Демократический политический режим

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 13:38, доклад

Описание работы

С середины 70-х годов 20 столетия, с развертывания революционного движения в странах Южной Европы - Греции, Испании, Португалии против господствующих там авторитарных режимов начинается своего рода демократическая волна, охватывающая всю планету. Период с конца 80-х до начала 90-х годов ознаменовался дальнейшей экспансией демократических режимов в связи с осуществлением политических преобразований в Восточной Европе и СССР. Таким образом, в конце двадцатого века демократические режимы приходят на смену тоталитарным и авторитарным. Мир захвачен демократическими переменами.
В настоящее время редко можно встретить какой-либо другой термин, который использовался бы столь часто, как «демократия». Демократия, по образному выражению Ш. Деббаша, стала «престижным понятием». «Демократия - это политический идеал, который каждый режим эксплуатирует по своему усмотрению», считает другой западный ученый М. Агопьян. При этом само понятие демократии, демократического режима, вопреки (или, наоборот, благодаря) своей распространенности, отнюдь не отличается ясностью формулировок. Еще Г. Кельзен утверждал, что в 19 и 20 столетиях, став господствующим всюду, лозунгом, слово «демократия» утратило четко очерченное и твердое содержание.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 127.50 Кб (Скачать)

1. Приоритёт прав и свобод  человека над законами государства,  наличие отлаженного, несложного  и легкодоступного юридического  механизма практической реализации  конституционных прав и свобод  граждан и их защиты. Это означает, что государство, в том числе  его высшие законодательные и  исполнительные органы не вправе  нарушать основополагающие права  граждан. Причем самим правам  человека придается статус естественных, неотъемлемых и священных.

2. Равноправие всех граждан,  всеобщность права, его распространение  на все население государства,  его организации и учреждения, в том числе сами органы  государственной власти.

3. Наличие независимого  правосудия, выступающего высшим  арбитром и гарантом соблюдения  прав человека и законов государства  гражданами, государственными и  общественными службами, организациями  и учреждениями.

4. Приоритет в государственном  регулировании общественных отношений  и процессов следующего принципа: в правовом государстве по  отношению к гражданам действует  правило «разрешено все то, что  не запрещено законом». Государство  же обязано действовать в пределах  дозволенного, в рамках установленных  законом полномочий.

5. Свобода и права других  людей как важнейший или даже  единственный ограничитель прав  индивида. Правовое государство  не означает абсолютной свободы  личности. Свобода каждого заканчивается  там и тогда, где и когда  нарушается свобода других.

6. Строгое соответствие  текущего законодательства конституционному, нормам международного права,  практическое обеспечение верховенства  закона по отношению к подзаконным  нормативным актам.

7. Наличие отработанных  демократических процедур участия  граждан в правотворческом процессе.

8. Наличие совершенного  юридического механизма разрешения  спорных и конфликтных ситуаций  между субъектами права на  всех уровнях политической, государственной  и социальной структуры.

9. Высокий уровень правовых  знаний и правовой культуры  граждан страны.

Следует заметить, что существующее в науке определение правового  государства через ограничение  власти законом, включающее верховенство закона, в качестве основного признака, является спорным. Государство законности может быть и полицейским государством. Господство права, а не закона, верховенство не просто закона, а правового закона - только с этих позиций можно  говорить о правовом государстве.

4. Политический плюрализм.

В общепринятом смысле политический плюрализм означает состояние соперничества  множества относительно независимых, автономных социальных групп и их организаций в борьбе за власть либо влияние на власть, рассеивание власти между многими конкурирующими силами, отсутствие единого и общепризнанного  центра власти. В условиях политического  плюрализма ни одна группа или организация  не имеет и не претендует на монополию  власти. При демократическом режиме, главная обязанность большинства - уважение к оппозиции, ее праву  на свободную критику и праву  сменить, по итогам новых выборов, бывшее большинство у власти. Ганс Кельзен  обосновывал необходимость политического  плюрализма в демократическом государстве, следующим образом, так как «нет достоверного знания о том, что представляет собой общее благо или общие  интересы, то удельный вес практически  всех суждений одинаков при принятии решений. Единственное правило, которое  имеет значение в данном случае - это правило большинства. Но и  у большинства нет достоверного суждения об общем благе, поэтому  необходимо предусмотреть возможность  замены одного большинства другим. Отсюда выводится возможность обоснования  периодической сменяемости инстанций  и лиц, принимающих решения, касающиеся общего блага».

4.1. Признаком политического плюрализма считается наличие политической оппозиции. В современной литературе присутствует несколько определений понятия «политическая оппозиция». Так, В.П. Макаренко рассматривает это явление через призму политических институтов и определяет как «общественные движения и партии, которые действуют организованно (явно или скрыто) и стремятся взять власть из рук правящей партии и передать ее в руки другой политической силы». Сторонники другой точки зрения рассматривают оппозицию как «противодействие, сопротивление, противопоставление своих взглядов и политики каким-либо другим взглядам и политике». На наш взгляд, и та, и другая формулировка не охватывает всех характеристик исследуемого явления. Первая, безусловно, сужает сферу деятельности политической оппозиции, не объясняет существования такой ее разновидности, как оппозиция внутрипартийная. Вторая - не дает представления о субъектах оппозиционной деятельности. Думается, односторонности можно избежать, если трактовать политическую оппозицию в следующих основных значениях: 1) как выступление против мнения большинства в политике, противопоставление своей политики официальному курсу; 2) как группу лиц или партий, выступающих вразрез с мнением большинства или господствующим мнением в законодательных, партийных или иных структурах. Следовательно, оппозицию можно рассматривать: 1. Как определенные критические по отношению к власти настроения. 2. Как политический институт. В первом случае условием оппозиции является само человеческое общество. Общество состоит из множества различных социальных групп, со специфическими материальными и духовными интересами, которые преломляются и требуют выражения в политической сфере. Именно несовпадение, а нередко и столкновение специфических социальных интересов составляет почву для политического плюрализма. В идеальном смысле возможен консенсус всех основных групп и организаций общества, и в таком случае почва для оппозиции отсутствует. Однако практически никогда не бывает согласия по. всем вопросам, ибо сталкиваются интересы разных страт, ищущие политического выражения и защиты. Во втором случае следует выделить целый комплекс условий, которые наиболее полно рассматривает американский политолог Р. Даль. В политической сфере такими условиями, по его мнению, являются следующие: «1) широко распространенное сегодня и близкое к универсальному избирательное право; 2) право участвовать в общественных делах; 3) справедливо организованные выборы, в которых исключено всякое насилие или принуждение; 4) надежно защищенная свобода выражения своего мнения, включающая критику правительства, режима, общества, господствующей идеологии и т.д.; 5) существование альтернативных и часто конкурирующих между собой источников информации и убеждений, выведенных из-под правительственного контроля; 6) высокая степень свободы в создании относительно автономных и самых разнообразных организаций, включая, что особенно важно, оппозиционные политические партии; 7) относительно высокая зависимость правительства от избирателей и результатов выборов».

В зависимости от степени лояльности к действиям  правительства, следует различать  два типа оппозиции: внутрисистемную (лояльную) и антисистемную (непримиримую). При первом типе между конкурирующими социальными и политическими  силами существует общее согласие (консенсус) по поводу природы общественной системы, основных принципов ее организации  и функционирования, по поводу базовых  ценностей, идеалов и целей общественного  развития, но нет согласия относительно выбора конкретной политики, вариантов  решения той или иной общегосударственной  проблемы. В этом случае и правящая в данный момент партия, и оппозиция  стоят на почве одной системы  и принципы ее не подвергают сомнению. В развитых западных странах ни одна из основных партий, реально претендующих на власть, не ставит под сомнения сущность и принципы общественной системы, в  рамках которой они функционируют. Борьба идет за то, кто лучше выражает и реализует интересы общества, кому удается продвинуть специфические  интересы той или иной социальной группы, по поводу методов осуществления  общенародных интересов. При втором типе оппозиция выступает против коренных основ общественной системы, за ее разрушение и уничтожение. Демократический  режим предполагает свободное функционирование оппозиций обоих типов в рамках закона и установленных им правил политической борьбы. Борьба с антисистемной  оппозицией должна вестись политико-правовыми  и идеологическими методами, но не организационными и карательными. При  убежденности основной массы населения  в рациональности и справедливости существующего политического режима антисистемная оппозиция не имеет  шансов на успех.

В зависимости от сферы распространения выделяют внутри партийную и парламентскую  оппозицию. Под внутрипартийной  оппозицией понимаются группировки, выступающие  против каких-либо принципиальных вопросов политики партии и ее руководящих органов. Парламентская оппозиция - это группа депутатов парламента или парламентская фракция какой-либо партии, выступающая по ряду вопросов против правительственной политики. По используемым методам деятельности следует выделить легальную и нелегальную оппозицию. Легальная действует в рамках принятых в обществе законов, конституционно. Нелегальная существует вне закона, применяет антиконституционные методы, политической борьбы.

4.2. Часто политический  плюрализм отождествляют с многопартийностью, что не совсем верно. Многопартийность может быть формой выражения плюрализма политической жизни, в том случае, когда политические партии не имеют юридических преимуществ и находятся в этом смысле в равных условиях в борьбе за народную поддержку. Политический плюрализм мыслим и в условиях однопартийности, в случае, если общественным объединениям, не консолидировавшиеся по каким-либо причинам в политические партии, предоставлены равные права и возможности конкурировать с единственно существующей партией в завоевании голосов избирателей, и соответственно в участии в осуществлении власти. Хотя опыт многих стран показал, что наиболее полными выразителями интересов классов и других социальных групп являются политические партии. В современном мире в условиях демократического режима без. политических партий не может функционировать государство. Это объясняется тем, что «партия - это организованная или не имеющая строгой организации группа людей, объединенных задачей завоевания, удержания или использования государственной власти, выражающая интересы определенного класса, социальной группы, нации, религиозной общины или иной общности, выступающая на политической арене с определенными политическими действиями, вмещающимися в рамки цивилизованного поведения». «Партии чрезвычайно важны для демократии, - отмечает Ж. Бешлер, - так как граждане поручают им выдвигать различные толкования общего блага, преображать эти толкования в программы действий...». Именно политические партии формулируют требования тех или иных социальных слоев и групп граждан на основе их интересов и устремлений. Политические партии - посредники между гражданским обществом и государством. В системе отношений между государством и обществом партия как институт может принадлежать либо к государству, либо к гражданскому обществу. Соответственно, возможны две противоположные партийные модели: государственной партии или партии граждан, первая характерна для тоталитарного, вторая - для демократического режима. При демократическом режиме политические партии борются за власть и политическое влияние легальными парламентскими методами. Партия, находящаяся у власти, отказывается от применения к другим общественным объединениям - методов подавления и насилия, предоставляет оппозиции беспрепятственно пользоваться всеми демократическими правами и свободами. В свою очередь оппозиционные партии отказываются от экстремистских методов борьбы за власть, подчиняются волеизъявлению избирателей.

5. Наличие  развитого гражданского общества.

Гражданское общество - это сфера межличностных отношений (социальных, экономических, культурных, религиозных, семейных и других) и  добровольно сформировавшихся объединений  граждан, которая развивается в  обществе без прямого вмешательства  государства и ограждена законами от произвольной регламентации со стороны  органов государственной власти.

Понятие гражданского общества указывает на многообразные  структуры лидерства, автономные по отношению к институтам государственной  власти. Отношения внутри гражданского общества не основаны на властных полномочиях  одних по отношению к другим. Власть как бы вынесена за пределы гражданского общества и используется лишь как  гарантия соблюдения всеми действующих  законов. Формирование полноценного гражданского общества ведет к тому, что государство  становится механизмом, осуществляющим определенные строго очерченные функции  по его поручению и под его  контролем.

В гражданском обществе можно выделить несколько уровней: экономический - конкурентное взаимодействие многообразных частных интересов; социальный - различные общности и  социальные слои: семья, этнические и  религиозные группы, и т.д.; культурный - менталитет, ценностные ориентации и  установки, духовно-нравственное развитие; религиозный - религиозность населения, церковная организация и т.п. Кроме  того, вершиной, завершающей создание многослойной структуры современного гражданского общества, его представителем и выразителем по отношению к  государству выступают политические или политизированные институты: партии, группы интересов, СМИ и т.п. Без  них гражданское общество не сможет представлять себя в отношениях с  государством и контролировать его.

Можно выделить следующие  устойчивые признаки, характеризующие  гражданское общество:

а) наличие механизмов саморегулирования, которые вырабатываются в свободных, нерегламентированных государством отношениях между добровольными  объединениями граждан;

б) автономность жизнедеятельности  общества и отдельного человека от государства;

в) способность и  реальную возможность делать политический выбор;

г) понимание и  реальная возможность осуществления  естественных, неотчуждаемых прав;

д) способность и  возможность подчинять своей  воле государственные органы (все  без исключения), ибо только суверенный народ является законным источником власти.

6. Формирование  массового среднего класса.

Хотя демократические  режимы различных типов появлялись и исчезали на протяжении всей истории  человечества, современный демократический  режим содержит в себе качественное отличие от всех предшествующих моделей. Оно заключается в массовом уровне благосостояния, отсутствии резких социальных контрастов. Американский социолог М. Паренти дает следующую характеристику демократии: «Демократия есть система  управления, при которой... условия  жизни гуманны и примерно одинаковы». «Демократия превращается в высшую ценность и может быть в достаточной  степени реализована лишь на базе вполне зрелого, материально обеспеченного  общества...». В настоящее время, мы действительно обнаруживаем чрезвычайно  тесную взаимосвязь между экономическим  благополучием и демократией. Демократические  режимы существуют сегодня исключительно  в тех странах, где высок уровень  валового национального продукта на душу населения, за исключением немногих случаев. Если подобного рода благополучие может и не быть необходимым или  достаточным для демократии - оно, вне всякого сомнения, существенно  облегчает установление и сохранение демократических институтов. Однако экономическое развитие само по себе - именно предпосылка, а вовсе не гарантия демократии. Известны недемократические  режимы с высоким уровнем экономического развития. По-видимому, ключевым моментом для функционирования демократии является, строго говоря, не экономическое развитие и сопутствующее ему благосостояние как таковые, а формирование массового  среднего класса в качестве социальной опоры и базы демократии.

7. Наличие  фундаментальных прав и свобод  человека и гражданина, не только  провозглашенных, но и гарантированных.

«Условия и степень  реальной возможности пользоваться прокламированными правами раскрывают действительное положение человека в общественной и государственной  жизни, определяют меру демократичности  данной политической системы, возможность  конкретного индивида участвовать  в политическом процессе и меру такого участия». Перечень основных прав и  свобод личности включает в себя социально-экономические, политические и личные права и  свободы. При этом первостепенными  в международном праве признаются политические права и свободы. Политические права и свободы личности можно  определить как права на участие  в политической жизни общества. К  первостепенным политическим правам и  свободам, закрепленным в Международном  пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, относятся, право на свободу мысли, совести  и религии, право беспрепятственно придерживаться своих мнений, право  на свободное выражение своего мнения, право на мирные собрания, право  на свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы  и вступать в таковые для защиты своих интересов и т.д.

Информация о работе Демократический политический режим