Государственный режим: понятия и признаки

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 16:34, контрольная работа

Описание работы

Предметом исследования данной работы является изучение понятия государственного режима и его признаков.
Целью данной работы является рассмотрение и изучение государственно-политических режимов, понятия и признаков

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….. 3

I. Государственный режим, понятие и признаки………………………………………. 4

I.1. Понятие государственного режима…………………………………………….... 4

I.2. Виды и признаки государственных режимов………………………………….... 5

II. Характеристика государственных режимов……………………………………..….. 8

II.1. Авторитаризм……………………………………………………………….. …… 8

II.2. Тоталитаризм…………………………………………………………………..... 10

II.3. Демократия…………………………………………………………………….... 11

Заключение…………………………………………………………………………….... 16

Список использованной литературы………………………………………………..... 17

Работа содержит 1 файл

вероника право.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

     Одна  из достаточно простых, широко распространенных, классификаций государственных режимов - деление  их на тоталитарные, авторитарные и демократические. Каждый из  режимов обладает определенными признаками.

     Недемократические режимы делятся на два типа: тоталитарный и авторитарный. Одним из наиболее распространенных в истории типов политической системы является авторитаризм. По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией - наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества.

     Тоталитаризм - исторически обреченный строй. Это  общество - самоед, не способное к  эффективному созиданию, рачительному, инициативному хозяйствованию и существующее главным образом за счет богатых природных ресурсов, эксплуатации, ограничения потребления большинства населения. Тоталитаризм - закрытое общество, не приспособленное к современному качественному обновлению, учету новых требований непрерывно изменяющегося мира.

     Демократический режим - характеризуется высокой  степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние  на государственное управление обществом. Политическая элита, как правило, довольно узка, но она опирается на широкую социальную базу.

Список  использованной литературы 

     1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

     2. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. - М.: Юрайт, 1999.

     3. Беляева О.М. Теория государства  и права в схемах - М.: Эксмо, 2008 - 96 с.

     3. Борисов Г.А. Теория государства и права, учебник- М., Инфра-М, 2007, - 292с.;

     4. Вятр Е. Лекции по политологии.  Т.1. Типология политических режимов.  – М.: Инфра-М, 2001.

     5. КашанинаТ.В., Кашанин А.В. Основы  российского права. М.: Инфра-М, 2000.

     6. Коваленко А.И. Правовое государство:  концепции и реальность. – М.: Юристъ, 2008.

     7.  Лазарев В.В. Общая теория государства  и права - М., Инфра-М, 2010.

     8. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория  государства и права - М., Инфра-М, 2007.

     9. Перевалов В.Д. Теория государства  и права: учебник — М., Юрайт, 2009

     10.  Спиридонов Л.И. Теория государства  и права. - М., Инфра-М, 2003.

     11. Хропанюк В.Н. Теория государства  и права, учебник, 3-е изд., дополн. и испр. - М.: Омега-Л, 2008. - 384 с.

     12. Шумилов, В. М. Правоведение: учебник  / В. М. Шумилов. М.: Проспект, 2009 
 
 
 
 
 
 
 

    Контрольная работа 

    
    1. Соотнесите  фамилии ученых, философов, политиков  и созданные ими теории происхождения государства
а) теологическая (религиозная); 1) Шан Ян, Е.  Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский.
б) патриархальная; 2) Аврелий Августин, Фома Аквинский.
в) договорная (естественно-правовая); 3) К.Маркс, Ф.  Энгельс, В. Ульянов (Ленин)
г) органическая; 4) Л. Петражицкий
д) насилия; 5) Г.Спенсер
е) психологическая; 6) Г.Гроций,Дж. Локк, Т.Гоббс, Ш-Л. Монтескье, Д.Дидро,  Ж.Ж.Руссо
ж) классовая.  

Ответ: 1-д; 2-а,б; 3-ж; 4-е; 5-г; 6-в.

      II.Составьте схему правовое государство: подходы к понятию, группы признаков, связь с общественно-правовыми категориями . 

      III. Заполните таблицу «Соотношение права и морали», дополните различия новыми критериями, по которым можно отличить право от морали.

  • общие черты
  • различия

    - по  времени возникновения

    - по  способу образования

    - по  форме выражения

    - по  степени детализации

    - по  способу охраны от нарушений

СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И МОРАЛИ
Критерий Различия Общие черты
Право Мораль
по  времени 

возникновения

Право появляется лишь с образованием государственного строя, формируется в результате правотворческой деятельности государства Мораль возникает  в недрах первобытного строя, формируется в результате активности различных культурных слоев, групп, и наконец, самого общества.
  1. Право и мораль представляют собой разновидности социальных норм, где у них одна и та же нормативная основа.
 
 
  1. Преследуют  одни и те же цели и задачи: социализация общества.
 
 
 
  1. Один и  тот же объект регулирования –  общественные отношения. (Требования права и морали к общественным отношениям совпадают).
 
 
  1. Право и  мораль выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей, показатели социального и культурного процесса общества.
 
 
 
  1. Право и  мораль как философские категории представляют собой надстроечные явления, что делает их социально однотипными в данном обществе.
по  способу 

образования

Правовые нормы  возникают непосредственно в общественных отношениях, однако институциализированный характер, они получают в законодательстве государства. Институциализированный характер права является важнейшим признаком отличающего его от норм морали. Моральные нормы, возникающие в процессе жизнедеятельности людей, не имеют специальной «законополагающей инстанции». Освоение социально-нормативного опыта осуществляется в ходе межличностного и массового взаимодействия людей, передается от поколения к поколению.
по  форме 

выражения

Правовые нормы  получают выражение в официальных актах. Нормы морали не закреплены в специальных актах и содержаться в сознании людей.
по  степени

детализации

Правовые нормы  существенно детализированы, в них закреплены четкие правила участников общественных отношений. Норма морали наиболее обобщенные правила поведения.
по  способу 

охраны от

нарушений

Реализация  правовых норм обеспечивается не только внутренним убеждением и средствами общественного мнения, а так же мерами государственного принуждения. Реализация  норм морали обеспечивается внутренним убеждением и средствами общественного мнения.
 

     IV. Составить схему

    

    

    

    

    

 

      V. Приведите примеры (не менее 5) проведения деловых игр, рекомендуемых в процессе правового образования, охарактеризуйте их (При ответе руководствуйтесь монографией «Правовое образование» Сиб. гос. аэрокосмич.  ун-т.- Красноярск, 2009)

      1. Игра «Политбой» - одна из популярных  форм игры-дискуссии. Широко распространенная  в советский период (особенно  на восходящим этапе развития), она незаслуженно забыта в  наше время. Игра «Политбой» предполагает предельно жесткую схватку по проблеме или теме предварительно позиционированных команд участников, по итогам которой определяется команда-победитель.

1. Вызов на бой: участники коротко и эмоционально декларируют свои цели на игре 2-3 мин.
2. Главный удар: выступление основных докладчиков от каждой команды 10-15 мин.
3. Перестрелка: вопросы и ответы (обязательное требование – максимально широкий круг участников от каждой команды) 25-30 мин.
4. Резерв главного командования: дополнительные уточняющие выступления от каждой команды 25-30 мин.
5. Итоги «Политбоя»: подведение итогов командами 10-15 мин.
6. Подведение итогов преподавателем и определение команды-победителя 2-3 мин.

      2. Деловоя игра «Собери ромашку» - студенческая группа разделяется на 2 команды, в каждой из которых был избрается капитан. Преподавателем подготавливаются «лепестки ромашки» с определением понятий по дисциплине «Правоведение». Участники команд поочередно, выбирая «лепесток» должны назвать термин, который характеризуется данным определением. Если ответ оказался правильным, то команда забирает «лепесток», формируя тем самым «ромашку» своей команды. По условиям игры, победителем должна стать та команда, которая быстрее соберет свою «ромашку» из лепестков. Студенты в ходе игры закрепляют знание основных понятий и терминов права.

              3. Деловая игра «Государство и право». Основные задачи:

  • В игровой форме научить применять юридические умения и навыки в конкретных ситуациях.
  • Воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма у студентов.
  • Обновление знаний обучающихся о государстве, праве, общественных и государственных институтах, правах человека.
  • Воплощение гражданских качеств и правовой политической культуры.

Игра  проходит в форме конкурса. Каждая команда сидит за отдельным столом. Побеждает та команда, которая наберет в конце игры большее количество баллов. Вопросы и задания рассчитаны на узкие области права, политики, экономики и других сфер общественной жизни, требующие от студентов высокой подготовленности.

      4. Деловая игра «Ответственность за нарушения обязательств, вытекающих из договора в римском частном праве». Целью данного занятия является закрепление теоретических знаний по основам римского гражданского права и формирование профессиональных навыков участия в решении спора о нарушение договорных прав. Что, в свою очередь, требует от участников изучения источников римского гражданского права: Институции Гая; Дигесты, входящие в кодификацию Юстиниана, изучение и анализ конкретной ситуации. Кроме того, обучаемым нужно будет составить договор купли-продажи, заключенный между действующими лицами, определить, какое право нарушено (право на собственность, право на чужую вещь и т.п.) и каким иском или преторским эдиктом оно может быть защищено.

        Изучив претензии сторон, обучаемые составят преторскую формулу, поскольку данное дело подлежит рассмотрению в рамках формулярного процесса и продумывают линию поведения при рассмотрении иска перед магистратом и в суде.

      5. Деловая игра по дисциплине «Римское право». В ходе деловой игры студенты демонстрируют свои компетенции в таких областях как «Вещное право в римском праве», «Правовое регулирование брачно-семейных отношений в римском праве», «Принципы уголовной ответственности в римском праве» и другие. Студенты подготавливают домашнее задание по выбранной ими теме, которое заключается в презентации и сценической постановке судебного процесса.

      VI. Проанализируйте соотношение тоталитарного и авторитарного политического режима (При ответе руководствуйтесь учебным пособием «Теория государства и права» в 2 частях Сиб. гос. аэрокосмич.  ун-т.- Красноярск, 2010)

Информация о работе Государственный режим: понятия и признаки