Государство как институт политической системы общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 13:21, реферат

Описание работы

Вопрос о сущности государства - вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах. Я считаю, что эта тема всегда актуальная, а применительно к современной России остродискуссионная. О сущности российского государства пишут юристы, политологи, политики. Выводы их разноречивы. Наибольшее распространение получили криминальный, номенклатурный и олигархический подходы. Своеобразен подход у некоторых представителей церкви. Так, архиепископ Владимир полагает, что отечественное государство по сути демоническое, сатанинское, в нем правит "демонократия".

Содержание

Введение
1. Сущность государства
2. Функции государства
3. Типология государства
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Государство как институт политической системы общества.docx

— 52.21 Кб (Скачать)

Но функции  государства не являются на всём протяжении развития государства неизменными. Так, например, при переходе государства  от тоталитарного режима к демократическому функции государства приобретают качественно новый характер. На примере нашей страны и бывших стран социалистического содружества возможно проследить этот процесс.        

В своё время в теории социалистического  государства выделялись, например, следующие его основные внутренние функции: «хозяйственно-организаторская, культурно-воспитательная, регулирования меры труда и меры потребления, охраны социалистического правопорядка, социалистической собственности, прав и свобод граждан, природы, а также функция оказания социальных услуг». Конечно же, ясно, что хозяйственно-организаторская функция и функция  регулирования меры труда и меры потребления представляют две составные части функционирования тоталитарной системы в области экономики, в частности распределения, а функция культурно-воспитательная - это наполовину функция идеологического контроля.        

Вопрос  о функциях государства - часть вопроса  о функциях публичной власти в  любом обществе, и объективным  основанием для их выявления может  быть степень монополизации политической власти и соотношение государства  и общества. Тоталитарная политическая система базируется на монизме власти; авторитарная политическая система  не столь жёсткая, как тоталитаризм, и может быть определена как система  ограниченного плюрализма; демократическое  государство функционирует в  гражданском обществе, в саморегулирующейся среде. Таким образом, следует различать  функции тоталитарной системы, авторитарного  государства и демократического.         

Прежде  чем перейти к рассмотрению того, что происходит с некоторыми из ниже перечисленных функций, остановимся  на не менее важном вопросе - об их организационных  и правовых формах.        

Известно, что содержание любого явления не может существовать вне соответствующей  формы. Так и содержание функции  государства не даёт полного представления  о ней без учёта организационных  и правовых форм2. Организационные формы функций государства - это его механизм, система органов, их полномочия. Правовая форма функций государства представляет собой не что иное, как юридическое оформление и правовое ограничение деятельности государства, включающее в себя издание соответствующих нормативных актов, организацию их исполнения и охраны от нарушений, т.е. формы практической деятельности государства.         

Процесс воздействия государства на определённую сферу общественных отношений начинается с издания законодательных актов, которые «организуют» и регулируют данные общественные отношения. Это  законотворческая форма.        

Практическое  воздействие государства и его  органов на общественные отношения  происходит в форме исполнительно-распорядительной деятельности в соответствии с издаваемыми  государством законодательными актами.         

Следующая правовая форма осуществления функций  государства - правоохранительная. Она  состоит в обязанности государства  не допускать нарушение законов  и нормативных актов участниками  регулируемых государством общественных отношений при реализации ими  своих прав и обязанностей.        

Осуществление функций государства, таким образом, происходит в трёх правовых нормах. Естественно, от содержания функции  зависят особенности организационных  и правовых форм осуществления.        

Правовая  форма осуществления экономической  функции государства в переходный от тоталитаризма период  имеет свои особенности. На первом этапе государство объективно может лишь готовить почву, создавать предпосылки и условия, благоприятные для функционирования рыночной экономики. Поэтому основные задачи экономической функции сводятся к преодолению тоталитарного наследия в экономике, постепенному укреплению частного сектора, стимулированию многоукладности в экономике, реформированию сельского хозяйства, к привлечению иностранного частного капитала.        

Осуществление перечисленных задач вызывает принципиальные изменения в социально-экономической  структуре общества. Экономическая  функция становится выражением сложного взаимного воздействия экономической  структуры общества и  характера государственной власти.        

Обобщение практики социально-экономических  преобразований в странах бывшего  социалистического содружества  позволяет говорить о некоторых  закономерностях, свойственных  экономической функции. К их числу относятся широкая приватизация, развитие частного сектора в экономике, расширение сферы её косвенного регулирования со стороны государства за счёт сокращения сферы непосредственного хозяйственного руководства.        

Нет сомнения, что решение экономических задач  государства касается правовой сферы  в целом. Правовая форма проявления экономической функции, по существу, универсальна, так как все разновидности  экономической деятельности государства так или иначе затрагивают все отрасли права. Поскольку нормы права, регулирующие вопросы экономического развития, охватывают широкий круг отраслей права (конституционного, административного, гражданского, земельного, трудового, уголовного), можно констатировать, что характер экономической функции государства определяет магистральное направление развития национальной правовой системы. Принципиальные особенности посттоталитарного законодательства состоят в том, что оно регулирует и закрепляет новые принципы экономической политики.        

По мере углубления экономической реформы  и формирования основ социального  государства будет качественно  меняться главная цель государственного воздействия на экономику. Прежней  целью было создание материальной базы монопольного господства партгосноменклатуры. Отсюда экстенсивное развитие производства на базе дешёвой рабочей силы, особое внимание развитию отраслей военно-промышленного комплекса в ущерб отраслям, обеспечивающим решение социальных задач.        

Переход к рынку в значительной мере исключает  прямое властное вмешательство государства  в основные экономические процессы, предполагает воздействие на их развитие путём использования экономических рычагов и стимулов, прежде всего налогов, на основе взвешенной, научно обоснованной налоговой и инвестиционной политики.        

Существенные  изменения претерпевает объект экономического воздействия государства. Если прежде им были производственные отношения, существовавшие при монопольной государственной  собственности, то теперь это будут  производственные отношения за рамками  этого сектора, а также экономические  отношения обмена, прежде подменявшиеся  детальным административным распределением, и, наконец, рыночные отношения в  масштабе народного хозяйства в  целом. Все эти объекты имеют свою специфику, которой и будет определяться характер возможного воздействия на них со стороны государства, т.е. содержание экономической функции.        

Далее можно выделить специфическую функцию  государства переходного периода - конституирование демократической власти. Это будет функция направленная не «вовне» (на общество), а на само государство как на систему органов.        

Обращусь  ещё к одной стороне деятельности государства. Ранее в идеологическую функцию тоталитарной системы, в частности «культурно-воспитательную», было принято включать «руководство пропагандой и агитацией, образованием и наукой, детским воспитанием, печатью, радио, телевидением, литературой и искусством, физической культурой, спортом и т.д.».        

Идеологическая  функция государства содействовала  внедрению в сознание членов общества определённой системы политических, правовых, нравственных, этических, антирелигиозных, философских взглядов с расчётом на то, что идеологическими взглядами  людей определяется их отношение  к действительности, прежде всего  к существующему общественному  и государственному порядку, правопорядку и т.д.        

Место идеологической функции должна занять политика государственного содействия развитию науки, культуры, образования. И не больше. Правоохранительные функции  в демократическом государстве  сохраняются, но изменяются их формы  и содержание. Им необходимо придать  чёткую направленность на установление гарантий свободного становления гражданского общества, на защиту прав и свободных  интересов граждан. Должны произойти  изменения в структуре и содержании законодательства, ранее ориентированного на охрану прежде всего интересов власти. Теперь приоритет надо отдать личности. Другими словами сущность правоохранительной функции должна наполняться собственно правовым и демократическим содержанием.         

Итак, описание модели идеального государства можно  считать оконченным. Стоит подвести краткие итоги всего вышесказанного и выделить всё само важное из понятия  политической власти, признаков и  функций государства.    

Политическая  власть - особый тип власти, главной  отличительной чертой которого является то, что решения принимаемые субъектом  власти становятся обязательным для всех членов общества. В основе политической власти лежит особый тип социального неравенства - неравенство политическое. В основе же политического неравенства лежит неравенство политических статусов. Только государство при осуществлении политической власти имеет право на осуществление легитимного (узаконенного) насилия. Легитимация государственной власти связана не с изданием закона, принятием конституции (хотя и это может входить в процесс легитимации), а с комплексом переживаний и внутренних установок людей, с представлениями различных слоев населения о соблюдении государственной властью, ее органами норм социальной справедливости, прав человека, их защитой. Существует три «чистых» типа легитимации политической власти - традиционная, харизматическая и рациональная легитимация.

     Кризис  государственной власти, неспособность  ее решать экономические и социальные проблемы, отражать интересы народа говорит  о том, что назрела необходимость  смены стратегического курса  в управлении страной. Политические партии, объединение предпринимателей, научные коллективы выступают со своими программами выхода из кризиса  и последующего ускоренного развития страны.  
 
 
 
 
 

3. Типология государства

 

 

    Типология - разновидность классификации. По средствам типологии различные государства подразделяются на определенные типы. Тип государства - это вид государства. Вид, который характеризуется наиболее существенными признаками, присущими различным государствам. В современной типологии государства существует несколько подходов.

    Типология, или классификация по типам государств и их правовых систем, представляет собой объективно необходимый, закономерный процесс познания государственно-правовой материи, отражает логику естественно-исторического процесса развития государства и права, исторически неизбежной смены одних типов государства и права другими, является одним из важнейших приемов и средств познания исторического процесса развития государства и права.

    Категория «тип государства и права» занимает самостоятельное место в теории государства и права, так как  дает возможность более полно  отразить изменяющуюся сущность государства  и права, особенности их возникновения  и эволюции, увидеть естественно-исторический прогресс общества в целом, как в бытии, так и в развитии государственно-организованного общества.

    Выявление природы государства предполагает рассмотрение как вопроса о его  соотношении с социально-экономическим  строем, так и проблемы типологии  государства. Решение того и иного  вопроса в отечественной теории государства и права ранее  традиционно опиралось на марксистское учение об общественно-экономических  формациях, то есть на формационный подход.

    В соответствии с марксистскими положениями  о формационном подходе классовая  сущность государства, определяется экономическим  фактором, состоянием производственных отношений, способом производства в  целом, а само государство является лишь надстройкой над экономическим  базисом. Иначе говоря, и по существу, и по форме государство обусловлено  экономическим строем  общества. Оно вторично, а экономика первична. Экономическая структура общества, как подчеркивал Ф. Энгельс, образует ту реальную основу, которой и объясняется в последнем счете вся надстройка правовых и политических учреждений. Отсюда производный характер государства от социально-экономического строя.

    В настоящее время, наряду с формационным подходом широко применяется и другой - цивилизационный подход. Понятие «цивилизация» утвердилось в европейской науке в эпоху просвещения и с тех пор приобрело такую же многозначность, как и понятие «культура». С учетом этой многозначности и разрабатывается сегодня цивилизационный подход учеными запада и востока. В своих исследованиях они опираются на труды крупнейших представителей философско-социологической мысли, как О. Шпенглер, А. Тойнби, М. Вебер, С. Эйзенштадт, П. Сорокин, М. Зингер.

Информация о работе Государство как институт политической системы общества