Государство и гражданское общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 16:57, доклад

Описание работы

Вплоть до Нового времени понятие «государство» трактовалось чрезвычайно широко и не отделялось от общества. Н.Макиавелли одним из первых выделил верховную власть над человеком в отдельный предмет исследования и стал использовать для его обозначения термин «stati». В дальнейшем разграничение сфер государства и общества обосновали в рамках теории общественного договора Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо. Согласно теории общественного договора (иначе контрактной), понятия государства и общества разводятся не только содержательно, но и исторически. Так, индивиды, изначально находящиеся в свободном состоянии, взаимодействуя друг с другом по причинам страха, выгоды, хозяйственных нужд и т.д., организовали общество, а затем для защиты своих естественных прав создали договорным путем специальный уполномоченный орган - государство.

Содержание

1 Государство как основной политический институт.
2 Генезис и эволюция гражданского общества.
3 Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в Казахстане.

Работа содержит 1 файл

гр.общество.doc

— 82.50 Кб (Скачать)

Федерации и конфедерации чаще, чем унитарные государства  сталкиваются с проблемой сепаратизма (от лат. separatus - отдельный), т.е. со стремлением к отделению, обособлению отдельной части государства. Этому есть несколько причин: унитарные государства чаще образуют мононациональные страны, а федеративные - многонациональные, с огромным количеством этнических, религиозных, языковых и культурных меньшинств. Кроме того, в международном праве нет четкого разграничения границ между правом государства сохранять свою целостность и правом каждого народа определять собственную историческую судьбу. Нередко сепаратизм проявляется в форме вооруженного противостояния (Россия - Чечня, Индия - Кашмир, Великобритания – Северная Ирландия).

Конфедерация - от позднелатинского confoederatio (объединение, союз) - постоянный союз независимых государств для достижения совместных целей. Члены конфедерации полностью сохраняют суверенитет и передают в ведение специальных общих органов только ограниченный круг вопросов (внешняя политика, безопасность, денежная система, коммуникации). Конфедерация не отличается стабильностью. Исторически конфедерация существовала в Швейцарии, США, Германии с последующей эволюцией в федерацию. На постсоветском пространстве в декабре 1991 года был образован Союз Независимых Государств, в 1993 году был принят Устав СНГ и образованы Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Межгосударственный экономический совет, Межпарламентская ассамблея и другие. Эффективность СНГ еще предстоит исторически подтвердить, а вот опыт ЕС наглядно демонстрирует, что политическое сближение обусловлено экономической интеграцией и постепенной реализацией принципов федерализма. 

Правовое государство - реальное воплощение идей конституционализма и демократии. Правовое государство  основывается на стремлении ограничить человека от тотального господства государства, гарантировать свободу и права личности. Это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу, безопасность и достоинство личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. Взаимоотношения между личностью и властью определяются в нем Конституцией, утверждающей приоритет прав человека, которые не могут быть нарушены законами государства и его действиями. Контроль общества над государством возможен благодаря практической реализации принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Независимый суд защищает господство права, которое обладает всеобщностью и распространяется в равной мере на граждан, государственные и общественные институты. Важнейшими признаками правового государства являются: господство закона во всех сферах общественной жизни, связанность законом государства и его органов, судебная защита прав граждан и взаимная ответственность государства и личности.

Идея правового государства выдвигалась еще в древности античными мыслителями. Так, о власти закона, одинакового для всех граждан, говорил в VI в. до н.э. древнегреческий архонт Солон (между 640-635 - ок. 559 гг. до н.э.). О соотношении естественных прав человека и законов государства писали Аристотель (384-322 гг. до н.э.) и Цицерон (106-43 гг. до н.э.). В Древнем Риме возникли, например, такие зачатки правовой государственности, как разделение властей. Концепция же правового государства в основополагающих чертах сложилась в XVII—XIX вв. в работах Дж.Локка (1632-1704 гг.), Ш.-Л.Монтескье (1689-1755 гг.), И.Канта (1724-1804 гг.), Т.Джефферсона (1743-1826 гг.) и других теоретиков либерализма. Сам термин «правовое государство» окончательно утвердился в трудах немецких юристов - Т.К.Велькера, Р. фон Моля и других. Различные теории правового государства базируются на концепции гражданского общества.

Появление правовой государственности было обусловлено развитием самого общества и стало возможным в результате генезиса и эволюции гражданского общества. Понятие «гражданское общество» употребляется как в широком, так и в узком смыслах. В самом широком смысле слова гражданское общество включает всю непосредственно не охватываемую государством часть общества. Гражданское общество возникает и изменяется в процессе естественноисторического развития как автономная, непосредственно не зависимая от государства сфера. Гражданское общество в широком значении совместимо не только с демократией, но и с авторитаризмом, и лишь тоталитаризм означает его полное, а чаще частичное поглощение политической властью.

Гражданское общество в  узком смысле неразрывно связано с правовым государством, они невозможны друг без друга. Гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Это сфера свободной игры частных интересов и индивидуализма. Гражданское общество - продукт буржуазной эпохи и формируется преимущественно снизу, спонтанно, как результат раскрепощения индивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, обладающих чувством личного достоинства и готовых принять на себя хозяйственную и политическую ответственность.

Гражданское общество имеет сложную структуру, включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные и правовые отношения, мораль, а также не опосредованные государством политические отношения между индивидами как первичными субъектами власти, партиями, группами интересов и т.д. В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные (подчиненности), а горизонтальные связи - отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.

В современных условиях, существенно отличающихся от эпохи свободной конкуренции и раннелиберального государства, не вмешивающегося в экономику и социальные отношения, провести четкую грань между гражданским обществом и государством достаточно сложно. Но, разделение социальной системы на гражданское общество и государство не утратило актуальности. Это необходимо для своевременного обнаружения и предотвращения этатистских и тоталитарных тенденций, обеспечения суверенитета народа по отношению к власти, свободы личности. Для посткоммунистических стран формирование гражданского общества - необходимое условие их перехода к рынку и правовой государственности.

Обобщая исторический опыт возникновения и развития правовых государств можно выделить следующие базовые признаки правового государства:

1.  Наличие развитого  гражданского общества;

2. Приоритет права  и его всеобщность, распространение  на всех граждан и  организации,  включая государство;

3. Примат прав человека  и гражданина над правом государства. Создание благоприятных правовых условий для хозяйственной деятельности;

4. Индивидуализм и  личная ответственность каждого  за собственное благополучие;

5. Суверенитет народа  и его конституционно-законодательная  регламентация;

6.  Практическая реализация принципа разделения властей;

7. Доминирование в  отношениях государства и граждан  принципа «разрешено все, что  не запрещено законом»;

8. Единственным ограничителем  свободы индивида являются права  и свободы других людей. Свобода  каждого заканчивается там, где нарушается свобода другого человека.

Утверждение этих принципов  стало важным этапом в развитии государства. К сожалению, реализация принципов  негативной свободы (свободы от ограничений) не препятствовала монополизации капитала, ужесточению эксплуатации человека человеком, росту классовой борьбы. Фактическое неравенство людей обесценивало конституционные гарантии и превращало их в привелигии избранных.

Обеспечить достойные  условия жизни и равные возможности  призвано социальное государство. Деятельность социального государства направлена к всеобщему благу и установлению социальной справедливости. Социальное государство сглаживает имущественное и иное социальное неравенство, помогает социально уязвимым слоям населения, заботится о предоставлении каждому работы или иного источника существования, о сохранении мира в обществе, формировании благоприятной для человека жизненной среды.

Истоки социального государства  восходят к социальной политике государств Древнего мира. Так, например, римские цезари, заботились о наиболее бедных гражданах и обеспечивали предоставление плебеям «хлеба и зрелищ». Однако вплоть до двадцатого столения основными институтами социального обеспечения и защиты являлись семьи и общины. Индустриализация, урбанизация, индивидуализация общества, бесконтрольное развитие капитализма разрушили традиционные формы социального обеспечения, обострили социальные противоречия и классовую борьбу. Решить проблему стало возможным путем значительного расширения объектов социальной политики и ее содержания. В результате примерно в 60-х гг. XX в. и возникли социальные государства (Германия, Австрия, Швеция и др.). Их необходимой материальной предпосылкой явился высокий уровень экономического развития, позволяющий обеспечивать прожиточный минимум каждому нуждающемуся.

Деятельность современного социального  государства многогранна. Это перераспределение национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев населения, политика занятости и охраны прав трудящихся, социальное страхование, поддержка семьи и материнства, забота о безработных, престарелых, молодежи, развитие доступного для всех образования, здравоохранения, культуры и т.д.

Принципы правового и социального  государства находятся по отношению  друг к другу в диалектическом единстве. С одной стороны оба принципа призваны обеспечить благо индивида. Принцип правового государственного устройства гарантирует физическую безопасность граждан по отношению к власти и друг к другу, индивидуальную свободу и основополагающие гражданские и политические права личности с помощью установления четких границ государственного вмешательства и гарантий против деспотии. Принцип социального государства обеспечивает социальную безопасность, материальные условия свободы и достойного существования каждого человека. Противоречия же между ними в том, что правовое государство в идеале не должно вмешиваться в вопросы распределения общественного богатства, обеспечения материального и культурного благосостояния граждан, социальное государство непосредственно занимается этим, хотя и стремится не подрывать основы рыночного хозяйства, частную собственность и конкуренцию и не порождать массовое социальное иждивенчество. В отличие от социализма советского типа, который пытался установить благополучие всех с помощью уравнительного распределения благ, социальное государство ориентируется на обеспечение каждому достойных условий жизни в первую очередь путем повышения эффективности производства, индивидуальной ответственности и активности.

В переходные этапы развития общества, как, например, в Казахстане, роль государства чрезвычайно высока. Государство выступает главным орудием реформирования общества, поддержания стабильности и порядка. При этом оно само подвергается глубоким изменениям, приобретает новые формы организации. В государственной деятельности заметно сокращается применение принуждения. Наличие амбициозных задач в экономике, потребность в системном преобразовании общественно-политической сферы и выход страны на путь устойчивого развития невозможны без развитого гражданского общества. Значимая роль в процессе преодоления рисков глобализации и вхождения Казахстана в число 50-ти развитых стран отводится находящимся в стадии становления институтам гражданского общества - политическим партиям, профсоюзам, НПО, религиозным и этнокультурным объединениям, СМИ как центрам, аккумулирующим потребности и интересы казахстанцев.

В оценке состояния гражданского общества в Казахстане бытует мнение, что  в РК гражданское общество не сопоставимо  с западными образцами. В Казахстане отсутствуют исторические традиции гражданского самоуправления, законодательная база несовершенна, а у власти нет навыка работы с гражданскими инициативами. Тем не менее, в Казахстане динамично развивается сектор неправительственных, неполитических, некоммерческих организаций. Это организации социальной помощи, экологические, правозащитные, женские, молодежные движения, культурные и этнические центры. По оценке экспертов на территории Казахстана действуют свыше 5000 тысяч неправительственных организаций, большая их часть официально зарегистрирована в Минюсте РК. Основное их достоинство в том, что они не находятся под эгидой правительства и выражают конкретные общественные интересы. Непременным условием развития гражданского общества является достаток, материальная обеспеченность граждан и их досуг, обуславливающие формирование чувства собственного достоинства и возможность свободного общения. В процессе неформального общения равноправных свободных людей формируются оценки событий, действий власти, обсуждаются позиции политических партий и лидеров, в целом формируется общественное мнение. Полуголодным людям, занятым на двух работах и в подсобном хозяйстве, стремящимся обеспечить семью необходимым (чтобы выжить!), не до политики.

Никто не в состоянии «сверху» организовать гражданское общество, но власть может способствовать его укреплению. Для формирования нового гражданского общества необходимы определенные институциональные предпосылки: минимум демократических прав и свобод, рыночная экономика, создающая условия для свободы личности и возможность самоорганизации граждан. Все необходимые предпосылки в Казахстане созданы в ходе реформ 1998-2007 годов. Очевидно, что не меньшую, а большую роль играют предпосылки культурные и социально-психологические. Без ответственности и связанного с ней представления об обществе и общественном благе, поведение людей превращается в жесткую борьбу частных эгоистичных интересов. Свобода выбора и ответственность человека являются важнейшим условием всестороннего развития общества и государства. Нравственная обязанность гражданина когда-то была выражена И.Кантом в категорическом императиве: «содействуй осуществлению высшего блага».

Информация о работе Государство и гражданское общество