Государство и гражданское общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 22:53, курсовая работа

Описание работы

Сейчас очень много говорится о правовом государстве, о построении правового государства, но создается впечатление, что не каждый понимает, что же включает в себя это понятие, на чем оно основывается, какова его история. Не каждый знает также, что для создания правового государства необходимо возникновение ряда определенных предпосылок, важнейшей из которых является гражданское общество, то есть сфера реализации индивидами своих экономических, социальных, культурных, религиозных, национальных, семейных и других неполитических интересов, которые находятся за пределами государственного регулирования. Российское же общество еще не совсем созрело, чтобы обеспечить для себя условия, удовлетворяющие и реализующие свои разнообразные потребности и интересы.

Содержание

Введение. ………………………………………………………………………………………….
1. Гражданское общество: содержание, структура, признаки…………….
1.1. Понятие гражданского общества…………………………………………………
1.2. Структура гражданского общества. …………………………………………….
1.3. Признаки гражданского общества……………………………………………..
1.4. Специфика формирования гражданского общества в России…….
2. Правовое государство…………………………………………………………………..
2.1. Понятие правового государства. ………………………………………………..
2.2. Основные признаки правового государства……………………………...
Заключение……………………………………………………………………………………..
Список литературы………………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

государство и гражданское общество.doc

— 161.00 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

Введение. ………………………………………………………………………………………….

1. Гражданское общество: содержание, структура, признаки…………….

1.1. Понятие гражданского общества…………………………………………………

1.2. Структура гражданского общества. …………………………………………….

1.3. Признаки гражданского общества……………………………………………..

1.4. Специфика формирования гражданского общества в России…….

2. Правовое государство…………………………………………………………………..

2.1. Понятие правового государства. ………………………………………………..

2.2. Основные признаки правового государства……………………………...

Заключение……………………………………………………………………………………..

Список литературы………………………………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

              Данная курсовая работа « Государство и гражданское общество» написана на актуальную тему  в наше современное время. Сейчас  очень много говорится о правовом государстве, о построении правового государства, но создается впечатление, что не каждый понимает, что же включает в себя это понятие, на чем оно основывается, какова его история. Не каждый знает также, что для создания правового государства необходимо возникновение ряда определенных предпосылок, важнейшей из которых является гражданское общество, то есть сфера реализации индивидами своих экономических, социальных, культурных, религиозных, национальных, семейных и других неполитических интересов, которые находятся за пределами государственного регулирования.     Российское же общество еще не совсем созрело, чтобы обеспечить для себя условия, удовлетворяющие и реализующие свои разнообразные потребности и интересы. Наша психология опирается на то, что именно государство должно позаботиться о благосостоянии своего народа. Но даже самое развитое правовое государство не способно дать гражданам приемлемые блага для полного функционирования  общества. Иначе говоря, мы сами должны разобраться, что же необходимо для нашего процветания, позаботиться о своей обеспеченности.1

             С. А. Котляревский считал, что понятие о правовом государстве возникло, вероятно, из смутной потребности дать какое-нибудь обоснование факту властвования и подчинения.2

             Идея ограничить необузданность и произвол власти, подчинить её деятельность стоящему выше праву была облечена в достаточно строгие формулировки и стала теорией в XVII – XIX вв. Она получила название «государство права» («правление права»), или«правовое государство». Эти термины нередко используются как синонимы, но всё же их нельзя признать эквивалентными. Эти концепции выражали две стороны одного мировоззрения - правового. «…Идея разумного законодательства, которой руководствовался просвещённый абсолютизм, - пишет А. Валицкий, - неизбежно приводила к мысли о полной рационализации общественной жизни, тогда как идея естественных прав человека, на которую ориентировался либерализм, существенно ограничивала сферу государственного вмешательства. Тем не менее, в конкретных исторических условиях эти две разные идеи – идея разумного законодательства и идея неотъемлемых прав личности – составляли как бы одно мировоззрение, сосредоточение на проблеме привнесения в общество права и поэтому удачно названное «правовым мировоззрением».3

           В англоязычном правоведении  существуют две версии правления  права. Причём обе они имеют  в виду либеральные принципы  ограниченного государства, индивидуальных  прав и свобод, ценности рыночной  экономики и т.п. Первую из  них можно назвать формальной, или узкой, версией. Основные её положения заключаются в том, что государственная власть должна осуществляться в соответствии с установленным законом, а сам закон должен отвечать ряду формальных требований. Вопрос же о содержании закона выводится за рамки рассмотрения. В соответствии с таким подходом и конкретные формы государства не имеют значения. Конечно, и в такой трактовке концепция сохраняет своё либеральное звучание. Объективно она направлена против деспотического правления. Но, отказываясь оценивать содержание закона, обращая внимание лишь на его формальные качества, она может использоваться для оправдания практически любых политических режимов, функционирующих на основе формально понимаемого закона. Данная версия концепции правления права наиболее последовательно отстаивается в работах Дж. Раза и в определённой степени представлена в исследованиях Л. Фуллера. К ним присоединяется и В. Н. Кудрявцев, который также более склонен к позитивизму и не согласен с тем, что право стоит вообще над государством и что идея правового государства заключается именно в этом. Он считает, что право государством и создаётся, во всяком случае, санкционируется. Но идея, которая заложена в праве, или принципы права, должны лежать в основе законотворческой деятельности 4.

       По мнению В. Н. Кудрявцева, понятие о правовом государстве  содержит два уровня. Нижний уровень  – это соблюдение законности  в государстве. А более высокий  уровень – это законность самих  законов. «Закон должен соответствовать  праву» 5. Смысл его (второго уровня) в том, чтобы законы сами отвечали соответствующим правовым принципам.

        В послевоенные годы доктрина  правового государства делает  упор именно на правовом характере  закона, который по своему содержанию  должен соответствовать определённым гуманитарным ценностям (права человека, справедливость, равенство), а также правовым, и институциональным принципам организации государственной власти (разделение властей, независимый суд, институт конституционного контроля). Как очевидно, в соответствии с этим, в ч.2ст.55 Конституции РФ указывается, что «в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». Это значит, что законы должны быть правовыми, и только верховенство и соблюдение таких законов создаёт соответствующий требованиям правового государства режим законности.

        Верховенство легитимного закона  складывается тогда, когда тому  способствуют экономические, социальные  и политические предпосылки: раскрепощённый  производитель, независимый потребитель, равноправный гражданин, свободная личность, демократическая политическая система в целом. Но правовое государство - не что-то раз и навсегда данное, а это скорее идея, которая реализуется постепенно с учётом уровня развития экономики, политики и культуры в каждом государстве. Поэтому в Российской Федерации нужно реализовать идею правового государства в объёмах и формах, соответствующих уровню развития экономики, политики и культуры именно в нашем государстве, а значит нельзя слепо копировать формы и структуры, заимствованные в других странах.

        

          Объектом исследования данной работы является учение о государстве и гражданском обществе.

       Предметом данной работы является  государство и гражданское общество.

          Основная цель данного исследования состоит в выявлении и анализе основных направлений деятельности государства и гражданского общества.

           Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

  • Проследить эволюцию теоретических взглядов о понятии и развитие гражданского общества
  • Исследовать существующую структуру гражданского общества
  • Рассмотреть признаки гражданского общества
  • Проанализировать специфику формирования гражданского общества в России
  • Определить понятие правового государства
  • Изучить основные признаки правового государства

      

           Задачи исследования определяют его структуру. Работа состоит из введения, двух пунктов и шести подпунктов, заключения и списка литературы.

    

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Гражданское общество: содержание, структура, признаки

1.1. Понятие гражданского общества

           Понятие “гражданское общество” очень древнее. В трудах Аристотеля, Макиавелли, Локка, Гоббса, Монтескье, Руссо, Канта, Гегеля, Маркса, Бакунина и других гражданское общество анализируется и описывается достаточно всесторонне, конкретно и достоверно.

        Для примера - несколько “фрагментов” из произведений мыслителей прошлого о гражданском обществе.

        Н. Макиавелли: Сущность политического организма заключается в согласовании повиновения (государству) и свободы (в ассоциации, обществе).Народный суверенитет является высшим по отношению к государству, народ имеет право на свержение абсолютизма.

       И. Кант: Гражданское общество основано на следующих принципах: 1) свобода каждого члена общества; 2) равенство его с каждым другим как подданного; 3) самостоятельность каждого члена общества как гражданина.

         Ф. Гегель: Гражданское общество и государство являются самостоятельными, но взаимодействующими институтами. Гражданское общество вместе с семьей составляют базис государства. В государстве представлена всеобщая воля граждан, гражданское общество - это сфера особенных, частных интересов отдельных индивидов.

      К. Маркс: В гражданском обществе каждый индивид представляет собой некоторый замкнутый комплекс потребностей и существует для другого лишь постольку, поскольку они обоюдно становятся друг для друга средством.

           По настоящему гражданским обществом можно считать такую общность людей, где достигнуто оптимальное соотношение всех сфер общественной жизни: экономической, политической, социальной и духовной, где обеспечено постоянное поступательное движение общества вперед.

        В различных источниках понятие “гражданское общество” представлено по-разному. Гражданское общество – это:

1) наличие собственности  в распоряжении людей(индивидуальное или коллективное владение);

2) наличие развитой  многообразной структуры, отражающей многообразие интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной демократии;

3) высокий уровень  интеллектуального, психологического развития членов общества, их способности к самодеятельности при включенности в тот или иной институт гражданского общества;

4) законообеспеченность  населения, то есть функционирование  правового государства. Предпочтение  я отдаю этому определению:  гражданское общество - это такое общество, в котором различные по своей природе объединения граждан (партии, союзы, профсоюзы, кооперативы, группы) осуществляют связь между человеком и государством и не позволяют последнему узурпировать личность. То есть при наличии гражданского общества, правительства - это лишь один элемент, сосуществующий с различными институтами, партиями, ассоциациями и пр.

         Все это разнообразие носит название плюрализма и предполагает, что многие организации и институты демократического общества не зависят от правительства для своего существования, законности и авторитета. При существовании гражданского общества государство выступает выразителем компромисса различных сил в обществе. Экономической основой гражданского общества является право на частную собственность. В противном случае создается ситуация, когда каждый гражданин вынужден служить государству на тех условиях, которые ему диктует государственная власть.

        По сути дела, интересы меньшинств в гражданском обществе выражают различные социальные, политические, культурные и прочие союзы, группы, блоки, партии. Они могут быть как государственными, так и независимыми. Это позволяет отдельным людям осуществлять свои права и обязанности граждан демократического общества. Посредством участия в этих организациях разнообразными способами можно оказывать влияние на принятие политических решений.

        Гражданское общество существует и функционирует в противоречивом единстве с государством. При демократическом режиме оно взаимодействует с государством, при тоталитарном - стоит в пассивной или активной оппозиции к государству.

Признаками  высокоразвитого гражданского общества являются:

1. Наличие собственности  в распоряжении людей (индивидуальное или коллективное владение).

2. Наличие развитой многообразной структуры, отражающей многообразие интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной демократии.

3. Высокий уровень интеллектуального, психологического развития членов общества, их способность к самодеятельности при включенности в тот или иной институт гражданского общества.

4. Законно - обеспеченность населения, т.е.функционирование правового государства.

1.2.Структура гражданского  общества

           Гражданское сообщество включает всю совокупность межличностных отношений, которые развиваются вне рамок и без вмешательства государств, а также разветвленную систему независимых от государства общественных институтов, реализующих повседневные индивидуальные и коллективные потребности. Поскольку повседневные интересы граждан неравнозначны, постольку и сферы гражданского общества имеют определенную соподчиненность, которую можно выразить следующим образом.

         Базовые человеческие потребности в пище, одежде, жилье и т.д., обеспечивающие жизнедеятельность индивидов, удовлетворяют производственные отношения, составляющие первый уровень межличностных взаимосвязей. Эти потребности реализуются через такие общественные институты, как профессиональные, потребительские и иные объединения и ассоциации.

       Потребности в продолжении рода, здоровье, воспитании детей, духовном совершенствовании и вере, информации, общении, сексе и т.д. реализует комплекс социокультурных отношений, включающий семейно-брачные, религиозные, этнические и иные взаимодействия. Они образуют второй уровень межличностных взаимосвязей. Потребности данного уровня удовлетворяются в рамках таких институтов, как семья, церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества и т.д.

Информация о работе Государство и гражданское общество