Демократический политический режим

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 13:38, доклад

Описание работы

С середины 70-х годов 20 столетия, с развертывания революционного движения в странах Южной Европы - Греции, Испании, Португалии против господствующих там авторитарных режимов начинается своего рода демократическая волна, охватывающая всю планету. Период с конца 80-х до начала 90-х годов ознаменовался дальнейшей экспансией демократических режимов в связи с осуществлением политических преобразований в Восточной Европе и СССР. Таким образом, в конце двадцатого века демократические режимы приходят на смену тоталитарным и авторитарным. Мир захвачен демократическими переменами.
В настоящее время редко можно встретить какой-либо другой термин, который использовался бы столь часто, как «демократия». Демократия, по образному выражению Ш. Деббаша, стала «престижным понятием». «Демократия - это политический идеал, который каждый режим эксплуатирует по своему усмотрению», считает другой западный ученый М. Агопьян. При этом само понятие демократии, демократического режима, вопреки (или, наоборот, благодаря) своей распространенности, отнюдь не отличается ясностью формулировок. Еще Г. Кельзен утверждал, что в 19 и 20 столетиях, став господствующим всюду, лозунгом, слово «демократия» утратило четко очерченное и твердое содержание.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 127.50 Кб (Скачать)

С 1860-х в американской политике доминируют демократическая и республиканская партии, каждая из которых пользуется поддержкой широкого спектра политических движений. Президентом США становился кандидат то от демократов, то от республиканцев. На местном и региональном уровнях одной из партий иногда удаётся удерживать преимущество на протяжении длительного периода, хотя внутри доминирующей партии по-прежнему возможна конкуренция между различными группами, составляющими коалицию. Основные права электорального меньшинства защищаются различными способами, прежде всего, федеральным правительством. Усилению других партий препятствует не только мажоритарная система, но и ряд положений в законодательстве. Несмотря на это, более мелкие партии и независимые кандидаты иногда оказывали влияние на проводимую политику, и подобные эпизоды имели место на всех уровнях власти[2].

На рубеже XX века в обществе стала расти озабочённость  концентрацией власти в руках  крупных частных корпораций. Американское прогрессивное движение поставило  своей целью усиление надзора  над соблюдением законов и  усиление контроля над осуществляемой государством политикой. В результате реформ, женщины получили право голоса, Сенат США стал формироваться на основе прямых выборов, партии стали в обязательном порядке проводить предварительные выборы, шире стали практиковаться референдумы, повысилась управляемость местных властей и их подотчётность выборным лицам. Движение также дало начало традиции нетерпимости американцев по отношению к коррупции чиновников, управляющих частных корпораций, профсоюзных лидеров и любых других власть имущих. Активную роль в разоблачении злоупотреблений играет пресса и другие СМИ. Ряд агентств, занимающихся аудитом и расследованием действий органов власти, почти не подверженны политическому влиянию. Однако в последние годы лоббирование выборных лиц и спонсирование их избирательных кампаний со стороны различных кругов негативного сказалось на восприятии правительства[2].

Первые британские поселенцы (пуритане) прибыли в Новый Свет на корабле «Мейфлауэр» ради свободы вероисповедания. Сегодня в стране можно найти приверженцев любых крупных религиозных направлений (а также многих мелких), причём посещаемость церквей остаётся сравнительно высокой. В то же время конституция запрещает государству оказывать предпочтение той или иной конфессии и субсидировать церкви. Религиозные круги играют активную роль в политике по таким вопросам, как однополые браки, аборты, права человека и иммиграция.

 

Хотя  большинство населения страны являются потомками иммигрантов, на протяжении истории различные расовые и этнические группы подвергались дискриминации со стороны властей: негры, индейцы, китайцы, мексиканцы, японцы и др. В середине 1960-х была проведена реформа иммиграционного законодательства, предоставившая широкую защиту от дискриминации. Новые иммигранты как правило сохраняют свои культурные обычаи, в то время как их потомки ассимилируются. Постоянно проживающие на территории страны иностранцы не имеют права участвовать в федеральных выборах, однако до конца XIX века они имели право голоса на многих местных выборах[7]. В последнее время вопрос об участии иностранцев в местных выборах вновь стал предметом дискуссий и референдумов.

Уголовные преступники в течение срока отбывания наказания не имеют права участвовать в выборах. В США свыше двух миллионов заключённых, и это число продолжает расти, несмотря на тенденцию к снижению преступности. Озабоченность вызывают преобладание расовых меньшинств среди осуждённых за тяжкие преступления, практика применения смертной казни, высокое число осуждённых за хранение наркотиков, длительные сроки заключения, в особенности среди несовершеннолетних преступников, условия содержания в тюрьмах[2].

Несмотря на гарантированное  право на забастовку, менее 8 % рабочей  силы состоят в профсоюзах[2]. Процесс организации профсоюзов осложняется ограничениями трудового законодательства, политикой Национального совета трудовых отношений и сопротивлением со стороны частного бизнеса.

С другой стороны, право на частную собственность рассматривается как неотъемлемая часть американского образа жизни. Государство активно поощряет частное и коллективное предпринимательство. Исторически экономические возможности играли ключевую роль в успешной ассимиляции иммигрантов. Однако социальное неравенство остаётся высоким, и США является единственной из развитых демократических стран с многочисленным низшим классом, который политически неактивен и не играет значительной роли в экономической жизни страны[2].

Понятие об американской политической системе закладывается в школе, где учащиеся изучают конституцию и работы идеологов страны. Там же объясняются принципы системы: что правительство должно быть сменяемым и подотчётным гражданам, что перед законом все граждане равны, что государство должно занимать нейтральную позицию по отношению к религии, что в стране должна быть свободная конкуренция идей. Согласно проведённым в 1999-2001 гг. опросам, 89 % американцев относятся к демократии положительно, хотя в то же время 30 % выразили поддержку системе во главе с сильным лидером, который может позволить себе игнорировать парламент и выборы[8].

Демократия  в Швеции

 

 

На исходе Средневековья в Швеции был достигнут значительный уровень национального единства[1]. Социальную базу монархии составляло дворянство и крестьяне. Крестьяне играли важную роль: в XV веке им принадлежала половина земли, и они ввели своих представителей в Риксдаг (шведский парламент) как отдельное сословие. На протяжении столетий между монархией и аристократией шла борьба: дворянство защищало свои права и привилегии, монархия обещала крестьянам и неимущим защиту от чрезмерной эксплуатации и закрепощения, чем обеспечивала свою поддержку. В 1776 году Швеция первой в мире провозгласила свободу прессы[2].

К началу 1870-х Швеция представляла собой либеральную конституционную монархию. В стране существовала национальная система начального школьного образования, и была построена сеть частных каналов и железных дорог[1]. В этот период началась индустриализация, в результате которой за последующие 30 лет численность рабочих увеличилась с 82 тыс. до 350 тыс. чел. Индустриализация повысила эффективность крестьянских хозяйств и стимулировала приток крестьян в города, однако при этом она стала угрожать массовом обеднением и безработицей среди сельского населения. Следствием стала эмиграция в США, куда между 1860 и 1910 гг. уехало более 750 тыс. шведов, что позволило избежать социального кризиса вплоть до 1917 года[1].

Следует отметить, что индустриализация не привела  в Швеции к laissez-faire капитализму[1]. Крупные промышленные центры не возникли, поскольку центров производства было много, так что в 1913 году только 19.1 % рабочих было занято на фабриках с численностью персонала более 500 человек. Результатом распределённости шведской промышленности стали относительно слабая конкуренция, и более того, появление региональных монополий и картелей. Задача развития военной промышленности перед страной не стояла, однако государство оказывало щедрую поддержку индустриализации, и высокопоставленные чиновники были активными инвесторами. С другой стороны, госсектор шведской экономики был невелик, и несмотря на его некоторый рост, даже в конце 1960-х составлял лишь около 6 % ВВП.

Демократизация  началась с реформы 1866 года, когда была отменена древняя представительная система четырёх сословий и учреждён двухпалатный законодательный орган. Следует отметить, что в выборах во Вторую палату, из-за имущественного ценза, имело право участвовать только около 20 % взрослых мужчин, а Первая палата набиралась из элиты численностью около 6100 человек. Со временем рост доходов населения сделал имущественные ограничения бессмысленными. Последовала реформа 1907-1909 гг., которая наделила избирательным правом всех налогоплательщиков мужского пола. В то же время на выборах в законодательные собрания провинций (которые в дальнейшем выбирали делегатов в Первую палату), где число поданных один человеком голосов зависело от уплаченного налога, максимальное число таких голосов было снижено с 5000 до 40. Был введён независимый от королевской власти институт уполномоченных, которые наблюдали за выполнением законов и которым люди могли жаловаться на чиновников.

В апреле-мае 1917 года, из-за военной блокады, начался рост массового недовольства правительством, а в крупных городах Швеции вспыхнули голодные бунты. Даже эти небольшие бунты удалось подавить с трудом, поскольку для подобных целей невозможно было задействовать профессиональную армию. На выборах в Риксдаг левые партии, настаивающие на демократических реформах, усилили своё большинство во Второй палате. Напуганные революциями в России и Германии, король и доминировавшие в Первой палате правые дали своё согласие на радикальные демократические преобразования. В 1918-1921 гг. избирательное право распространилось на женщин, а многократное голосование было отменено.

Великая депрессия 1930-х способствовала решительной победе социал-демократов, которые, опираясь на рабочих и пообещав субсидии фермерам, заручились широкой поддержкой. Это позволило избежать появления фашизма и обеспечило стабильность политической системы на тот период[1]. Меры по дальнейшей демократизации принимались и после войны. Например, в 1970-е годы была введена система дотаций частных малотиражных газет, чтобы помочь им конкурировать с более крупными изданиями и тем самым поддерживать многообразие СМИ[2].

На сегодняшний  день, согласно шведской конституции [3], однопалатный Риксдаг является верховным органом власти. Хотя король по-прежнему остаётся формальным главой государства, его полномочия и обязанности носят представительский и церемониальный характер. Глава исполнительной власти назначается Риксдагом. Избирательная система относится к типу пропорциональных. Ведущую роль в Риксдаге играют социал-демократы и Умеренная коалиционная партия, около трети мест в парламенте распределены между более мелкими партиями. В парламенте представлены все ведущие религиозные, этнические и иммигрантские группы. Почти половина депутатов являются женщинами, то же относится к членам правительства. Саамы имеют собственный представительный орган, который обладает широкими полномочиями в их сообществе и играет совещательную роль в правительстве.

Одним из главных  конституционных принципов считается  общественный контроль и наблюдение за работой правительства и местных  органов власти[2]. Это согласуется с низким уровенем коррупции. Религиозные организации всех конфессий пользуются финансовой поддержкой государства. Законы о равноправии не только запрещают расовую, национальную и половую дискриминацию, но и гарантируют широкий ряд социальных прав: на труд, жильё, образование, социальную защиту, доброкачественность жизненной среды. Около 80 % рабочей силы состоят в хорошо организованных и сильных профсоюзах. Эксперты «Freedom House» относят Швецию к категории стран с либеральной демократией[4]. Журнал «Economist» в своём индексе демократии за 2008 год поместил Швецию на первое место в мире[5].

Демократия  в России

 

Демократия в России прошла через серию подъёмов и спадов и до сих пор находится в развитии. Первый подъём относится к ранней стадии феодализма, когда во многих городах Новгородской Руси получила распространение прямая демократия, и в них важнейшие решения принимались на вече. В Русском государстве цари часто искали поддержки со стороны различных сословий, для чего существовала боярская дума и созывались земские соборы. Реформы второй половины XIX века и начала XX века способствовали развитию земских, сословных, крестьянских, рабочих и общегосударственных выборных органов. Установившийся после революций и гражданской войны коммунистический режим имел внешние атрибуты народовластия, хотя фактически был авторитарным. В конце 1980-х и начале 1990-х были проведены масштабные демократические реформы. На сегодняшний день большинство в стране относится к демократии позитивно и видит в ней необходимость.


Демократические традиции до XX века

Согласно византийскому  историку Прокопию Кесарийскому, в VI веке древние славяне не управлялись одним человеком, а жили в «народоправстве». Основой их хозяйственной жизни было коллективное землевладение. Люди состояли в общинах, которые избирали старейшин. Во многих общинах нарушителей судили согласно копному праву.

После возникновения  первых русских городов, в тех  из них, которые были расположены  в Новгородской Руси (включая Ладогу, Полоцк, Ростов, Смоленск, Суздаль и др.) высшим органом власти часто становилось общегородское вече. В этих городах жители выбирали должностных лиц городской общины на своих сходах. В Новгороде XII—XV веков высшими выборными лицами были посадник, который избирался из бояр, и тысяцкие, которые избирались из других, а впоследствии из всех сословий. Со временем вечевая система стала всё больше вытесняться монархией. После татаро-монгольского нашествия и усиления власти князей, вечевые институты сохранились только в Новгороде, Пскове и Вятке, а в остальных городах они прекратили существование.

 

В середине XVI века завершилось создание Московского государства, политической системой которого стала сословно-представительная монархия. В рамках этой системы время от времени созывались земские соборы, куда съезжались представители различных сословий для обсуждения важнейших вопросов внутренней и внешней политики. Интересы феодальной аристократии представляла боярская дума, председателем которой был царь и которая вместе с ним составляла верховный орган государственной власти.

На рубеже XVIII века Россия стала превращаться в империю, а её система приобрела черты абсолютизма. В то же время проявились особенности российского самодержавия, оказавшие негативное влияние на демократические процессы[1]: во-первых, его социальной базой было только дворянство, а во-вторых, личная воля и произвол преобладали над правовыми методами при принятии политических решений. Роль представительных органов резко снизилась. Место боярской думы занял подчинённый императору Сенат. Следует упомянуть, что Пётр I провёл реформу городского самоуправления, в результате которой управление городами перешло в руки выборных бурмистерских палат (ратуш). Однако после смерти Петра I права выборных институтов были вновь ограничены. Екатерина II попыталась восстановить городское самоуправление, но впоследствии от этого также отказалась.

Информация о работе Демократический политический режим