушиться через несколько месяцев, продержались несколько лет и, скорее всего, останутся на том же уровне еще год-другой. Можно сказать, что Путину повезло. Но это везение было использовано очень грамотно и эффективно для того, чтобы укрепить личную власть президента и позиции его команды.

     Здесь как раз и начинается самое интересное. Ибо для политиков власть, может быть, и является самоцелью, но в общественной жизни она должна служить решению конкретных задач и проблем. В течение первого президентского срока Путин занимался исключительно укреплением своей власти, не вдаваясь в экономические и социальные вопросы. Даже борьба с олигархами не была проявлением внятного стратегического курса: речь шла о том, чтобы убрать со сцены всех тех, кто мешал Кремлю. Мы можем сколько угодно сетовать на то, что за годы первого президентства Путина был нанесен удар по независимому телевидению, что власть привела демократические процедуры к полному фарсу. Но на самом деле рост влияния военно-полицейских силовых структур, вызывавший панику среди либеральной интеллигенции и тревогу западных журналистов, не особо сказался на повседневной жизни в стране. Что до взрывов, которыми сопровождается правление нынешней администрации, то они скорее укрепляют власть. Чем нам страшнее, тем больше мы любим начальство. Правда, с определенного момента может начаться обратная реакция, но пока ее симптомов не заметно. 

   Итак, Путин добился успеха в главном: победил своих недругов, оставив  на некоторое время в покое  население. Теперь сцена расчищена  для политического театра одного актера. Что же будут нам показывать?

   Президент, надо отдать ему должное, не скрывает своих планов. Будет продолжена жилищно-коммунальная реформа, произойдет коммерциализация медицины и образования. Грозятся ускорить вступление России во Всемирную торговую организацию и открытие российского рынка для западных компаний. Короче, речь идет все о том же неолиберальном курсе, подготовленном питерскими экспертами в лучших традициях Егора Гайдара. Осторожный Михаил Касьянов, не склонный к авантюрам и рискованным экспериментам, убран из Белого дома. Что касается назначенного на его место Михаила Фрадкова, то вопрос о том, насколько он является реформатором, не имеет уже никакого значения: что скажут, то и сделает.

   Биржевые  курсы, слегка вздрогнувшие, когда объявлено  было имя нового премьера, затем  уверенно поползли вверх. Рынок ожидает, что власть побалует его новым пакетом реформ. Иностранные инвесторы, в отличие от журналистов, обожают Путина, сумевшего навести порядок в бизнесе и равноудалить олигархов,  о чем еще можно мечтать!

   Демократическим этот либерализм, понятное дело, не будет. Надежды русской интеллигенции на просвещенный Запад бессмысленны. В Вашингтоне, Париже и Берлине интересуются инвестиционным климатом куда больше, чем правами человека (именно поэтому самодержавная Россия всегда была самым надежным партнером республиканской Франции и свободной Британии). Авторитаризм спишут на загадочную русскую душу, которая без кнута и палки ну совершенно жить не может!

   Надо  отдать должное кремлевской команде: они действовали грамотно. Сначала  поставили под контроль телевидение, затем разгромили оппозицию и лишь после этого собираются проводить непопулярные меры. Легко понять, что произошло бы с властью, если бы мероприятия, вызывающие массовое недовольство, провели в условиях полной свободы слова и в присутствии сильной оппозиции. А так все должно сойти хорошо.

   В течение двух недель, последовавших  за трагедией в Беслане, президент  обнародовал ряд законопроектов. Все изменения в конституции, которые президент намерен осуществить, имеют целью усиление его личной власти. Власть эта и так огромна. Он получил большинство в Думе и в Совете Федерации, а партия "Единая Россия" стала вездесущей. У этой партии нет другой идеологии, кроме верности президенту. В России, меры, предложенные президентом, не произвели скандала, но они вызвали неожиданную критику со стороны двух бывших президентов, Михаила Горбачева и Бориса Ельцина. 

   Что предлагает Путин? Он намерен заменить существующую выборную систему законодательной  власти - половина депутатов избраны  пропорционально по спискам партий, другие по мажоритарному принципу в избирательных округах - на общую пропорциональную систему. Цель - добиться, чтобы в парламенте были представлены две или три партии, как в Великобритании, что вывело бы из игры независимых депутатов.

   Другой  проект российского президента - избирать губернаторов 88 регионов России на региональной ассамблее - кандидатуры будут предлагаться президентом республики - вместо того, чтобы прибегать к всенародному голосованию, как это обстоит сегодня - и это еще более противоречивый проект. Есть риск, что возникнет сопротивление со стороны губернаторов-коммунистов и регионального патроната, например со стороны Минтимера Шаймиева в Татарстане или Юрия Лужкова в Москве, находящихся у власти около десяти лет. На данный момент эти могущественные губернаторы еще не вступали в дискуссию, и президентские проекты, похоже, до них идут, как письма на российской почте.

   Отдавая свой голос на выборах-2004 за Путина, люди голосовали прежде всего за сохранение стабильности, которая худо-бедно продержалась в России на протяжении первых четырех лет его правления. Несмотря на чеченскую войну, взрывы в метро, обвалы зданий и отключения электричества, общество в целом чувствовало себя гораздо спокойнее, чем в 1990-е годы. Радикальных перемен не было, а жизненный уровень понемногу рос.

   Однако  теперь и сохранить благолепное  бездействие президенту не удастся. И избежать ответственности будет  трудно имея свою партию, свою Думу, теперь еще и свое правительство. Обсуждаемые  правительством меры не только ударят по населению, но, на мой взгляд, и реальных проблем не решат. Скорее только усугубят их. Но других рецептов, кроме тех, что имеются в неолиберальных учебниках, российские элиты не знают. А делать что-то надо. Ведь и жилищно-коммунальное хозяйство, и образование, и медицина, и многие другие сферы жизни находятся далеко не в хорошем состоянии. Когда все резко подорожает, люди будут недовольны, но если все останется без изменений, это тоже будет вызывать раздражение. К тому же нефтяное счастье не бесконечно. Высокие цены продержались неожиданно долго, но рано или поздно ситуация изменится. Причем не исключено, что дешеветь топливо начнет в самое неудобное, с политической точки зрения, время  году в 2007-2008-м.

   В течение первого своего срока  Путин был не политиком, а рейтингом. Символом, должностью, чем угодно, только не государственным лидером, прокладывающим свой курс. Именно это делало его положение столь сильным: ведь каждый придумывал собственного Путина, вкладывая в эту пустую форму собственное, приятное ему самому содержание. У Путина нет недостатков!  сообщает большинство россиян социологам. И в самом деле, как могли недостатки президента проявиться при полном отсутствии шагов, затрагивающих жизнь большинства населения.

   Увы, теперь Путину уже никуда не спрятаться. Придется быть кем-то. С того момента, как шаги президента начнут иметь конкретное и понятное значение для большинства граждан, ситуация изменится кардинально.

   Вспоминается  почему-то фильм Акиры Куросавы Тень воина. Пока княжество возглавляет  двойник, озабоченный только тем, чтобы его все принимали за настоящего князя, дела в государстве идут великолепно. Но как только на троне оказывается законный правитель, обладающий неоспоримой властью, как только он энергично и уверенно берется за управление, все рушится.

   Если  все те перемены что случились в последнее время в государственном устройстве России, есть ни что иное, как возврат к авторитаризму, то это неприемлемо, прежде всего, по нескольким причинам:

   1.   Склонность к коррупции среди бюрократии, ведущая к неэффективности. Авторитарные системы могут функционировать в том случае, если могут полагаться на действующий в известной мере эффективно чиновничий штаб или на не коррумпированных военных. Однако государственным служащим России не хватает не власти, а понимания необходимости служения обществу. Они защищают не граждан, а представителей власти от недовольства граждан. Наряду с этим бюрократы России издавна, а в последнее время особенно, служат своим собственным финансовым интересам. В последние годы некоторые представители милиции, прокуратуры и спецслужбы создали, используя методы, напоминающие мафиозные, целые экономические империи. В таких условиях так прекраснодушно задуманная вертикаль власти имеет мало шансов быть реализованной. Вместо этого она лишь погрязнет в болоте экономики, основанной на кумовстве и в коррупции. 

   2.      Уничтожение институциональных механизмов контроля. Попытка сосредоточить всеохватывающий контроль и сконцентрировать власть в одних руках разрушает и без того слаборазвитую в России систему независимого контроля и противовесов, которая могла бы снизить масштабы коррупции, злоупотребления служебным положением и как следствие неэффективность.

   3.    Отсутствие ответственности. Когда все решается в Центре, и оттуда выдаются команды, на местах ответственности никто не несет. Глубоко пронизавшая российскую экономику неповоротливая бюрократия, когда кроме далекого шефа решений никто не принимает, когда никто не желает и не должен нести ответственность, снова грозит стать модной. Теряется ценное время, создаются барьеры для необходимых динамичных изменений

Информация о работе Авторитарный политический режим