Демократический режим

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 11:21, контрольная работа

Описание работы

Демократия – (от греч. Власть народа). В основе демократического режима лежит признание суверенитета народа, т.е. провозглашение народом источника верховной государственной власти. При демократическом режиме в процессе свободного волеизъявления народа, выявляется позиция большинства, которое власть не может игнорировать Принцип большинства составляет суть доктрины народного суверенитета и основополагающим принципом демократии. Главная и естественная обязанность большинства в демократическом режиме – общее неизменное уважение меньшинства и его право на создание оппозиции. Другими словами, власть большинства, которое уважает мнение меньшинства.

Работа содержит 1 файл

политалогия.docx

— 259.40 Кб (Скачать)

 

  1. Характеристика демократического режима. Формы современной демократии.

Характеристика  демократического режима

Демократия – (от греч. Власть народа). В основе демократического режима лежит признание суверенитета народа, т.е. провозглашение народом источника верховной государственной власти. При демократическом режиме в процессе свободного волеизъявления народа, выявляется позиция большинства, которое власть не может игнорировать Принцип большинства составляет суть доктрины народного суверенитета и основополагающим принципом демократии. Главная и естественная обязанность большинства в демократическом режиме – общее неизменное уважение меньшинства и его право на создание оппозиции. Другими словами, власть большинства, которое уважает мнение меньшинства. Основные признаки демократического режима:

1) Проведение гласных  свободных выборов, которые предполагают 3 условия:

  • Свобода выдвижения кандидатур
  • Свобода избирательного права
  • Свобода голосования

2) Постоянное и реальное  функционирование выбранной народом  власти

3) Разделение властей  в системе государственной власти. Создаётся механизм задержек  и противовесов

4) Наличие многопартийной  системы. Беспрепятственная деятельность  партий. Главная арена политического  соперничества – выборы

5) Существование легальной  оппозиции. В условиях демократического режима оппозиция является неотъемлемым органом и постоянным элементом политического процесса. Право на оппозицию обеспечивает реальный плюрализм на свободу мнений. Посредством оппозиции мнения сохраняют возможность отстаивать свою точку зрения.

6) Гласность в работе  властей всех уровней. Беспрепятственный  доступ СМИ и общества к  информации. Действительный контроль  со стороны общества за осуществлением  власти.

7) Провозглашение и юридические  гарантии прав и свобод граждан,  которые являются высшей ценностью  демократии. Демократический режим представляет широкий круг политических, социально-экономических и личных прав и свобод.

8) Верховенство закона  во всех сферах жизни общества. Формирование правового государства.

В реальной жизни демократия является не правлением народа, а правлением от имени народа. При этом она  может реализовываться в 2х видах: представительная и непредставительная демократия. 1-ая связана с деятельностью  выборных органов, в которых работают депутаты. 2-ой вид предусматривает  референдумы. Рассматриваемая модель демократического режима – идеальна. Недостатки демократического режима:

1) возможность превращения  демократии в диктатуру большинства.

2) демократия пробуждает  социальную активность масс, которая  может носить как конструктивный, так и деструктивный характер.

3) Выборность может приходить  в противоречие с требован. проф. их деятельности.

 

Современные формы и признаки демократии

В современных трактовках термин демократия подразумевает определенную систему власти, по существу представляет собой форму организации политической жизни, отражающую свободный и конкурентный выбор населением той или иной альтернативы общественного развития. За счет соучастия во власти всех слоев  населения демократия открыта одновременно всем вариантам социального выбора. Демократия – это способ функционирования политической системы, организации  общественной жизни, основанный на признании  народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в  решении государственных и общественных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод.

Общими признаки демократии как современного конституционного строя и режима функционирования политической системы являются:

- признание народа источником  власти в государстве. Власть  народа выражается в том, что  он посредством выборов формирует  государственную власть и участвует  в ее осуществлении прямо (с  помощью референдумов, местного  самоуправления, а также, главным  образом, через выбираемые им  представительные органы); - периодическая  выборность и сменяемость центральных  и местных органов государственной  власти, их подотчетность избирателям;

- провозглашение и реальное  обеспечение прав и свобод  человека и гражданина. Особое  значение для полноценного функционирования  демократической политической системы  имеет гарантированность прав  граждан на участие в управлении  государством – избирательного  права, права на создание политических  партий и других объединений,  свободы слова, мнений, права на  информацию и т.п.;

- принятие решений большинством  и подчинение меньшинства большинству  при их осуществлении;

- демократический контроль  общества над силовыми структурами,  используемыми только по прямому  предназначению и строго в  рамках законов;

- доминирование методов  убеждения, согласования, компромисса;  отказ от методов насилия, принуждения,  пресечения;

- реальное осуществление  принципов правового государства,  в том числе принципа разделения  властей.

В зависимости от формы  реализации суверенитета народа демократия может быть подразделена на прямую, плебисцитарную и представительную.

 

 

 

Либеральная демократия.

Под либеральной демократией  понимается такая модель народовластия, в которой личность выделяется из общества и государства, а основное внимание обращено на создание институциональных  и других гарантий для индивидуальной свободы, предотвращающих всякое подавление личности властью.

Характерными чертами  данной модели демократии в ее классическом варианте (XIX - начало  XX вв.) являются:

- отождествление народа  как субъекта власти с собственниками-мужчинами,  исключение низших слоев, прежде  всего наемных рабочих, а также  женщин из числа лиц, наделенных  избирательным правом;

- индивидуализм, признание  личности первичным и главным  источником власти, приоритет   прав индивида над законами  государства. Права личности закрепляются  в конституции, неукоснительное  соблюдение которой контролирует  независимый суд;

- формальный характер  демократии, вытекающий из понимания  свободы как отсутствия принуждения,  ограничений. В отличие от античной  демократии свобода здесь трактуется  не как возможность активного  равноправного участия в политике  для всех граждан, а как пассивное  индивидуальное право быть огражденным  от вмешательства со стороны  государства и других людей;

- парламентаризм, преобладание  представительных форм политического  влияния. Вырождение античной  демократии в произвол большинства  ясно продемонстрировало, что правление  нуждается в институтах, которые  бы защищали общество от самого  себя и утверждали бы постоянную  власть закона;

- ограничение компетенции  и сферы деятельности государства  преимущественно охраной общественного  порядка, безопасности и прав  граждан, его невмешательство  в дела гражданского общества, экономические, социальные и духовно-нравственные  процессы;

- разделение властей,  создание системы сдержек и  противовесов как условия эффективного  контроля граждан над государством, предотвращения злоупотреблений  властью;

- ограничение власти большинства  над меньшинством, обеспечение индивидуальной  и групповой автономии и свободы.  Меньшинство обязано подчиняться  большинству лишь в строго  определенных вопросах, за пределами  которых оно полностью свободно.

Характеристика либеральной  демократии свидетельствует о том, что она стала крупным шагом  вперед на пути освобождения человека, уважения его основополагающих прав. В то же время эта модель демократии имеет и существенные недостатки, среди которых, в первую очередь, необходимо отметить следующие:

1) социально-классовая ограниченность  демократии. Она не распространяется  на большинство населения: пролетариев  и другие низшие слои, на женщин;

2) формальность, декларативность  демократии для бедных, социально  не обеспеченных слоев населения.  Нераспространение демократии на  экономические и социальные процессы  ведет к углублению общественного  неравенства и обострению социальных  конфликтов;

3) ограниченность сферы  демократии и политического участия  личности. Политическое участие  сводится лишь к эпизодической,  электоральной активности, фактически  выводит органы власти из-под  контроля масс и превращает  демократию в форму господства  политической элиты;

4) принижение роли государства  в управлении обществом и укреплении  социальной справедливости. Потребности  экономического и социального  развития побуждают к расширению  государственного регулирования.  Демократическое государство не  может ограничиваться ролью “ночного  сторожа”  и должно иметь право  регулировать экономические и  социальные процессы, сглаживать  социальные конфликты.

 

Коллективистская  демократия.

Преодолеть недостатки либерального государства и осуществить подлинное  народовластие пытаются концепции  и реальная модель коллективистской демократии. Эту модель нередко называют также идентитарной. Это название отражает тот факт, что она исходит  из целостности народа (нации, класса), наличия у него единой воли еще  до акта ее публичного выражения и  идентичности этой воли и действий представителей власти.

Коллективистская демократия - это модель народовластия, отражающая автономность личности, являющейся составной  частью целостного организма (народа, нации, класса). Коллективистская модель демократии признает первичность однородного  по своему составу народа (по отношению  к личности) в осуществлении власти и неограниченность, абсолютность власти большинства (отождествляемого с народом) над меньшинством, в том числе  над отдельной личностью.

Важнейшие принципы данного  типа демократии обосновал Жан-Жак  Руссо. Как было сказано выше, теория демократии Руссо исходит из принадлежности всей власти народу, образованному  путем добровольного слияния  изолированных, атомизированных индивидов  в единое целое и передачи индивидуальных прав и свобод общине - коллективному  целому. С этого момента личность утрачивает свои права. Они становятся ей не нужны, так как государство  заботится о своих членах, которые, в свою очередь, обязаны думать о  благе государства. Руссо исходил  из предпосылки, что народ  неделим. Он обладает единой, общей волей  и неотчуждаемым суверенитетом. Внутри него не существует ни большинства, ни меньшинства, а потому и нет  необходимости в защите последнего.

 

Социалистическая  демократия.

Тоталитарная направленность концепции демократии Руссо получила дальнейшее развитие в марксизме  и особенно в ленинской и сталинской теории “социалистической демократии”. Именно в Советах реализовались  такие принципы коллективистской демократии, как полновластие, распространенность на все области жизнедеятельности  людей, прямая демократия (общие собрания, наказы избирателей, право отзыва депутатов), демократический централизм, предполагающий жесткое подчинение меньшинства  большинству, монизм, недопустимость политического  и идеологического инакомыслия  и т.д.

Отличительными чертами  социалистической демократии по сравнению  с концепцией Руссо явились полное отрицание частной собственности, а следовательно и всякой автономии  личности, подмена народа рабочим  классом, трудящимися, а также идея ведущей роли авангарда народа - коммунистической партии, призванной руководить процессом перехода к  полной демократии - общественному  самоуправлению.

Несмотря на существенные различия, разнообразные коллективистские теории демократии имеют ряд общих  черт. К ним относятся:

1) коллективизм в трактовке  народа, признание народа единым, однородным целым;

2) отсутствие противоречий  внутри народа, рассмотрение политической  оппозиции как патологи или  врага, подлежащего насильственному  устранению;

3) коллективистское понимание  свободы как активного равноправного  участия гражданина в делах  всего государства и общества;

4) тоталитарность, всепроникающий  характер власти, полная беззащитность  меньшинства, в том числе отдельной  личности;

5) устранение самой проблемы  прав человека, так как целое  - государство - и без того заинтересовано  в соблюдении прав составляющих  его частей;

6) всеобщая политическая  мобилизация, преимущественно прямое  участие граждан в управлении, рассмотрение представительных  органов и должностных лиц  не как самостоятельных в пределах  закона руководителей, а как  проводников воли народа, его  слуг;

7) декларирование социальной  демократии, то есть перенесение  главного акцента с юридического  провозглашения политических прав  на обеспечение социальных условий  для участия граждан в управлении.

В разделе “Тоталитаризм” анализировались уроки социалистического  строительства в СССР и других социалистических странах. Здесь лишь добавим, что теории коллективистской демократии показали свою несостоятельность  или, по меньшей мере, несовместимость  с демократией в ее либеральном  понимании. Попытки их осуществления  неизбежно приводили к появлению  нового господствующего класса - номенклатуры, к тоталитаризму, подавлению всякой свободы. Оказалось, что власть народа (класса, нации) не может быть реальной без гарантии индивидуальной свободы  и других прав личности. Тем не менее  попытки практической реализации концепции  коллективистской демократии обогатили  теорию и практику демократии, хотя, в основном, негативным опытом, оказали  значительное влияние на современные  политические системы Запада.

Информация о работе Демократический режим