Демократический режим

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 11:21, контрольная работа

Описание работы

Демократия – (от греч. Власть народа). В основе демократического режима лежит признание суверенитета народа, т.е. провозглашение народом источника верховной государственной власти. При демократическом режиме в процессе свободного волеизъявления народа, выявляется позиция большинства, которое власть не может игнорировать Принцип большинства составляет суть доктрины народного суверенитета и основополагающим принципом демократии. Главная и естественная обязанность большинства в демократическом режиме – общее неизменное уважение меньшинства и его право на создание оппозиции. Другими словами, власть большинства, которое уважает мнение меньшинства.

Работа содержит 1 файл

политалогия.docx

— 259.40 Кб (Скачать)

 

Плебисцитарная  демократия.

Некоторые важнейшие идеи коллективистской, идентитарной демократии нашли свое прямое выражение в  современных западных теориях. Наиболее видной из них является плебисцитарная теория демократии. Она развивает  идею Руссо о том, что каждый гражданин  должен иметь возможность по меньшей  мере одобрять или отвергать влияющие на его жизнь законы, которые он обязан уважать. Согласно плебисцитарной теории демократии в современных  государствах с большой численностью населения и огромными по сравнению  с древнегреческими полисами территориями античная модель народовластия не может  быть реализована. Тем не менее существуют формы, которые позволяют всем гражданам  выразить свое отношение к важнейшим  вопросам социально-экономического и  политического развития государства. К таким формам относятся референдумы, всенародные опросы и т.д. Референдум и гражданская инициатива, сохранившиеся  в конституциях многих стран (например, Швейцарии), можно рассматривать  как элементы прямой демократии, унаследованные от прошлого представительной демократией. Таким образом, плебисцитарная демократия - форма народовластия, при которой  возможности политического влияния  граждан в отличие от прямой демократии сравнительно ограничены. Им предоставляется  право посредством голосования  одобрить или отвергнуть тот или  иной проект закона или другого решения, который обычно готовится правительством, партией или инициативной группой.

Определенной разновидностью плебисцитарной теории демократии, является плебисцитарная мандатная теория партийной  демократии. Эта теория вносит свой вклад в решение кардинального вопроса современной демократии - вопроса о масштабах политического участия, формах влияния граждан на государственную политику. Теория партийной демократии исходит из того, что различные партийные программы дают гражданам возможность с помощью выборов прямо влиять на содержание государственной политики. Эти программы представляют собой полученные от граждан своего рода мандаты, наказы, которые призваны исполнять и депутаты , и правительство. Связанность депутатов партийными программами и структурами делает их прямыми выразителями воли народа. Тем самым достигается идентичность народа и правительства.

По мнению ее критиков, эта  теория демократии во многом расходится с реальностью. Современные массовые “народные партии” не имеют определенной социальной базы и стремятся привлечь голоса самых различных слоев  населения. Поэтому формулировки их предвыборных платформ носят очень  расплывчатый характер и мало отличаются друг от друга. К тому же, как показывают эмпирические исследования, большая  часть избирателей вообще не знакома  с партийными программами, а строит свой выбор на основе традиций, привлекательности  лидеров и символики. Поэтому  “партийная демократия” имеет мало общего с подлинным народовластием.

 

Плюралистическая  демократия.

Современная западная демократия выросла из либеральной политической системы и наследует ее основополагающие принципы: конституционализм, разделение властей и др., а также такие  ценности, как индивидуальная свобода, права человека и т.п. Оценки и  названия современной западной демократии неоднозначны, но чаще всего ее называют плюралистической, поскольку она  базируется на признании разнообразия общественных интересов (экономических, социальных, культурных, религиозных, групповых, территориальных и др.), а также форм их выражения (политических партий, ассоциаций и объединений, общественных движений и пр.).

Несмотря на принципиальную общность с классической либеральной  демократией, современная плюралистическая демократия существенно отличается от нее. Ее главное отличие состоит  в том, что она строится на синтезе  различных идей, концепций и форм организации. Плюралистическая демократия занимает как бы промежуточное положение  между индивидуалистической (либеральной) и коллективистской моделью народовластия.

Плюралистическая демократия – это такая демократия, которая  исходит из того, что не личность, не народ, а группа является главной  движущей силой политики в современном  демократическом обществе. Поэтому  она предполагает, что назначение демократии - стимулировать плюрализм, многообразие в обществе, предоставлять  возможность всем гражданам объединяться, открыто выражать свои интересы, находить путем компромиссов их равновесие, выражаемое в политических решениях.

Виднейшими представителями  плюралистической концепции демократии являются Г.Ласки, Д.Трумэн, Р.Даль. Плюралистическая концепция отводит ведущую роль группе, так как утверждает, что  индивид без группы - безжизненная абстракция. Именно в группе, а также  в межгрупповых отношениях формируется  личность, определяются ее интересы, ценностные ориентации и мотивы политической деятельности. Каждый человек - представитель многих групп: семейной, профессиональной, этнической, религиозной, региональной, демографической  и т.д. С помощью группы личность получает возможность выражения  и защиты своих интересов.

Народ не может выступать  главным субъектом политики, поскольку  представляет собой сложное, внутренне  противоречивое образование, состоящее  из разнообразных, конкурирующих между  собой групп.

Демократия в данном понимании - это не власть стабильного большинства, поскольку само оно изменчиво  и складывается из компромиссов различных  индивидов, групп, объединений. Ни одна из групп современного общества не может монополизировать  власть и принимать решения, не опираясь на поддержку других общественных групп. Недовольные группы, объединившись, могут блокировать решения, не отвечающие их интересам, и служить тем социальным противовесом, который будет сдерживать тенденции к монополизации власти. Следовательно, демократия здесь представляет собой форму правления, позволяющую  многообразным общественным группам  свободно выражать свои интересы и  находить в конкурентной борьбе отражающие их баланс компромиссные решения.

К основным, принципиальным чертам плюралистической демократии следует  отнести следующие:

1) заинтересованная группа (группа специальных интересов)  является центральным элементом  демократической политической системы;

2) общая воля как результат  конфликтного взаимодействия различных  групп и их компромиссов;

3) соперничество и баланс  групповых интересов являются  социальной основой демократической  власти, ее динамики;

4) сдержки и противовесы  распространяются не только на  институциональную сферу (как  считается в либеральной концепции  демократии), но и на социальную  область, где ими являются группы - соперники;

5) “разумный эгоизм”  индивидов и особенно групп   является генератором политики;

6) государство не “ночной  сторож” (как у либералов), а  орган, отвечающий за нормальное  функционирование всех секторов  общественной системы и поддерживающий  в обществе социальную справедливость;

7) диффузия, распыление власти  между различными политическими  институтами;

8) наличие в обществе  консенсуса в сфере системы  ценностей, предполагающего признание  и уважение всеми участниками  политического процесса основ  существующего государственного  строя;

9) демократическая организация  самих базисных групп как условие  адекватного представительства  интересов составляющих их граждан.

Теория плюралистической демократии нашла признание и  применение в большинстве развитых стран, тем не менее существуют критические  направления, подчеркивающие присущие  ей недостатки. К ним следует отнести  следующие факторы:

- далеко не все члены  общества представлены в различных  группах интересов, поэтому через  такие группы лишь незначительная  часть общества (реально не более  одной трети взрослого населения)  может участвовать в принятии  и осуществлении политических  решений;

- влияние отдельных групп  различно: одни из них обладают  мощными ресурсами влияния (деньги, знания, авторитет, доступ к СМИ  и пр.), другие таких рычагов  практически лишены (инвалиды, пенсионеры, неквалифицированные наемные работники). Социальное неравенство приводит  к тому, что не все группы  одинаково способны артикулировать  свои интересы.

Несмотря на приведенные  возражения, практика политического  развития современных стран Запада свидетельствует о том, что к  концу XX в. эти страны значительно  продвинулись вперед по пути уравнивания жизненных шансов, сглаживания социальных конфликтов и предоставления большинству граждан реальных возможностей для политического участия и защиты своих интересов.

 

Партиципаторная демократия.

Акцентируя главное внимание на сложном групповом составе  народа как субъекта власти, теория плюралистической демократии не может  отразить все аспекты современных  демократий и дополняется рядом  других концепций. Одной из них, концентрирующей  внимание на самом процессе осуществления  власти, является партиципаторная теория демократии.

Партиципаторная демократия (от participatе - принимать участие) - это  такая модель народовластия, которая  признает необходимость участия  широких слоев населения не только в выборах своих представителей, и даже не только в принятии решений  на референдумах, собраниях и т.п., но и непосредственно в политическом процессе - подготовке, принятии и осуществлении  решений и контроле за их выполнением.

Эта теория исходит из трактовки  демократии как универсального принципа организации всех областей общественной жизни. Демократия должна быть везде - в семье, школе, в университетах, на производстве, в партиях, государстве  и т.д. В обществе не существует таких  областей, которые находятся вне  политики и не допускают демократического участия.

Главными целями партиципации (участия) являются всесторонняя демократизация общества, социальная эмансипация и  общественная самореализация личности. Максимальным расширением участия  граждан в принятии решений на всех ступенях власти и во всех сферах жизнедеятельности человека достигается  максимальный учет в политике интересов  народа, прочная легитимация власти, преодоление политического отчуждения граждан. Участие многих людей в  управлении увеличивает интеллектуальный потенциал для принятия решений, повышает вероятность их оптимизации, а следовательно, обеспечивает рост стабильности политической системы  и эффективности управления.

Критики теории партиципаторной  демократии утверждают, что демократия не может быть универсальным принципом  организации всей жизни общества, потому что она относится лишь к организации отношений между  гражданином и государством, а, например, отношения между учениками и  учителями, руководителями и подчиненными на производстве не могут определяться принципами свободы и равенства. Кроме того, критики данной концепции  считают, что широкая политизация  общества, чуть ли не поголовное участие  ведут к тоталитаризму или  популистскому авторитаризму, ограничивают индивидуальную свободу, создают угрозу частной собственности и предпринимательству, поскольку подчиняют личность решениям большинства, обычно склонного к  уравнительности и идеологическим влияниям.  Как видно из приведенного выше анализа демократических теорий и форм, каждая из них имеет свои достоинства и недостатки. В целом же реально существующая демократия в современных промышленно развитых странах - это представительная плюралистическая демократия, базирующаяся на либеральных ценностях и учитывающая в большей или меньшей степени некоторые коллективистские идеи.

 

 

 

 

 

 

2. Формы и условия перехода к демократии.

 

Разнообразные предпосылки  демократии характеризуют возможность  перехода к ней тех или иных стран, однако еще не раскрывают суть самого этого процесса. Что же он собой представляет?

В самом общем смысле демократизация означает процесс политических и  социальных изменений, направленных на установление демократического строя. На различных стадиях общественно-исторического  развития этот процесс всегда определялся  конкретными историческими типами демократии. В городах -государствах Древней Греции демократические  формы правления приходили на смену тираническим или олигархическим режимам, не меняя социально-экономической  рабовладельческой формации. В условиях средневековья (если не считать дворянское сословное представительство) мы наблюдаем  лишь появление или исчезновение отдельных островков демократии, как результат борьбы между феодальной аристократией и третьим сословием. На поздних этапах феодализма процесс  демократизации, как правило, проходил в противоборстве между зарождающейся  буржуазией и обуржуазившимся дворянством, с одной стороны, и феодальной абсолютистской системой, с другой. Кульминацией этого процесса считается  Великая французская революция.

Первое качественное отличие  буржуазной демократии связанно с установлением  демократических отношений в  рамках национальных государств в отличие  от городов-государств античности и  средневековых городских коммун. Не случайно, поэтому, известный американский политолог Р. Даль при анализе  общемирового демократического процесса выделяет его первую трансформацию  – становление демократических  городов-государств, и вторую трансформацию, т.е. становление наций-государств.

Но для того чтобы появились  и развивались демократические  формы политической жизни, требуются  определенные социальные, экономические  и культурные предпосылки. Без наличия  таковых политический процесс протекает  в недемократических формах.

Во-первых, это высокий  уровень экономического развития страны, многообразие форм собственности, наличие  развитого рынка, конкуренция товаропроизводителей. Собственно, сама демократия представляет подобие политического рынка  с его конкуренцией, состязательностью  идей, программ, позиций. Для существования  такого политического рынка необходимо разграничение (а значит, и конкуренция) политических интересов. Последнее  же базируется на многообразии экономических  интересов, в основе которого находится  плюрализм форм собственности.

Информация о работе Демократический режим