Демократический политический режим

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 03:00, реферат

Описание работы

В самом общем смысле «демократия» - понятие достаточно древнее, те формы, которые рассматриваются сегодня, порождены в XX веке. Демократию, так же как и огонь, живопись, письмо, изобретали не однажды и не в одном месте. Импульс к демократическому способу правления исходит из того, что можно назвать логикой равенства.
Исторический генезис демократии длителен, многообразен и противоречив. Он не завершился и поныне. Ни одна политическая система в мире пока не воплощает в себе идеалы демократии, а представляет лишь результат «многоступенчатого, продолжающегося исторического процесса».
Раскрывая вопрос о понятие, сущность и основные признаки политической демократии(верховная власть народа, периодическая выборность основных органов государства, равенство прав граждан на участие в управлении государством и пр.), назовем и охарактеризуем основные признаки демократических режимов. Важно будет также показать разницу между прямой и представительной формами демократии.
Ответ на вопрос о демократизации как главной тенденции современного политического развития предполагает анализ сути и темпов демократизации как основной тенденции эволюции современной политической реальности. Здесь же раскроем неоднородность(региональную) и «рваный», или «волновой» ритм этого процесса. Актуальным так же будет рассказать о определенных условиях в экономической, социальной и прочих областях, при которых демократия становится действительно эффективной. Очень важно показать при этом, существуют ли такие условия в России.
Последний вопрос в работе практического характера и предполагает сравнительный анализ трех исторических форм политической демократии Нового времени: либеральной, коллективистской и плюралистической.

Содержание

Введение____________________________________________________ 3
1. Понятие, сущность и основные признаки политической демократии 4
2. Демократизация как главная тенденция современного политического развития. Условия эффективности демократии____________________ 12
3. Сравнительный анализ трех исторических форм политической
демократии Нового времени____________________________________ 19
Заключение__________________________________________________ 24
Список литературы____________________________________________ 25

Работа содержит 1 файл

демократический политический режим.docx

— 57.69 Кб (Скачать)

5. Уровень культурно-ценностных факторов. Процесс демократизации в России не был обусловлен массовым распространением ценностей и ориентации, характерных для гражданской политической культуры. Однако, как свидетельствуют результаты некоторых социологических опросов и как показывает мировой опыт, постепенное усвоение этих ценностей и норм россиянами возможно.

6. Уровень процедурных факторов. Он предполагает взаимообусловленность политических и экономических преобразований. Исследования X. Линца и А. Степана показали, что успешные демократические транзиты предполагают последовательную политическую демократизацию, затем строительство и закрепление эффективных демократических институтов, а далее создание «экономического общества» - систему социальных гарантий и посреднических институтов между государством и рынком. Только после этого осуществлялись болезненные экономические реформы. В России события подчинялись другой логике, когда не было создано ни демократических институтов для поддержки экономических реформ, ни институтов государственной поддержки рыночной экономики и системы социального обеспечения. Кроме того, факторами, отрицательно повлиявшими на процесс демократизации, были административный способ осуществления политических и экономических реформ, усугубивший раскол между властью и обществом, особенности формирования политической оппозиции в СССР и России, порожденной самим государством, а не гражданским обществом, отсутствие первых «учредительных выборов», которые должны были легитимизировать новый баланс общественных и политических сил.

7. Микроуровень. Он включает в себя личностные и индивидуально-психологические особенности ключевых политических авторов, реально принимающих и осуществляющих важнейшие решения. Здесь следует отметить сохраняющееся влияние авторитарных настроений, причем не только в обществе в целом, но и в сознании важнейших политических авторов.

Совокупное  влияние этих факторов, представленное в виде «воронки причинности», актуализирует  вопрос о возможности реализации авторитарного варианта в современной  России.

 

 

3. Сравнительный анализ трех  исторических форм политической  демократии Нового времени.

На всем протяжении истории демократические государства  различались между собой. Тем  не менее они имеют следующие  общие черты:

• признание  народа источником власти, сувереном  в государстве

• равноправие  граждан как исходное социальное состояние

• подчинение меньшинства большинству при  принятии решений и их выполнении

• выборность основных органов государства

Важнейший признак  демократии – признание народа верховным  источником и контролером власти. [8]

Все концепции  демократии можно разделить на три  группы:

1. Индивидуалистические (либеральные).

2. Плюралистические (теории групп).

3. Коллективистские (тоталитарные).

Отличительные черты либеральной  демократии

Либеральная демократия явилась как бы сплавом  либеральной идеи ограничения произвола  власти с помощью индивидуальных прав и демократического принципа народного  суверенитета. В целом же этой модели демократии в ее классическом варианте (XIX – начало XX в.) присущи следующие  характерные черты:

1 Отождествление народа как субъекта власти с собственниками-мужчинами, исключение низших слоев, прежде всего наемных рабочих, а также женщин из числа обладающих избирательным правом граждан. В большинстве западных демократий вплоть до начала – середины ХХ в. сохранялись имущественные и другие цензы – обязательные условия, без наличия которых человек не имел права участвовать в голосовании.

2. Индивидуалистичность, признание личности первичным  и главным источником власти, приоритет прав индивида над  законами государства. 

3. Узкополитический, формальный характер демократии, вытекающий из узкого, негативно  понимания свободы как отсутствия  принуждения, ограничений. 

4. Парламентаризм, преобладание представительных  форм политического влияния. 

5. Ограничение  компетенции и сферы деятельности  государства преимущественно охраной  общественного порядка, безопасности  и прав граждан, социального  мира и т.п. 

6. Разделение  властей, создание сдержек и  противовесов как условия эффективного  контроля граждан над государством, предотвращения злоупотреблений  властью. 

7. Ограничение  власти большинства над меньшинством, обеспечение индивидуальной и  групповой автономии и свободы.  Эти и другие черты либеральной  демократии свидетельствуют, что  она стала крупным шагом вперед  на пути основополагающих прав. В то же время эта модель  демократии, представленная в своем  классическом варианте, весьма далека  от идеала народовластия и  обоснованно подвергается критике. 

 

Слабости либеральной демократии

В качестве недостатков классической либеральной  демократии обычно

отмечаются:

1. Социально-классовая  ограниченность. Подобно античной  демократии, она не распространяется  на большинство населения: пролетариев,  другие низшие слои, женщин –  и поэтому не является властью  народа в полном смысле этого  слова. 

2. Формальность  и, как следствие, декларативность  демократии для бедных, социально  не обеспеченных слоев населения,  ее превращение из народовластия  в соревнование денежных мешков. Нераспространение демократии на  экономические и социальные процессы  ведет к углублению общественного  неравенства и обострению социальных  конфликтов, не удовлетворяет интересов  большинства граждан. 

3. Ограниченность  сферы демократии и политического  участия личности. Ставка на представительные  органы и лишь эпизодическую,  преимущественно электоральную  политическую активность граждан  фактически выводит органы власти  из-под контроля масс и превращает  демократию в форму господства  политической элиты. 

4. Принижение  роли государства в управлении  обществом и укреплении социальной  справедливости. Потребности экономического  и социального развития требуют  расширения государственного регулирования,  проведения активной инвестиционной, налоговой и иной политики. Демократическое  государство не может ограничиваться  ролью «ночного сторожа» и  должно иметь право регулировать  экономические и социальные процессы, укреплять в обществе справедливость  и предотвращать конфликты. 

5. Чрезмерный  ценностный индивидуализм, игнорирование  коллективной природы человека, его принадлежности к различным  социальным группам. Это препятствует  общественной самореализации личности, ее развитию, стимулирует эгоизм  и эгоцентризм, подрывающие основы  государства и общества. Практическим  ответом на недостатки классической  либеральной демократии явились  рабочее, социалистическое, коммунистическое  и другие движения, а также  новые, во многом противоположные  либерализму демократические концепции  и попытки воплотить их в  жизнь.

Общие черты плюралистических теорий демократии:

  1. признание заинтересованной группы центральным элементом демократической политической системы
  2. рассмотрение соперничества и баланса групповых интересов как социальной основы демократической власти
  3. развитее идеи сдержек и противовесов
  4. узаконивание «разумного эгоизма», личного и группового интереса как генератора политики
  5. рассмотрение государства как арбитра, сохраняющего равновесие соперничающих интересов и обеспечивающего саморегулирование всего общества
  6. утверждение о распылении власти и правящей элиты в современном демократическом государстве
  7. трактовка множественных, плюралистичных элит как главного проводника влияния масс на политику
  8. забота о формировании демократической культуры как условия цивилизованного характера борьбы интересов
  9. поддержка государством социально ущемленных групп и интересов

Плюралистические  теории критикуют за идеализацию  действительности, недостаточный учет неравного влияния различных  социальных слоев и трактовку  государства как нейтрального арбитра.

Общие черты коллективистских теорий:

  1. отрицание автономии личности, рассмотрение ее как составной части целостного организма
  2. гомогенность, однородность народа по своему составу. Теории коллективистской демократии оказались неактуальными для современных обществ.
  3. В отличие от данных теорий, индивидуалистические, либеральные концепции выделяют личность из государства. Они уделяют первостепенное внимание созданию институциональных и иных гарантий для индивидуальной свободы, предотвращающих всякое подавление личности властью. Наиболее характерные черты этой группы теорий:
  4. признание личности первичным источником власти, приоритет прав личности над правами государства
  5. ограничение власти большинства над меньшинством, обеспечение индивидуальной и групповой автономии и свободы
  6. невмешательство государства в дела гражданского общества, приоритет общественного рыночного саморегулирования над политическим управлением
  7. разделение властей

 

Такая трактовка  демократии небезупречна, так как  оправдание и стимулирование имущественной  поляризации общества обесценивает права и свободы личности. Они  становятся практически трудноосуществимыми  для низших слоев населения. [6, 299]

Идею заинтересованности группы как реального творца политики, борьбы за власть и ее осуществление  развивает и обосновывает третья группа теорий демократии – плюралистические концепции. Они исходят из того, что  ни личность, ни народ не являются главными движущими силами политики в демократическом  государстве. Именно в группе и, следовательно, в межгрупповых отношениях формируются  интересы, ценностные ориентации и  мотивы политической деятельности индивида. С помощью группы личность получает возможность политического выражения  и защиты своих интересов. Народ  не может выступать главным субъектом  политики, так как он является противоречивым образованием, состоящим из конкурирующих  в борьбе за власть групп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Все названные и проанализированные модели демократии составляют основание для концептуализации ее характеристик при эмпирическом сравнении политических систем. Несмотря на все многообразие моделей демократии, можно выделить общие характерные черты, присущие этому режиму.

  1. Существование в обществе множества интересов и широкого 
    спектра возможностей их выражения и реализации.
  1. Гарантированный доступ групп к политическим институтам.
  1. Всеобщее избирательное право, позволяющее гражданам 
    принимать участие в формировании представительных институтов.
  2. Контроль представительных институтов за деятельностью 
    правительства.
  3. Согласие большинства общества относительно политических 
    норм и процедур.
  4. Разрешение возникающих конфликтов мирным путем.
  5. Признание решающей роли большинства при учете интересов 
    меньшинства.

Демократия возникает  и сохраняется при наличии  определенных условий. Во-первых, это высокий уровень экономического развития. Согласно статистическим данным, среди 24 стран с высоким уровнем доходов лишь 3 — недемократические. Среди среднеразвитых стран насчитывается 23 демократии, 25 диктатур и 5 стран находятся в состоянии перехода кдемократии. Из 42 стран снизким экономическим уровнем развития и низким уровнем доходов лишь 2 могут быть названы демократическими. Во-вторых, это наличие толерантности в обществе, уважение прав политического меньшинства. В-третьих, это согласие общества относительно таких базовых ценностей как права человека, право собственности, уважение чести и достоинства личности и т.п. В-четвертых, это ориентации значительной части населения на политическое участие (прежде всего в форме выборов) или, говоря другими словами, доминирование активистской культуры.

Список  литературы:

 

    1. Политология: Курс лекций/ Под ред. М.Н. Марченко 2-е изд., перераб и доп. М., 1997г.
    2. Политология: Учебник для вузов/ Под ред. М.А. Василика. М.: - Юристь, 2001 – 592с.
    3. Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д: «Феникс», 1997г. 544с.
    4. Политология: Учебник/ Смирнов Г.Н., Петренко Е.Л., Сироткин В.Г., Бурсов А.В. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2006. – 336с.
    5. Политология: Учеб. Пособие / Н. И. Азаров, Г. С. Адрияш, Т. В. Бакулина / Под ред. Кретова Б. И.- М.: Высш. Шк., 2001.-303с.
    6. Лебедева М. М. Мировая политика: Учеб. Для студентов вузов.- М.: Аспект Пресс, 2004.- 352с.
    7. Политология: Учебное пособие для вузов / научный редактор А. А. Радугин.- 2-е изд., перераб. И дополн.-М.: Центр, 200.-336с.
    8. Электронная Библиотека Гумер - www.gumer.info
    9. Российский университет дружбы народов – www.rudn.ru
    10. Википедия — свободной энциклопедия – www.ru.wikipedia.org

Информация о работе Демократический политический режим