Государство и церковь

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 01:03, курсовая работа

Описание работы

Основными целями и задачами данной курсовой работы послужло рассмотрение таких вопросов как:
Формирование вероисповедной политики в Республике Беларусь.
Законодательные основы взаимоотношений государства и религиозных организаций в Республике Беларусь.
Взаимодействие органов государственной власти и религиозных организаций.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава 1.Формирование вероисповедной политики в Республике Беларусь.

. Историческая типология религиозных организаций. . . . . . . . .5-6
1.2. Состояние религиозной жизни страны на современном
этапе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7-10

Глава 2. Законодательные основы взаимоотношений государства и религиозных организаций в Республике Беларусь.

2.1. Понятие о свободе совести, свободе вероисповедания
и религиозных организациях.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

2.1.1. Понятие о свободе совести, свободе вероисповедания
и религиозных организациях, закреплённое в Конституции. . . . . 11-12


2.1.2. Понятие о свободе совести, свободе вероисповедания
и религиозных организациях, закреплённое в Законе Республики
Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях». . . .12-15

2.2. Статус священнослужителя. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16-26


Глава 3. Взаимодействие органов государственной власти и религиозных организаций.

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29


Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30-31

Работа содержит 1 файл

курсовая гос-во и церковь.docx

— 56.24 Кб (Скачать)

Согласно  ч. 2 и 3 Закона Республики Беларусь «О свободе  совести и религиозных организациях», религиозные объединения имеют  право приглашать в Республику Беларусь иностранных граждан и лиц  без гражданства (в том числе, священнослужителей) в целях занятия  религиозной деятельностью (в том числе, совершения богослужений) в соответствующих религиозных объединениях.

Постановлением  Совета Министров Республики Беларусь от 23 февраля 1999 г. №280 было утверждено Положение о порядке приглашения  в Республику Беларусь иностранных  священнослужителей и их деятельности на территории Республики Беларусь.

 В  соответствии со ст. 34 Закона Республики  Беларусь «О свободе совести  и религиозных организациях»,  трудовые отношения между религиозной  организацией и священнослужителями  основываются на трудовом договоре (а также на коллективном договоре  и соглашении – если они  приняты). В соответствии с этими  источниками устанавливаются условия  труда, формы, система и размеры  его оплаты.

Данная  норма воспроизведена в п. 61 типового Устава епархии Белорусской Православной Церкви. Это свидетельствует о  том, что религиозные организации  Белорусской Православной Церкви, участвуя в трудовых отношениях со своими работниками (в том числе, священнослужителями), в полной мере учитывают соответствующие  нормы Трудового кодекса Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. №296-З и иного  законодательства о труде Республики Беларусь.

Согласно  п. 34 Устава Республиканского религиозного объединения «Белорусская Православная Церковь» («Белорусский Экзархат Московского  Патриархата»), зарегистрированного 28 февраля 2003 г. Комитетом по делам  религий и национальностей при  Совете Министров Республики    Беларусь и 

п. 62 типового Устава епархии Белорусской Православной Церкви, священнослужители Белорусской  Православной Церкви обязаны соблюдать  правила внутреннего распорядка, составленные на основании Типовых  правил внутреннего трудового распорядка, утвержденных постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 5 апреля №46 и учитывающие особенности  условий труда в православной религиозной организации.

Впервые право на государственное социальное страхование (в частности, на государственное  пенсионное обеспечение) священнослужители  Белорусской Православной Церкви получили лишь с 1 января 1993 г., т.е., с момента  вступления в силу Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. №1596-XII «О пенсионном обеспечении» (до этого пенсии священнослужителям выплачивались лишь самими религиозными организациями). При этом в трудовой стаж священнослужителей засчитывалось  и время службы до 1 апреля 1992 г. независимо от уплаты страховых взносов в  Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь (постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. №1597-XII «О порядке введения в  действие Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении»). Введение в законодательство Республики Беларусь указанных норм свидетельствовало  об изменении отношения к Белорусской  Православной Церкви со стороны государства, осуществлении отказа от старых стереотипов  и смена приоритетов в этой сфере общественной жизни. Государство  принципиально стало на путь гармонизации отношений с Церковью и сотрудничества на благо своих граждан.

Согласно  п. 1 ч. 1 ст. 7 действующего Закона Республики Беларусь от 31 января 1995 г. №3563-XII «Об  основах государственного социального  страхования», граждане, работающие по трудовым договорам, а также работающие на основе участия в юридических  лицах любых организационно-правовых форм, подлежат обязательному государственному социальному страхованию. Данная норма  конкретизирована относительно священнослужителей в ч. 1 ст. 35 Закона Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных  организациях», ч. 1 п. 33 Устава Белорусской  Православной Церкви и п. 61 типового Устава епархии Белорусской Православной Церкви: граждане, работающие в религиозных  организациях, а также священнослужители  подлежат социальному обеспечению  и обязательному государственному социальному страхованию.

В этих целях  религиозные организации производят в Фонд социальной защиты населения  Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь отчисления в порядке и размерах, установленных  законодательством Республики Беларусь (в частности, Указом Президента Республики Беларусь от 5 июня 2000 г. №318 «О Фонде  социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты»).

Таким образом, священнослужители обеспечиваются (ст. 10 Закона Республики Беларусь «Об  основах государственного социального  страхования» и ст. 5 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. №1596-XII «О пенсионном обеспечении»):

 

– пенсиями по возрасту, инвалидности, в случае потери кормильца, за выслугу лет;

 

– пособиями  и компенсациями в связи с  несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями;

 

– пособиями, связанными с рождением ребенка, уходом за ребенком до достижения им возраста трех лет;

 

– пособиями  по болезни и временной нетрудоспособности, выплатами, связанными с санаторно-курортным  лечением и оздоровлением;

 

– пособиями  по безработице;

 

– пособиями  на погребение.

 

     Кроме указанных социальных выплат, священнослужителям гарантируется получение страховых выплат при повреждении здоровья, вызванного несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием.

Любые доходы, получаемые в течение календарного года физическими лицами, работающими  в религиозных организациях (включая  священнослужителей), подлежат налогообложению  в порядке и размерах, установленных  Законом Республики Беларусь от 21 декабря 1991 г. №1327-XII «О подоходном налоге с физических лиц» (ч. 1 ст. 7) и сопутствующим законодательством (ч. 5 п. 16 Инструкции о порядке исчисления и уплаты подоходного налога с физических лиц, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 20 февраля 2002 г. №16).

Налог исчисляется  и удерживается ежемесячно юридическими лицами и предпринимателями, являющимися  источниками выплаты дохода (в  нашем случае – это религиозные  организации) (ч. 1 ст. 8 Закона Республики Беларусь «О подоходном налоге с физических лиц»). В случаях же, предусмотренных  ст. 18 Закона и гл. 18 Инструкции, священнослужитель  обязан не позднее 1 марта следующего года представить в налоговый  орган по месту регистрации в  качестве налогоплательщика Республики Беларусь декларацию о совокупном годовом  доходе за истекший календарный год.

Точно также  – наравне с иными субъектами права – происходит налогообложение  священнослужителей и другими видами налогов, установленными законодательством  Республики Беларусь.

Таким образом, налоговое право Республики Беларусь не предусматривает никаких льгот  для священнослужителей Белорусской  Православной Церкви лишь на основе их статуса, и обложение налогами (в  т.ч. подоходным) происходит по ставкам, одинаковым для всех физических лиц.

Определенные  особенности правового статуса  священнослужителей в процессуальных отраслях права были закреплены законодательством  Республики Беларусь сравнительно недавно. Впервые это было сделано в 1992 г. в Законе Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных  организациях». Первоначальная редакция Закона в ч. 7 ст. 23 предусматривала, что разглашение тайны исповеди не допускается. Затем аналогичная  норма была введена в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь от 29 декабря 1960 г. частью 2 Закона Республики Беларусь от 26 июня 1996 г. №448-XIII «О внесении изменений  и дополнений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Беларусь».

Необходимость введения данных норм в законодательство Республики Беларусь была продиктована соображениями морально-этического порядка, а также тем, что сходные  нормы уже давно известны законодательству большинства стран мира (институт тайны исповеди был предусмотрен, например, ст. 13 Закона РСФСР от 25 октября 1990 г. «О свободе вероисповедания», а также абз. 1 § 53 Уголовно-процессуального  кодекса (Strafprozessordnung) ФРГ от 1 февраля 1877 г.).

В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 60 Уголовно-процессуального  кодекса Республики Беларусь от 16 июля 1999 г. №295-З, не подлежит допросу в  качестве свидетеля священнослужитель  об обстоятельствах, ставших известными ему из исповеди. (П. 3 ч. 2 ст. 66 действовавшего ранее Уголовно-процессуального  кодекса Республики Беларусь от 29 декабря 1960г после внесения в него изменения  содержал более широкую формулировку – «об обстоятельствах, которые  стали ему известны в связи  с исполнением религиозных обрядов»).

Аналогичную норму содержат п. 3 ст. 92 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь от 11 января 1999 г. №238-З и  п. 2 ч. 7 ст. 72 Хозяйственного процессуального  кодекса Республики Беларусь от 15 декабря 1998 г. №219-З: священнослужители не могут  свидетельствовать об обстоятельствах, сведения о которых они получили во время исповеди.

При сравнительном  анализе данных норм можно сделать  вывод, что все три нормативных  акта указывают на невозможность  священнослужителей быть свидетелями  об указанных обстоятельствах в  принципе – как по инициативе компетентных органов, так и в добровольном порядке. (Ст. 13 Закона РСФСР от 25 октября 1990 г. «О свободе вероисповеданий» прямо  предусматривала невозможность  добровольного раскрытия тайны  исповеди: «Священнослужитель не может  допрашиваться или давать объяснения (а не «понуждаться к даче объяснений» - Прим. авторов) кому бы то ни было по обстоятельствам, которые стали ему известны на исповеди граждан»).

В отличие  от указанных кодексов, действующий  Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 6 декабря 1984 г. №4048-X не предусматривает возможности  отказа священнослужителя от дачи свидетельских  показаний по каким-либо категориям дел об административных правонарушениях, что, несомненно, является существенным недостатком данного акта. Ситуация будет исправлена с принятием  нового Процессуально-исполнительного  кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, проект которого внесен Президентом Республики Беларусь . П. 4 ч. 2 ст. 36 проекта указанного Кодекса  предусматривает классическое положение: «свидетелем не может быть … священнослужитель  — об обстоятельствах, известных  ему из исповеди».

Таким образом, с принятием данного нормативного правового акта во всех без исключения процессуальных отраслях права будет  закреплен принцип тайны исповеди.

Также необходимо отметить следующее. Ч. 1 ст. 39 Закона Республики Беларусь «О свободе совести и  религиозных организациях» установлен перечень нарушений законодательства Республики Беларусь о свободе совести, вероисповедания и религиозных  организациях, которые «влекут ответственность, установленную законом» (ответственность  несут, в частности, должностные  лица и граждане, виновные в совершении указанных нарушений).

Среди иных предусмотрен такой состав, как нарушение  тайны исповеди. Однако неясно, какую  же конкретно ответственность будут  нести виновные лица? Ведь, как известно, не может эффективно применяться  правовая норма, не имеющая в своем  составе санкции.

Ни Уголовный  кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. №275-З, ни действующий Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 6 декабря 1984 г., ни еще не вступивший в законную силу Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. №194-З, сходных составов не предусматривают. Таким образом, виновные в нарушении тайны исповеди будут нести лишь дисциплинарную ответственность, предусмотренную гл. 14 Трудового кодекса Республики Беларусь (и то, лишь в случае, если соблюдение тайны исповеди входило в трудовые обязанности виновного лица – ст. 197 Трудового кодекса Республики Беларусь).

Кроме того, возможно возложение на лицо, нарушившее тайну исповеди (священнослужителя), обязанности компенсировать моральный  вред (т.е. физические или нравственные страдания), причиненные потерпевшему (если вред был причинен) – в соответствии со ст.ст. 151 и 152 Гражданского кодекса  Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. №218-З и постановлением Пленума  Верховного Суда Республики Беларусь от 28 сентября 2000 г. №7 «О практике применения судами законодательства, регулирующего  компенсацию морального вреда» (в  частности, п. 3 постановления).

В качестве санкции за указанное нарушение  может последовать также вынесение  Комитетом по делам религий и  национальностей при Совете Министров  Республики Беларусь письменного предупреждения религиозной организации, нарушившей законодательство Республики Беларусь (в случае однократного нарушения), и ликвидация религиозной организации (в случае повторного нарушения в  течение года) – ст.ст. 23 и 37 Закона Республики Беларусь «О свободе совести  и религиозных организациях».

 Тесно  связана с указанными нормами  и норма примечания к ст. 406 Уголовного кодекса Республики  Беларусь. Ст. 406 Кодекса предусматривает  ответственность за недонесение  о преступлении (за два вида  недонесения): недонесение о достоверно  известном совершенном особо  тяжком преступлении (либо лице, его совершившем, или месте  нахождения такого лица), а также  недонесение о достоверно известном  готовящемся тяжком или особо  тяжком преступлении.

Примечание  к данной статье указывает, что в  любом случае не подлежит уголовной  ответственности за недонесение  о преступлении (как совершенном, так и готовящемся) священнослужитель, узнавший о нем на исповеди. Анализируя указанную норму, можно сделать  вывод, что священнослужитель может  узнать о преступлении на исповеди как непосредственно от лица, его  совершившего (или готовящегося его  совершить) и его соучастников, так  и от любых иных лиц.

Информация о работе Государство и церковь