Государство и гражданское общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 01:51, реферат

Описание работы

Проблема гражданского общества принадлежит к числу фундаментальных научных проблем, которая волновала на протяжении многих веков лучшие умы человечества. Она появилась с возникновением государства и разделения общества на государственную и негосударственную сферы человеческой жизнедеятельности. С тех пор вопрос о взаимоотношении власти и общества был в центре всеобщего внимания, часто являлся причиной многих социальных конфликтов, политических переворотов и революций. И сейчас эта проблема находится в основе глобальных общественных изменений, которые происходят во многих странах мира и будут определять перспективы развития мирового сообщества.

Работа содержит 1 файл

реферат. тема..docx

— 49.57 Кб (Скачать)

Объективный подход в анализе социально-политической жизни требует преодоления укоренявшейся  долгое время в общественном сознании важной идеи о полном отождествлении государства в общества. Такое  представление исключало саму постановку проблемы об их соотношении и взаимодействии, по сути, отвергало принципиальное признание приоритета гражданского общества над государством. В контексте  догматизированного тезиса о первенстве политики над экономикой обществознание и политическая практика невольно возвращались к идеалистической гегелевской  формуле о государстве как  определяющем элементе по отношению  к гражданскому обществу.

Безоговорочное  отождествление государства с обществом  в деятельности руководящих субъектов  в нашей стране поначалу в значительной степени объяснялось недостаточной  развитостью экономических, социальных и духовных сфер жизни для утверждения  нового общественного строя. А затем  сознательно насаждалось в качестве условия закрепления авторитарно-бюрократической  системы. Теперь и предстоит осуществление очередной инверсии в отношениях между государством и обществом, что соответствовало бы требованиям политической теории марксизма.

Закрывает путь для адекватного понимания  проблемы соотношения гражданского общества в государстве нарождающийся  новый, так сказать, демократический  стереотип мышления. Становление  гражданского общества рассматривается  частью публицистов и даже политиков  в ракурсе метафизического противопоставления политической системе, вплоть до отрицания  регулирующей и организующей роли государства. Призывы к полному разгосударствлению экономики и общественной жизни, отказ от необходимости утверждения  в нашей стране регулируемого (а  не стихийного) рынка, расцвет правового  нигилизма, падение дисциплины и  порядка, оживление интереса к анархизму  — это и многое другое подтверждает сказанное.

Мировой опыт свидетельствует, что становление  и развитие гражданского общества, и реформирование политической системы, как и обратное, — их стагнация, — всегда взаимосвязанные процессы. Опыт нашей страны в этом отношении  — не исключение. В первые мирные годы после Октября были сделаны немалые шаги в направлении утверждения элементов гражданского общества, что вытекало из НЭПа. Вводились впервые в мире многие демократические формы жизни, которые затем получили развитие в других странах: право на труд, рабочий контроль, равноправие наций и народностей, доступ всех слоев населения к образованию, народное здравоохранение и т. д. Формировался принципиально новый тип политической системы, в основе которой должны были быть Советы как органы народовластия. К сожалению, к концу 20-х гг. эти процессы стали быстро свертываться. Вместо прогресса наступила длительная стагнация и гражданского общества и политической системы. Вопреки объективности в официальной пропаганде это состояние было обозначено понятием «социально-политическое единство общества», исключающим какие-то бы ни было противоречия как источник жизненности и развития.

Преодоление окаменелого, насильственно утверждаемого  «единства» и замена его подлинным, живым единством членов общества, социальных групп и институтов —  в этом смысл стратегии демократизации России. Реформа политической системы, становление правового государства — необходимое условие и важнейшая сторона обновленческого процесса.

Перспективы развития гражданского общества

Как быстро может завершиться процесс формирования гражданского общества в нашей стране? В условиях низкого уровня гражданской культуры и отсутствия длительное время у россиян возможности играть решающую роль в общественно-политической жизни резкий переход от тоталитарно-авторитарного общества к демократическому неизбежно привел бы к охлократии, развалу государства и парализовал бы деятельность формирующегося гражданского общества (во многом мы имеем возможность это наблюдать и сегодня).

Поэтому в течение длительного времени  неизбежен переходный период тесного, часто противоречивого взаимодействия и взаимовлияния демократически сформированных органов правового  государства и институтов гражданского общества. Постепенно по мере повышения  культурного уровня, приобретения управленческих навыков, компетенции в суждении о важнейших общественно-государственных  проблемах, граждане через институты  гражданского общества будут брать  на себя все больше функций государственной  власти, и переходить к самоуправлению. Пока же в ходе политической реформы  члены общества должны иметь гарантированную  законом и обеспеченную всем механизмом реформируемой государственной  структуры возможность свободно выражать свою политическую волю и  повышать уровень своей гражданской  культуры.

Процесс формирования гражданского общества у  нас имеет свои особенности и  сложности. В стране, особенно в ее центральных районах, в последние  десятилетия разрушены органичные вековые связи общественной жизни, во многом утрачены народные традиции. В то же время горизонтальные связи  иного типа гражданского общества только начинают складываться. Государственные  структуры, пронизывающие все общество сверху донизу, оказались в этой ситуации единственным соединяющим  его основанием. В таких условиях форсированная перестройка экономики  на рыночной основе, ослабление вертикальной регулирующей роли государственных  структур, демократизация, федерализация  и децентрализация общественного  управления могут создать (и уже  создают) социальный вакуум, неизбежно  ведущий к серьезным экономическим  и социально-политическим потрясениям. Поэтому необходим осторожный подход к разрушению вертикальных структур государственного регулирования и  выбор правильной стратегии поэтапного свертывания вертикальных структур и параллельного развития горизонтальных взаимосвязей. Их генезис (горизонтальных рыночных, политических и правовых взаимоотношений) и будет процессом  формирования гражданского общества.

Нельзя  не учитывать, что отчуждение от собственности, от власти, психология социального  иждивенчества, получившая широкое  распространение в годы уравнительного "социализма", привели к появлению  значительных социальных слоев, негативно  относящихся к периоду перехода к рынку. В обществе, где в течение  длительного времени была подорвана  мотивация к труду, уровень и  качество жизни в значительной мере были оторваны от конечных результатов  труда людей, страх этих социальных слоев перед рынком в определенной степени закономерен. Рыночная экономика  неизбежно ведет к обострению конкуренции между работниками, чего многие боятся. Но страх порождает и то, что, как показал опыт 90-х годов в России и странах Восточной Европы, процесс перехода к рынку часто приобретает неуправляемый характер, ведет к возникновению "дикого" рынка, чреват резким повышением цен, ослаблением социальной защищенности простых тружеников, ростом значительной имущественной дифференциации между различными социальными слоями общества и другими негативными явлениями. В этих условиях проблемы социальной защищенности, социальной справедливости независимо от чьей-то воли выступают, во всяком случае, в нашей стране, на первый план.

Не  просто идет процесс формирования многочисленных новых общественных организаций  и движений. К естественным трудностям их становления добавляется и сознательное стремление придать им полугосударственный статус и тем самым под видом обновления сохранить старую систему. Примером здесь может служить созданный еще в СССР Крестьянский союз, который фактически объединил многих руководителей колхозов и совхозов, а не простых сельских тружеников. В то же время не всегда оправданно стремление некоторых независимых профсоюзов (например, профсоюзов горняков) добиться путем организации многочисленных забастовок, а не диалога с правительством, все новых уступок без ущемления прав и интересов рабочих других отраслей. При отсутствии нормальной налоговой системы тактика давления на любое правительство будет иметь серьезные отрицательные последствия для нашей экономики.

Серьезным препятствием на пути формирования гражданского общества является российская бюрократия. В ходе длительного исторического  развития она превратилась в мощное социальное образование, функционирующее  не только как внутригосударственная, но и общественная структура, заменяющая собой настоящие общественные образования  экономического и социального порядка. Присвоив себе общественные функции, государственная  бюрократия тем самым узурпировала их роль в качестве контрагента высшей государственной власти. Без ликвидации подобного противоестественного положения вещей развитие гражданского общества будет невозможно.

Принимая  во внимание все вышеперечисленное, можно предположить, что процесс  формирования гражданского общества в  нашей стране будет длительным и  во многом болезненным. Из мировой практики основные направления его развития известны: становление демократического механизма политической власти на основе четкого разделения ее функций, выражающего  интересы разнообразных слоев населения; создание необходимых условий для  перехода к рыночной экономике как  основе гражданского общества; подчинение всех государственных, хозяйственных  органов, структур всех политических партий закону, обеспечение его верховенства; разгосударствление собственности  в самых разных формах и образование  различных равноправных экономических  субъектов; достижение необходимого уровня гражданской культуры, постепенное  формирование навыков социально-политической деятельности в демократических  условиях жизни. Без последнего, думается, основная часть населения страны окажется неспособной воспринять ценности гражданского общества, не поймет необходимости  его становления и развития.

Развал  старой тоталитарной системы общественного  управления породил многие негативные явления, такие, как национализм, сепаратизм, экстремизм, корпоративность и групповщину (имевшие место и раньше, но в условиях реформирования общественной системы России последних лет эта тенденция усилилась), которые становятся серьезным препятствием на пути утверждения гражданского общества. В условиях внерыночной экономики и низкой гражданской культуры новые корпорации (концерн, общественно-политические объединения и др.) с их нередко встречающимся максимализмом и нетерпимостью способны привести общество к конфронтации, обострению социальных конфликтов. Чтобы сделать их наименее болезненными для общества (если не удастся избежать их вообще), необходимо прийти к гражданскому согласию, исходя из тех общественных идеалов, которые выдвигались и отстаивались не одним поколением людей всех стран мира. Пройдя длительную проверку временем, они остаются нетленными и сегодня. Речь идет о таких понятиях, как "гуманизм", "демократия", "справедливость", которая в современных условиях должна пониматься как равенство всех граждан в правах и возможностях, а отнюдь не как уравниловка во всем. Несмотря на широчайший плюрализм мнений, позиций и взглядов на перспективы нашего дальнейшего общественного развития, существующих среди российских граждан, подобное толкование и практическое осуществление идеи справедливости способны сплотить основную часть населения России. Тем самым будет установлен гражданский мир, так необходимый для формирования гражданского общества в нашей стране. Учитывая неизбежное сопротивление этому процессу со стороны различных политических сил в переходный период от тоталитарно-авторитарного к гражданскому обществу, наиболее приемлемой, возможно, станет модель сильного государственно-либерального режима, который постепенно открыл бы дорогу к подлинной демократии, обеспечил бы необратимость движения нашей страны к гражданскому обществу. Его главной задачей будет создание необходимых условий, при которых идущие в обществе процессы смогли бы войти в нормальное русло, поддавались бы демократическому управлению и регулированию.

 

 

 

 

 

 

Ключевые слова:

 

Феминизм  (лат. femina женщина) – общественно-политическое движение, выступающее за расширение прав и роли женщин в обществе.

Харизма  (гр. charisme милость, божественный дар) – исключительная одарённость, огромный авторитет, которым последователи наделяют лидера (иногда целую организацию), приписывая ему качества непогрешимости, даже сверхъестественности. Складывается из реальных способностей личности к руководству и тех черт, которые видят в ней приверженцы.

Шовинизм – разновидность национализма, комплекс радикально националистических настроений, чувств, идей национальной исключительности, превосходства определённой нации, разжигание национальной вражды и ненависти.

Фашизм  (ит. fascio пучок, связка, объединение) – радикально-экстремистское и политическое течение, тяготеющее к установлению террористической диктатуры. Исторически сформировался на идеях расовой исключительности, антисемитизма и антидемократических воззрениях.

Система избирательная – процедура выявления и согласования политических предпочтений населения, включающая определение весомости каждого голоса, порядок его подачи и способ подведения итогов.

Система мажоритарная (фр. majeur больший) – система распределения мест по итогам голосования в те или иные органы власти, при которой для победы на выборах кандидату или партии необходимо собрать большинство голосов в конкретном избирательном округе или по стране  в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕСТ. Государство  и гражданское общество.

 

1. В политической мысли Древнего мира «государство как дело, достояние народа (“res populi”)» впервые определил:                               

А). Платон     Б). Полибий      В). Цицерон  Г) Конфуций

 

2. «Государство –– политический институт в руках  экономически господствующего класса» утверждал…

А) Т. Гоббс    Б) Дж. Локк     В) Ш. Монтескье    Г) К. Маркс  

 

3. «Насилие отнюдь не является нормальным или единственным средством государства. Но единственным источником “права” на насилие считается государство. Оно претендует с успехом на монополию легитимного физического насилия» утверждал:

А) В. И. Ленин   Б) М. Вебер    В) М.Бакунин   Г) К.Маркс

 

4. Теорию договорного происхождения государства разрабатывали:

А) К. Маркс и Ф.Энгельс  

Б) Т. Гоббс и Дж. Локк   

В) М. А. Бакунин и П. Кропоткин  

Информация о работе Государство и гражданское общество