Государство как политический институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 07:33, контрольная работа

Описание работы

Существует колоссальный разброс общественного мнения, характеризующего отношение населения к государству, - от абсолютизации его роли как единственного источника общественного благополучия до такого же абсолютного отрицания всякого государства. И обе эти крайности существуют в общественной мысли и практике со времён Платона и Аристотеля, т.е. на протяжении всей истории развития государства и общества.

Содержание

Введение
1. Признаки государства и его генезис 5
2. Функции государства 8
3. Исторические типы и формы государств 11
Заключение 18
Список использованной литературы 19

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 53.32 Кб (Скачать)

Форма государства — сложное  общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима.

По указанным признакам  формы государственного правления  подразделяются на монархические (единоличные, наследственные) и республиканские (коллегиальные, выборные).

Монархия — это такая  форма правления, при которой  верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархического правления. Монархии, как форме правления, присуще четкие юридические признаки. Монарх персонифицирует государство, выступает во внешней и внутренней политике как глава государства.[1.,с.196]

Древнеримская монархия выступала  в форме империи (I-III века нашей эры). Эта эпоха империи разделяется на два периода – период принципиата и период доминанта. При принципиате формально еще сохраняются формы республиканской формы правления и основные учреждения республики. Действуют консулы, преторы и народные трибуны, но существенной роли не играют. Все основные функции сосредотачиваются в руках императора.

Феодальная ( средневековая монархия ) последовательно переходит три периода своего развития : раннефеодальной, сословно-представительной  и абсолютной монархии.

Раннефеодальная монархия как  форма государственного правления  вырастает непосредственно из родообщинных отношений у значительной части народов Европы, не знавших рабства (Франкское, Германское, Англо-саксонское государства, Киевская Русь). Раннефеодальное государство характеризуется раздробленностью территории и слабой центральной властью. Феодальная военная и чиновная знать в этот период вынуждена была уживаться с остатками родового самоуправления. По мере развития феодальных отношений общинные земли подвергались отчуждению и ранее свободные крестьяне попадали в зависимость от феодалов.

Сословно-представительная монархия — это такая централизованная форма государственного правления, при которой власть монарха ограничена сословно-представительным органом (собранием). Такие сословно-представительные собрания возникают вследствие преодоления  феодальной раздробленности в результате развития товарно-денежных отношений  и создания централизованной монархии. Во Франции это Генеральные штаты, в Англии — парламент, в Испании — кортесы, в России — Земский собор.

Абсолютная монархия —  это такая форма правления, при  которой верховная государственная  власть по закону всецело принадлежит  одному лицу — царю, королю, императору.

Конституционная монархия представляет такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии , и до настоящего времени ( Англия , Дания , Испания и др. ).

Конституционная монархия бывает парламентной и дуалистической .

Парламентная монархия характеризуется основными свойствами :

- Правительство формируется из представителей определенной партии , получивших большинство на выборах;

- Лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест , становится главой государства ;

- В законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;

- Законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

- Правительство согласно конституции несет ответственность перед парламентом.

При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии.

Республика – это такая форма правления, при которой все высшие органы государственной власти избираются народом, либо формируются общенациональным представительным учреждением. История государственно – организованного общества, его народов знает несколько основных разновидностей республиканского правления.[4.,с.145]

Афинская демократическая республика (V – IV вв. до н.э.). Ее особенности и значительный демократизм обусловливались социальной структурой афинского общества, характером рабовладения а также наличием коллективного рабовладения. В республиканский период а Афинах сложилось эффективная система органов власти, имеющая четкую структуру и функции. Система государственных органов состояла из народного собрания , совета пятисот , выборных должностных лиц , суда присяжных , ареопага ( высшего судебного и политического органа ).

Спартанская аристократическая  республика ( V-IV вв. до н.э. ). Спарта, в отличии от Афин, возглавлявших демократическую часть населения полисов, объединяла вокруг себя в основном их аристократическую часть. Формально верховная власть принадлежала двум царям, фактически она ограничена в пользу аристократии. Цари являлись военноначальниками, в военное время им принадлежала судебная власть, ведали делами культа.

Римская аристократическая  республика (V-II вв. до н.э.). Верховной  властью в республиканском Риме был сенат. Члены сената назначались  особо уполномоченными лицами ( цензорами), которые в свою очередь назначались народным собранием. Все вопросы, решающиеся в местных органах власти (центуриях), предварительно обсуждались в сенате. Прерогативой сената являлось  установление диктатуры, после чего все должностные лица республики переходили в подчинение диктатора, срок полномочий ограничен шестью месяцами.

Города – республики ( феодальные республики ) возникают наряду с феодальными монархиями. Феодальные республики складываются в результате укрепления могущества и самостоятельности крупных городов, за которыми признавалось право выбирать собственные органы управления , издавать законы, осуществлять суд над гражданами. По отношению к центральной власти (сеньору ) город был обязан вносить определенные взносы, выделять граждан для военной службы.[2.,с.245]

Наиболее существенной чертой многих городов – республик было признание свободы граждан и  свободы рыночных отношений.

Парламентарная республика – разновидность современной  формы государственного правления, при которой верховная власть в организации государственной  жизни принадлежит парламенту. Глава  государства избирается парламентом. Глава государства обладает обширными  полномочиями. Он обнародует законы, издает декреты, имеет право роспуска парламента, назначает главу правительства, является главнокомандующим вооруженными силами.

Социалистическая республика – особая форма государственного правления, которая возникла в ряде стран в результате социалистической революции. Основные особенности:

- ведущая роль принадлежит представительным органам которые составляют основу аппарата государственной власти ;

- социалистическая республика должна сочетать политическое, хозяйственное и культурное руководство общественной жизнью в едином государственном механизме, что позволило бы государственной власти суверенно распоряжаться общественными средствами производства, регулировать и контролировать распределение материальных и духовных благ;

- высшие и местные органы власти объединяются в единую представительскую систему, основанную на принципе демократического централизма;

- в условиях социалистического государственного правления законодательная и исполнительная власти соединяются в лице работающих представительных учреждений;

- социалистическая республиканская форма правления предполагает подотчетность и подконтрольность исполнительно – распорядительных органов органам законодательной власти;

- социалистическая республика создает необходимые условия и предпосылки для обеспечения руководящей роли рабочего класса и его партии.

 Форма государственного устройства — это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами и государственной власти.

По форме государственного устройства все государства можно  подразделить на три основные группы: унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное государство - это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

Федерация представляет собой  добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных  образований в одно союзное государство.

Федеративное государственное  устройство неоднородно. В различных  странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования  конкретной федерации и прежде всего  национальным составом населения страны, своеобразием культуры и быта народов, входящих в союзное государство.

Конфедерация — это  временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения  их общих интересов. При конфедеративном  устройстве государства (члены конфедерации) сохраняют свои суверенные права как во внутренних, так и во внешних делах.

Форма государственного режима представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государством. Государственный режим  — важнейшая составная часть  политического режима, существующего  в обществе. Политический режим —  понятие более широкое, поскольку  оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и  характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, клубов, союзов).

Государственные режимы могут  быть демократическими и антидемократическими (тоталитарными, авторитарными, расистскими). Поэтому основным критерием классификации  государств по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления  государственной власти. Для рабовладельческих государств характерны и деспотия, и демократия; для феодализма — и неограниченная власть феодала, монарха, и народное собрание; для современного государства — и тоталитаризм, и правовая демократия.

Идеальных демократических  форм государственного режима в реальной действительности не существует. В  том или ином конкретном государстве  присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования. Тем  не менее можно выделить наиболее общие черты, присущие той или другой разновидности государственного режима.

Антидемократические режимы характеризуются следующими признаками: во-первых, главное, что определяет характер государственной власти, — это соотношение государства и личности. Если государство в лице его различных органов подавляет личность, ущемляет ее права, препятствует ее свободному развитию, то такой режим является антидемократическим.Во-вторых, антидемократический режим характеризуется полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами общественной жизни: экономикой, политикой, идеологией, социальным, культурным и национальным строительством. В-третьих, антидемократическим режимам свойственно огосударствление всех общественных организаций (профсоюзов, молодежных, женских и творческих объединений, технических, спортивных и других обществ). В-четвертых, личность в антидемократическом государстве фактически лишена каких-либо субъективных прав, хотя формально они могут провозглашаться даже в конституционных актах. В-пятых, при антидемократических режимах реально действует примат государства над правом, что является следствием произвола, нарушений законности, ликвидации правовых начал в общественной жизни и т.д.

Демократические режимы складываются в правовых государствах. Они характеризуются  такими методами осуществления государственной  власти, которые реально обеспечивают свободное развитие личности, фактическую  защищенность ее законных прав и интересов. Конкретно режим демократического государства выражается в следующем: во-первых, такой режим предоставляет свободу личности в сфере экономической деятельности, которая составляет основу материального благополучия общества. Во-вторых, реальная гарантированность личных прав и свобод гражданина, его возможность выражать собственное мнение о политике государства, активно участвовать в различных культурных, научных, профессиональных и других общественных организациях придают высокую нравственность демократическому государству. В-третьих, демократический режим создает эффективные механизмы прямого воздействия населения страны на характер государственной власти (через избирательную систему, контроль избирателей за деятельностью государственных органов) и т.д.

Таким образом, форма государства  может быть понята только в единстве трех составляющих элементов: формы  правления, формы государственного устройства и формы государственного режима.

Информация о работе Государство как политический институт