Государство как политический институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 07:33, контрольная работа

Описание работы

Существует колоссальный разброс общественного мнения, характеризующего отношение населения к государству, - от абсолютизации его роли как единственного источника общественного благополучия до такого же абсолютного отрицания всякого государства. И обе эти крайности существуют в общественной мысли и практике со времён Платона и Аристотеля, т.е. на протяжении всей истории развития государства и общества.

Содержание

Введение
1. Признаки государства и его генезис 5
2. Функции государства 8
3. Исторические типы и формы государств 11
Заключение 18
Список использованной литературы 19

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 53.32 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

1. Признаки государства  и его генезис                   5

2. Функции государства                              8

3. Исторические типы и  формы государств       11

Заключение            18

Список использованной литературы        19

 

 

 

Введение

Существует колоссальный разброс общественного мнения, характеризующего отношение населения к государству, - от абсолютизации его роли как  единственного источника общественного  благополучия до такого же абсолютного  отрицания всякого государства. И обе эти крайности существуют в общественной мысли и практике со времён Платона и Аристотеля, т.е. на протяжении всей истории развития государства и общества. Однако факт остаётся фактом: общество не может  существовать на основе преходящих целей. Его объединяет общая объективная  цель, без которой оно не может  ни возникнуть, ни развиваться. Такой  целью является объединение людей  под единой властью, координирующей разнообразные интересы членов общества.

Выделившись из общества, государство  становится его основной властвующей  политической организацией. Государственная  власть – это главная объединяющая, организующая и принуждающая сила в  обществе. Своим действием она  охватывает всех лиц, проживающих на территории конкретного определённого  государства.

Тема контрольной работы актуальна в силу того, что в настоящее время в мире происходят постоянные изменения стратегий и методов, и проблематика данного исследования также несет актуальный характер.

Представляется, что анализ тематики Государство как политический институт достаточно актуален и представляет научный и практический интерес.

История человечества позволила создать «кладовую» концепций и представлений о государстве. В их основе часто лежат не только общие, но и национально-мировоззренческие взгляды, поэтому обращение к генезису государства имеет своей целью углубить представление о том, с какими невероятными трудностями сталкивалась эволюция человеческого сознания в процессе перехода от инстинкта самосохранения к формированию государства как института политической, структурной и территориальной организации общества.

Таким образом, актуальность обращения к заявленной теме обусловлена  необходимостью изучения истории становления  и развития государства как политического института, его структуры, признаков, особенностей функционирования, с тем, чтобы уяснить сущность и социальное назначение современного правового государства.

В юридической и политологической литературе проблемы эволюции государства  как политического института, анализ его сущности и особенностей функционирования всегда занимали приоритетное место. Достаточно сослаться на исследование общетеоретических и методологических проблем в трудах А.А. Автономова, С.С. Алексеева, В.К. Бабаева, П.П. Баранова, Н.С. Бондаря, А.Б. Венгерова, Г.А. Гаджиева, В.Е. Гулиева, А.И. Денисова, В.Д. Зорькина, И.А. Иванникова, Т.В. Кашаниной, С.А. Комарова, В.Н. Коновалова, А.И. Королева,  А.Ю. Мордовцева, B.C. Нерсесянца, А.И. Овчинникова, Э.Л. Розина, И.Ф. Рябко, В.П. Сальникова, В.Е. Чиркина, Д.Ю. Шапсугова, Б.С. Эбзеева и др.

Как видно из вышеизложенного, проблемы развития государства как политического института находятся в настоящее время в центре внимания многих отечественных и зарубежных исследователей. Тем не менее в изучении этой проблематики еще остаются значительные пробелы, обусловленные, в первую очередь, отсутствием комплексных разработок, которые бы позволили свести воедино отдельные концептуальные достижения в этой области. Интерес представляет изучение эволюции исторических типов государства в последовательности от менее развитых и дифференцированных к более дифференцированным типам политической организации общества. Требуются дополнительные исследовательские усилия для изучения эволюционного потенциала национального государства, а также тенденций развития современного государства в глобализированном мире.

Целью контрольной работы является изучение темы «Государство как политический институт».

Для достижения этой цели в работе поставлены следующие  задачи:

1. рассмотреть признаки государства и его генезис;

2. исследовать функции государства;

3. описать исторические типы и формы государств.

Объектом исследования является система реализации государства как политический института. Предметом исследования выступает рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Методами исследования являются анализ, синтез, сравнение, функционально-структурный, сравнительно-правовой и так далее.

Данную тему изучали такие  авторы, как А.И. Соловьев, Р.Т. Мухаев, А.В. Клименко, В.В. Румынина, М.Н.Марченко, В.С.Петров  и др.

Работа состоит из введения, трех разделов и заключения.

В первом разделе более подробно рассмотрены признаки государства и его генезис.

Второй раздел раскрывает функции государства.

В третьем разделе изучаются  исторические типы и формы государства.

 

1.Признаки государства и его генезис

С момента своего возникновения  государство неоднозначно трактовалось в истории политической мысли, поскольку  на различных этапах истории человечества на первый план выходили те или иные его функции и свойства.

Так, Аристотель считал государство  олицетворением разума, справедливости, красоты и общего блага. По его  мнению, оно является отражением родовой  сущности человека как «политического животного», стремящегося к «совместному сожительству». «Человек, нашедший свое завершение в государстве, — замечал  Аристотель, — совершеннейшее из творений. Наоборот, человек, живущий вне закона и права, занимает жалчайшее место  в мире».[1.,c.100]

Природа и социальное назначение государства в политической науке  понимаются неоднозначно.

Теократическая теория рассматривает государство как Божий промысел, основываясь на тезисе, что «вся власть от Бога». Теократическая теория имела под собой реальные факты: первые государства имели религиозные формы (правление жрецов), божественное право придавало государственной власти авторитет, а решениям государства — обязательность.

Патриархальная концепция трактует государство как большую семью, в которой отношения монарха и его подданных отождествляются с отношениями отца и членов семьи. Государство возникает в результате соединения родов в племена, племен в общности, государства. Монарх должен заботиться о своих подданных, а те должны повиноваться правителю.

В XVII—XVIII вв. появляется договорная теория происхождения государства. Государство стали понимать как общественный договор, согласно которому люди в целях надежного обеспечения своих естественных прав, свободы, защиты личности и собственности соглашаются создать государство. По замечанию французского мыслителя Д.Дидро (1713—1784), «люди быстро догадались, что если они будут продолжать пользоваться своей свободой, своей независимостью и безудержно предаваться своим страстям, то положение каждого отдельного человека станет более несчастным, чем если бы он жил отдельно; они осознали, что каждому человеку нужно поступиться частью своей естественной независимости и покориться воле, которая представляла бы собой волю всего общества и была бы, так сказать, общим центром и пунктом единения всех их воль и всех их сил. Таково происхождение государей».

Марксистская теория (XIX в.) объясняет происхождение государства расколом общества на антагонистические классы вследствие разделения труда и появления частной собственности. Экономически господствующий класс создает государство для подчинения себе неимущих. «Государство, — подчеркивал В.И. Ленин, — есть орган классового господства, орган угнетения одного класса другим, есть создание "порядка", который узаконяет и упрочивает это угнетение, умеряя столкновение классов».[2.,с.156]

По мнению сторонников  теории насилия, государство является результатом прямого политического действия — внутреннего или внешнего насилия, завоевания. Следствием победы большинства над меньшинством или более сильного племени над более слабым является учреждение победителем государства. Оно становится органом управления побежденными. В результате завоевания возникает не только государство, но и деление общества на классы, частная собственность.

В рассмотренных теориях  отмечается один из аспектов социальной сущности государства: оно служит интересам  общества и личности или выступает  средством подавления имущими классами неимущих. На определенных этапах исторического  развития преобладала классовая  природа государства, однако определяющим всегда было его общесоциальное назначение. Если партии, движения выражают групповые потребности, то государство призвано представлять всеобщий интерес. Государство выступает важнейшим фактором социально-экономического и духовного развития общества, интеграции различных групп вокруг общепризнанных целей. В связи с этим государство можно определить как особую форму организации политической власти в обществе, обладающей суверенитетом и осуществляющей управление обществом на основе права с помощью специального механизма (аппарата).

Возникновение государства  как социального института отразило процессы усложнения общественной жизни, дифференциации экономических, социальных, культурных интересов и потребностей, составляющих общество индивидов и  групп. Образование государства  обусловлено необходимостью отражения  общих потребностей и интересов, которые прежние институты удовлетворить  не могли: к ним относятся потребности  в безопасности, соблюдения прав и  свобод индивидов, сохранении гражданского мира и правопорядка и т.д. Преимущества государства в реализации общих  целей и интересов были связаны  с тем, что оно отличается высокой  специализацией и разделением труда  между правящими. Так, законодатели вырабатывают правовые нормы, администраторы применяют их к членам общества, судьи контролируют выполнение правовых норм со стороны граждан и власти. Кроме того, государство обладает большими материальными и иными ресурсами для осуществления своих решений. Например, только государство владеет современной армией и полицией, способными оказаться решающим аргументом в случае открытого социального конфликта. Наконец, в распоряжении государства имеется полная и организованная система санкций, позволяющая ему добиваться повиновения от своих членов.

Государство как политический институт обладает рядом качественных признаков, которые отличают его  от негосударственных политических организаций (партий, движений и т.д.), оказывающих существенное влияние  на общество.

Во-первых, государство выступает  как единая территориальная организация  политической власти в масштабах  всей страны. Государственная власть распространяется на все население  в пределах определенной территории. Целостность общества и взаимосвязь  его членов обеспечивает институт гражданства, или подданства. Именно в наличии  института гражданства выражается сущность государства для отдельного индивида. Осуществление власти на определенной территории требует установления его пространственных пределов —  государственной границы, которая отделяет одно государство от другого. В пределах данной территории государство обладает верховенством и полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти над населением.

Во-вторых, государство представляет собой особую организацию политической власти, обладающую специальным механизмом, системой органов и учреждений, которые  непосредственно управляют обществом. Механизм государства представлен  институтами законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Для поддержания  нормальных условий существования  общества государство применяет  также принуждение, осуществляемое с помощью органов насилия  — армии, служб охраны порядка  и безопасности.[1., с.243]

В-третьих, государство организует общественную жизнь на основе права. Только государство обладает правом на регулирование жизни общества с помощью законов, имеющих общеобязательный характер. Требования правовых норм государство  проводит в жизнь с помощью  своих специальных органов (судов, администрации).

В-четвертых, государство  представляет собой суверенную организацию  власти. Суверенитет государственной  власти выражается в ее верховенстве и независимости от любых других властей внутри страны или во взаимоотношениях с другими государствами.

В-пятых, государство располагает  системой принудительного взимания налогов и иных обязательных платежей, которая обеспечивает его экономическую  самостоятельность.

Из вышеперечисленного можно  сказать, что назначение государства в политической науке понимается неоднозначно. Из рассмотренных теорий отмечается один из аспектов социальной сущности государства: оно служит интересам общества и личности или выступает средством подавления имущими классами неимущих. В связи с этим государство можно определить как особую форму организации политической власти в обществе, обладающей суверенитетом и осуществляющей управление обществом на основе права с помощью специального механизма. Также государство как политический институт обладает рядом качественных признаков, которые отличают его от негосударственных политических организаций и на протяжении истории человечества не оставались неизменными с точки зрения содержания и механизмов реализации властной воли.

Информация о работе Государство как политический институт