Государство как основной политический институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 21:54, контрольная работа

Описание работы

Государство – это орган власти, управляемый обществом и обеспечивающий целостность, организованность и определённый порядок в нём. Государство является наиболее важным институтом политической системы.
Сам термин «государство» обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. В современной науке государство, в узком смысле, понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории.

Содержание

1. Государство как политический институт. Признаки государства. Происхождение государства. Роль государства в обществе.
2. Две тенденции в развитии современных государств.
3. Основные типы государства.
4. Гражданское общество, правовое и социальное государство.

Работа содержит 1 файл

Полит.docx

— 42.73 Кб (Скачать)

План:

    1. Государство как политический институт. Признаки государства. Происхождение государства. Роль государства в обществе.

2. Две тенденции в развитии современных государств.

3. Основные типы государства.

4. Гражданское общество, правовое и социальное государство. 
 

1. Государство как политический институт. Признаки государства. Происхождение государства. Роль государства в обществе.

     Государство – это орган власти, управляемый обществом и обеспечивающий целостность, организованность и определённый порядок в нём. Государство является наиболее важным институтом политической системы.

     Сам термин «государство» обычно употребляется  в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. В современной науке государство, в узком смысле, понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории.

     Общими  признаки для государства являются следующие:

  1. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев. Этот признак отличает государство от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления.
  2. Территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории. Само оно строится не по кровнородственному  или религиозному признаку, а на основе территориальной и, обычно, этнической общности людей.
  3. Суверенитет, т.е. верховная власть на определенной территории.  В любом современном обществе высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает государство.
  4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Для выполнения функций принуждения у государства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т.д.), а также органы – армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура.
  5. Право на взимание налогов и сборов  с населения. Налоги необходимы для содержания многочисленных служащих и для материального обеспечения государственной политики.
  6. Обязательность членства в государстве. Государственное гражданство человек получает с момента рождения.
  7. Претензия на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага.

      Государство появляется в результате разложения родоплеменного строя, постепенного обособления от общества вождей и их приближенных и сосредоточения у них управленческих функций, ресурсов власти и социальных привилегий под воздействием ряда факторов, важнейшие из которых:

  • развитие общественного разделения труда, выделение управленческого труда в целях повышения его эффективности  в специальную отрасль и образование для этого специального органа – государства;
  • возникновение в ходе развития производства частной собственности, классов и эксплуатации;
  • завоевание одних народов другими;
  • демографические факторы, изменения в производстве самого человеческого рода;
  • психологические (рациональные и эмоциональные) факторы.

     Роль  государства в  жизни общества сводится к основным его функциям: внутренним и внешним.

     К внутренним функциям, охватывающим сферу  внутренней, самостоятельной жизни  государства, непосредственно касающимся каждого члена общества, относятся  следующие виды функций: охранительная, экономическая, социальная, культурно-воспитательная, природоохранительная.

     К внешним функциям, направленным на обеспечение существования государства  в мировом обществе, относятся:

     - защита государства от вооруженных нападений других государств;

     - поддержание международных политических отношений (дипломатическая деятельность), экономических и культурных связей;

     - борьба с международной преступностью;

     - участие в международной охране окружающей среды. 

2. Две тенденции в развитии современных государств.

      Отношение к государству во все времена  отличалось неоднозначностью и сопровождалось противоборством двух основных линий:

1) сторонников первой из них называют государственниками, или этатистами, поскольку они придерживаются позиции этатизма (от франц. Etat - государство) - усиления роли государства в обществе. Этатисты относятся к государству положительно, безоговорочно признают его общественную пользу и выступают за сильную государственную власть;

2) вторая линия - это линия анти- или деэтатизма. Она объединяет тех, кто оценивает деятельность государства главным образом негативно, видя в ней прежде всего отрицательные стороны (неэффективное управление, бюрократизацию, эгоизм и «грязность» политиков, злоупотребления, подавление личности и т. д.) Подобно этим двум линиям в развитии современных государств тоже наблюдаются две взаимосвязанные тенденции этатистская и деэтатистская.

       Этатистская тенденция проявляется в повышении роли государства в обществе, в усилении государственного патернализма и росте бюрократических структур. Она вызывается а) неизбежностью государственного регулирования экономики и социальной сферы (так как рыночного саморегулирования явно недостаточно); б) развитием государственного сектора экономики - почты, железнодорожного транспорта, энергетики, космических систем, производства оружия и т. д.; в) расширением международных взаимосвязей, г) необходимостью сглаживания социальных конфликтов, защиты обездоленных людей и т. д.

        Деэтатистская тенденция, напротив, проявляется в ограничении государственной власти, в переходе этой власти к негосударственным организациям, в расширении зоны гражданского общества, наконец, в разгосударствлении и приватизации экономики и других сфер жизни общества. Направленность данной тенденции объясняется в первую очередь: а) низкой эффективностью государственного сектора экономики и регулирующих мероприятий государства, б) растущей бюрократизацией государственных структур, а также в) стремлениями людей к большей независимости от государства, большей самостоятельности и самоуправлению, к свободному и неформальному общению друг с другом. 

3. Основные типы государств.

     Политологи  выделяют целый веер взаимопереплетающихся типов, или форм, государства по самым различным признакам. Основные из этих типов можно представить, объединив их, в следующие пять групп.

  1. По типу организации высшей власти:  а) монархия; б) республика.
  2. По национально-территориальному устройству: а) унитарное; б) федеративное;  в) конфедеративное.
  3. По политическому режиму:  а) тоталитарное;  б) авторитарное; в)демократическое.
  4. По функциональной направленности: а) военное; б) полицейское; в) социальное; г) правовое.
  5. По устойчивости социально-политической жизни: а) стабильное; б) неустойчивое.

Организация высшей власти:

    • Монархия – форма государственного правления, при которой верховная власть в обществе полностью или частично принадлежит единоличному наследственному правителю – монарху.

Абсолютная - не имеет серьёзных ограничений и носит самодержавный характер (Катар, Султанат Оман, Саудовская Аравия).

Ограниченная - власть ограничена конституцией или парламентом (Бельгия, Дания, Нидерланды, Таиланд, Швеция, Япония).

    • Республика – государство, органы власти которого формируются на основе всеобщих выборов.

Различают: президентскую, парламентскую,  полупрезидентскую республики.

Президентская: ведущую роль в политической жизни общества играет президент; президент (как и парламент) избирается народом; президент является главой государства и исполнительной власти; власть в стране более устойчива: законодательная и исполнительная ветви вынуждены сотрудничать (Боливия, Венесуэла, Мексика, США, Финляндия, Россия). 

Парламентская: тон в политической жизни страны задаёт парламент; выборный парламент формирует и контролирует правительство; президент избирается парламентом и является лишь номинальным главой государства; власть может быть менее стабильной, если парламент раздроблен на конфликтующие партийные группы (Австрия, Индия, Исландия, Италия, ФРГ, Швейцария).

Национально-территориальное  устройство.

    • Унитарное государство, характерные черты:
    1. единое, составляющие одно целое государство;
    2. единые конституция и гражданство;
    3. единая система права, органов власти и управления;
    4. делится на административно-территориальные единицы.

(Беларусь, Дания, Италия, Польша, Финляндия, Франция).

    • Федеративное государство:
    1. объединяет относительно самостоятельные государственные образования;
    2. могут иметь: собственную конституцию;
    3. свои правовую и судебную системы;
    4. свои органы власти;
    5. своё гражданство и т.д.

( Австрия, Бразилия, Германия, Индия, Россия, США).

    • Конфедерация:
    1. объединяет независимые государства для современного решения общих задач;
    2. обычно либо распадается, либо развивается в федерацию.

( Швейцария).

     Наиболее  впечатляющий прогресс в межгосударственной интеграции – Европейский Союз –  ЕС.

Политический  режим – это те средства и методы, которыми данная власть обеспечивает своё господство в стране и управление обществом.

    По  политическому режиму выделяют:

    • тоталитарное государство, характерные черты:
    1. тотальный насильственный контроль и всевластие государства над обществом;
    2. народ отстранён от власти и предельно ограничен в своих правах и свободах.
    • авторитарное государство:
    1. жёсткий контроль власти над определёнными сферами (политика, безопасность, силовые структуры;
    2. народ отстранён от власти и ограничен в правах и свободах.
    • демократическое государство:
    1. народ является источником власти в обществе;
    2. каждому гражданину гарантированы основные права и свободы;
    3. ключевые органы власти выбираются.

Функциональная  направленность.

  • Правовое государство характеризуется:

а) верховенством  и всеобщностью закона в обществе;

б) правовым характером самих законов;

в) приоритетом  прав и свобод человека;

г) взаимоответственностью государства и личности;

д) легитимностью  власти в обществе;

е) разделением  властей.

  • Социальное государство характеризуется:

а) движением  к утверждению в обществе социальной справедливости;

б) ослаблением  социального неравенства;

Информация о работе Государство как основной политический институт