Город Солнца Т.Кампанеллы

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 10:22, реферат

Описание работы

Тема социальной утопии, надежды на лучшую жизнь, на справедливую и честную власть, социальное равенство и отсутствие классовой системы еще с древнейших времен занимала величайших мыслителей самых разных цивилизаций. Об тех самых местах, которых нет, и не может быть, говорили еще в древнем Китае, эту тема развивал Платон, но создание той самой модели этого совершенного государства, пусть и без указания путей образования этого места в реальном мире, бесспорно, является заслугой Томмазо Кампанеллы, написавшего «Город Солнца».

Содержание

Введение стр. 3

1. Идеи социального равенства стр. 4-6

2. Экономические взгляды Кампанеллы
в «Городе Солнца» стр. 6-10

3. Принципы распределения стр. 10-13

4. Анализ идей Кампанеллы стр. 13-15

Заключение стр. 15-16

Список литературы стр. 17

Работа содержит 1 файл

моя работа.docx

— 35.30 Кб (Скачать)

     План  работы 

     Введение                                                                        стр. 3 

     1. Идеи социального равенства                                   стр. 4-6 

     2. Экономические взгляды Кампанеллы

     в «Городе Солнца»                                                        стр. 6-10 

     3. Принципы распределения                                         стр. 10-13 

     4. Анализ идей Кампанеллы                                          стр. 13-15 

     Заключение                                                                      стр. 15-16 

     Список  литературы                                                         стр. 17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Томмазо Кампанелла – яркий представитель утопической мысли о всеобщем равенстве

     Тема  социальной утопии, надежды на лучшую жизнь, на справедливую и честную  власть, социальное равенство и отсутствие классовой системы еще с древнейших времен занимала величайших мыслителей самых разных цивилизаций. Об тех  самых местах, которых нет, и не может быть, говорили еще в древнем  Китае, эту тема развивал Платон, но создание той самой модели этого  совершенного государства, пусть и  без указания путей образования  этого места в реальном мире, бесспорно, является заслугой Томмазо Кампанеллы, написавшего «Город Солнца».

     Кампанелла  был мыслителем с необычайной  широтой интересов, его сочинения  посвящены философии природы, метафизике, богословию, политическим учениям, экономике, этике и теории литературы. Достоверность  знания Кампанелла обосновывал врожденным самосознанием человека, тем самым  предвосхищая Декарта. Согласно Кампанелла, всякое бытие, будучи образом Божественной Троицы, содержит 3 первичных принципа — силу, знание и любовь.

     Кампанелла  пишет о наболевшем. Он рисует идеальное, с его точки зрения общество, где трудятся все и нет «праздных негодяев и тунеядцев». За 27 лет заключения Кампанелла, безусловно, долго думал о неравенстве и о наилучшем государственном устройстве. Как сделать общество более справедливым?

     Осмыслив  окружавшую его действительность, он пришел только к одному выводу: существующий государственный строй несправедлив. Чтобы люди жили лучше, его должен сменить другой, более совершенный  строй. Где все люди равны между  собой.

     Подробности реализации этой идеи Томмазо тщательно прорабатывает и описывает в своей социальной утопии.

     1. Идеи социального равенства 

     В «Городе Солнца» автор доводит  идеи социального равенства до крайностей. В городе Солнца каждый гражданин  занимается и сельским хозяйством, и военным делом. Можно предположить, что в результате появится посредственный военный и посредственный крестьянин. Ведь уметь делать всё нельзя. К тому же Кампанелла совершенно не учитывает индивидуальные особенности людей: один может быть прирожденным военным и плохим крестьянином, другой – слабым физически и плохим воином. Всех этих людей Кампанелла кидает в одну кучу.

     Жители  города Солнца – марионетки, винтики  системы, лишенные права на выбор. Производство и потребление в городе Солнца носит общественный характер. «Они все принимают участие в военном  деле, земледелии и скотоводстве: знать  это полагается каждому, так как  знания эти считаются у них  почётными».

     К сельскохозяйственным работам привлекаются все граждане (независимо от их желания). Четырехчасового труда оказывается  достаточным, чтобы удовлетворить  все потребности общества. Получается интересная вещь: вместо того, чтобы  поработать приемлемые 8 часов и  произвести в 2 раза больше, сделав свою страну в 2 раза богаче, люди половину дня  бездельничают. Получается, что страна, вместо того, чтобы процветать, пойдет на поводу лени людей и произведет в 2 раза меньше. Но, в принципе, если человек захочет помочь Родине произвести больше – почему бы ему не позволить работать на благо страны сверх нормы? Нет, тогда будет нарушен принцип всеобщего равенства. Кампанелла пишет: «Распределение всего находящегося в руках должностных лиц; но так как знания, почести и наслаждения являются общим достоянием, то никто не может ничего себе присвоить».

     Как и в «Государстве» Платона, в  городе Солнца господствует духовная аристократия. Однако у Кампанеллы это не замкнутая каста «с особым распорядком жизни и особым воспитанием». Во главе государства у Кампанеллы стоит не просто философ, как у  Платона, но и первосвященник в одном  лице. Собственно, так как Кампанелла сам был священником, религия  в «Городе Солнца» не отвергалась.

     Судьи и низшие должностные лица в городе Солнца – учителя и священники – интеллигенция. «Политический  строй города Солнца можно охарактеризовать как своеобразную интеллектуальную олигархию при формальной демократии».

     Таким образом, власть в городе Солнца существует, и она отдалена от народа. Это  власть народных избранников, власть узкой  группы людей.

     Кампанелла  сам принадлежал к классу интеллигенции, за которым и закрепил власть в  городе Солнца. Интеллигенция того времени была сравнительно образована, и кто как ни она могла разобраться  во всех вопросах управления обществом.

     Возможно, ли изменить менталитет?

     Основная  причина зла по Кампанелле – в  людских пороках, прежде всего в  эгоизме, порождающем у одних  жить за счет других. «Но когда мы отрешимся от себялюбия, у нас  останется только любовь к общине».

     Ломать  человеческую природу, по которой каждый человек в первую очередь думает о себе, а не о других, Кампанелла хочет тоже с помощью полицейского государства, при котором любое  инакомыслие пресекается.

     Другие  причины народного несчастья, по Кампанелле, это невежество и непонимание  необходимости перехода к новому, более совершенному общественному порядку. Поэтому мыслитель особое внимание уделял народному образованию и воспитанию.

     С момента рождения дети начинают обучаться  и воспитываться в обществе. Основной метод для этого – обучение по картинам, которыми исписаны стены домов города. Идея, кстати, это свежая и интересная. Да и город украшает, если художник хороший попадётся.

     Начиная с 10 лет, начинается практическое обучение детей, не по картинкам. При этом дети проходят, наряду с общими предметами, ремесленное дело и сельское хозяйство.

     В оставшееся от 4 часов работы время, предполагалось, что люди будут развиваться  душой и телом. Либо изучать науки, либо заниматься физическими упражнениями. Всю жизнь. Все. Можно представить, как им это надоест. Государство  вмешивается и сюда, заставляя  людей заниматься тем, что им нужно, по мнению самого государства.

     У Кампанеллы, таким образом, идеалом  представляется тоталитарные общества, где жизнь граждан со всех сторон ограничена и размечена государством. Человек не вправе сам решать, что  ему делать, а что нет. 

     2. Экономические взгляды Кампанеллы в «Городе Солнца»

      

     Разумное  устройство Солнечного Града есть не сто иное, как выражение разумности и соответствия природе того социального  строя, который установлен в государстве  соляриев: « у них все общее», в Городе Солнца упразднена частная  собственность – основа социального  неравенства: «Община делает всех одновременно и богатыми и вместе с тем бедными: богатыми – потому, что у них  есть все, бедными – потому, что  у них нет никакой собственности; и поэтому не они служат вещам, а вещи служат им».

       Выводя частную собственность  из моногамной семьи («собственность  образуется у нас и поддерживается  тем, что мы имеем каждый  свое отдельное жилище и собственных  жен и детей»), Кампанелла в  общности жен видел единственно  возможную предпосылку уничтожения  частной собственности. «У соляриев  жены общи и в деле услужения,  и в отношении ложа, однако  же не всегда и не как у животных, покрывающих каждую самку, а лишь ради производства потомства в должном порядке…». Общность жен служит не только поддержанию общности имуществ, но и «научному» («согласно правилам философии») государственному контролю за деторождением. Этот контроль осуществляется в соответствии с биологическими и астрологическими теориями Кампанеллы. Именно этим стремлением придать «научный» характер воспроизводству человеческого рода в идеальном обществе, а не одними заимствованиями из литературных источников (Платон) следует объяснять введение общности жен в его социальную программу.

       Тем же рациональным принципам  подчинено в Городе Солнца  и воспитание и обучение детей. Всеобщему невежеству народа в современном обществе Кампанелла противопоставляет заботу государства о просвещении. Изучив естественные и отвлеченные науки, «постоянно и усердно занимаясь обсуждением и спорами», юноши и девушки «получают должности в области тех наук и ремесел, в которых они преуспели больше всего».

     Всеобщее  участие в труде, который из проклятья  стал почетным и уважаемым делом,  - важнейшая черта общественного строя Города Солнца.

       Солярии «того почитают за знатнейшего и достойнейшего, кто изучил больше искусств и ремесел и кто умеет применять их с большим знанием дела».

       Никакой труд не является позорным  в обществе соляриев, «никто не  считает для себя унизительным  прислуживать за столом или  на кухне, ходить за больными  и т.д. Всякую службу называют  они учением… Поэтому каждый, на какую бы службу ни был он назначен, исполняет ее как самую почетную».

       «Самые тяжелые ремесла, например, кузнечное или строительное, считаются  у них и самыми похвальными,  и никто не уклоняется от  занятия ими, тем более что  наклонность к ним обнаруживается  от рождения, а благодаря такому  распорядку работ всякий занимается  не вредным для него трудом, а, наоборот, развивающим его силы».

       Труд в известном смысле реабилитируется:  он перестает быть уделом угнетенных. А участие в труде всех обеспечивает возможность резко сократить рабочий день и избавить работающего от чрезмерного перенапряжения.

       Использование же человека в  общественном производстве «сообразно  с его природными наклонностями»  делает труд привлекательным.  Люди обретают радость труда.

       Кампанелла ясно сознавала, что  в условиях, когда ликвидирована  частная собственность и потребление  организовано на коммунистических  началах, вопрос о том, кто  станет выполнять самые непривлекательные  и грязные работы, сам по себе  не решится. Мысль Мора об  использовании труда невольников  не казалась ему целесообразной. Воплощение в жизнь принципа  «каждый работает сообразно со  своей природой» многое решало, но не все.

       Воспитание подрастающего поколения  в духе трудовой дисциплины  и наказания нерадивых проблемы  тоже не решало. Упор, по мысли  Кампанеллы, следовало делать на  моральные факторы.

       Существует у соляриев и разделение  труда, прежде всего связанное  с биологическими особенностями  людей. Хотя женщины воспитываются  и обучаются наравне с мужчинами,  они освобождаются от особенно  тяжелых видов работ, «… никто не вынужден участвовать в труде, губительном для личности, а только в труде, сохраняющем личность».

       В обществе, избавленном от эксплуатации, свободный труд, соответствующий  природным наклонностям человека, не только служит самовыражению  личности, но и является оплотом  сохранения индивидуальности.

       Участие всех в общественно  полезной работе трактуется как  важнейшее экономическое условие,  позволяющее обществу избавиться  от подневольного труда, целиком  обеспечить себя рабочей силой.

Информация о работе Город Солнца Т.Кампанеллы