Государство и церковь

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 01:03, курсовая работа

Описание работы

Основными целями и задачами данной курсовой работы послужло рассмотрение таких вопросов как:
Формирование вероисповедной политики в Республике Беларусь.
Законодательные основы взаимоотношений государства и религиозных организаций в Республике Беларусь.
Взаимодействие органов государственной власти и религиозных организаций.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава 1.Формирование вероисповедной политики в Республике Беларусь.

. Историческая типология религиозных организаций. . . . . . . . .5-6
1.2. Состояние религиозной жизни страны на современном
этапе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7-10

Глава 2. Законодательные основы взаимоотношений государства и религиозных организаций в Республике Беларусь.

2.1. Понятие о свободе совести, свободе вероисповедания
и религиозных организациях.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

2.1.1. Понятие о свободе совести, свободе вероисповедания
и религиозных организациях, закреплённое в Конституции. . . . . 11-12


2.1.2. Понятие о свободе совести, свободе вероисповедания
и религиозных организациях, закреплённое в Законе Республики
Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях». . . .12-15

2.2. Статус священнослужителя. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16-26


Глава 3. Взаимодействие органов государственной власти и религиозных организаций.

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29


Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30-31

Работа содержит 1 файл

курсовая гос-во и церковь.docx

— 56.24 Кб (Скачать)

В апреле 2004 года был завершен процесс подписания 14 программ сотрудничества между Белорусским  экзархатом и заинтересованными  министерствами и ведомствами, которые  касаются разных сфер деятельности.

Многоплановое и комплексное сотрудничество церкви и государства в Республике Беларусь, закрепленное в Соглашении и совместных программах, не имеет аналогов среди  стран СНГ.

Именно  таким образом шло законодательное  формирование вероисповедной политики на территории нашего государства, а  то, к чему она привела, к многочисленным верованиям, например, является одной из главных дискуссий на сегодняшний день.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Законодательные основы взаимоотношений государства и религиозных организаций в Республике Беларусь.

2.1. Понятие о свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях.

 

Принцип свободы совести, появившийся как  юридическое понятие в XVIII-XIX веках, превращается в один из основополагающих принципов межчеловеческих отношений  только после Первой мировой войны. Ныне он утвержден Всеобщей декларацией  прав человека, входит в конституции  большинства государств. Появление  принципа свободы совести - свидетельство  того, что в современном мире религия  из "общего дела" превращается в "частное  дело" человека. Сам по себе этот процесс свидетельствует о распаде  системы духовных ценностей, потере устремленности к спасению в большей  части общества, утверждающего принцип  свободы совести. Если первоначально  государство возникло как инструмент утверждения в обществе божественного  закона, то свобода совести окончательно превращает государство в исключительно  земной институт, не связывающий себя религиозными обязательствам.4

2.1.1. Понятие о свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях, закреплённое в Конституции.

В Республике Беларусь действуют законодательные  акты о свободе совести, свободе  вероисповедания и религиозных  организациях. Важнейшими из них  являются Конституция Республики Беларусь. Согласно этому документау, в Республике Беларусь осуществляется полная свобода совести. Так, ст. 16 Конституции гласит: «Религии и вероисповедания равны перед законом». Этой же статьей запрещена деятельность религиозных организаций, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя или нарушает права и свободы граждан, либо препятствует «исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности». Статья 31 предоставляет право каждому определять свое отношение к религии, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, т.е. каждый может не только исповедовать ту или иную религию или не исповедовать никакой религии, быть атеистом, но и распространять свои убеждения. Это положение подкрепляется и в ст. 33, которая гласит «Каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение».5

2.1.2. Понятие о свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях, закреплённое в  Законе Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях».

В законе Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г., «О свободе совести и религиозных организациях» (В редакции закона от 31 октября 2002 г.). В преамбуле этого Закона впервые признаются определяющая роль Православной церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа, духовная, культурная и историческая роль Католической церкви на территории Беларуси, неотделимость от общей истории народа Беларуси Евангелическо-лютеранской церкви, иудаизма и ислама.

Закон Республики Беларусь «О свободе совести и  религиозных организациях» в  соответствии с Конституцией подтверждает право каждого «на свободу  выбора атеистических или религиозных  убеждений…исповедовать любую религию  или не исповедовать никакой» (ст. 4). Родители имеют право по взаимному согласию воспитывать своих детей в соответствии со свои собственным отношением к религии. При этом нельзя допускать никакого принуждения (ст. 5). «Религии и вероисповедания равны перед законом» (ст. 6). В этой же статье, что очень важно, прямо сказано: «Идеология религиозных организаций не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан. В официальных документах отношение гражданина к религии указывается при условии, что он желает этого сам. Все граждане имеют одинаковые права независимо от их отношения к религии (ст.7).

В то же время «никто не может по мотивам  своих религиозных убеждений  уклоняться от исполнения установленных  законом обязанностей» (ст. 7). В статье 8 подчеркивается, сто государство  не вмешивается в деятельность церкви, если она не противоречит законодательству Республики Беларусь. Религиозные организации не выполняют государственных функций. «Взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирования духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа» (ст.8). Религиозные организации праве участвовать в общественной деятельности, но не должны участвовать в деятельности политических партий и оказывать им финансовой и иной поддержки. Согласно ст.8, «Государство может строить свои взаимоотношения с религиозными объединениями путем заключения с ними соглашений в соответствии с гражданским законодательством Республики Беларусь». В местах богослужения не допускается использование государственной символики. «Национальная система образования Республики Беларусь носит светский характер и не следует цели формирования того или иного отношения к религии» (ст. 9). Зарегистрированные организации вправе создавать для религиозного просвещения детей и взрослых учебные заведения, «используя для этого принадлежащие и (или) предоставляемые им в пользования помещения, кроме помещений, принадлежащих государственным органам образования» (ст. 9). Следовательно, в школах, средних и высших учебных заведениях не разрешается не только «создавать для религиозного просвещения детей и взрослых учебные группы и воскресные религиозные школы», но даже не разрешается использовать для этих целей их помещения. Зарегистрированные религиозные организации признаются юридическими лицами. И как юридические лица они «пользуются правами и выполняют обязанности в соответствии с законодательством Республики Беларусь и своими уставами» (ст. 16)

Религиозные организации имеют следующие  признаки:

1.Вероисповедание;

2.Разработанная культовая практика;

3.Проведение богослужений;

4.Религиозное просвещение и воспитание своих последователей» (ст.13).

Религиозная организация образуется по инициативе не менее 20 граждан Республики Беларусь, достигших 18-летнего возраста и постоянно проживающих на территории (ст. 14). «Руководителем религиозной организации может быть только гражданин Республики Беларусь»

(ст. 13). «Религиозные  объединения образуются при наличии  не менее десяти религиозных  общин единого вероисповедания,  из которых хотя бы одна  осуществляет свою деятельность  на территории Республики Беларусь  не менее двадцати лет» (ст.15).

«Религиозные  организации подлежат обязательной государственной регистрации» (ст. 16). Регистрацию религиозных общин  осуществляют областные, Минский городской  исполнительные комитеты, а религиозных  объединений, монастырей и монашеских общин, братств и сестричеств, миссий и духовных учебных заведений  – республиканский орган государственного управления по делам религий (ст. 16). Согласно статье 21 «Отказ в государственной регистрации религиозной организации» в государственной регистрации религиозной организации может быть отказано по следующим основаниям:

- создаваемая религиозная организация не соответствует требованиям, содержащимся в статье 13 настоящего Закона;

- устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства Республики Беларусь или сведения, содержащиеся в них, недостоверны;

- по итогам проведения государственной религиоведческой экспертизы, осуществляемой в случаях, установленных настоящим Законом;

- нарушен порядок создания религиозной организации, установленный настоящим Законом.

Сообщение об отказе в государственной регистрации  религиозной организации направляется заявителям в письменной форме с  указанием оснований отказа. Отказ, а также уклонение регистрирующего  органа от государственной регистрации  религиозной организации могут  быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством  Республики Беларусь.

Религиозная организация может быть ликвидирована  по решению ее учредителей или органа, уполномоченного уставом религиозной организации; по решению суда, при этом обращаться в суд с заявлением о ликвидации религиозной организации имеет право орган, осуществивший ее регистрацию, а также иные органы (должностные лица) в соответствии с законодательными актами.

На условиях, установленных законодательством  Республики Беларусь, религиозные организации  вправе осуществлять благотворительную  деятельность, а религиозные объединения  имеют право создавать средства массовой информации (ст. 27), духовные учебные  заведения. Обучающиеся в них  граждане пользуются правами и льготами студентов государственных учебных  заведений (ст. 28).

Религиозные управления и центры вправе создавать  духовные учебные заведения для  подготовки священнослужителей и специалистов, необходимых для религиозных  организаций.6

2.2. Статус священнослужителя.

Статус  священнослужителя базируется на основополагающих международно-правовых актах. Так, содержание свободы мысли, совести и религии, раскрытое в ст. 18 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г.; ст. 18 Международного пакта о гражданских  и политических правах от 16 декабря 1966 г.; ст. 6 Международной декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии  или убеждений от 25 ноября 1981 г., и  других международных актах, включает в себя, в частности, следующие  свободы:

 

– свободу  отправлять культы или выполнять  религиозные и ритуальные обряды;

 

– свободу  организовываться в соответствии со своей собственной иерархической  и институционной структурой;

 

– свободу  религиозных организаций в выборе, назначении и замене своего персонала  согласно своим соответствующим  требованиям и стандартам;

 

– свободу  религиозных организаций в подготовке религиозного персонала в учебных  заведениях.

 

Все эти  международные нормы (два последних  международных акта обязательны  для исполнения на территории Республики Беларусь) оказывают непосредственное влияние на определение понятия  священнослужителя и наделение  его соответствующим объемом  прав и обязанностей.

В соответствии с п. 8 ст. 3 Закона Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. №2054-XII «О свободе  совести и религиозных организациях» (в редакции Закона Республики Беларусь от 31 октября 2002 г. №137-З), под священнослужителем понимается лицо, уполномоченное соответствующим  религиозным объединением на духовническое, пастырское, проповедническое служение. Следует указать, что кроме этих функций (духовническое, пастырское, проповедническое служение) священнослужителям предоставляется право совершать богослужения (совершение богослужений - отличительный признак религиозной организации) (п. 3 ст. 3 Закона).

Также необходимо отметить, что лицо должно быть уполномочено на соответствующее служение не любой  религиозной организацией, а лишь религиозным объединением, т.е. объединением религиозных общин единого вероисповедания, созданным для совместного удовлетворения религиозных потребностей их участников (ч. 1 ст. 15 Закона).

В настоящее  время в качестве религиозных  объединений зарегистрированы Белорусский  Экзархат Московского Патриархата  и 10 епархий Экзархата. Таким образом, лишь лицо, уполномоченное одним из 11 указанных религиозных объединений, приобретает закрепленный в Законе статус священнослужителя.

Норму п. 8 ст. 3 Закона «О свободе совести  и религиозных организациях»  следует понимать таким образом, что священнослужителем может быть любое лицо, а не только участник уполномочивающего его религиозного объединения.

 С  точки зрения внутреннего права  Русской Православной Церкви, священнослужителями  являются лица, наделенные в соответствии  с нормами церковного (канонического)  права властными полномочиями  и составляющие в своей совокупности  священную и правительственную  церковную иерархию. Таким образом,  как мы видим, понятия священнослужителя,  определенные Законом Республики  Беларусь «О свободе совести  и религиозных организациях»  и каноническим правом Русской  Православной Церкви, по своему  содержанию весьма схожи. 

Что же касается законодательства Республики Беларусь, то оно кроме требований, предусмотренных  п. 8 ст. 3 Закона Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных  организациях», никаких иных требований к священнослужителям не предъявляет (два исключения из этого положения: одно касается гражданства священнослужителя-руководителя религиозной организации, второе – необходимости наличия богословского образования у иностранного священнослужителя, приглашаемого в Республику Беларусь в целях занятия им религиозной деятельностью): ни возрастной ценз, ни пол священнослужителя, ни требования к образовательному уровню или опыту работы, ни иные требования не установлены. Не предусмотрен также порядок наделения и лишения полномочий священнослужителей. Все эти вопросы разрешаются соответствующим религиозным объединением, уполномочивающим священнослужителя на служение.

 Для  священнослужителей законодательство  Республики Беларусь не предусматривает  и никаких ограничений в занятии  каким-либо дополнительным видом  деятельности (т.е., с точки зрения  государственного законодательства, священнослужитель может также  осуществлять предпринимательскую  деятельность, выполнять иную оплачиваемую  работу, например, преподавательскую  или научно-исследовательскую; участвовать  в выборах представительных органов  власти).

Таким образом, священнослужителем – не руководителем  религиозной организации (т.е. не главой одной из 10 епархий или Белорусского Экзархата, а также не главой общины-прихода) может быть лицо, как обладающее любым гражданством, так и не обладающее никаким. Во всех других случаях священнослужители  – иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие  на территории Республики Беларусь, имеют  права и обязанности идентичные таковым граждан Республики Беларусь (ст. 11 Конституции Республики Беларусь и ч. 1 ст. 3 Закона Республики Беларусь от 3 июня 1993 г. №2339-XII «О правовом положении  иностранных граждан и лиц  без гражданства в Республике Беларусь»).

Информация о работе Государство и церковь