Демократический политический режим

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 03:00, реферат

Описание работы

В самом общем смысле «демократия» - понятие достаточно древнее, те формы, которые рассматриваются сегодня, порождены в XX веке. Демократию, так же как и огонь, живопись, письмо, изобретали не однажды и не в одном месте. Импульс к демократическому способу правления исходит из того, что можно назвать логикой равенства.
Исторический генезис демократии длителен, многообразен и противоречив. Он не завершился и поныне. Ни одна политическая система в мире пока не воплощает в себе идеалы демократии, а представляет лишь результат «многоступенчатого, продолжающегося исторического процесса».
Раскрывая вопрос о понятие, сущность и основные признаки политической демократии(верховная власть народа, периодическая выборность основных органов государства, равенство прав граждан на участие в управлении государством и пр.), назовем и охарактеризуем основные признаки демократических режимов. Важно будет также показать разницу между прямой и представительной формами демократии.
Ответ на вопрос о демократизации как главной тенденции современного политического развития предполагает анализ сути и темпов демократизации как основной тенденции эволюции современной политической реальности. Здесь же раскроем неоднородность(региональную) и «рваный», или «волновой» ритм этого процесса. Актуальным так же будет рассказать о определенных условиях в экономической, социальной и прочих областях, при которых демократия становится действительно эффективной. Очень важно показать при этом, существуют ли такие условия в России.
Последний вопрос в работе практического характера и предполагает сравнительный анализ трех исторических форм политической демократии Нового времени: либеральной, коллективистской и плюралистической.

Содержание

Введение____________________________________________________ 3
1. Понятие, сущность и основные признаки политической демократии 4
2. Демократизация как главная тенденция современного политического развития. Условия эффективности демократии____________________ 12
3. Сравнительный анализ трех исторических форм политической
демократии Нового времени____________________________________ 19
Заключение__________________________________________________ 24
Список литературы____________________________________________ 25

Работа содержит 1 файл

демократический политический режим.docx

— 57.69 Кб (Скачать)

Сторонники  прямой демократии, наоборот, указывают  на ее истинность, на то, что она способствует расширению политического кругозора  граждан, и критикуют представительную демократию за возможность появления  ряда негативных моментов:

  • отрыв депутатов от народа и их обюрокрачивание;
  • приоритетное влияние на принятие решений мощных групп давления;
  • отстраненность рядовых депутатов от принятия решений;
  • возрастание влияния специализированных органов (комитетов и комиссий), которые превращаются в центры принятия решений;
  • на ослабление демократического контроля снизу.

Однако у  представительной демократии есть свои значительные плюсы. Некомпетентность рядового избирателя заменяется профессионализмом  депутатов, которые имеют возможность  подготовительной работы и могут  привлекать экспертов для оценок этих решений. Наконец, если при прямой демократии решения принимаются  простым большинством, при обсуждении того же вопроса в парламенте появляется возможность достичь баланса  интересов.

     Развитие современных компьютерных  технологий приносит новые моменты  в развитие современной демократии. Сторонники прямой демократии  связывают решение проблемы абсентеизма  с развитием "компьютерной  демократии" или "телематической  демократии". Под телематикой  понимают соединение в единую  сеть компьютера, телевизора и  телефона. Речь идет о возможности  для гражданина кнопочного или  телефонного голосования по различным  вопросам, включая выборы депутатов  из дома. Компьютерная демократия  технически возможна, но и у  нее могут быть свои минусы. Наряду с общими недостатками  прямой демократии (например, "тиранией  некомпетентности"), может возникнуть  проблема с анонимностью голосования.  Если урна для голосования  является анонимным методом регистрации  предпочтений, то электронные технологии  позволяют накапливать сведения о голосовавших. [4, 201]

     Современные потребности демократического  развития требуют сбалансированного  соотношения прямой и представительной  формы демократии. Демократия представляет  собой постоянный процесс совершенствования,  т.к. ее современные формы не  являются идеальными. Крылатой стала  фраза У. Черчилля о том,  что демократия является наихудшей  формой правления за исключением  всех других форм, которые время  от времени испытывались. Преимущества  демократии заключаются в том,  что она позволяет сохранить  политическую стабильность, предполагает  низкий уровень имеющего место  или потенциального насилия. В  условиях демократии между решениями  власти и реакцией общества  существует обратная связь. Ответные  сигналы общества могут выражаться  в виде поддержки или критики,  что является возможным благодаря  независимой прессе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Демократизация как главная  тенденция современного политического  развития. Условия эффективности демократии

Демократиза́ция — внедрение демократических  принципов в ту или иную систему. [10]

Как правило, термин применяется в политологии  и обозначает процесс перехода от авторитарной, тоталитарной и т.п. политической системы к демократической политической системе.

На демократизацию как на главную тенденцию современного политического развития указывают многие авторы. При этом само понятие в политической науке используется в основном в двух значениях. Под демократизацией мира, во-первых, понимается рост количества демократических государств; во-вторых, усиление и развитие демократических институтов и процедур в различных странах. [6, 119]

Последние десятилетия характеризуются падением авторитарных режимов и попыткой утверждения демократических институтов во многих государствах мира. Известный исследователь С. Хантингтон, характеризует этот процесс как третью волну демократизации, охватившую большую группу стран. Характеризуя этот процесс как мировую демократическую революцию, он отмечает, что к началу 90-х годов «демократия рассматривается как единственная легитимная и жизнеспособная альтернатива авторитарному режиму любого типа».

По мнению С. Хантингтона, начало первой волны связано с распространением демократических принципов в США в XIX в.; она продолжается до окончания первой мировой войны (1828—1926). За подъемом демократизации, как правило, следует ее откат. Первый спад датируется 1922—1942 гг. Вторая волна демократизации наступает с победой над национал-социализмом и становлением демократии, прежде всего, в Западной Германии, Италии, Японии. Эта волна продолжается до середины 60-х гг. (1943—1962). Второй спад захватывает временной интервал между 1958 и 1975 г. 1974 год становится началом третьей (современной) демократической волны. Она захватила такие государства Южной Европы, как Испания и Греция, затем распространилась на Латинскую Америку. К середине 80-х демократизация распространяется на ряд стран Азии, Центральной и Восточной Европы, а затем и СССР. [3, 290]

Опыт политического развития стран, переживающих третью волну демократизации, явился в некотором роде опровержением оптимистических выводов С. Хантингтона, показав всю неоднозначность и противоречивость этого процесса. Речь, прежде всего, идет о том, что во многих странах демократизация привела к установлению отнюдь не демократических режимов (ярким примером этому может служить большинство стран бывшего СССР).

Многие ученые признают волновой характер демократизации и согласны с предлагаемой С. Хантингтоном периодизацией. Однако при этом они отмечают, что третья волна характеризовалась рядом особенностей, которые явились подтверждением сложности и многозначности рассматриваемого процесса. Среди них выделяются следующие:

  • специфика итогов: «демократические транзиты» третьей волны в большинстве случаев не заканчиваются созданием консолидированных демократий;
  • значительное отличие исходных характеристик трансформирующихся политических режимов: от классического авторитаризма и военных хунт в Латинской Америке до посттоталитарного режима в странах Восточной Европы;
  • более благоприятный международный контекст.

Среди политологов нет единства в определении этого термина. Чаще всего в самом общем смысле демократизацию рассматривают как переход от недемократических форм правления к демократическим. Важно отметить, что расширительное использование этого понятия в целях характеристики различных видов общественных трансформаций, связанных с демократической волной, далеко не всегда оправдано: процесс демократизации не всегда приводит к утверждению современной демократии. Некоторые исследователи предлагают использовать другое понятие — «демократический транзит», которое не предполагает обязательный переход к демократии, а указывает на тот факт, что демократизация представляет собой процесс с неопределенными результатами. Поэтому эти исследователи выделяют собственно демократизацию как процесс появления демократических институтов и практик и консолидацию демократии как возможный итог демократизации, предполагающий переход к современной демократии на основе укоренения демократических институтов, практик и ценностей. [5, 141]

В современной политической науке существуют различные подходы к изучению и объяснению содержания и факторов демократизации. А.Ю. Мельвиль предлагает рассматривать теорию демократизации в рамках двух подходов: первого — структурного, опирающегося на анализ структурных факторов, и второго — процедурного, ориентированного на факторы процедурные (прежде всего выбор и последовательность конкретных решений и действий тех политических факторов, от которых зависит процесс демократизации).

Представителями структурного подхода являются С. Липсет, Г. Алмонд и С. Верба, Р. Инглхарт, Л. Пай и др. Они пытаются выявить зависимость между некоторыми социально-экономическими и культурными факторами и вероятностью установления и сохранения демократических режимов в различных странах. Эта зависимость понимается именно как структурная предпосылка демократизации, то есть обусловленная влиянием тех или иных объективных общественных структур, а не субъективными намерениями и действиями участников политического процесса.

В качестве основных выделяются три типа структурных предпосылок демократии:

  • обретение национального единства и соответствующей идентичности;
  • достижение достаточно высокого уровня экономического развития;
  • массовое распространение таких культурных норм и ценностей, которые предполагают признание демократических принципов, доверие к основным политическим институтам, межличностное доверие, чувство гражданственности и т.д.

Из перечисленных выше условий демократии у современных исследователей не вызывает сомнений только одно — национальное единство и идентичность, предшествующее демократизации. В отношении других высказываются критические замечания. Так, например, строгая зависимость между уровнем социально-экономического развития общества и демократией сегодня опровергается обширным фактическим материалом. В настоящее время существуют государства с высоким уровнем экономического развития и имеющие при этом недемократический режим (например, Сингапур). Можно выделить также государства с вполне сформировавшимся демократическим типом отношений между политическими институтами и авторами, где при этом отмечается высокий уровень бедности и существование традиционных социальных структур и практик (например, Индия).

Характеризуя наличие необходимых культурных ценностей, как условие для возникновения демократии, важно подчеркнуть, что они скорее создают благоприятный климат для формирования стабильной, устойчивой демократии. [7, 278]

Эти несогласия по отношению к универсальности и обоснованности модели с конкретными социокультурными предпосылками демократии повлияли на возникновение процедурного подхода (представители — Г. О'Доннелл и Ф. Шмиттер, Дж. Ди Палма, X. Линц, Т. Карл), представители которого опираются на рассмотрение эндогенных факторов демократии и демократизации. По мнению его сторонников, действия тех авторов, которые инициируют демократию, выбор ими определенной стратегии и тактики важнее для исхода этого процесса, нежели существующие ко времени его начала предпосылки демократии. Этот подход объясняет процесс демократизации через взаимодействие конкурирующих элит, которые выбирают в процессе политического торга организационные формы и институты нового политического устройства.

Таким образом, если структурный подход ориентируется на наличие «объективных» социальных, экономических, культурных и других факторов, влияющих на благополучный или неблагополучный исход демократических преобразований, то процедурный в качестве необходимого основания демократизации и демократии выделяет действия политических авторов, осуществляющих этот процесс преобразований.

Примером применения такого подхода может служить выделение факторов, наличие которых необходимо для консолидации демократии, предпринятое X. Линцем и А. Степаном. Они выделяют следующий ряд факторов, являющихся результатом определенных преобразований:

  • формирование гражданского общества путем обеспечения взаимодействия государства с независимыми общественными группами и объединениями;
  • развитие демократических процедур и институтов;
  • развитие правового государства;
  • становление эффективного государственного аппарата, бюрократии, которые может использовать новая демократическая власть в своих целях;
  • развитие экономического общества путем создания, системы социальных институтов и норм, выступающих посредниками между государством и рынком.

По мнению третьей группы исследователей, между структурным и процедурным подходами непреодолимого противоречия не существует. Наоборот, они скорее взаимно дополняют друг друга, поскольку анализируют различные аспекты одного и того же явления. Как считает А.Ю. Мельвиль, возможно синтезирование этих двух методологий. Однако концептуальное объединение двух методологических подходов многими политологами воспринимается неоднозначно и в целом является нерешенной для науки проблемой. [5, 167]

Таким образом, анализ различных подходов также показывает, что демократизация представляет собой сложное и многогранное понятие, которое является предметом спора исследователей и требует дальнейшей доработки.

Существует  несколько моделей, объясняющих  процессы демократизации и их особенности  в России. Это, например, модель, построенная  А.Ю. Мельвилем на основе сочетания  структурного и процедурного подходов демократизации частично с использованием методологии «воронки причинности».

А.Ю. Мельвиль выделяет ряд условий, влияющих на процесс  демократизации в России. При этом он упорядочивает эти условия  в рамках «воронки причинности»:

1. Уровень международных факторов (геополитические, военно-стратегические, экономические, политические, культурно-идеологические факторы). Он включает в себя факторы, проявившиеся в начале 80-х годов и повлиявшие на реформаторские тенденции в СССР. Они не были решающими, но они являются благоприятными для будущего развития демократии.

2. Уровень государство и национально образующих факторов. Сначала в СССР, а потом и в России отсутствовала гарантированная государственная целостность и национальная идентичность. Под лозунгами демократизации и антикоммунизма происходил рост национализма и сепаратизма, который спровоцировал распад СССР. Для современной России все более трудноразрешимой оказывается задача обеспечения национального единства, которая должна решаться до начала демократизации. Таким образом, данный фактор осложнил процесс демократизации в России и во многом обусловил его отличие от переходных процессов в других странах.

3. Уровень структурных социально-экономических обстоятельств. Россия осуществляет процесс демократизации в условиях невысокого уровня экономического развития. Кроме того, в стране отсутствовали какие-либо зачатки рыночной экономики, что тормозило развитие трансформационных процессов. Поэтому в целом влияние данного фактора является неблагоприятным.

4. Уровень социально-классовых факторов. В России отсутствовала адекватная демократии социальная база. Прежде всего, это характеризовалось и характеризуется отсутствием необходимого среднего класса, который должен выступать массовой социальной базой демократии. Другой особенностью является лишь частично обновленный правящий класс, который «удержал власть и приобрел собственность, став главным призером масштабного перераспределения и закрепления в фактически частное и акционированное владение прежде всего государственной собственности между основными входящими в него кланами и картелями». Влияние этого фактора также следует признать неблагоприятным.

Информация о работе Демократический политический режим