Демократический политический режим

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 12:40, реферат

Описание работы

Политическое развитие любой страны во многом зависит не только от объективных потребностей и возможностей и типа политической системы, но и от функционирования этой систе­мы. Способ реализации идейно-политической ориентации по­литической системы — режим ее функционирования — назы­вается политическим режимом.

Содержание

Введение..............................................................................................3
II. Понятие политического режима. Виды политических режимов...............................................................................................4
III. Демократический политический режим, его основные признаки..............................................................................................10
IV. Виды и модели демократии………………………………………...14
1. Виды демократии..........................................................................14
2. Теоретические модели демократии.............................................15
V. Заключение.........................................................................................22
VI. Список использованной литератур

Работа содержит 1 файл

Реферат по политологии final.doc

— 134.50 Кб (Скачать)


2

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

ГОУ ВПО ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

КАФЕДРА ПОЛИТОЛОГИИ

 

 

 

 

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

«ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент первого курса группы У-11

 

 

Проверил: преподаватель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Киров

2011

 

 

Содержание

 

 

I.                    Введение..............................................................................................3

II.                 Понятие политического режима. Виды политических режимов...............................................................................................4

III.              Демократический политический режим, его основные признаки..............................................................................................10

IV.             Виды и модели демократии………………………………………...14

1.      Виды демократии..........................................................................14

2.      Теоретические модели демократии.............................................15

V.                Заключение.........................................................................................22

VI.             Список использованной литературы................................................23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Политическое развитие любой страны во многом зависит не только от объективных потребностей и возможностей и типа политической системы, но и от функционирования этой систе­мы. Способ реализации идейно-политической ориентации по­литической системы — режим ее функционирования — назы­вается политическим режимом.

Многие политические деятели и исследователи употребля­ют этот термин как синоним власти. Французские и некоторые другие политологи склонны отождествлять политический ре­жим с политической системой. С. Ю. Кашкин справедливо из­бегал неоправданного отождествления политического режима с политической системой и считал, что режим — это «лишь ме­тоды осуществления политической власти государственным ап­паратом». Он был бы безоговорочно прав, если бы сказал об использовании методов, так как режим — политический про­цесс, и не сводил его к государственному аппарату.

Данными о политической системе не исчерпывается, а лишь начинается характеристика ее политического режима. Поли­тический режим определяется соотношением объективных возможностей с целями и характером политической силы, направляющей власть, и выражается в способах принятия и реализации политических решений.

Современные политические режимы очень разнообразны. Это разнообразие не сводится к различиям в степени использо­вания насилия или приоритетов в подходах к решению поли­тических проблем. Существенное значение имеют характер цели и способ ее достижения: достижение практической цели (технократический), реализация идеи (идеократический); воля лидера (харизматический), что выяснено А. Ю. Шуто­вым. Самыми важными для характеристики любого режи­ма являются оценки преобладающей политической силы и способа управления — принятия и реализации политических решений.

Понятие политического режима. Виды политического режима

Политический режим — это упорядоченное взаимодейст­вие структур политической системы, а также совокупность методов осуществления власти и достижения политических целей. Понятие политического режима раскрывает динамический, функциональный характер политической системы. Качественными характеристиками политического режима являются: объем прав и свобод человека, методы осуществления государственной власти, характер взаимоотношений между государством и обществом, на­личие или отсутствие возможностей общества влиять на принятие политических решений, способы формирования политических ин­ститутов, методы выработки политических решений.

Существуют различные классификации и типологизации поли­тических режимов. Наиболее частым является подразделение режимов на диктатуры и демократии (схема 12).

Термин «диктатура» (лат. dictatur — неограниченная власть) Дает содержательную характеристику режимов, в которых власть одного лица или небольшой группы практически не ограничена. В Древнем Риме диктатором назывался правитель, назначавшийся на высшую должность и наделявшийся для выполнения особых поручений или в случаях угрозы государству широкими полномочиями.

Время правления диктатора было строго ограничено — не более

6 месяцев (semestris dictatoria), но полномочия часто слагались сразу же после исполнения поручений, т.е. до окончания формального срока полномочий. Первыми диктаторами Древнего Рима счи­таются Т. Ларций (498 до н.э.) и М. Рутий (356 до н. э.). Диктатуры Суллы и Цезаря носили уже более «современный характер», были по существу бессрочной узурпацией власти. К древним формам дик­татуры можно также отнести тиранию, олигархию и деспотизм. Ти­рании чаще всего возникали в «смутные времена», когда власть за­хватывал удачливый и жестокий военачальник. Провозглашаемое им правление опиралось на прямое насилие и подавление народа. Власть тирана по существу оказывалась неограниченной. Под оли­гархией в Древней Греции понимали власть небольшой группы наи­более богатых и привилегированных людей. В отличие от тирании, деспотизм, наиболее распространенный на Древнем Востоке, опи­рался на существующие общинные и религиозные традиции. Власть деспота и подчиняющегося ему государственного аппарата и чинов­ничества были ограничены этими традициями. В более поздние периоды к диктатурам стали относить возникающие теократические государства, в которых власть сосредоточивалась в руках одной ре­лигиозной группы; абсолютистские монархии, характеризующиеся соединением законодательной и исполнительной власти в руках мо­нарха. Большинство современных политологов подразделяет дикта­туры на тоталитаризм и авторитаризм.

Демократические режимы (греч. demos — народ и cratos — власть) возникли несколько позже диктатур, хотя и существовали уже в Древней Греции. Наивысшего расцвета античная демократия достигла в V в. до н.э. в Афинах в период правления Перикла. Эта Демократия существовала в рамках полиса — города-государства, общины. Она сводилась к участию свободных граждан в общих со­браниях, на которых решались наиболее важные вопросы, и выбо­рах. Зачастую власть большинства оборачивалась против выдаю­щихся и знатных людей. Античная демократия не знала прав и сво­бод личности, поэтому нередко ее называли деспотизмом большин­ства. Современная демократия значительно отличается от анти­чной. Ее главными признаками являются: 1) наличие представи­тельных органов власти, формируемых на основе всеобщих выборов; 2) признание политических прав и свобод граждан в таком объеме, который позволяет легально действовать не только партиям и организациям, поддерживающим политику правительства, но и партиям и организациям оппозиционным; 3) построение государственного аппарата по принципу «разделения властей», причем единственным законодательным органом считается парламент 4) политический плюрализм; 5) публичность власти.

Среди многообразных классификаций политических режиме выделим типологии Р. Даля и Ж. Блонделя.

Р. Даль использует два основных критерия, с помощью которых он строит свои идеальные типы политических систем. Первый критерий имеет отношение к допустимой оппозиции или политической конкуренции. Второй — касается участия населения в процесс публичного соперничества за власть. Оба критерия берутся в качестве переменных и выражаются соответственно в степени допустимой оппозиции или политической конкуренции и в пропорции наем ления, имеющего право участвовать в системе публичного сопем ничества. На измерении данных критериев необходимо сделать ак­цент, так как в приведенном исследовании типы систем отбираются на основании простой шкалы наличия или отсутствия определенного качества, которые располагаются на соответствующих осях системы координат.

В соответствии с предложенными критериями и их измерения выделяются четыре типа политических систем.

Систему, в которой практически отсутствует оппозиция и нет политической конкуренции или она весьма незначительна, a пропорция населения, имеющего право участвовать в публичном соперни­честве, мала, Р. Даль называет «закрытой гегемонией».

При маленькой конкуренции и большом участии населения можно говорить о политической системе типа «включающей геге­монии».

Система с большой степенью оппозиционности и конкуренции в сочетании с маленькой пропорцией участия названа «конкурирую­щей олигархией».

И, наконец, наличие значительной степени политической конку­ренции и оппозиционности и большой пропорции населения, имею­щего право участвовать в публичном соперничестве, порождает по­литическую систему, названную «полиархией». То, что обычно на­зывается демократической политической системой, соответствует понятию полиархии.

Реальные политические системы по конкретным показателям политической конкуренции и участия при расположении их в данной системе координат будут тяготеть к той или иной идеально-типичес­кой группе, заняв в целом пространство в центральной части пря­моугольника.

В типологии Ж. Блонделя основанием разделения режимов на группы служит отношение трех переменных: политическая конку­ренция, структура элиты и политическое участие населения.

Первая переменная — политическая конкуренция — оцени­вается с точки зрения того, является ли она открытой (т.е. сущест­вуют легальные условия для оппозиции и для конкурентной борьбы оппозиции с властвующей элитой) или закрытой (т.е. оппозиция запрещена, и борьба за государственную власть осуществляется внутри (часто скрытно) различных групп властвующей элиты, или смена ру­ководства осуществляется без борьбы по принципу наследования).

Вторая переменная — структура элиты — показывает, есть ли в структуре элит субгруппы и каков уровень их автономии. В этом смысле различаются монолитные элиты и дифференцирован­ные элиты.

Третья переменная — политическое участие населения — характеризуется степенью включения населения в политическую жизнь. Население может быть включено в политическую жизнь по­средством различных форм политического участия, и это является необходимостью для существования системы. Такая система называется инклюзивной (включающей). Население может не быть включено в политический процесс и данное положение рассматри­вается как нормальное или вынужденное. Такая система получила название эксклюзивной (исключающей).

Соотношение этих трех переменных порождает шесть типов политических режимов: традиционные, эгалитарно-авторитарные, авторитарно-бюрократические, авторитарно-неэгалитарные, конкурирующие олигархии, либеральные демократия. Каждый тип политического режима можно было описать и с помощью сопутствующих характеристик, проистекающих из их основных дифференцирующих переменных. В названии некоторых типов присутствует дополнительная характеристика, касающаяся базовой политической идеологии режима (эгалитарная идеология, т.е. ориентированная на принцип равенства) или особенностей дифференциации элит (роли бюрократической элиты). Большее число переменных позволяет охарактеризовать существующие политические системы и режимы более полно, но и в этом случае описание не является исчерпывающим.

В качестве примеров политических систем соответствующих типов можно назвать современные и исторические системы.

Традиционные системы характерны для стран с монархическими режимами, где правит закрытая монолитная элита и население ис­ключено из политического процесса. К подобным системам мог быть отнесены монархии в странах так называемого третьего мира. Однако не все современные монархические режимы являются традиционными.

Безраздельная власть монархов осталась лишь в шести странах — Бахрейне, Брунее, Омане, Катаре, Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратах, а, скажем, в Свази­ленде существует «парламент», частично избираемый племенными советами и частично назначаемый королем.

Авторитарно-бюрократические системы могут быть представле­ны военными режимами стран Латинской Америки периода 70— 80-х гг. (Чили, Аргентина, Уругвай).

Многие страны уже прошли этап развития, когда открытая кон­куренция политических элит предшествовала политическому учас­тию населения. Сегодня система конкурирующей олигархии (до­вольно распространенная в прошлом) существует в тех странах, где население фактически не оказывает влияния на результаты борьбы за власть между различными группами элит. Так, например, в Тонга и Западном Самоа партии отсутствуют, а органы законодательной власти фактически формируются различными знатными кланами.

Политические режимы в странах бывшей мировой системы со­циализма, где существовала относительно монолитная элита, насе­ление мобилизовывалось на поддержку режима посредством опре­деленных массовых форм политического участия и господствовала идея социального равенства, были эгалитарно-авторитарными. В настоящее время к таким системам можно отнести Китай, Север­ную Корею, Кубу.

Что касается авторитарно-неэгалитарных систем, то они суще­ствовали в странах, где были установлены фашистские режимы (Германия, Испания, Италия).

Наконец, либеральные демократии существуют в современных европейских странах — Великобритании, Швеции, Франции и т.д., в США и Канаде, Австралии, Японии, Новой Зеландии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Демократический политический режим, его основные признаки

 

Он основывается на демократических методах и средствах властвования и политического участия народа в принятии властных решений.

Демократия - ( от древнегреческого DEMOS - народ и CRUTOS - власть ) - народовластие - это одна из основных форм устройства любой организации , основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству; идеал общественного устройства : свобода, равенство, уважение человеческого достоинства, солидарность и т.д.; социальное и политическое движение за народовластие. С момента возникновения демократия связана с государством, а значит с принуждением, и в лучшем случае является властью большинства над меньшинством, а чаще всего формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, в большей или меньшей степени подконтрольного народу.

Информация о работе Демократический политический режим