Государственный режим: понятия и признаки

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 16:34, контрольная работа

Описание работы

Предметом исследования данной работы является изучение понятия государственного режима и его признаков.
Целью данной работы является рассмотрение и изучение государственно-политических режимов, понятия и признаков

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….. 3

I. Государственный режим, понятие и признаки………………………………………. 4

I.1. Понятие государственного режима…………………………………………….... 4

I.2. Виды и признаки государственных режимов………………………………….... 5

II. Характеристика государственных режимов……………………………………..….. 8

II.1. Авторитаризм……………………………………………………………….. …… 8

II.2. Тоталитаризм…………………………………………………………………..... 10

II.3. Демократия…………………………………………………………………….... 11

Заключение…………………………………………………………………………….... 16

Список использованной литературы………………………………………………..... 17

Работа содержит 1 файл

вероника право.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский  государственный аэрокосмический  университет

имени академика  М. Ф. Решетнева» (СибГАУ) 

           Кафедра Правоведения 
 

Контрольная работа

Вариант №3

Реферат

На тему: «Государственный режим: понятие и  признаки» 
 
 
 
 
 
 

                                                                   Выполнил: студент 2 курса, ФЗДО,

                                                                    гр. УЗУ-01\3, Рубан О.В.

                                                                      Проверил: Сафронов В.В.,

                                                                         к.ю.н., доцент, заведующий

                                                                   кафедрой правоведения 
 
 
 

     Красноярск 2012

     План

      

Введение………………………………………………………………………………….. 3

I. Государственный режим, понятие и признаки………………………………………. 4

  I.1. Понятие государственного режима…………………………………………….... 4

  I.2. Виды и признаки государственных режимов………………………………….... 5

II. Характеристика государственных режимов……………………………………..….. 8

  II.1. Авторитаризм……………………………………………………………….. …… 8

  II.2. Тоталитаризм…………………………………………………………………..... 10

  II.3. Демократия…………………………………………………………………….... 11

Заключение…………………………………………………………………………….... 16

Список  использованной литературы……………………………………………….....  17

Контрольная работа……………………………………………………………..……… 18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Предметом исследования данной работы является изучение понятия государственного режима и его признаков.

     Целью данной работы является рассмотрение и изучение государственно-политических режимов, понятия и признаков.

     Задачи  данной работы заключаются в следующем:

     1. Анализ сущности государственного  режима.

     2. Получение правовой информации  по данной теме.

     3. Применение полученной информации  на практике.

     Данная  работа содержит 2 основные главы: «Государственный режим, понятие и признаки» и  «Характеристика государственных режимов». Первая глава содердит параграфы: «Понятие государственного режима» и «Виды и признаки государственных режимов». Вторая глава содержит параграфы: «Авторитаризм», «Тоталитаризм» и «Демократия».

     Для изучения темы использовался метод  научного исследования.

     Степень научной исследованности по данной теме высокая.

     Актуальность  темы работы обусловлена тем, что, анализируя государство с позиции форм государственного правления и устройства, нельзя получить о нем полное представление, не рассматривая категорию государственного режима этого государства. Именно государственно-правовой режим дает наиболее полное представление о государстве.

     Полученная  информация позволит разобраться в  значении и содержании государственного режима как формы государства, а  также расширит круг в области политики (политических партий, направленных на определенный государственный режим). 
 
 

I. Государственно-политический режим, понятие и признаки.

I.1. Понятие государственно-политического режима. 

     Появившись  в научном обороте в 60-е гг. XX века, категория «политический режим», по мнению некоторых ученых, в силу синтетического характера должна была рассматриваться в качестве синонима формы государства. По мнению других, политический режим вообще должен быть исключен из состава формы государства, поскольку функционирование государства характеризует не политический, а государственный режим. Дискуссии того периода дали начало широкому и узкому подходам в понимании государственного (политического) режима.

     Широкий подход относит государственный режим к явлениям политической жизни и к политической системе общества в целом. Узкий — делает его достоянием лишь государственной жизни и государства, поскольку он конкретизирует другие элементы формы государства: форму правления и форму государственного устройства, а также формы и методы осуществления государством своих функций. Государственный режим предполагает и необходимо требует широкого и узкого подходов, т.к. это соответствует современному пониманию политических процессов, проходящих в обществе в двух основных сферах: государственной и общественно-политической, а также характеру политической системы, включающей в себя государство и негосударственные, общественно-политические организации. Все составные части политической системы: политические партии, общественные организации, трудовые коллективы (а также и «внесистемные» объекты: церковь, массовые движения и т.п.) — испытывают значительное влияние государства, его сущности, характера функций, форм и методов деятельности и т.д. Вместе с тем существует и обратная связь, поскольку и государство в значительной мере воспринимает воздействие общественно-политической «среды обитания». Это влияние распространяется на форму государства, в частности на государственный режим.

     Таким образом, для характеристики формы государства имеет важное значение государственный режим как в узком смысле слова (совокупность приемов и способов государственного руководства), так и в широком своем понимании (уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни)1. 

I.2. Виды  и признаки государственных режимов. 

     Существует  очень много государственных режимов, т.к. на ту или иную разновидность государственного режима оказывает влияние множество факторов: сущность и форма государства, характер законодательства, фактические полномочия государственных органов и юридические формы их деятельности, соотношение общественно-политических сил, уровень и стандарты жизни и состояние экономики, формы социальной борьбы или сотрудничества. Существенное влияние на вид государственного режима оказывают исторические традиции страны, а в более широком смысле — своего рода общественно-политическая «атмосфера», складывающаяся вопреки пожеланиям господствующего в государстве слоя или вразрез с директивными прогнозами. На вид политического режима может оказать воздействие и международная обстановка. На разных исторических этапах формируются различные государственные режимы, они неодинаковы в конкретных государствах одного и того же времени.

     Так, периоду рабовладения присущи деспотические, теократически-монархические, аристократические, олигархические режимы, режим рабовладельческой демократии. Во времена феодализма характерными были режимы абсолютистский, режим своеобразной «феодальной демократии», клерикально-феодальный, милитаристско-полицейский или режим «просвещенного абсолютизма». При капитализме существуют либеральный, буржуазно-демократический, или конституционный, бонапартистский, военно-полицейский, фашистский, а также «фашизмоподобный», например корпоративный или расистско-националистический, а также диктаторски-монополистический и марионеточный, в некоторых исламских странах — клерикально-фундаменталистский.

     Опыт  социализма свидетельствует о возможности  проявления народно-демократических, общенародных государственных режимов, но одновременно и авторитарных, тоталитарных режимов, режима рабоче-крестьянской диктатуры.

     Известная преемственность и наличие некоторых  неизменных в принципе содержательных характеристик позволяют свести все многообразие государственных  режимов к двум большим разновидностям: демократическому и антидемократическому государственным режимам2.

     Демократический государственный режим может  предусматривать прямое участие  населения в решении государственных  вопросов (прямая, или непосредственная, демократия) или участие в принятии политических решений с помощью  выборных представительных органов (парламентская, или представительная, демократия). Демократический государственный режим означает гарантированность провозглашенных прав и свобод, прочную законность и правопорядок, существование различных форм собственности и плюрализм мнений. Демократический государственный режим невозможен без многопартийности, без достаточно высокого социально-экономического уровня жизни широких масс населения, без эффективного контроля над преступностью, особенно ее наиболее опасными организованными формами. Практика демократического развития государственности различных исторических эпох дает самые различные примеры демократических режимов.

     Отличаются  разнообразием и антидемократические  государственные режимы, однако их содержательная сторона во многом едина, она противоположна вышеперечисленным чертам режима демократии, а именно: господство одной политической партии или движения; одной, «официальной» идеологии; одной формы собственности; сведение к минимуму или ликвидация каких бы то ни было политических прав и свобод; резкое расслоение населения по сословным, кастовым, конфессиональным и другим признакам; низкий экономический уровень жизни основных слоев народа; акцент на карательные меры и принуждение, агрессивность во внешней политике3.

     Между различными элементами формы государства существует известное соответствие. Так, монархическая форма правления феодального государства периода абсолютизма тяготеет к унитарной, централизованной форме государственного устройства и автократическому государственному режиму. Республиканские формы правления хорошо вписываются в условия либерально-демократического государственного режима, а при наличии двух- или многонационального состава населения могут определять федеративное государственное устройство. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II. Характеристика государственных режимов.

II.1. Авторитаризм. 

     Авторитаризм  — государственный режим власти, не ограниченной правом, опирающейся  на прямое насилие и осуществляемой единоличным правителем или правящей элитой. В истории общества можно  выделить различные его формы: древневосточные деспотии, тиранические режимы античности, абсолютистские монархии позднего средневековья и Нового времени, западноевропейские империи XIX века, военно-полицейские, фашистские и коммунистические режимы в XX в. Историческое многообразие форм авторитаризма показывает, что этот государственный режим совместим с различными по природе общественными и политическими системами — рабовладением, феодализмом, капитализмом, социализмом, демократией и монархией. Отсюда — трудности, связанные с попытками определения общей природы авторитаризма, вычленения его сущностных, устойчиво повторяющихся характеристик.

     К числу общих черт авторитарных режимов  относят следующие:

  • авторитарная власть имеет своим источником насильственный захват власти. Она не формируется народом и не ограничивается правом — кодифицированным либо обычным, опирающимся на традицию;
  • для нее характерно слияние законодательной, исполнительной и судебной властей, либо их формальное, показное разделение;
  • при авторитаризме власть опирается на административный, полицейский и военно-карательный аппарат, держится на неприкрытом насилии или возможности его непосредственного применения;
  • авторитаризм предполагает жесткий централизм управления, монополизацию власти в руках правящей элиты или вождя;
  • в социальном плане авторитаризм пытается стать выше классовых различий, выразить общенациональный интерес, что сопровождается социальной демагогией, популизмом;
  • во внешней политике для него характерны агрессивные имперские установки.

Информация о работе Государственный режим: понятия и признаки