Гражданское общество в истории политической мысли Европы

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:24, реферат

Описание работы

Гражданское общество есть концептуальный код эпохи 70-80-90-х годов ХХ века, с помощью которого раскрывается содержание современных трансформаций в обществе и государстве. Разграничение гражданского общества и государства как признак демократических политических систем отчетливо проявился в этот период становления демократических принципов и институтов в ряде стран Западной (Греции, Испании, Португалии) и Восточной Европы.

Содержание

Предисловие
Глава I. Идейно-теоретические предпосылки изучения феномена гражданского общества:
Глава II. Возникновение идеи гражданского общества в античной традиции
Глава III. Роль теорий естественного права и общественного договора в формировании концепции гражданского общества
Глава IV. Предпосылки формирования гражданского общества в период первых революций и легитимация воли народа
Глава V. Идея гражданского общества в политических учениях французских просветителей
Глава VI. Становление концепции гражданского общества в немецком просвещении
Глава VII. Система гражданского общества Г.В.Ф. Гегеля (Hegel, 1770-1831):
Примечания 256

Работа содержит 1 файл

+Гражданское общество в истории политической мысли Европы_Слесарева, Г.Ф.doc

— 491.50 Кб (Скачать)

 

Люди благородного происхождения и свободнорожденные, стоящие в тесных отношениях друг к другу, подчеркивают, что они с большим правом граждане, чем люди безродные: благородство происхождения действительно везде пользуется почетом, и люди, происходящие от более благородных родителей, оказываются лучше, ибо благородство происхождения - добродетель, присущая известному роду. Притязания добродетели справедливы.

 

Равным образом справедливы притязания большинства предпочтительно перед меньшинством, потому что большинство во всей его совокупности и сильнее, и богаче, и лучше по сравнению с меньшинством. Толпа о многих вещах судит лучше, нежели один человек, кто бы он ни был. Масса менее подвержена порче.

 

Кому же в государстве должна принадлежать власть? Тем, кто в состоянии будет управлять государством, имея в виду общее благо граждан, будучи готовым и властвовать, и подчиняться и вести жизнь, согласную с требованиями добродетели.

 

Аристотель берет принадлежность управляющих к определенному слою граждан и размеру их собственности за основу, классифицируя типы государственного правления. Демократией следует считать такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках; а олигархией такой, при котором власть находится в руках людей богатых и благородного происхождения, образующих меньшинство.

 

Платон придерживался аналогичных взглядов и считал, что государство (=общество Г.С.) образуется ради удовлетворения насущных потребностей и называет в качестве необходимых составных частей государства четыре: ткачи, земледельцы, кожевники и плотники. Затем - военные, люди отправляющие правосудие, люди состоятельные, которые служат государству своим имуществом, люди занимающие государственные должности, и власть законодательная. Остальные функции могут принадлежать одним и тем же лицам. Например, воины и ремесленники сверх того могут быть членами совета и судьями, обладая добродетелью, свойственной политической деятельности.

 

Но одни и те же люди, подчеркивает Аристотель не могут быть одновременно бедными и богатыми; вот почему эти части государства, т.е. богатые и неимущие, и признаются его существенными частями. И так как одни из них составляют большинство, а другие меньшинство, то в зависимости от перевеса той или другой устанавливается и соответствующий вид государственного устройства.

 

При демократии, где основным законом является равенство, ни неимущие, ни состоятельные не имеют ни в чем каких-либо преимуществ. Все граждане имеют право на занятие должностей (или невысокий имущественный ценз), властвует либо закон, либо народное собрание. Где закон имеет решающее значение, там на первом месте лучшие граждане. Там, где верховная власть основана не на законах, появляются демагоги, которые властвуют над мнением народа, сводят на нет значение должностных лиц, возводя на них обвинения, которые народ охотно принимает.

 

И крайняя демократия, и тирания поступают деспотически с лучшими гражданами.

 

Властвовать над всем должен закон; должностным же лицам и народному собранию следует предоставить обсуждение частных вопросов. Состояние, при котором все управляется постановлениями народного собрания, не может быть признано демократией в собственном смысле, ибо никакое постановление не может иметь общего характера.

 

Возможность господства закона и занятия должностей при олигархии Аристотель также связывает с размером собственности, намечая четыре возможности.

Когда умеренная собственность находится в руках большинства, то верховная власть находится в руках закона.

Когда размер собственности больше, а число владеющих ею меньше, эти собственники предъявляют больше требований и сами избирают из числа граждан тех, кто допускается к управлению; устанавливают подходящий для себя закон.

С уменьшением числа собственников и возрастанием собственности все должности сосредотачиваются в руках собственников, и закон повелевает, чтобы сыновья наследовали им в должностях.

Когда же собственность их разрастается до огромных размеров и они приобретают себе массу сторонников, то получается династия, и властвует не закон, а люди. Этот четвертый вид олигархии соответствует крайнему виду демократии.

 

Аристократией называется тот вид государственного устройства, когда управляют мужи наилучшие с точки зрения добродетели. Только при этом виде государственного устройства хороший муж и хороший гражданин - одно и то же. Почетные права распределяются в соответствии с добродетелью.

 

Полития представляет смешение двух начал - состоятельных и неимущих.

 

Государство, состоящее из граждан среднего достатка, будет иметь лучший государственный строй, где средние представлены в большем количестве, где они сильнее обеих крайностей - богатых и бедных, или по крайней мере с каждой их них в отдельности. Соединившись с той или иной крайностью, они обеспечивают равновесие и препятствуют перевесу противников. Поэтому величайшим благополучием для государства является то, чтобы его граждане обладали собственностью средней, но достаточной.

 

Умеренность и середина - наилучшая добродетель. При наличие среднего достатка легче всего повиноваться доводам разума, сохранить способность подчиняться. Средние граждане по преимуществу и остаются в государствах целыми и невредимыми. Они не стремятся к чужому добру, как бедняки, а прочие не посягают на то, что этим принадлежит. И так как никто на них, и они ни на кого не злоумышляют, то и жизнь их протекает в безопасности.

 

Средний вид государственного устройства не ведет к внутренним распрям. Существование демократий более долговечно благодаря наличию в них средних граждан. В демократии средних граждан больше, они более причастны к почетным правам. За отсутствием средних граждан неимущие подавляют своей многочисленностью, и государство быстро идет к гибели, как отмечает Аристотель. Поэтому законодатель должен привлекать к себе средних граждан; приучать средних к законам. Только такое государство может рассчитывать на устойчивость. Государственный строй губит скорее алчность богатых, нежели простого народа.

 

Отношения собственности нередко служат источником возмущений граждан и государственных переворотов. В государствах происходят распри и из опасения утраты гражданских прав, и из нежелания платить наложенный штраф, из-за прибыли, почести и того, что им противоположно.

 

Разноплеменность населения, пока она не сгладится, служит источником неурядиц. Например, в Сиракузах после низвержения тирании, когда иноземцы и наемники получили гражданские права, возникли внутренние смуты и дело дошло до вооруженного столкновения. Большая часть гражданского населения Амфиполя была изгнана из города принятыми в число граждан поселенцами из Халкиды. И в Афинах население не одинаковое : жители Пирея настроены более демократично, чем жители самого города. Различия всякого рода влекут за собой раздоры, но более всего раздоры обусловливаются различием между добродетелью и порочностью, между богатством и бедностью.

 

Государственный строй неустойчив и в том случае, когда богатые и простой народ уравниваются в количестве, а средних граждан будет незначительное число. В демократиях перевороты часто вызываются необузданностью демагогов, которые путем ложных доносов на состоятельных людей заставляют их сплотиться. Например, в Мегарах демагоги изгнали многих знатных, чтобы иметь возможность конфисковать их имущество. Изгнанников этих набралось много, и, вернувшись, они победили демократов в битве и установили олигархию.

 

Сохранение государственности, устойчивое ее состояние предполагают прежде всего не допускать правонарушений. Затем лица, занимающие должности, должны хорошо относиться к остальным гражданам. Не причастных к полноправному гражданству, но способных к управлению государством следует вводить в состав полноправного гражданства. Честолюбивых не ущемлять в том, что касается чести, а народную массу - в ее материальных интересах. Чтобы все равноправные могли занимать должности, вводят избрание должностных лиц на короткий срок, например, на полгода.

 

Закон должен предупреждать соперничество и распри между гражданами. Изменения строя, связанные с имущественным цензом, следует предупредить, издав закон о соответствии ценза состоянию граждан (в олигархиях и демократиях). Следует пытаться либо сблизить неимущих с состоятельными, либо усилить средних граждан - последнее средство ведет к прекращению внутренних распрей, возникающих на почве неравенства.

 

Законы и остальной распорядок общественной и государственной жизни должны исключить должностным лицам возможность наживаться. В таком случае граждане, отстраняемые от участия в государственном управлении, довольны и получают возможность спокойно заниматься своими частными делами. Но если они думают, что правители расхищают общественное добро, тогда их огорчает то, что они не пользуются ни почетными правами, ни прибылью.

 

Когда нельзя будет наживаться, занимая должности, неимущие граждане не пожелают быть у власти, так как с ней не сопряжены какие-либо выгоды и предпочтут заниматься своими частными делами. Состоятельные же люди могут занимать должности, потому что они не нуждаются в присвоении общественных сумм. Неимущие смогут стать состоятельными вследствие того, что будут прилежно заниматься своими делами, а знатные получат возможность не быть в подчинении у первых встречных.

 

Чтобы избежать расхищения общественного достояния, передача денежных сумм должностными лицами, полномочия которых истекают, тем, кто вступает в должность, должна происходить в присутствии всех граждан, и копии актов передачи должны храниться во фратриях, лохах 16 и филах.

 

В демократиях, советует Аристотель, следует щадить состоятельных людей и не подвергать разделу не только их имущество, но и доходы. В олигархиях же следует проявлять большую заботливость по отношению к неимущим, предоставлять им доходные должности. Те, кто губит состоятельных людей или народную массу слишком решительными законами, в сущности разрушают государственный строй, замечает Стагирит.

 

Воспитание граждан в духе соответствующего государственного строя есть самое важное средство сохранения государственности. Самые полезные законы не принесут пользы, если граждане не будут приучены к государственному порядку. Если недисциплинирован один, недисциплинированно и все государство.

 

В крайних демократиях, где доходных статей нет, следует созывать народные собрания редко, а судебные заседания устраивать с большим количеством судей, но в течении небольшого числа дней, советует Аристотель. При таких обстоятельствах богатые перестанут бояться издержек, а неимущие получат вознаграждение за участие в суде.

 

Где доходные статьи имеются, следует остерегаться употреблять на раздачи гражданам издержки доходов. Народ берет и вместе с тем снова нуждается в том же, так что такого рода вспомоществование неимущим напоминает дырявую бочку. Целесообразно устраивать очередные раздачи по филам или по каким-нибудь иным подразделениям граждан. Нужно изыскивать средства, чтобы благосостояние граждан было долговечным В этих целях желательно, чтобы всякий мог приобрести в собственность небольшой участок земли или заняться торговлей.

 

В Афинах V и IV веков до н.э. некоторые общественные функции, требовавшие больших затрат, возлагались на богатых граждан и метеков: снаряжение триер и священных посольств, устройство театральных представлений, постройка гимнасиев и др.

 

Заслугой Аристотеля является постановка вопроса о равенстве прав и равенстве собственности, о возможных отрицательных последствиях для стабильности демократической системы как уравнительства, так и экономического неравенства.

 

Подводя итоги анализу идей Аристотеля, которые явились впоследствии основой концепции гражданского общества, заметим, что вопрос о статусе гражданина и мере его участия в делах государства Аристотель более четко, чем Платон, связывает с правами и обязанностями. Он отмечает, что статус гражданина меняется в соответствии с типом политического режима. Аристотель определяет разницу между человеком и гражданином, между правами человека и правами гражданина.

 

Человек рассматривается как существо политическое, а удовлетворение потребностей делает необходимым общение человека как в кругу семьи, так и при решении общих для селения и государства проблем.

 

Аристотель внимательно исследует роль права собственности для благополучия граждан, безопасности государства и формы его правления, для механизма участия граждан в работе законосовещательного органа, в отправлении и замещении должностей, в работе судебных органов. Размер владения собственностью рассматривается как условие стабильной и нестабильной общественной и государственной жизни.

 

Самые полезные законы не принесут пользы, если граждане не будут приучены к государственному порядку. Если недисциплинирован один, недисциплинированно и все государство.

 

"Политика" Аристотеля, части которой писались в разное время, была самым важным политическим текстом античности. Влияния "Политики" прослеживается у Цицерона, Боэция, Иоанна Дамаскина, Михаила Эфесского, Фомы Аквинского, Макиавелли, Гоббса, Локка, Монтескье, Руссо и других авторов.

 

Система Аристотеля-Платона лежит в основе классификаций, проведенных в частности в трудах таких авторов, как Т. Вулси (Woolsey, 1878) "Политическая наука или теоретическое и практическое исследование государства", В Рошера (Roscher, 1892) "Политика: историческое учение о природе монархии, аристократии и демократии" и В.Вильсона (Wilson, 1889) "Государство: составные части исторической и практической политики".

 

Современные ведущие политологи Р. Даль, С. Роккан, С. Липсет, С.Хантингтон, С. Верба или Р. Патнэм - исходят практические из тех же предпосылок, что и Аристотель в своей "Политике" и "Этике" - о существовании связи между статусом, занятостью, профессиональной и классовой принадлежностью и различными политическими институтами, с одной стороны, и связи между политической социализацией и рекрутированием на руководящие должности и стилем управления политическими структурами - с другой. Во всяком случае они придерживаются, как считает Г.А. Алмонд17, аристотелевских метафизических и онтологических взглядов.

§ 3. Цицерон (M. Tullius Cicero, 106-43) о государстве как общем деле народа, о роли гражданских обязанностей и закона

 

Концепции об универсальности человечества и о мировом порядке, основанном на естественном законе - приобретают особое значение в школе стоиков после завоеваний Александра и взаимопроникновения греческой и восточной культур в эпоху эллинизма.

Информация о работе Гражданское общество в истории политической мысли Европы