Государство как основной политический институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 21:54, контрольная работа

Описание работы

Государство – это орган власти, управляемый обществом и обеспечивающий целостность, организованность и определённый порядок в нём. Государство является наиболее важным институтом политической системы.
Сам термин «государство» обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. В современной науке государство, в узком смысле, понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории.

Содержание

1. Государство как политический институт. Признаки государства. Происхождение государства. Роль государства в обществе.
2. Две тенденции в развитии современных государств.
3. Основные типы государства.
4. Гражданское общество, правовое и социальное государство.

Работа содержит 1 файл

Полит.docx

— 42.73 Кб (Скачать)

в) предоставлением  каждому человеку работы или иного  источника существования;

г) сохранением  мира и согласия в обществе;

д) формированием  благоприятной для человека жизненной  среды.

Основывается:

    1. на достаточно высоком уровнем экономического развития;
    2. на демократизме политической системы;
    3. на компромиссе основных политических сил относительно целей и путей развития общества;
    4. на развитии системы социального партнёрства;
    5. на повышении роли государства в системе планирования и регулирования социально-экономических процессов.

Степень устойчивости политической жизни.

    • Стабильное государство характеризуется следующим:

а) незыблемость законодательных основ государства;

б) отрегулированная система разделения властей;

в) отлаженный механизм легитимности ротации власти;

г) утвердившиеся  традиции работы государства:

- на интересы всего общества;

- на гражданское согласие;

- на развитие демократии и самоуправление;

- на защиту прав и свобод каждого гражданина;

- на мирное сотрудничество с другими странами.

    • Неустойчивость государства:

    а) постоянная борьба за власть;

    б) частая нелегальная смена власти;

    в) частые изменения конституции;

    г) гражданское  противостояние в обществе;

д) социальная неустроенность. 

4. Гражданское общество, правовое и социальное государство.

     Гражданское общество – совокупность общественных отношений, формальных и неформальных структур, обеспечивающих условия жизнедеятельности человека, удовлетворение и реализация разнообразных потребностей и интересов личности, социальных групп.

     Признаки  гражданского общества:

•    наличие в обществе свободных владельцев средств производства;

       полное обеспечение прав и  свобод человека и гражданина;

•     самоуправляемость;

•     конкуренция образующих его структур и различных групп людей;

•     свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;

•     всеобщая информированность и реальное осуществление права человека на информацию;

•     жизнедеятельность в нем базируется на принципе координации;

•     многоукладность экономики;

•     легитимность и демократический характер власти;

•     правовое государство;

•     сильная социальная политика государства, обеспечивающая достойный уровень  жизни людей.

     Структура гражданского общества:

-     негосударственные социально-экономические  отношения и институты (собственность,  труд, предпринимательство);

-  совокупность  независимых от государства производителей  и предпринимателей (частных фирм), частных собственников; 

-     общественные объединения и организации; 

-     политические партии и движения;

-     сфера воспитания и негосударственного  образования; 

-     система негосударственных средств  массовой информации;

-     семья; 

-     церковь. 

Основы гражданского общества:

  1. Экономическая: а) многоукладная экономика; б) разнообразные формы собственности; в) регулируемые рыночные отношения.
  2. Политическая: а) децентрализация властных полномочий; б) разделение властей; в) политический плюрализм; г) доступ граждан к участию в государственных и общественных делах; д) верховенство закона и равенство всех перед ним.
  3. Духовная:

а) отсутствие монополии одной идеологии и  мировоззрения;

б) свобода  совести;

в) цивилизованность, высокая духовность и нравственность.

      Условие формирования гражданского общества в  Республике Беларусь:

  1. Создание института частных (коллективных и индивидуальных) владельцев средств производства, развитие экономической конкуренции, активности, самостоятельности, равноправие хозяйственных субъектов.
  2. Ликвидация основ любой безраздельной политической власти, децентрализация и перераспределение властных полномочий.
  3. Раскрепощение сознания человека, укрепление чувства личного достоинства, веры в свои силы и возможности, преодоление пассивности в решении общественно-политических вопросов, активизация способности и готовности самостоятельно ставить и решать политические проблемы.

     Правовое  государство – это форма организации и деятельности государственной власти, при которой само государство, все социальные общности, отдельный индивид уважают право и находятся в одинаковом отношении к нему. В таком случае право выступает способом взаимосвязи государства, общества и индивида. Принцип правового государства предполагает, что все правовые акты соответствуют основному закону страны – конституции.

     Отличительные признаки правового государства:

•     верховенство закона во всех сферах жизни  общества. Закон устанавливает права  и обязанности участников общественных отношений. В законах учитываются  тенденции социального развития, требования равенства и справедливости, защищаются нравственные ценности общества;

•     гарантии прав личности, возможности  ее свободного развития. Реализация гарантий обеспечивается через принцип невмешательства  государства в дела гражданского общества и обязанностью государства  создавать условия для реализации прав личности;

•     взаимная ответственность государства  и личности. Она взаимна, благодаря тому, что государство и индивид в равной мере ответственны за свои действия перед законом;

•     принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.

     Социальное  государство – это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, а в идеале примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности в обществе. Деятельность такого государства направлена на всеобщее благо, утверждение в обществе социальной справедливости. Оно сглаживает имущественное или иное социальное неравенство, помогает слабым  и обездоленным, заботится о предоставлении каждому работы или иного источника существования, о сохранении мира в обществе, формировании благополучной для человека жизненной среды. Социальные государства возникли примерно в 60-х гг. XX в. Их необходимой материальной предпосылкой явился высокий уровень экономического развития ведущих стран Запада, позволяющий обеспечивать прожиточный минимум каждому нуждающемуся.

     Между правовым и социальным принципами государственного устройства есть как единство, так и противоречия. Их единство состоит в том, что оба они призваны обеспечивать благо индивида: первый – физическую безопасность граждан по отношению к власти и друг к другу, индивидуальную свободу и основополагающие, главным образом гражданские и политические права личности с помощью установления четких границ государственного вмешательства и гарантий против деспотии; второй – социальную безопасность, материальные условия свободы и достойного существования каждого человека. Противоречия же между ними проявляются в том, что правовое государство по своему замыслу не должно вмешиваться в вопросы распределения общественного богатства, обеспечения материального и культурного благосостояния граждан, социальное же государство непосредственно занимается этим,  хотя и стремится не подрывать такие основы рыночного хозяйства, как частная собственность, конкуренция, предприимчивость, индивидуальная ответственность и т.п., не порождать массовое социальное иждивенчество. 

      В наши дни демократические государства стремятся найти меру оптимального сочетания правового и социального принципов. При этом консерваторы обычно делают большой акцент на правовом, а социал-демократы и близкие к ним либералы – на социальном принципе. 
 
 

Литература:

  1. Белякович, Н. Н. Политология : учебное пособие / Н. Н. Белякович. – Минск : Дикта, 2008. – 407.
  2. Бондарь, П. И. Политология – наука о политике : учебно-методический комплекс / П. И. Бондарь, Ю. П. Бондарь. – Минск : «Беларуская Энцыклапедыя імя Пятруся Броўкі», 2008. – 463 с.
  3. Круглова, Г. А. Политология : учебное пособие для вузов / Г. А. Круглова. – Минск : Вышэйшая школа, 1999. – 324 с.
  4. Политология : учебник для вузов / под ред. С. В. Решетникова. – Минск : Тетра Системс, 2005. – 447 с.
  5. Политология : курс лекций / под ред. М. А. Слемнева. – Витебск : ВФ УО ИСЗ, 2003. – 257 с.
  6. Данные интернет: http://dvbmysteria.com/dop_t1r40part1.html

Информация о работе Государство как основной политический институт