Государственное регулирование цен на рынке транспортных услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 10:38, курсовая работа

Описание работы

Транспортная система Российской Федерации включает автомобильный, железнодорожный, воздушный, морской, внутренний водный и трубопроводный виды транспорта. Элементами транспортной системы являются также промышленный и городской общественный транспорт. Транспорт обеспечивает получение около 8% ВВП. На транспорте занято свыше 3,2 млн. человек, что составляет 4,6% работающего населения.

Содержание

Введение 2
1 Ценообразование в сфере транспортных услуг 3
1.1 Тарифы железнодорожного транспорта 4
1.2 Тарифы водного транспорта 7
1.3 Тарифы автомобильного транспорта 9
1.4 Тарифы воздушного транспорта 11
2 Факторы, влияющие на формирование тарифов на услуги транспорта 12
3 Государственное регулирование цен на рынке транспортных услуг 14
Заключение 16
Список используемой литературы 18

Работа содержит 1 файл

ценообразование.docx

— 41.65 Кб (Скачать)

Оглавление 
 

Введение 2 

1 Ценообразование в сфере транспортных услуг 3 

1.1 Тарифы железнодорожного транспорта 4 

1.2 Тарифы водного транспорта 7 

1.3 Тарифы автомобильного транспорта 9 

1.4 Тарифы воздушного транспорта 11 

2 Факторы, влияющие на формирование тарифов на услуги транспорта 12 

3 Государственное регулирование цен на рынке транспортных услуг 14 

Заключение 16 

Список используемой литературы 18 
 
 

 

Введение

 

     Транспорт обеспечивает базовые условия жизнедеятельности  общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических и других целей.

     Завершение  базовых структурных реформ, переход  экономики в фазу роста, создание основ правовой базы функционирования и развития транспорта в рыночных условиях создали предпосылки для формирования в России единой транспортной политики, комплексного развития транспортной инфраструктуры, интеграции преимуществ различных видов транспорта с целью повышения качества жизни и развития экономики.

     Транспортная  система Российской Федерации включает автомобильный, железнодорожный, воздушный, морской, внутренний водный и трубопроводный виды транспорта. Элементами транспортной системы являются также промышленный и городской общественный транспорт. Транспорт обеспечивает получение около 8% ВВП. На транспорте занято свыше 3,2 млн. человек, что составляет 4,6% работающего населения.

 

1 Ценообразование в сфере транспортных услуг

 

     Транспортные  тарифы – это система ставок платы  за провоз и сборов, получаемых всеми видами транспорта от клиента.

     Транспортный  тариф – это цена за перемещение  материального объекта в пространстве. Транспортные тарифы включают тарифы на грузовые перевозки и пассажирские тарифы. Грузовой транспорт, доставляя  продукцию от производителей к потребителю, увеличивает ее стоимость. Пассажирский транспорт оказывает услугу. В связи с этим формирование пассажирских тарифов относится к сфере оказания услуг.

     В основе грузовых тарифов лежат общественно  необходимые затраты труда по доставке груза, что определяет стоимость  перевозки, денежным выражением которой  является транспортный тариф. Затраты  на перевозку груза складываются из расходов на начально-конечные операции и расходов на его транспортировку. Расходы на начально-конечные операции включают затраты, связанные с формированием составов, погрузкой и разгрузкой их на пунктах отправки и прибытия груза. Движенческие операции включают расходы по передвижению груза, по содержанию путей сообщения, связи и другие.

     Расходы на начально-конечные операции не связаны  с дальностью перевозки и зависят только от объема груза, поэтому в расчете на 1 т они остаются постоянными.

     Движенческие  расходы зависят от дальности  перевозки. В расчете на 1 т груза  они возрастают прямо пропорционально  расстоянию перевозки. Таким образом, расходы по перевозке складываются из расходов по начально-конечным операциям и движенческих расходов.

     Себестоимость транспортной продукции может быть представлена следующей формулой: 

     С = Р + ЗД,

     где С – себестоимость перевозки 1 т груза;

     Р – расходы на начально-конечные операции на 1 т груза;

     З – затраты на передвижение 1 т  груза на 1 км;

     Д – расстояние, км.

     Отсюда  себестоимость тонно-километра грузооборота транспорта будет вычисляться по формуле: 

С = + З 

     Выделение расходов на начально-конечные и движенческие операции позволяет устанавливать двухставочные тарифы. Такие тарифы точнее отражают реальный процесс формирования общественно необходимых затрат труда, обеспечивают примерно равную рентабельность на всех расстояниях перевозки, позволяют упростить прейскуранты на перевозку грузов. На отдельных видах транспорта тарифы формируются особым образом. На водном транспорте ставки на начально-конечные операции наиболее высокие, минимальная ставка на начально-конечные операции – на автомобильном транспорте.

     Уровень транспортных издержек различается  по регионам страны. Наиболее сильно дифференциация транспортных издержек выражена на речном и автомобильном транспорте, так как на себестоимость перевозки этими видами транспорта существенное влияние оказывают природно-климатические условия.

1.1 Тарифы железнодорожного транспорта

 

     Железнодорожный транспорт является основой транспортного  комплекса России. Для железных дорог  в общем грузообороте всех видов  транспорта общего пользования составляет 80%.

     Железнодорожный тариф представляет собой цены перевозки  грузов, пассажиров, багажа и почты  железнодорожным транспортом, а  также цены погрузочно-разгрузочных работ. Основой для расчетов стоимости перевозки на железнодорожном транспорте является Прейскурант №10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами» от 28 августа 2003 г. До 28 августа 2003 г. расчеты на перевозки грузов железнодорожным транспортом и связанные с ними работы и услуги производились на основе Прейскуранта №10-01 «Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки», введенные в действие с 1 января 1999 г.

     Железнодорожные тарифы едины для всей страны. В  качестве базового тарифа принята средняя  для всех железных дорог себестоимость  грузовых перевозок, определяемая в целом по всему грузообороту и по отдельным грузам в зависимости от дальности перевозки. Затраты по перевозке грузов различаются по участкам дорог и зависят от профиля пути, вида используемых локомотивов, грузонапряженности участков дорог. Нормативную прибыль рассчитывают исходя из принципа обеспечения одинаковой прибыльности на вагонно-сутки для однотипного подвижного состава с учетом равновыгодности перевозок на разные расстояния.

     Тарифы  исчисляются по двухставочной модели с выделением начально-конечной и  движенческой операций. Ставки устанавливаются  за вагон, тонну, вагонно-километр и тонну-километр. Определяется минимальная весовая загрузка вагона, необходимая для расчета платы за весь груз.

     Для того, чтобы рассчитать провозную  плату, нужно определить расстояние от станции отправления до станции  назначения и вид отправки. Минимальная  плата за перевозку установлена  на расстоянии 50 км. Если отправка товара осуществляется вагонами, то определяется загрузка вагона, если контейнерами – тип контейнера. Далее устанавливается номер тарифной схемы. По ней определяется провозная плата:

  • при повагонной отправке провозная плата зависит от расстояния перевозки и загрузки вагона;
  • при контейнерной отправке цена определяется с учетом расстояния перевозки и типа контейнера.

     Полученная  по тарифному справочнику базовая  цена умножается на повышающий коэффициент, величина которого пересматривается Министерством путей сообщения ежемесячно.

     На  железнодорожном транспорте применяются  тарифы нескольких видов. Они подразделяются на общие, местные и исключительные. Общие тарифы являются основной формой тарифов: по ним определяется провозная плата для подавляющей массы грузов. Местные тарифы устанавливаются при перевозке грузов по линиям железных дорог местного сообщения, которые не включены в общую железнодорожную сеть. Они строятся с учетом индивидуальных затрат местных предпринимателей и утверждаются их руководителями. Исключительные тарифы применяются при перевозке грузов в определенных направлениях и на заранее заданные расстояния. Они могут быть повышенными или пониженными по отношению к общим тарифам. Исключительные тарифы имели место в плановом хозяйстве. В настоящее время они практически не действуют.

     По  видам отправок грузов железнодорожные  тарифы подразделяются на повагонные, контейнерные, малотоннажные и тарифы мелких отправок. В основе повагонного  тарифа лежит ставка за вагон при  определенной норме его загрузки. Провозная плата взимается независимо от степени ее загруженности, что  стимулирует более полное использование грузоподъемности и вместимости вагона. Тарифы по контейнерным отправкам рассчитываются с учетом полного использования грузоподъёмности контейнера. Они значительно выше повагонных тарифов, что связано с необходимостью возмещения дополнительных затрат по содержанию контейнера. Потонные тарифы применяются на малотоннажные и мелкие отправки. Тарифы мелких отправок используют при перевозке грузов в сборном вагоне по разным документам. Тарифы мелких отправок различаются в зависимости от массы груза.

     Пассажирские  железнодорожные тарифы представляют собой установленную плату за перевозку пассажиров, багажа и грузобагажа. Пассажирские тарифы включают в себя:

     общий тариф, применяемый при проезде  во всех поездах прямого или местного назначения;

     пригородный тариф при проезде в пригородных  поездах. Он подразделяется на:

  • зонный тариф, который применяется для поездов пригородного сообщения крупных городов;
  • покилометровый общий тариф на участках, где не установлен зонный тариф;
  • абонементный тариф.

1.2 Тарифы водного транспорта

 

     Перевозки водным транспортом осуществляется по изолированным путям и не образуют единой транспортной системы. Это отражается на уровне издержек пароходства и  определяет разнообразие условий их работы.

     Система грузовых тарифов речного транспорта определена в Прейскуранте №14-01 «Тарифы  на перевозки грузов и буксировку плотов речным транспортом», который  введен в действие с 1 января 1990 г. Тарифы на перевозку грузов речным транспортом подразделяются по пароходством, видам перевозок и родам грузов. В отдельную группу объединены тарифы на перевозку песка, гравийной смеси и других грузов. Повышенные тарифы установлены на перевозки по малым рекам.

     Тарифы  на перевозку грузов речным транспортом  различаются по видам грузов и по видам отправок: судовые, контейнерные, сборные и мелкие. Основные тарифы установлены для судовых перевозок. Плата за перевозке в контейнерах определяется в расчете на контейнер в зависимости от его грузоподъемности без учета фактической загрузки. В отношении тарифов речного транспорта не применяется государственное регулирование цен, за исключением районов Крайнего Севера.

     Пассажирские  тарифы речного транспорта классифицированы по пароходствам, видам сообщения, дальности поездки, скорости движения, условиям проезда, сфере применения, принципу построения, внешнему виду.

     По  видам сообщения различают тарифы для дальних, пригородных, внутригородских линий и переправ. В зависимости от целей поездки тарифы подразделяются на транспортные, туристские и экскурсионные, по скорости сообщения – на тарифы для водоизмещающих и скоростных судов. На водоизмещающих судах тарифы дифференцируются по условиям комфортности пассажирских мест.

     Тарифы  на грузовые перевозки морским транспортом  подразделяются по видам плавания на тарифы каботажного плавания между  морскими портами страны и на тарифы на перевозку грузов между отечественными и иностранными портами. Тарифы каботажного плавания имеют двухставочную основу: ставка по движенческой операции за одну тонну-милю и ставка по стояночной операции в портах. Ставки по движенческим операциям дифференцированы по видам грузов и обеспечивают примерно равный доход за время движения судна вне зависимости от рода груза. Ставки по стояночным операциям дифференцируются по группам сухогрузов и группам портов в пределах одного бассейна, а также различаются по видам работ, что связано с неодинаковыми затратами времени на погрузку и разгрузку судна.

Информация о работе Государственное регулирование цен на рынке транспортных услуг