Авторитарный политический режим

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 00:07, контрольная работа

Описание работы

Важность анализа авторитарных режимов обусловлена уже тем обстоятельством, что большая часть человечества до сих пор довольствуется именно этим типом политического устройства. Чем же привлекателен мир авторитаризма? Каковы его перспективы и основы стабильности? Что отличает и что объединяет между собой различные виды авторитарных политических устройств?

Содержание

Сущность авторитарного режима и его основные черты.......... 3


Командная система управления как одна из форм авторитарного
режима.................................................................................................. 14


Возможность формирования авторитарного режима в России в настоящее время ..................................................................................................... 21

Работа содержит 1 файл

авторитарный политический режим.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

   Командная система управления как одна из форм авторитарного режима 
 
 
 

         Административно-командная система  - система управления экономикой  страны, в которой главная роль принадлежит распределительным, командным методам и власть сосредоточена у центральных органов управления, в бюрократическом аппарате. Для административно-командной системы характерно централизованное директивное планирование. Такая система опирается на механизм вертикальной мобилизации, несовместима с развитием свободного рынка, конкуренции, предпринимательства.

   Эта система господствовала ранее в  СССР и странах восточной Европы, и ряде азиатских государств.

   Характерными  чертами АКС является общественная (а в реальности – государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

   Хозяйственный механизм АКС имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями  из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных  субъектов. Во-вторых, гос-во полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью, преимущественно, административно - распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

   Полное  огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию  производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок  техники и технологии. Для порождаемой монополией дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности хозяйства.

   К наиболее существенным недостаткам командной системы в производстве следует отнести, прежде всего, отсутствие у руководства предприятием стимулов к проявлению инициативы и риску, а также фактически отсутствие ответственности за последствия принимаемых вышестоящими органами решений.

   В странах с АКС решение общеэкономических  задач имело свои специфические  особенности. В соответствии с господствующими  идеологическими установками задача определения объема и структуры  продукции считалась слишком  серьезной и ответственной, что  бы передать ее решение самим непосредственным производителям – промышленным предприятиям, совхозам и колхозам.

   Это послужило предпосылкой стагнации  в восточно-европейских странах, где существовала АКС. Так течение  первых двух десятилетий после возникновения  АКС (1945—1965) из преимущественно сельскохозяйственных (кроме ГДР и ЧССР) большинство восточноевропейских стран превратились в индустриально-аграрные, в которых был накоплен значительный производственный и научно-технический потенциал. Это, однако, не сопровождалось соответствующим подъемом жизненного уровня населения. Росту производства не соответствовало и повышение качества продукции, что стало особенно заметным с середины 60-х гг., когда экстенсивная экономика исчерпала свои возможности. С этого времени стало все более заметным падение темпов роста, снижение эффективности общественного производства, приведшее впоследствии к застою, который на фоне быстрого развития мира капитализма стал перерастать в значительное отставание, особенно заметное в новых отраслях и прогрессивной технологии. Административно-командная система управления экономикой зашла в тупик, приводила к все более углубляющемуся экономическому и политическому кризису, попытки преодоления которого с помощью неэффективных, непоследовательных экономических и политических реформ оказались безрезультатными.

   Так, например, экономическая реформа  в Венгрии, нацеленная на расширение самостоятельности промышленных предприятий, хозрасчет, была начата еще в 1968 г., но система нормативного управления промышленными предприятиями, основанная на жестком распределении и использовании прибыли, сдерживала развитие таких стимулов промышленного прогресса, как рыночные отношения, конкуренция и др. Не привел к желаемому эффекту и “самоуправляющийся рыночный социализм” в Югославии из-за искусственного дробления промышленности, введения крайне обременительных налогов, на погашение которых шли почти все доходы предприятий. Начавшийся процесс экономических и политических реформ в Чехословакии в 1968 г. был остановлен прямым вооруженным вмешательством извне. Провал всех этих реформ приводил ко все большему убеждению народов этих стран в невозможности выхода из тупика без полного устранения тоталитарных экономических и политических порядков.

   Централизованное  распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными как ''общественные'' целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствующими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

   Распределение созданной продукции между участниками  производства жестко регламентировалось центральными органами по средствам  повсеместно применяемой тарифной системы, а так же централизованно утверждаемых нормативов средств в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда

   Отличительной особенностью распределения продукции  в АКС являлось привилегированное положение партийно-государственной элиты.

   Так наиболее ярко рассмотреть неизбежную эволюцию и крах командной системы  управления можно на примере СССР.

     Построение командной системы  управления может служить недобрым  предвестником формирования более закрытого общества и упрочения режима. Так, например, формированию культа личности Сталина и трансформации власти от авторитарности к тоталитаризму предшествовало создание и укрепление именно командой системы управления.  Первый период советской истории (1917-1956) в настоящий момент ассоциируется в основном с "командной системой управления" в качестве основы политической и экономической системы, "марксизмом-ленинизмом" в качестве идеологии и "массовыми репрессиями" в качестве дисциплинарных мер, позволяющих поддерживать стабильность режима.

   Рассуждая о т.н. "репрессиях", следует  иметь в виду, что они были бы технически невозможны без массового  участия и поддержки населения. Эта поддержка - хотя бы в виде лавины доносов - не могла бы, в свою очередь, иметь места без развязывания соответствующих чувств, чем помогала уже достаточно сформировавшаяся к тому времени командная система управления в самой жесткой ее форме: "если кто-то отличается от меня, пусть его не будет".

   Разумеется, "репрессии" были далеко не главным, и даже не самым разрушительным проявлением АКС. Она оказывала всеобъемлющее влияние на советский образ жизни, в результате чего в обществе зародилась такая система общественного сознания, которую можно характеризовать как «сталинизм».

   "Сталинизм" как стиль массового поведения характеризует следующее:

   Главной особенностью "командной" системы  управления было то, что объектом управления был, прежде всего, человеческий труд. Население страны рассматривалось, прежде всего, как "масса трудящихся", чья производительная (профессиональная, трудовая) деятельность и является тем, чем именно управляет административный аппарат. Все остальные ограничения следовали из этого. (В идеале, власть стремилась к тому, чтобы определять для каждого человека его профессию, должность и место работы.) В подобной системе управления носители верховной власти похожи на главнокомандующих во время сражения: они непосредственно распоряжаются действиями больших масс людей. Соответственно, "основным документом", удостоверяющим личность, в сталинский период был не столько общегражданский паспорт (большие группы населения паспортами не владели), сколько трудовая книжка (окончательно введенная в 1939 г.) или заменяющий ее документ.

   Командная система во всех случаях предпочитала прямое направление человека на ту или иную работу. Различия в достатке и уровне жизни существовали и были довольно значительными, но они практически не использовались в качестве рычагов власти. Понятие "дохода" отсутствовало: заработок считался "содержанием", и был по сути дела просто формой выдачи продуктово-вещевого довольствия (часто заменяемого натуральным пайком). Разумеется, некоторые категории граждан жили в лучших условиях, чем другие, но это считалось "производственной необходимостью" (для специфического труда, особенно управленческого, считалось необходимым "создавать особые условия"). Трудовая дисциплина поддерживалась в основном карательными мерами. Фактически, правовая система сталинского периода знала только один вид преступления, а именно нарушение трудовой дисциплины. Уголовные и политические преступления понимались, по сути дела, так же: аполитичные разговоры и невыход на работу наказывались примерно одинаково, поскольку это были по своей сути одинаковые проступки.

   При этом многие общественные институты, номинально существовавшие в СССР, были на самом деле своего рода камуфляжем. Это относится не только к регулярно проводимым процедурам типа "выборов в советские органы власти", но и, например, к налогообложению населения. Никакой налоговой службы, по сути дела, не существовало вообще: имела место система вычетов из заработка, которую легко можно было бы заменить обычным снижением заработков. При Сталине налогообложение не играло практически никакой роли в формировании доходов государства. Впрочем, почти то же самое можно было сказать и о финансовой системе вообще: деньги играли очень незначительную роль в функционировании народного хозяйства. Это касается и цен на товары: по сути дела, они были "пристойной заменой" прямого ("карточного") распределения (Следует иметь в виду, что тип социально-экономического устройства общества определяется не столько тем, в чьих руках находятся "средства производства", сколько тем, в чьих руках находятся деньги (или нечто, их заменяющее). Общество, в котором заводы и фабрики находятся исключительно в частных руках, однако государство является основным заказчиком и покупателем их продукции (в дальнейшем экспортируемой или распределяемой среди населения), будет иметь все черты "социализма". Наоборот, государство с очень мощным госсектором, существующим, однако, за счет заказов (то есть на деньги) частных лиц, останется "капиталистическим". Чисто социалистическим можно назвать общество, в котором всеми или почти всеми средствами распоряжается исключительно государство. )

   Командная система прошла три этапа развития, каждый из которых длился примерно 12 лет. На первом этапе (1917-1929) шел демонтаж сохранившихся институтов сословной монархии и вырабатывалась новая концепция управления. При этом люди, разрушившие прежнюю систему управления (В.И. Ленин и партия "профессиональных революционеров"), сами оказались не способны создать новую, и сошли со сцены. Им на смену пришел И. Сталин со своей "гвардией".

   С 1929 г. (начало "сплошной коллективизации" сельского хозяйства) началось построение командной системы управления, в основном завершенное к моменту начала войны с Германией (1941). К этому моменту был завершен и идеологический синтез, что нашло свое выражение в идее "построения основ социализма в СССР".

   Начиная с этого момента, система вошла в режим непрерывного функционирования, и, как известно, доказала свою эффективность для решения определенного класса задач. Казалось, это может продолжаться неограниченно долго. Тем не менее, именно в этот период происходила постепенная "приватизация" полномочий государства по распоряжению средствами - от носителей верховной власти к крупным организациям (сначала наиболее важным министерствам). Этот процесс шел постепенно, незаметно для большинства населения страны. Но практически сразу после смерти И. Сталина началось "официальное" разрушение командной системы и становление системы "административного рынка".

   Второй  период советской истории (1953-1989) сейчас принято рассматривать как время  неудачной попытки реформ и последующего "застоя". Прежде всего, не следует считать "хрущевские" реформы неудачными. Напротив, они были вполне успешны. Главным их результатом была идеологическая реформа, связанная с демонтажем «сталинизма» как формы сознания на другую форму, где в качестве стабилизирующего фактора выступал своеобразный аналог "восточного царства".

   Несмотря  на сохранение многих внешних атрибутов  прежнего режима, после 1953 г. система  управления претерпела кардинальные изменения, поскольку изменился объект управления. Власть оставила попытки непосредственно управлять трудовой деятельностью населения. Вместо этого под контроль было взято потребление и доходы - то есть не работа, а зарплата. (В идеале, власть стремилась к тому, чтобы определять для каждого человека его доход, условия жизни, и ее уровень.) Роль заработка принципиально изменилась. Из "необходимого зла" он стал основным рычагом управления. (Разумеется, именно по этой причине заработок не был прямо связан с результативностью труда: это было именно средство управления, а не результат продажи труда на рынке.) Не меньшее значение придавалось и другим формам материального вознаграждения: их было много (от унаследованных от прошлого спецпайков до санаторных и туристических путевок), поскольку имело смысл разнообразить рычаги управления. Разумеется, необходимым следствием подобной системы управления было и тарифное определение цен на товары (практически не связанное с издержками их производства), что привело к глобальным искажениям структуры цен.

Информация о работе Авторитарный политический режим