Государственные услуги

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 17:26, курсовая работа

Описание работы

Государственная услуга представляет собой нормативно-закрепленную, правомерную, индивидуализированную деятельность, т.е. ряд целесообразных, совершаемых в определенной последовательности действий государственных органов, подведомственных им учреждений по запросу граждан или организаций, или в порядке исполнения полномочий, возложенных на конкретные органы государственной власти, подведомственные им учреждения, имеющую полезный эффект, направленный на реализацию и обеспечение прав и законных интересов граждан (организаций) или исполнение возложенных на них обязанностей.

Актуальность исследования заключается в том, что одним из важнейших направлений процесса реформирования государственного управления в России является формирование и развитие системы государственных услуг. Результатом реализации данного направления должно стать создание такого правового поля и реального его воплощения в административно-правовую практику, при котором потребители государственных услуг будут обладать широкими правами и полномочиями и не являться пассивными субъектами, которыми манипулируют государственные служащие.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ «ГОСУДАРСТВЕННАЯ УСЛУГА»………………………………………………6

1.1. Основные подходы к определению понятия «государственная услуга»…6

1.2. Принципы предоставления государственной услуги………………………12

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ……………………………………………………………………………..16

2.1. Содержание и характеристика типологии государственных услуг……..16

2.2. Разработка электронных государственных услуг как перспектива развития государственных услуг…………………………………………………………..22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….…………………………………..31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..36

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………41

Работа содержит 1 файл

курс.гос.услуги.doc

— 219.50 Кб (Скачать)

     Состав  оказываемой государственной услуги включает в себя содержание услуги, включая конечный и промежуточный  результаты. Промежуточным результатом  оказания государственной услуги являются предварительные консультации в процессе подготовки документов, экспертиза документов, подготовка решения в соответствии с регламентом. Конечным результатом оказания государственной услуги является итоговый факт - выдача правообеспечивающего документа, перечисление денег, предоставление информации и прочее в соответствии с видом услуги и регламентом.

     Эффект  от оказания государственной услуги заключается в изменении состояния  получателя услуги, а также влияния  услуги (с учетом ее доли) на достижение социально-экономических показателей заложенных в целевые программы, в рамках которых оказывается услуга.

     В рамках организации взаимодействия органов государственной власти с организациями и гражданами в процессе предоставления государственных  услуг предусматривается также широко использовать возможности современных сетей передачи данных, в том числе сети Интернет. Перевод взаимодействия органов государственной власти с организациями и гражданами в электронную форму позволит сократить время предоставления государственной услуги и снизить издержки, связанные с личным обращением граждан в органы государственной власти.

     Автоматизация процессов обмена данными между  отдельными ведомственными информационными  системами, а также обеспечение  доступа к ним других государственных органов требуют создания единой информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры для обработки и маршрутизации межведомственных информационных потоков с учетом требований по информационной безопасности. В этих целях необходимо обеспечить:

  1. создание единой межведомственной сети обмена данными, которая объединит ведомственные и региональные информационные сети и обеспечит возможность передачи данных в электронной форме на межведомственном уровне;
  2. формирование общероссийского государственного информационного центра;
  3. определение требований к порядку ввода в эксплуатацию информационных систем, используемых для оказания государственных услуг, и порядок их эксплуатации, включая порядок обновления версий программ для электронно-вычислительных машин

     Создаваемая в результате подключения органов  государственной власти и бюджетных  организаций единая инфраструктура передачи данных обеспечит:

  1. комплексное оказание широкого спектра современных телекоммуникационных услуг (в том числе по передаче данных, речи и видео, IP-телефонии и видеоконференцсвязи) на базе унифицированных и модульно наращиваемых технических решений;
  2. формирование телекоммуникационного пространства в интересах органов государственной власти и граждан Российской Федерации, обеспечивающего информационный обмен в соответствии с установленными регламентами, с использованием единых протоколов связи и технологий взаимодействия;
  3. гарантированный уровень безопасности государственных информационных систем, ресурсов и технологий.

     По  состоянию на 29 августа 2011 год из 59 федеральных ведомств 100-процентную готовность к оказанию электронных  государственных услуг продемонстрировали 34, среди которых ФМС, МВД, Росреестр, ФНС, ФСС, Минздравсоцразвития, МЧС, Роспотребнадзор, ФСБ, Минкомсвязь, Минфин, Минэкономразвития и др.

     Более чем 2/3 работ выполнили 5 ведомств: Минрегион, Минобрнауки, Росимущество, Росавиация, Росжелдор. Еще 5 – Ространснадзор, Минэнерго, ФСТ, Росводресурсы, Рослесхоз - находятся на этапе разработки реестра электронных государственных услуг. И 3 ведомства – Минпромторг, ФСТЭК и ФТС – только приступили к согласованию необходимых документов. В числе еще не приступивших к подготовке регламентов межведомственного взаимодействия 12 ведомств. Одиннадцать из них, например, МИД, Минобороны, ФМБА, Роскосмосу и др., оказывают не более 5 государственных услуг, и лишь одно – ФСФР – 13 услуг, ни одна из которых еще не прошла согласование.

     В настоящее время существует около 300 федеральных и столько же типовых  государственных услуг, требующих межведомственного взаимодействия. В их оказании задействовано порядка 70 ведомств. Число услуг, которые должны быть переведены в электронный вид, у различных ведомств отличается. Например, у Росавиации их число равно 28, а у МИД или Минобороны – 1. Количество документов, которые ведомства должны представить коллегам, тоже разное. Например, ФНС предоставляет другим ведомствам более 40 документов, а МЧС - 3. Таким образом, каждый из госорганов тратит на организацию межведомственного взаимодействия разное количество времени и сил. 

     «Чтобы  эти услуги стали электронными и  оказывались бы по принципу «одной инстанции», они должны пройти дорожную карту, - рассказал в интервью CNews Алексей Попов, директор департамента информационных технологий и связи правительства Российской Федерации. - Для этого, во-первых, услугу необходимо спроектировать – нарисовать блок-схему и определить ответственные за ее исполнение ведомства. Во-вторых, после проектирования внести изменения в нормативно-правовые акты. В-третьих, параллельно приступить к технической реализации – разработать web-сервис, разместить его в СМЭВ, протестировать, обеспечить обмен. В-четвертых, необходимо обеспечить юридическую значимость документооборота - это ЭЦП, единое пространство доверия. На пятом этапе - провести обучение сотрудников ведомств работе в новых условиях «единой инстанции» при оказании услуг заявителям».31  

     По  его словам, правительственной комиссией  по внедрению информационных технологий в деятельность государственных  органов и органов местного самоуправления была разработана типовая дорожная карта – план перехода на электронные государственные услуги. Затем каждое ведомство представило свой собственный вариант этого плана. «Сейчас из примерно 320 технологических карт подкомиссией одобрено около 250», - сказал Алексей Попов.32 

     Напомним, что срок перехода государственных  органов на предоставление услуг  по принципу «одного окна» уже  был перенесен на 3 месяца (на 1 октября 2011 года) для федеральных и на год (на 1 июля 2012 года) для региональных и муниципальных органов власти. Больше переносов срока вступления в силу Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», по заявлению Алексея Попова, не будет.33 Ведомства, которые не успеют к обозначенному сроку наладить межведомственный электронный обмен документами, будут осуществлять его с помощью курьеров. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Конституция Российской Федерации от 25.12.1993 г.// СПС  «Гарант»
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с дополнениями и изменениями//СПС «Гарант»
  3. Федеральный закон «О стандартах государственных услуг». Проект от 02.12.2005 г. // СПС «Гарант»
  4. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // СПС «Гарант»
  5. Указ Президента Российской Федерации «О системе и структуре ФОИВ» от 9 марта 2004 года №314// СПС «Гарант»
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.11.2005 года №679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» // СПС «Гарант»
  7. Распоряжение Правительства Российской Федерации «О Концепции административной реформы в Российской Федерации  (2006-2008 гг.)» N 1789-р от 25 октября 2005 года// СПС «Гарант»
  8. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ с изменениями и дополнениями// СПС «Гарант»
  9. Административная реформа в России: научно-практическое пособие [Текст]/ под ред.С.Е. Нарышкина, Т.Я. Хабриевой – М.: ИНФРА – М, 2009. – 389 c.
  10. Административная реформа в фокусе права [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/action/conference/10119/
  11. Александрович, Е.Р. Развитие сектора государственных услуг в рыночном пространстве // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2010. - № 3 (23). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://uecs.mcnip.ru.
  12. Алексеева, Н. Проблемы стандартизации общественных услуг в современной российской экономике [Текст]/ Н.Алексеева // Государственная служба. -2008. - № 2.- с. 21-36.
  13. Бесчастнова, Л.В. Административная реформа: потребность граждан в государственной услуге // Россия на путях модернизации: актуальные проблемы общественного развития: Материалы межвузовской научной конференции [Текст]/Л.В. Бесчастнова. - Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2008. – 215 с.
  14. Бесчастнова, Л. В. Административно-правовое регулирование государственных услуг [Текст]/Л. В. Бесчастнова - Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2008. – 185 с.
  15. Бесчастнова, Л.В. Актуальные проблемы осуществления контроля за качеством государственных услуг // Правовая политика государства на современном этапе развития российского общества: Материалы межвузовской научно-практической конференции [Текст]/Л. В. Бесчастнова.- Астрахань: Астраханский университет, 2007.-156 с.
  16. Бесчастнова, Л.В. Государственная услуга в новой федеральной структуре // Приоритетные национальные проекты: политико-правовое обеспечение [Текст]/Л. В. Бесчастнова. - Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2009. – 215 с.
  17. Бесчастнова, Л. В. К вопросу о классификации государственных услуг// Вестник Саратовской государственной академии права. [Текст]/Л. В. Бесчастнова. - Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2009. – 215 с.
  18. Бесчастнова, Л.В. Потребность как объект государственной услуги // Актуальные проблемы государства и гражданского общества на современном этапе развития российского законодательства: Материалы межвузовской научно-практической конференции
  19. Бесчастнова, Л.В. Принципы оказания государственных услуг // Вопросы теории и практики российской правовой науки: сборник статей III Международной научно-практической конференции [Текст]/Л. В. Бесчастнова. - Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2009. – 215 с.
  20. Борисов, А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (постатейный) [Текст]/А.Н.Борисов.- М.: Юстицинформ, 2011.- 289 с.
  21. Васильева, Ю. Чиновники обещают услуги высшего качества [Текст]/Ю.Васильева // Российская газета.- N 636.- 2008. - С. 2-5.
  22. Гавердовский, А.Электронные госуслуги: как избежать подводных камней? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.news.ru
  1. Госуслугам  определили перспективу [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pcweek.ru/its/article/detail.php?ID=123791
  1. Госуслуги с интернет-доставкой [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.advokat63.ru/index.php?option=com_content&task
  2. Данилин, А.В. Электронные государственные услуги и административные регламенты. От политической задачи к архитектуре «электронного правительства» [Текст] / А.В.Данилин.- М.: ИНФРА-М, 2009.-386 с.
  3. Зайцева, Г.А. Повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти РФ в контексте задач административной реформы [Текст]/Г.А.Зайцева // Государственная власть и местное самоуправление.- 2008. -№ 5.- с.3-4.
  4. Информация о готовности ведомств к оказанию электронных госуслуг стала доступна в интернете [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://gosreforma.ru/blog/informacziya-o-gotovnosti-vedomstv-k-okazaniyu-elektronnyix-gosuslug-stala-dostupna-v-internete.html
  5. Комментарий к Указу Президента Российской Федерации «О системе и структуре ФОИВ» от 9 марта 2004 года №314// СПС «Гарант»
  6. Маковецкая, С.Г. Методика разработки и внедрения стандартов государственных услуг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.advokat63.ru/index.php?option=com_content&task
  7. Медведев, Д.А. Уважать и охранять права и свободы человека [Текст]/ Д.А.Медведев// Российская газета. -2008. -8 мая.- с.1-3.
  8. Михеев А., Бойченко Е. Технологические компоненты оказания государственных услуг в электронном виде [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.osp.ru/cio/2010/08/13003680/
  9. Мониторинг государственных и муниципальных услуг в регионе как стратегический инструмент повышения качества регионального управления: опыт, проблемы, рекомендации [Текст]/  / Под общ. ред. В.В. Маркина, А.В. Осташкова. – М.: Экслибрис Пресс, 2008. – 345 с.
  10. Нестеров, А.В. Понятие услуги государственной, общественной (социальной) и публичной [Текст]/ А.В.Нестеров// Государственная власть и местное самоуправление.- 2009. - № 11. – с.4-6.
  11. Нестеров, А.В. Некоторые аспекты проекта ФЗ «О стандартах государственных услуг» [Текст]/ А.В.Нестеров// Государственная власть и местное самоуправление.- 2009. - № 10. – с.6-16.
  12. Новый закон о государственных услугах обещает перевести их в электронный формат [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bujet.ru/article/66684.php
  13. Принципы разграничения функций государственного управления и публичных услуг в деятельности органов исполнительной власти и их учреждений. Аналитический доклад Бюро экономического анализа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. news.ru
  14. Селезнев П.И. Развитие государственных услуг в современной экономической системе. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pcweek.ru/its/article/detail.php?ID=123791
  15. Талапина Э., Тихомиров Ю. Публичные функции в экономике [Текст]/ Э.Талапина, Ю.Тихомиров // Право и экономика. – 2009. – № 6. – С. 5-15.
  16. Тамбовцев, В.Л. Государственное регулирование государства: вопросы теории, международный опыт, российские реформы // Доклады Российско-европейского центра экономической политики [Текст]/В.Л.Тамбовцев.- М.: РЕЦЭП, 2009. – 156 с.
  17. Терещенко, Л.К. Услуги: государственные, публичные, социальные [Текст]/Л.К.Терещенко // Журнал российского права. – 2008. – №10. – С. 15-25.
  18. Тихомиров, Ю.А. Правовые аспекты административной реформы [Текст]/Ю.А.Тихомиров // Законодательство и экономика. – 2009. – № 4. – С.27-37.
  19. Шаститко, А.Е. Организационные рамки предоставления публичных услуг [Текст]/  А.Е.Шаститко// Вопросы экономики. - 2010. - № 7. – с.10-26.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ПРИЛОЖЕНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение 1.

     Таблица 1.

     Обобщенная  типология государственных услуг

Критерий Вид услуги
По  сфере оказания -публичные; 
-социальные (общественные);

- административные.

По  наличию промежуточного результата -простые; 
- сложные.
По  содержанию результата - информационно-консультационные;

- коммуникационные;

- финансовые;

-предоставление  правообеспечивающих документов.

По  условиям оказания -программные; 
- нормативно-правовые.
По  взаимодействию с ведомствами -элементарные; 
- композитные (межведомственные).
По  основанию оказания -платные; 
- бесплатные.
По  практике применения -избыточные; 
-фиктивные; 
- навязанные.
По  целям услугополучателей: -реализующие  конституционные права граждан; 
-обеспечивающие содействие услугополучателям в реализации их законных обязанностей; 
-реализующие законные интересы услугополучателей.
По  причине обращения -вынужденные; 
- добровольные.
По  доступности -доступные; 
- малодоступные.
По  количеству услугополучателей -массовые; 
- индивидуальные.
По  наличию стандартов -стандартизированные; 
- не стандартизированные.
По  наличию регламентов -регламентированные; 
- нерегламентированные.

Информация о работе Государственные услуги