Демократический политический режим

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 05:26, сочинение

Описание работы

Целью работы является характеристика демократического политического режима.
Для достижения цели ставятся следующие задачи:
раскрытие понятия политического режима;
рассмотрение демократического политического режима;
выявление положительных и отрицательных сторон демократического политического режима;
рассмотрение демократического политического режима наряду с другими недемократическими политическими режимами;
подведение итогов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Демократический политический режим…………………………………4
Основные формы демократии……………………………………………7
Достоинства и недостатки демократии……………………………….....10
Заключение……………………………………………………………………….11
Список литературы……………………………

Работа содержит 1 файл

Политология.doc

— 62.00 Кб (Скачать)

Федеральное государственное  учреждение высшего  профессионального  образования 

«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» 
 

                             

Кафедра «Политология» 
 
 
 

Эссе

по  дисциплине «Политология» 

на  тему:

«Демократический политический режим» 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Выполнил:

студент группы У1-4С 

                                             

Научный руководитель:

Доцент: Кулинченко Александр Викторович  
 
 
 

Москва 2010 
 
 

Содержание 

Введение………………………………………………………………………….3

  1. Демократический политический режим…………………………………4
  2. Основные формы демократии……………………………………………7
  3. Достоинства и недостатки демократии……………………………….....10

Заключение……………………………………………………………………….11

Список  литературы………………………………………………………………12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Тема данного эссе «демократический политический режим».

     По  моему мнению, данная тема является актуальной, так как в современном  мире, понятие демократического политического  режима можно понимать по разному. А  также важным вопросом остается состояние  реального политического режима страны, а не тот режим, которую навязывают обществу.

     Целью работы является характеристика демократического политического режима.

     Для достижения цели ставятся следующие  задачи:

    1. раскрытие понятия политического режима;
    2. рассмотрение демократического политического режима;
    3. выявление положительных и отрицательных сторон демократического политического режима;
    4. рассмотрение демократического политического режима наряду с другими недемократическими политическими режимами;
    5. подведение итогов.

     Для написания эссе я буду пользоваться различными источниками, такими как учебники, журналы, электронные источники, а также буду выражать свое мнение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Демократический политический режим
 

     Понятие демократия имеет давнюю историю, она  существует уже две с половиной тысячи лет.

     «Демократия это улица с двухсторонним  движением», и какое направление  мы выберем, истинную демократию или  авторитаризм, решать нам, гражданам  России»1.

     Политический  режим представляет собой как совокупность методов, приемов, средств, механизмов властвования, так и форму политического процесса, развивающегося в соответствии с целями управления обществом2.

     Демократия  означает народовластие или власть народа.

     Демократический режим - характеризуется высокой  степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Политическая элита, как правило, довольно узка, но она опирается на широкую социальную базу.

     Демократия  характеризуется следующими признаками:

     1. Источником власти в государстве  является народ. Он избирает  власть и наделяет ее правом  решать любой вопрос, опираясь  на собственное мнение. Законы  страны защищают народ от произвола власти и власть от произвола отдельных людей.

     2. Политическая власть носит легитимный характер и осуществляет свои функции в соответствии с принятыми законами. Основной принцип политической жизни демократического общества — "гражданам разрешено все, что не запрещено законом, а представителям власти — только та деятельность, которая предусмотрена соответствующими подзаконными актами".         

     3. Для демократического режима  характерно разделение властей (отделение друг от друга законодательной, исполнительной и судебной власти). Парламент наделен исключительным правом издавать законы. Высшая исполнительная власть (президент, правительство) имеет право законодательной, бюджетной, кадровой инициативы. Высший судебный орган наделен правом, определять соответствие издаваемых законов конституции страны. В условиях демократии три ветви власти уравновешивают друг друга.

     4. Демократический режим характеризуется  правом народа влиять на выработку политических решений. Политическое участие народа в выработке принимаемых решений гарантируется конституцией страны, а также международными правовыми нормами.

     5. Важной характеристикой демократического  политического режима является  политический плюрализм, предполагающий  возможность образования двух- или многопартийной системы, конкуренция политических партий и их влияние на народ, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте и вне его.

     6. Демократический политический режим  характеризуется высокой степенью реализации прав человека. К ним относятся нормы, правила и принципы взаимоотношений государства и граждан.

     Демократический режим предполагает признание за гражданами широких прав и свобод, легально действующие оппозиционные  партии, формирование правительства  теми партиями, которые одержали победу на соответствующих выборах и  т.д.

     Главные черты демократического политического режима:

     1.  Суверенитет народа: именно народ  выбирает своих представителей  власти и может периодически  сменять их. Выборы должны быть  честными, соревновательными, регулярно  проводимыми. Под “соревновательными”  понимается наличие различных групп или индивидуумов, свободных выставлять свою кандидатуру.

     2.  Периодическая выборность основных  органов государства. Правительство  рождается из выборов и на  определенный, ограниченный срок. Для  развития демократии недостаточно  регулярно проводить выборы, необходимо, чтобы она опиралась на выборное правительство. В Латинской Америке, например, выборы проводятся часто, но многие латиноамериканские страны находятся вне демократии, т.к. наиболее распространенный способ смещения президента - военный переворот, а не выборы.

     3.Демократия  защищает права отдельных личностей  и меньшинства. Мнение большинства,  выраженное демократическим путем  на выборах, это лишь необходимое  условие демократии, однако, отнюдь  не недостаточное. Лишь сочетание  правления большинства и защита прав меньшинства составляют один из основных принципов демократического государства.

     4.Равенство  прав граждан на участие в  управлении государством: свобода  создания политических партий  и других объединений для выражения  своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве3. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.  Основные формы  демократии 

     В зависимости от форм участия народа в осуществлении власти выделяют прямую, плебисцитарную и представительную демократию.

     В прямой демократии между волей народа и ею воплощением в решения  нет опосредующих звеньев – народ  сам участвует в обсуждении и  принятии решений. Прямая демократия сегодня  используется организациях и небольших  сообществах как самоуправление. Распространенность прямой демократии ограничивается территориальным фактором и зависит от того, насколько децентрализован процесс принятия решений. Другой формой прямой демократии являются сам процесс голосования, в ходе которых осуществляется прямое волеизъявление народа в отношении своих представителей в органы государственной власти.

     Плебисцитарная  демократия является другим способом выражения воли народа. Ряд исследователей рассматривает ее как разновидность  прямой демократии и не выделяют ее в отдельную группу. 

     Практика  плебисцитарной демократии берет в  античных полисах, где важнейшие  решения по вопросам государственной  и общественной жизни принимались  на народных собраниях голосованием всех граждан. В Европе ХХ в. плебисциты неоднократно использовались для решения вопросов территориального размежевания (например, отделение Норвегии от Швеции).

     В настоящее время классической страной  плебисцитарной демократии считается  Швейцария, где референдумы проводятся регулярно и подразделяются на три  основных вида:

     обязательные  – если вновь принятый Закон затрагивает  Конституцию страны;

     условные, которые могут проводиться по любому Закону в течение 3 месяцев со дня его принятия, если в поддержку референдума удается собрать определенное количество подписей;

     совещательные, которые проводит Правительство  или парламент, когда нет уверенности  в поддержке большинством населения того или иного законопроекта, либо когда хотят заручиться поддержкой этого большинства.

     Оценивая  теорию и практику плебисцитарной демократии, современная политическая наука  отмечает, что эта система может  более или менее успешно функционировать лишь при определенных условиях.

     Первое  из них – общественная стабильность. В обстановке высокой социальной напряженности, а тем более глубоких политических и экономических кризисов, немногие граждане способны сохранить  здравый смысл и делать свой выбор  осознанно.

     Второе  условие – развитие демократической  традиции. Только лидер, который, что  называется, «с молоком матери» впитал уважение к Закону и правам граждан, получив на выборах большую власть, будет воздерживаться от того, чтобы  узурпировать ее целиком. Только граждане, воспитанные в тех же традициях, не позволят избранному ими лидеру это сделать. Поэтому такая система успешно функционирует в США, но весьма рискованна в Латинской Америке и государствах бывшего СССР.

     Третье  условие – сильная политическая оппозиция, имеющая доступ к средствам массовой информации. В противном случае общественное мнение зачастую удается обработать в направлении, выгодном для власти.

     В представительной (репрезентативной) демократии воля народа выражается не прямо, а через институт посредников, поэтому ее еще называют делегируемой демократией. Депутаты, политические лидеры, получив «мандат доверия» от народа, должны воплотить эту волю в принимаемых законах и решениях. Между народными представителями и теми, кого они представляют, устанавливаются отношения, основанные на полномочиях и доверии.

     сторонники прямой демократии указывают на сложность принятия согласованных решений; на недостаточную компетентность народа; на высокую степень манипулируемости общественным мнением в ходе публичных дебатов со стороны профессиональных политиков, что позволяет победить на выборах не мудрым лидерам, а демагогам. Сторонники прямой демократии указывают на ее истинность, на то, что она способствует расширению политического кругозора граждан, и критикуют представительную демократию за возможность появления ряда негативных моментов:

Информация о работе Демократический политический режим