Гражданское общество в истории политической мысли Европы

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:24, реферат

Описание работы

Гражданское общество есть концептуальный код эпохи 70-80-90-х годов ХХ века, с помощью которого раскрывается содержание современных трансформаций в обществе и государстве. Разграничение гражданского общества и государства как признак демократических политических систем отчетливо проявился в этот период становления демократических принципов и институтов в ряде стран Западной (Греции, Испании, Португалии) и Восточной Европы.

Содержание

Предисловие
Глава I. Идейно-теоретические предпосылки изучения феномена гражданского общества:
Глава II. Возникновение идеи гражданского общества в античной традиции
Глава III. Роль теорий естественного права и общественного договора в формировании концепции гражданского общества
Глава IV. Предпосылки формирования гражданского общества в период первых революций и легитимация воли народа
Глава V. Идея гражданского общества в политических учениях французских просветителей
Глава VI. Становление концепции гражданского общества в немецком просвещении
Глава VII. Система гражданского общества Г.В.Ф. Гегеля (Hegel, 1770-1831):
Примечания 256

Работа содержит 1 файл

+Гражданское общество в истории политической мысли Европы_Слесарева, Г.Ф.doc

— 491.50 Кб (Скачать)

 

Государство сможет обеспечить себя всем необходимым в большем количестве, лучше и легче, если каждый будет выполнять одну какую-нибудь работу соответственно своим природным задаткам, и притом вовремя, не отвлекаясь на другие работы. Для взаимной связи людей, имеющих разный род занятий, например земледельцев, разных ремесленников и торговцев, и создается государство. При стабильном образе жизни, остерегаясь бедности и войны, имея детей не свыше того, чем позволяет их состояние, они достигнут глубокой старости и завещают своим потомкам такой же образ жизни. Увеличение потребностей, не вызванных никакой необходимостью, приведет к расширению пашен и пастбищ и к войнам - источнику частных и общественных бед.

 

Какова структура общества?

 

Необходимые для общества виды работ разделены между сословиями граждан. Разделение труда, согласно Платону, является основой структуры и одновременно связующим звеном общественного и государственного строя. Низшее сословие граждан производит необходимые для государства вещи и продукты. Высший разряд граждан составляют воины и правители, чья профессия особенно важна и трудна, требует специальных знаний и воспитания. Необходимость выделения этих граждан в особую группу объясняется уже не столько профессиональными, сколько их нравственными качествами.

 

Нравственные достоинства воинов и особенно высшего разряда граждан - правителей выше, чем у работников хозяйства. Но все три сословия граждан равно необходимы совершенному государству и лишь вместе взятые составляют гармоничное целое.

 

Однако нет прямой связи между происхождением и нравственными достоинствами граждан. В низшем общественном сословии могут родиться люди с высокими нравственными задатками, и рожденные от граждан высших сословий могут иметь низкую душу.

 

Каждый гражданин и каждое сословие граждан исполняют только одно дело, соответствующее их способностям: "... сапожник это сапожник, а не кормчий вдобавок к своему сапожному делу; что земледелец - это земледелец, а не судья вдобавок к своему земледельческому труду, и военный человек - это военный, а не делец вдобавок к своим военным занятиям..."3.

 

Справедливость не допускает исполнения гражданами одного слоя обязанностей граждан другого слоя. Смешение функций работников производительного труда, например, сапожника и пирожника, было бы меньшей бедой, чем подмена обязанностей воина или правителя государства специально не подготовленными для этого гражданами. Величайший вред причинила бы государству такая подмена обязанностей.

 

Единство граждан государства у Платона создается общностью имущества, жен и детей у воинов-стражей. Единство этого слоя общества обеспечивает гармонию и единство всего общества в целом. В совершенном государстве нет споров из-за имущества, детей и родственников, нет раздора и восстаний.

 

Положительные принципы воспитания стражей-воинов и правителей-философов предусматривают также устранение отрицательных воздействий на них. Лучшее средство для решения этих высоконравственных задач Платон видит в эпической и лирической поэзии, музыке и театре, доступных обществу в эпоху расцвета Афин. Их глубокое эмоциональное воздействие на душу человека и нравы общества не могут не привлечь внимания правителей совершенного государства. Необходимо уберечь юных граждан от мифов и поэзии, рассказывающих о том, как боги воюют с богами, строят козни, сражаются. Чтобы никто из граждан не питал вражды к другому, не следует расписывать раздоры богов и героев с их родственниками и близкими. Пренебрежение к богам и к людям недопустимы.

 

Итак, Платон сознает зависимость состояния общества и государства от состояния нравственности граждан. Это побуждает Платона заботиться о том, чтобы первые мифы и поэзия, услышанные детьми, были заботливо направлены к добродетели. Юношам следует высоко ставить истину, ведь ложь гибельна и способна перевернуть государство. Им следует быть рассудительными и повиноваться владыкам, самим быть владыками удовольствий, которые доставляют нам еда, питье и любовные утехи. Им следует и видеть и слышать примеры стойкости, проявляемой прославленными людьми.

 

Но нельзя позволить воспитанникам быть взяточниками и корыстолюбцами. Поскольку в совершенном государстве процветают мудрость, мужество, рассудительность и справедливость, то следует запретить превратные суждения о людях поэтов и тех, кто пишет в прозе: "... они считают, будто несправедливые люди чаще всего бывают счастливы, а справедливые - несчастны; будто поступать несправедливо - целесообразно, лишь бы это оставалось в тайне, и что справедливость - это благо для другого человека, а для ее носителя она - наказание. Подобные высказывания мы запретим и предпишем и в песнях, и в сказаниях излагать как раз обратное."4.

 

Весьма разборчивы должны быть правители в отношении песнопений и мелической поэзии, сопровождаемой гармонией и ритмом. Стражи не должны слышать причитаний, жалоб, музыкального лада, который изнеживает и предрасполагает к праздности. В воспитательных целях предпочтение отдается тому музыкальному ладу, который "подражал бы голосу и напевам человека мужественного, находящегося в гуще военных действий и вынужденного преодолевать всевозможные трудности; когда он терпит неудачи, ранен или идет на смерть, или его постигло какое-либо иное несчастье, а он стойко, как в строю, переносит свою участь"5. Поэтому из музыкальных инструментов следует оставить в городе лиру и кифару, в сельских местностях - свирели, а многоголосые и многострунные инструменты, такие как флейта, тригона и пектида - не допускать в государство. Многострунные инструменты, по Платону, способствуют дроблению целостности человека, развивая утонченность, изощренность и распущенность.

 

Искусство служит целям гражданского воспитания и поэтому требует контроля над всем, что имеет общественное значение. И в современных условиях актуально это суждение Платона, как и его размышление о границах и рамках государственного контроля над произведениями искусства. Государственная власть не учит художника методу творчества, а следит за влиянием художественного произведения на строй чувств, образ мыслей и поведение граждан. Возможность несоответствия нравственной и эстетической силы произведения делает необходимым контроль государства над искусством.

 

Итак, согласно Платону, гражданином является свободный член общества, принадлежащий к определенному сословию и профессионально исполняющий свои обязанности, участвующий в управлении государством. Заслугой Платона является постановка вопроса о зависимости состояния общества и государства от нравственного достоинства граждан, их воспитания и знаний.

 

Возникновение общества и его развитие связываются с необходимостью удовлетворения потребностей человека. Разделение труда рассматривается как основа общественного и государственного строя, а также его структуры. Понятия общества и государства рассматриваются как тождественные. Проблему гражданского мира и согласия в обществе Платон связывает с достаточностью необходимых для жизни средств, воспитанием граждан, общностью имущества, жен и детей у воинов-стражей.

 

Внутреннее, нравственное гражданствование Сократ и Платон сближают с внешним гражданствованием. Устроение души, справедливость и благо являются залогом успеха индивидуальной и социальной практики. И с другой стороны, несовершенство общества, недостаток подлинных знаний и неумение жить являются причиной зла.

 

В сравнении с Платоном, для которого внешнее гражданствование является лишь символом внутреннего, его ученик Аристотель предпочитает благо всех благу единицы, осознает более явно необходимость общего дела для самоосуществления человека и гражданина и зависимость душевного состояния от граждански - государственного.

 

Отметим также, что истоки концепции гражданского общества берут свое начало под надежной сенью закона, охраняющего гармонию личности и общества.

 

Тезисы Платона об основах общественной гармонии и гражданских достоинствах, условиях общественной стабильности и трансформации политических систем "просуществовали вплоть до XIX века и в определенном смысле не утратили свою значимость даже в наши дни. Его концепции политической стабильности и оптимизации правления, усовершенствованные и развитые в трудах Аристотеля и Полибия, предвосхитили современные рассуждения о переходе к демократии и консолидации общества"6. Его знаменитая схема классификации политических режимов, где сочетаются качество и количество ("Политик", "Законы"), усовершенствованная Аристотелем, вплоть до XIX века служила основой для систематизации типов политического правления.

 

Предшественницей концепции разделения властей считает Г.А. Алмонд вариант "смешанной конституции" Платона ("Законы"), которая позволяет достичь стабильности за счет сочетания демократического принципа свободы и монархического принципа мудрости и добродетели.

§ 2. Аристотель (Aristotel, 384-322) о статусе человека и гражданина, о роли собственности для сохранения стабильности общественных и политических отношений

 

Аристотель, создатель самой законченной и всеобъемлющей системы греческой науки, родился в Стагире, греческой колонии во Фракии, недалеко от Афона. Родители его были благородного происхождения. Никомах, придворный врач македонского царя, сам обучал сына врачебному искусству и философии. Рано потеряв родителей, на 18 году жизни он отправился в Афины, где прожил 20 лет. Под влияние лекций Платона и самостоятельного изучения его произведений Аристотель скоро начинает развивать собственное учение. Несмотря на расхождения во взглядах, Аристотель всегда с уважением относился к своему учителю и в одной элегии написал, что "дурной человек не имеет даже права хвалить его".

 

После смерти Платона (347 г.) с его любимым учеником Аристотель переехал к атарнейскому тирану Гермию, а когда тот был убит Артаксерксом, женился на его племяннице и поселился с нею в Митилене. Отсюда македонский царь Филипп призвал его к своему двору (343 г.) и вверил ему воспитание своего сына, 13-летнего Александра. С каким умением Аристотель выполнил эту задачу в течение 3-4 лет - "об этом свидетельствует благородный дух его воспитанника, величие его политических замыслов и подвигов, щедрость, с которой он покровительствовал наукам и искусствам и ... его стремление связать победу греческой культуры с успехами своего оружия"1.

 

В 334 г. Аристотель снова переехал в Афины и основал там свою школу в лицее, которая получила название перипатетической, то ли от того, что Аристотель имел привычку во время преподавания ходить взад и вперед, то ли от тенистых аллей, окружавших место, где он учил. С утра он занимался в тесном кружке ближайших учеников, а после обеда читал общедоступные лекции для всех желающих. Но с этой мирной жизнью, отданной науке, ему пришлось расстаться и покинуть Афины, чтобы, как он говорил, намекая на смерть Сократа, избавить афинян от нового преступления против философии. Дело в том, что партия греческой независимости воспользовалась смертью Александра, восстала против повелителей и видела опасность для свободы в том уважении, которым Аристотель пользовался среди молодежи.

 

Против Аристотеля было предъявлено вечно повторяемое обвинение в безбожии, доступное невежественной массе. Мыслитель переселился в Халкис на Эвбее, куда за ним последовала толпа учеников и где он скончался через несколько месяцев от болезни желудка (322 г.), завещав Феофрасту Эрезейскому руководство школой и свою богатую библиотеку.

 

Развивая и конкретизируя учение Платона, Аристотель в "Политике" ставит вопрос о статусе гражданина. Кого следует называть гражданином? На честь в государстве притязают прежде всего лица благородного происхождения, богатые, свободнорожденные и платящие налоги. Является ли гражданин таковым в силу того, что живет в том или ином месте? Но и рабы, и иноземцы (метеки) могут проживать совместно с гражданами другого государства. Сам Аристотель, гражданин Македонии, был в Афинах метеком. Не граждане и те, кто имеет право быть истцом и ответчиком, поскольку таким правом пользуются и иноземцы. Лишь в относительном смысле можно назвать гражданами детей, не достигших совершеннолетия и не внесенных в гражданские списки2, свободных от повинностей. Старцы, перешедшие предельный возраст, также были освобождены в Афинах от исполнения гражданских обязанностей.

 

Понятие гражданина лучше всего может быть определено, согласно Аристотелю, через принцип участия в суде и власти: "Мы же считаем гражданами тех, кто участвует в суде и в народном собрании".3 Это определение соответствует преимущественно гражданину демократического государства. При иных видах государственного устройства и гражданин должен быть иным. - такой вывод делает Стагирит, проницательно исследуя реальное положение граждан в современных его эпохе государствах и тех типах государств, которые были описаны его предшественниками.

 

Гражданин тот, кто принимает участие в законосовещательной или судебной власти данного государства. "Государством же мы и называем совокупность таких граждан, достаточную, вообще говоря, для самодовлеющего существования"4, - пишет Аристотель, не разделяя понятий общества и государства. Итак, доступ к государственной должности является свидетельством гражданских прав. На практике гражданином считается тот, у кого родители - и отец, и мать - граждане, а не кто-либо один из них.

 

Предвосхищая разграничение прав человека и гражданина, оформившееся в соответствующей Декларации периода французской революции конца XVIII века, Аристотель задается вопросом - "Может ли считаться дельным гражданином хороший человек?" Ведь гражданин находится в таком же отношении к государству, в каком моряк на судне - к остальному экипажу. Благополучное плавание - цель, к которой стремятся все моряки в совокупности и каждый из них в отдельности. То же самое и по отношению к гражданам. "Их задача заключается в спасении составляемого ими общения, а общением этим является государственный строй. Поэтому и гражданская добродетель неизбежно обусловливается этим последним"5,- продолжает автор "Политики", уже намечая тонкое различие между обществом - общением граждан и осуществляющим руководство этим обществом государственным строем. Поддерживая государственный строй, добродетельный гражданин должен обладать способностью прекрасно и властвовать, и подчиняться. Однако добродетель начальствующего не может быть свойственна всякому гражданину, как уточняет Аристотель. Эта гражданская добродетель подходит только тем, кто избавлен от работ, необходимых для насущного пропитания.

Информация о работе Гражданское общество в истории политической мысли Европы