Гражданское общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 06:09, контрольная работа

Описание работы

Вопрос о взаимоотношении власти и общества всегда был в центре всеобщего внимания, часто являлся предпосылкой многих социальных конфликтов, политических переворотов и революций. Он возник с возникновением государства и разделения общества на государственную и негосударственную сферы человеческой жизнедеятельности.

Содержание

Введение 3
Возникновение и сущность гражданского общества 4
Основные признаки и условия
формирования гражданского общества 7
Взаимодействие гражданского общества и государства 9
Проблемы формирования гражданского общества в РБ 12
Список использованной литературы 19

Работа содержит 1 файл

Политология.docx

— 51.46 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Беларусь

 

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Факультет заочного образования

 

 

Кафедра истории  Беларуси и политологии

 

 

Контрольная работа

по курсу  «Политология»

на тему №11 « Гражданское общество»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент  5 курса

1 группы ИД  ЗФ

шифр  04-19331

Гожий М.В.

Тел. (029)2206294

Ф.И.О. преподавателя ____________________

Оценка_________________________________

Дата ___________________________________

 

Подпись______________

 

 

 

Минск 2011 

Содержание

Введение 3

Возникновение и сущность гражданского общества 4

Основные признаки и условия 
формирования гражданского общества 7

Взаимодействие гражданского общества  и государства 9

Проблемы формирования  гражданского общества в РБ 12

Список использованной литературы 19

 

Введение

Вопрос о взаимоотношении власти и общества всегда был в центре всеобщего внимания, часто являлся предпосылкой многих социальных конфликтов, политических переворотов и революций. Он возник с возникновением государства и разделения общества на государственную и негосударственную сферы человеческой жизнедеятельности.

Понятие «гражданское общество», как правило, употребляется в сопоставлении с понятием «государство». Понятия «государство» и «гражданское общество» отражают разные стороны жизни общества, противостоящие друг другу. Гражданское общество составляет сферу абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом. Оно стает в виде общественного, экономического и культурного пространства, в котором взаимодействует свободные индивиды, реализующие частные интересы и осуществляющие личный выбор. Государство, напротив, представляет собой пространство тотально регламентированных взаимоотношений политически организованных субъектов: государственных структур и привыкающих к ним политических партий, групп давления и т. д.

В данной работе так же будут  рассмотрены и остальные вопросы связанные с гражданским обществом, в частности: предпосылки возникновения гражданского общества и его взаимодействие с государством.

 

Возникновение и сущность гражданского общества

Политическая власть с  целью своего упрочения создает  политическую систему и ее основу — государство.

История развития государства  четко выделяет две тенденции:

      • государство демократическое, правовое;
      • государство тоталитарное, авторитарное.

Каким путем пойдет развитие государства — во многом зависит от уровня развитости гражданского общества. Постараемся же разобраться с сущностью гражданского общества, историей его возникновения и ролью, которое гражданское общество играет в политической жизни страны.

Гражданское общество — это негосударственная часть общественно-политической жизни; это совокупность общественных отношений, формальных и неформальных структур, обеспечивающих условия политической деятельности человека, удовлетворение и реализацию разнообразных потребностей и интересов личности и социальных групп и объединений.

Идея гражданского общества возникла в середине XVII века. Впервые термин «гражданское общество» был употреблен Г. Лейбницем (1646–1716), немецким философом, ученым и общественным деятелем. Значительный вклад в разработку проблем гражданского общества внесли Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье.

Концепция гражданского общества в работах этих мыслителей базировались на идеях естественного права  и общественного договора.

Человек, как личность, стремится  к свободе и реализации своих  естественных прав. Но как существо общественное, человек не может жить вне общества и особенно вне государства, а, значит, реализация его естественных прав затрудняется государством, властью. Гражданское общество подразумевает добровольную передачу личностью государству своих прав, с одной стороны, а с другой — ограничение государственной власти в интересах реализации гражданами своих свобод. Главное условие действенности гражданского общества — добровольность и взаимность подобного договора между гражданами и государством.

Особое место в разработке концепций гражданского общества занимают идеи Г. Гегеля. По его мнению, гражданское  общество это своеобразная стадия в  диалектическом движении от семьи к  государству. «Гражданское общество, — писал он, — есть дифференциация, которая выступает между семьей и государством, хотя развитие гражданского общества наступает позднее, чем развитие государства».

По Гегелю, гражданское  общество включает рыночную экономику, социальные классы и политические институты и составляет комплекс частных лиц; деятельность гражданского общества регулируется правом и само оно прямо не зависит от государства.

Особый подход к проблеме гражданского общества у К. Маркса. Он рассматривает гражданское общество как сферу материальной, экономической жизни, как общественную организацию, развивающуюся непосредственно из производства и обращения. По Марксу, гражданское общество, это совокупность экономических, производственных отношений, которые соответствуют производительным силам общества и образуют базис государства. В гражданском обществе происходят революционные изменения: ликвидация частной собственности и эксплуататорских классов. Эти революционные преобразования приводят к тому, что владельцами средств производства становятся ранее угнетенные классы, исчезает эксплуатация человека человеком и происходит отмирание государства — основного орудия угнетения.

В современной политологии  общество рассматривается как совокупность гражданского общества и государства, как основного института политической власти. Гражданское общество выступает связующим звеном между гражданином и государством. В нем осуществляется повседневная политическая жизнь людей.

Среди ученых нет единого  взгляда на происхождение гражданского общества.

Одни видят зачатки  общества уже на первобытнообщинной стадии развития, когда начинают формироваться семейные и родовые общины.

Другие считают, что с  появлением частной собственности  и эксплуататорских классов, гражданское общество создает государство как орган господствующего класса.

Третьи считают, что гражданское  общество появилось как протест граждан против всевластия государства, как желание людей реализовать свои права и свободы.

Политологи выделяют следующие  исторические типы гражданского общества:

      • социальные образования (сословие, социальная группа, класс);
      • общество как совокупность граждан страны;
      • мировое сообщество граждан.

Зачатки гражданского общества формируются путем возникновения простейших, немногочисленных неустойчивых объединений людей для совместного добывания пищи, строительства жилья, изготовления предметов быта и одежды, защиты от врагов и диких зверей.

Со временем, в связи  с развитием производственной сферы  жизнедеятельности, объединения людей становятся более многочисленными, функционально разнообразными, устойчивыми. Формируются общины, и люди понимают, что в рамках общины они могут обеспечить удовлетворение своих потребностей, а труд на пользу общины дает право участвовать в решении общинных дел. Гражданское общество, по существу, совпадает с общиной.

На определенной стадии своего развития гражданское общество создает  государство для защиты своих  интересов, содержит государственный аппарат, в определенной мере контролирует его, чему государство активно сопротивляется.

Пока гражданское общество пребывает в аморфном состоянии, государство, набирая силы, в определенной мере поглощает его и становится единым вершителем судеб всех граждан. Но именно потому, что незрело гражданское общество, государство само не отличается стабильностью.

По прошествии времени  гражданское общество добивается законодательного упорядочения и урегулирования отношений между ним и государством, вынуждает государство создавать определенные гарантии для наиболее обездоленных, устанавливать и поддерживать некоторый консенсус в обществе на основе базисных социальных ценностей: свобод, прав, экономической независимости человека.

В условиях развитых капиталистических  отношений гражданское общество вновь, как и на заре своего развития, расширяет свои рамки до масштабов  всего общества, до масштабов всей страны.

Современное гражданское  общество стало складываться в результате буржуазных революций в странах Западной Европы. Реальное функционирование его началось с принятием Биллей о правах в Англии и США и Декларации прав человека и гражданина во Франции. 

Основные признаки и условия формирования 
гражданского общества

Реальное функционирование гражданского общества началось с принятия биллей о правах в Англии и США  и Декларации прав человека и гражданина во Франции. Естественно юридическое равенство не предполагает фактического равенства, оно значит всего только равенство возможностей. Но это создало условия для проявления талантов, способностей и инициатив личности.

Свобода человека органически  связана с его материальным благополучием, наличием принадлежности, свободой частного предпринимательства. А частная собственность является не лишь экономической основой гражданского общества, но и фактором политического нравственного и культурного прогресса.

Значение института частной  принадлежности в формировании гражданского самосознания человека, — в становлении гражданского общества раскрыл российский философ И.А. Ильин (1882–1954). Он полагал, что частная собственность соответствует индивидуальному способу бытия, который дан человеку от природы. Не считая этого, она развязывает хозяйственную предприимчивость и личную инициативу; дает собственнику чувство уверенности; учит человека творчески относиться к труду и обожать Родину; закрепляет его оседлость, без которой невозможна культура; единит семью, вовлекая её в дела принадлежности; питает государственный инстинкт человека; пробуждает и воспитывает в человеке правосознание; взращивает в нем чувство гражданской самостоятельности; развивает верный подход к политической свободе.

Итак, основным признаком  и основой гражданского общества является законодательное закрепление юридического равенства людей на базе наделения их правами и свободами. Критерием же зрелости гражданского общества служит степень реализации и гарантии прав человека и гражданина со стороны страны. Автономность личности и общества способствует созданию устройств саморегуляции и саморазвития, формированию сферы в невластных отношений свободных индивидов, владеющих способностью и настоящей возможностью осуществлять свои естественные права, свободу политического выбора, а также выступать в качестве единственно законного источника власти.

Или, подытоживая другими  словами, основами гражданского общества в экономической сфере являются многоукладная экономика, разнообразные формы собственности, регулируемые рыночные отношения; в социальной сфере — наличие общественных организаций и движений, органов самоуправления по месту жительства и работы, наличие негосударственных средств массовой информации; в политической сфере — децентрализация властных полномочий, разделение властей, политический плюрализм, доступ граждан к участию в государственных и общественных делах, верховенство закона и равенство всех перед ним; в духовной сфере — отсутствие монополии одной идеологии и мировоззрения, свобода совести, слова и печати, самостоятельность и независимость творческих, научных и других объединений, цивилизованность, высокая духовность и нравственность всех членов общества.

 

Взаимодействие  гражданского общества 
и государства

Рассмотрим, как взаимодействует  правительство и гражданское  общество, каковы конкретные формы  их сотрудничества, делающие его плодотворным, полезным для общества в целом.

Разумеется, что гражданское  общество и правительство постоянно идут навстречу друг другу. Гражданское общество обращается к государству со своими инициативами, требующими господдержки, интересами, требованиями, просьбами и т.д. Правительство идет навстречу гражданскому обществу в различных формах: это исследование гражданских инициатив (их поддержка либо неодобрение), выделение материальных средств для развития активности многих публичных объединений, организаций, фондов.

Фактически во всех современных  демократических странах в системе властных структур организованы и работают особые органы для связи с организациями гражданского общества. Направления и формы их деятельности очень многообразны: регистрация данных организаций, оказание им помощи (консультация, финансирование), создание благоприятных условий для их финансирования. К примеру, в Великобритании действуют уже многие годы особый государственный орган — Комиссия по благотворительности. Она регистрирует благотворительные организации и фонды, деятельность которых ориентирована на помощь бедным, на поддержку церкви, развитие образования, предотвращение дискриминации по расовому признаку, на защиту здоровья людей, обеспечения равных возможностей для людей Великобритании. Принципиальной функцией Комиссии является оказание помощи публичным организациям.

Не считая специализированных органов типа Комиссии по благотворительности, есть еще одна распространенная форма контактов страны с гражданским обществом. Речь идет о том, что представители организаций гражданского общества входят в разные советы и комиссии, работающих при парламенте и правительстве. Они часто бывают депутатами в представительных органах политической власти. В парламентских комитетах и комиссиях представители гражданского общества выступают как специалисты и мастера, владеющие очень ценной информацией, касающейся конкретных проблем развития гражданского.

Посреди такового рода комитетов  и советов при парламентах  и правительствах ряда западноевропейских государств следует отметить социально-экономические советы, имеющие консультативный характер. В них входят как представители государственных организаций, так и представители многих публичных организаций экономической и социальной сфер. Такие советы есть во Франции, Австрии, Швеции, Италии, Бельгии, Испании и остальных странах. Правительства этих стран запрашивают мировоззрение советов о проектах принимаемых законов по вопросам общественного и экономического характера. В свою очередь, по инициативе данные советы могут направить внимание правительства на значимость и неотложность решения тех либо других конкретных проблем.

Информация о работе Гражданское общество