Демократический политический режим

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 03:00, реферат

Описание работы

В самом общем смысле «демократия» - понятие достаточно древнее, те формы, которые рассматриваются сегодня, порождены в XX веке. Демократию, так же как и огонь, живопись, письмо, изобретали не однажды и не в одном месте. Импульс к демократическому способу правления исходит из того, что можно назвать логикой равенства.
Исторический генезис демократии длителен, многообразен и противоречив. Он не завершился и поныне. Ни одна политическая система в мире пока не воплощает в себе идеалы демократии, а представляет лишь результат «многоступенчатого, продолжающегося исторического процесса».
Раскрывая вопрос о понятие, сущность и основные признаки политической демократии(верховная власть народа, периодическая выборность основных органов государства, равенство прав граждан на участие в управлении государством и пр.), назовем и охарактеризуем основные признаки демократических режимов. Важно будет также показать разницу между прямой и представительной формами демократии.
Ответ на вопрос о демократизации как главной тенденции современного политического развития предполагает анализ сути и темпов демократизации как основной тенденции эволюции современной политической реальности. Здесь же раскроем неоднородность(региональную) и «рваный», или «волновой» ритм этого процесса. Актуальным так же будет рассказать о определенных условиях в экономической, социальной и прочих областях, при которых демократия становится действительно эффективной. Очень важно показать при этом, существуют ли такие условия в России.
Последний вопрос в работе практического характера и предполагает сравнительный анализ трех исторических форм политической демократии Нового времени: либеральной, коллективистской и плюралистической.

Содержание

Введение____________________________________________________ 3
1. Понятие, сущность и основные признаки политической демократии 4
2. Демократизация как главная тенденция современного политического развития. Условия эффективности демократии____________________ 12
3. Сравнительный анализ трех исторических форм политической
демократии Нового времени____________________________________ 19
Заключение__________________________________________________ 24
Список литературы____________________________________________ 25

Работа содержит 1 файл

демократический политический режим.docx

— 57.69 Кб (Скачать)

Содержание

Введение____________________________________________________ 3

1. Понятие,  сущность и основные признаки  политической демократии 4

2. Демократизация как главная  тенденция современного политического  развития. Условия эффективности  демократии____________________ 12

3. Сравнительный анализ трех  исторических форм политической 
демократии Нового времени____________________________________ 19

Заключение__________________________________________________ 24

Список литературы____________________________________________ 25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В самом общем  смысле «демократия» - понятие достаточно древнее, те формы, которые рассматриваются  сегодня, порождены в XX веке. Демократию, так же как и огонь, живопись, письмо, изобретали не однажды и не в одном месте. Импульс к демократическому способу правления исходит из того, что можно назвать логикой равенства.

Исторический  генезис демократии длителен, многообразен и противоречив. Он не завершился и  поныне. Ни одна политическая система  в мире пока не воплощает в себе идеалы демократии, а представляет лишь результат «многоступенчатого, продолжающегося исторического  процесса».

Раскрывая вопрос о понятие, сущность и основные признаки политической демократии(верховная власть народа, периодическая выборность основных органов государства, равенство прав граждан на участие в управлении государством и пр.), назовем и охарактеризуем основные признаки демократических режимов. Важно будет также показать разницу между прямой и представительной формами демократии.

Ответ на вопрос о демократизации как главной  тенденции современного политического  развития предполагает анализ сути и  темпов демократизации как основной тенденции эволюции современной  политической реальности. Здесь же раскроем неоднородность(региональную) и «рваный», или «волновой» ритм этого процесса. Актуальным так же будет рассказать о определенных условиях в экономической, социальной и прочих областях, при которых демократия становится действительно эффективной. Очень важно показать при этом, существуют ли такие условия в России.

Последний вопрос в работе практического характера  и предполагает сравнительный анализ трех исторических форм политической демократии Нового времени: либеральной, коллективистской и плюралистической.

 

 

 

 

1. Понятие, сущность и основные  признаки политической демократии

Демократия (греч. δημοκρατία — «власть народа») — политический режим государства  или политическая система, при которой  власть осуществляется через прямое народовластие (прямая демократия) либо через представителей, избираемых народом  или какой-то частью народа (представительная демократия). Главным признаком демократии является обеспечение пропорционального  представительства во власти как  можно более широких интересов  населения, присутствующих в стране, а также динамическое изменение  представительной власти вместе с соответствующими изменениями этих интересов во времени. [10]

Исходной  формой демократии была прямая демократия в небольших городах-государствах в древней Греции (Афинская демократия), и некоторых древних городах  на Руси. Критика демократии (в её античных формах) имеется уже в  теории государства Платона (диалог «Государство»), одним из главных  недостатков демократии у которого выступает её крайне низкая обороноспособность. При этом во многом анализ Платона  относится и к современным  формам демократии, хотя многие современные  авторы надеются на то, что технический  прогресс делает демократию значительно  более жизнеспособной. Существуют и  многочисленные примеры более современной  критики демократии, основывающиеся на различных теоретических подходах.

Впоследствии, с усложнением решаемых государством задач, прямая демократия была практически  повсеместно вытеснена монархическими формами правления.

В настоящее  время демократическое правление  обычно носит форму западной европейской  представительной демократии, получившей название «либеральная демократия». Среди  её теоретических основоположников были Жан Жак Руссо (1712—1778), Джон Локк (1632—1704) и Монтескьё (1689—1755). Развитие средств массовой коммуникации, автоматической обработки информации, теории искусственного интеллекта с инженерией знаний, с  учетом нарастающих сложностей с  реализацией представительной демократии, возродило интерес к её прямым формам.

Современные политики подчас злоупотребляют словом демократия. Большинство современных  партий содержат в своем названии термин "демократическая". Практически  все современные политические режимы, даже авторитарные, претендуют на демократичность. Подобная произвольность в употреблении понятия "демократия" и само разнообразие трактовок ее сущности побуждает  отдельных авторитетных ученых сделать  вывод, что демократия - это "понятие, решительно не поддающееся определению"1. Тем не менее политологи, различные  международные организации используют это понятие, согласившись относительно критериев, позволяющих отнести  тот или иной режим к демократическому.

Что представляет собой современная политическая демократия? В самом общем плане  ее можно определить как режим, в  котором народ имеет возможность  реализовать свою волю непосредственно  либо через своих представителей, а власть несет ответственность  перед гражданами за свои действия. [2, 255]

Сущность  демократии конкретизируется в определенной совокупности ценностей, институтов и  процедур. Рассмотрим основные из них.

1. Суверенитет  народа. Признание этого принципа  означает, что народ является  источником власти, именно он  выбирает своих представителей  власти и периодически их сменяет.  Признание этого принципа означает, что конституция, форма правления  могут быть изменены при всеобщем  согласии народа и по установленным,  закрепленным в законе процедурам.

2. Периодическая  выборность основных органов  власти позволяет обеспечить  четкий легитимный механизм преемственности  власти. Государственная власть  рождается из честных выборов,  а не посредством военных переворотов  и заговоров. Власть выбирается  на определенный и ограниченный  срок.

3. Всеобщее, равное избирательное право и  тайное голосование. Демократические  выборы предполагают реальную  соревновательность различных кандидатов, альтернативность выбора. Реализация  принципа "один гражданин - один  голос" раскрывает смысл политического  равенства.

4. Гарантия  основных прав человека. Права  человека характеризуют принципы  отношений между государством  и гражданами и определяются  как свободы. Свобода - это защищенность  личности от произвола других  людей и власти, защита от нищеты  и голода. В преамбуле Всеобщей  Декларации прав человека, принятой  Генеральной ассамблеей ООН в  1948 г., описаны четыре свободы: свобода слова, свобода убеждений, свобода от страха и свобода от нужды. Эти, а также другие свободы ассоциируются с несколькими категориями прав.

5. Гражданские  права. Этими правами люди пользуются  как частные лица, и они защищают  граждан от произвола власти. К ним можно отнести равенство  всех граждан перед законом,  право на частную жизнь, право  не подвергаться пыткам, наказанию  без суда, свободу вероисповедания  и др.

6. Политические  права дают гражданину возможность  участвовать в процессе управления  и влиять на принятие решений  законодательными и исполнительными  органами: право избирать и быть  избранным, свобода выражения  политических суждений, свобода  голосования, право на демонстрации, право на создание политических  и общественных организаций, право  подавать петиции властям.

7. Социальные  и экономические права. Реализация  этих прав - необходимое условие  обеспечения политического равенства.  Связано это с тем, что провозглашение  политического равенства не устраняет  сложившейся практики, когда отдельные  граждане в силу своего общественного  статуса и благосостояния располагают  большими возможностями влиять  на власть, используя для этого  СМИ, непосредственные контакты  с правительственными чиновниками,  дружеские связи. Реализация социально-экономических  прав призвана сгладить имеющееся  социальное неравенство и повысить  тем самым активность рядовых  граждан в политической жизни.  Наконец, эти права закрепляют  условия жизни, которые выступают  своеобразным иммунитетом против  страха нужды, например страха  перед безработицей, нищетой. Они  включают в себя право на  достойный жизненный уровень,  гарантии социальной защиты, право  на образование и участие в  культурной жизни, доступ к  здравоохранению. Содержание экономических  прав зафиксировано в Международном  пакте об экономических, социальных  и культурных правах (1966 г.). Они включают в себя право каждого человека зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает, и право на справедливые и благоприятные условия жизни. Реализация этих прав требует подкрепления гарантиями против дискриминации в приеме на работу, в оплате труда по признакам пола, религии, расы или языка. Обеспечение социальных и экономических прав предполагает активность государства в разработке и осуществлении социальных программ. [9]

Рассматривая  перспективы развития демократии, ряд  авторов указывает на актуализацию в будущем требований гарантий равенства  в сфере экологии.

Отметим, что  свобода слова, свобода печати, доступ к средствам информации рассматриваются  демократической общественностью  как необходимые условия реализации других прав. Эти свободы позволяют  гражданам критиковать правительство, выражать протест против нарушения  каких-либо индивидуальных и коллективных прав, участвовать в дебатах по важнейшим общественным проблемам.

Демократическая практика последних десятилетий  характеризуется признанием необходимости  гарантировать коллективные права  религиозных, этнических и языковых меньшинств. Они включают в себя гарантии против проявления дискриминации  в какой-либо форме, а также право  на сохранение самобытности. Декларация Генеральной ассамблеи ООН (1992 г.) К этим правам относит следующие: развивать свою культуру, исповедовать свою религию и обряды, использовать для общения свой язык, принимать участие в процессе принятия решений, касающихся этого меньшинства и др.

Так же для  демократического государства характерны следующие черты:

Конституция - документ, закрепляющий права и  свободы граждан, обязательства  государства по защите этих прав и  предусматривающий механизм разрешения споров между личностью и государством.

Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную в построении государственного аппарата позволяет избежать возможности  злоупотреблений со стороны любой  из ветвей власти.

Наличие развитой системы представительства (парламентаризма).

Политический плюрализм. Дает возможность легально действовать не только политическим и общественным движениям, поддерживающим политику правительства, но и оппозиционным партиям и организациям.

Демократическая процедура принятия решений: выборы, референдумы, парламентское голосование  и др.

     Принцип большинства предполагает  принятие решений большинством  голосов при одновременном признании  права меньшинства проявлять  несогласие. Меньшинство (оппозиция)  имеет право выступать с критикой  в адрес правящей власти и  выдвигать альтернативные программы,  создавать свои объединения.

Разрешение  конфликтов мирным путем.

В зависимости  от форм участия народа в осуществлении  власти выделяют прямую и представительную демократию.

     1. Прямая демократия. В прямой демократии между волей народа и ее воплощением в решения нет опосредующих звеньев - народ сам участвует в обсуждении и принятии решений. В подобной форме демократия была реализована в Афинском полисе. Известно, что Народное собрание обычно собиралось каждые девять дней для принятия важнейших решений. Подобный вариант самоуправления используется и сегодня в организациях и небольших территориальных сообществах (городах, общинах) в форме собраний, в ходе которых граждане обсуждают проблемы управления, финансирования общественных проектов, социальных программ. Распространенность подобной практики ограничивается территориальным фактором и зависит от того, насколько децентрализован процесс принятия решений. Другой формой прямой демократии является сам процесс выборов, в ходе которых осуществляется волеизъявление народа в отношении своих представителей в органы государственной власти. [3, 179]

     Законодательство многих стран  предусматривает и непосредственные  формы участия граждан в законотворчестве - референдумы и инициативные  движения.

     Референдум, иногда называемый плебисцитом (в дословном переводе - народное решение), представляет собой прямое голосование народа по важнейшим государственным вопросам. Различают два вида референдумов. Одни из них представляют собой своеобразный опрос мнения, по результатам которого законы не принимаются, но власть должна учитывать его результаты. Например, в марте 1991 г. был проведен Всесоюзный референдум по поводу сохранения СССР в обновленном виде; в апреле 1992 г. - Российский референдум, в ходе которого голосовавшие поддержали политику Президента Б.Н. Ельцина. Результаты референдумов другого рода имеют значение закона. С их помощью утверждаются конституции или поправки к ней, проекты законов

     Инициатива - это процедура, посредством  которой граждане предлагают  обсудить какой-либо вопрос непосредственно  на референдуме либо законодательными  органами. Инициатива реализуется  через сбор определенного количества  подписей граждан в поддержку  проведения референдума.

     К другим формам демократического  участия, позволяющим гражданам  влиять на власть, можно отнести  демонстрации, митинги, шествия,  обращения во властные структуры  всех уровней и в СМИ.

     2. Представительная (репрезентативная) демократия. В представительной (репрезентативной) демократии воля народа выражается не прямо, а через институт посредников, поэтому ее еще называют делегируемой демократией. Депутаты, политические лидеры, получив "мандат доверия" от народа через процедуру голосования, должны воплотить эту волю в принимаемых законах и решениях. Между народными представителями и теми, кого они представляют, устанавливаются отношения, основанные на полномочиях и ответственности власти перед народом.

Плюсы и минусы каждой формы демократии

Ученые спорят о плюсах и минусах каждой формы  демократии. Оппоненты прямой демократии приводят аргумент ее неэффективности, указывая:

  • на сложность принятия согласованных решений;
  • на недостаточную компетентность и эмоциональную неуравновешенность народа;
  • на высокую степень манипулируемости общественным мнением со стороны профессиональных политиков, что позволяет победить на выборах не мудрым лидерам, а демагогам;
  • на большой разброс мнений, что мешает выработке решений.

Кроме того, проведение референдумов сложно и дорого стоит. Важнейшей проблемой является низкий уровень гражданской активности, выражающийся в уклонении избирателей  от голосования.

Информация о работе Демократический политический режим