Информационная политика Совета Федерации Федерального Собрания РФ в условиях модернизации российского общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 17:12, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования.
Главной целью данной работы является демонстрация места и роли Совета Федерации в формировании общегосударственной информационной политики.
В соответствии с поставленной целью предполагается решение следующих задач:
Критически проанализировать имеющиеся трактовки информационной политики и уточнить это понятие в современных условиях;
вычленить особенности деятельности Совета Федерации ФС РФ в процессе налаживания политических коммуникаций с обществом, структурами власти и средствами массовой информации;
Раскрыть основные механизмы и технологии функционирования Пресс-службы Совета Федерации ФС РС;
Теоретически описать реальные проблемы и потенциальные осложнения в формировании информационной политики Совета Федерации ФС РФ;
Обобщить итого современной деятельности Совета Федерации ФС РФ по формированию информационной политики, определить критерии ее эффективности.

Содержание

Введение………………………………………………….стр. 3
Глава 1. Информационная политика в деятельности современного государства……………………………. стр. 7
1. Становление нового информационного порядка……….........стр. 7
2. Особенности современной российской государственной информационной политики………………………………… ….стр.12
3. Интернет в структуре политических коммуникаций…........стр. 21
Глава 2. Особенности участия Совета Федерации Федерального Собрания РФ в проведении государственной информационной политики…… стр. 27
1. Информационная политика Совета Федерации как составляющая государственной информационной политики……………….. стр. 27
2. Специфика организации связей с общественностью в Совете Федерации ФС СФ………………………………………….. …стр. 31
3. Управление Пресс-службы Совета Федерации ФС СФ. Структура и функции……………………………………………………….стр. 34
Глава 3. Технологии осуществления информационной политики Совета Федерации ФС РФ…………… …стр. 45
1. Изготовление информационного продукта………………. ..стр. 45
2. Выбор и подготовка коммуникационных каналов…………стр. 53
3. Взаимодействие СФ с гражданскими контрагентами……...стр. 57
Глава 4. Основные проблемы в деятельности пресс-службы Совета Федерации Федерального Собрания РФ и пути их решения…………………………………… стр. 63
1. Взаимоотношения со СМИ………………………………… стр. 63
2. Нормативно-правовые рамки функционирования Управления Пресс-службы Совета Федерации….…………………………. стр. 66
Заключение…………………………………………… стр. 68
Список использованной литературы……………… стр. 72
Приложения…………………………………………... стр. 75

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа тема- «Информационная политика Совета Федерации.doc

— 1.15 Мб (Скачать)

В России за последние годы были приняты различные программы  и концепции, нацеленные на всестороннюю модернизацию политики Российской Федерации  в сфере информационных технологий. Многие ученые предлагают свои идеи относительно развития информационной политики. Но нельзя забывать о том, что помимо создания и утверждения любой программы необходимо предпринять ряд мер по ее реализации, нельзя допустить того, чтобы эти проекты и разработки остались только на бумаге. Для этого требуются совместные усилия различных ведомств, но самое главное – это наличие централизованного управления, которое могло бы координировать действия отдельных субъектов по развитию государственной информационной политики в России.

3. Интернет  в структуре политических коммуникаций

Одной из важнейших предпосылок  наступления «информационной революции» стало создание всемирной сети «Интернет». «Понятие «Интернет» (англ. Internet: inter – между, net – сеть) используется в качестве наименования глобальной общепланетарной коммуникационной системы, выступающей в качестве средства интеграции разнообразных компьютерных сетей для передачи информации и обмена сведениями между странами, регионами, организациями и индивидуальными пользователями».45

Г.В. Пушкарева в своей  книге «Политический менеджмент»  выделяет ряд особенностей Интернета:

1) имеет специфическую  аудиторию (в основном это люди, которые активно ищут информацию, а не пассивно получают);

2) Интернет предоставляет возможность быстро, легко и дешево предоставить информацию публике;

3) доступ к ресурсам  Интернета доступен практически  из любой точки Мира;

4) интерактивность (возможность  проводить интернет-конференции,  голосования и т.д.);

5) возможность оценивать результативность распространения информации (точно известно, сколько людей посетили тот или иной сайт);

6) информационная перенасыщенность.

Говоря о специфике  российского Интернета, Г.В. Пушкарева  подчеркивает, что «…в российском обществе Интернет еще не стал средством массовой коммуникации»46. Такого же мнения придерживается и А.И. Соловьев: «…нынешний объем отечественных пользователей сети, или аудитории Интернета, пока еще не позволяет считать его средством массовой информации…».47 Об этом свидетельствуют и данные социологических опросов. В России пользователями Интернета по оценкам фонда «Общественное мнение» являются 23,8 млн. человек, что при общей численности населения в 142 млн. человек48 составляет менее 17%  (см. Приложение № 11).

 Интернет предоставляет технические возможности нового уровня, что значительно упрощает процессы поиска, обработки, передачи и хранения информации. Одним из главных достоинств Интернета является способность передавать огромные объемы информации с высокой скоростью. «Новые технологии в лице сети «Интернет» не только стирают различия между потребителями и поставщиками коммуникационных услуг, но также размывают границы между содержанием информации и средством связи»49

Появление Интернета существенно  изменило и характер политических коммуникаций. По мнению М.Н.Грачева, «Интернет позволяет своим пользователям практически неограниченно и оперативно принимать из любых источников и отправлять на любое расстояние самые разные сообщения, в том числе и сведения политического плана».50

Существенно упростился и удешевился процесс распространения информации, появились технические возможности  для более быстрой и простой  организации взаимодействия государства  с обществом.

К.В. Ветров говорит о трех качественных уровнях присутствия властных структур в Интернете:

1. уровень публикаций информационных  материалов;

2. уровень интерактивного взаимодействия;

3. уровень реальных операций.51

Следующим шагом является развитие  так называемого «электронного  правительства». Электронное правительство - это «трансформирование внутренних и внешних отношений государственных организаций на основе использования возможностей Интернета, информационных и телекоммуникационных технологий с целью оптимизации предоставляемых услуг, повышения уровня участия общества в вопросах государственного управления и совершенствования внутренних процессов».52 Выделяют три основных сегмента электронного правительства:

  • G2G (Государство – Государству) – координация деятельности, организация документооборота, каналы передачи другой информации между различными структурами государства;
  • G2C (Государство – Гражданам) -  создание полноценной модели государства в Интернете, организация взаимодействия государственных структур с населением, доступ к получению информации о деятельности властных структур;
  • G2B (Государство – Бизнесу) - организация информационного обмена между органами государственной власти и представителями бизнес-сообщества, усиление прозрачности деятельности государства, проведение различных операций при посредстве информационных технологий. 

Соответствующая программа была разработана  в России и уже начались работы по ее реализации. Основная цель данной программы – «создание условий  для развития демократии, повышение  эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения и массового распространения ИКТ, обеспечения прав на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, расширения подготовки специалистов по ИКТ и квалифицированных пользователей».53

Программа предусматривает работу по девяти основным направлениям:

    • Совершенствование законодательства и системы государственного регулирования в сфере ИКТ
    • Обеспечение открытости в деятельности органов государственной власти и общедоступности государственных информационных ресурсов, создание условий для эффективного взаимодействия между органами государственной власти и гражданами на основе использования ИКТ
    • Совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления на основе использования ИКТ
    • Совершенствование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами и внедрение ИКТ в реальный сектор экономики
    • Развитие системы подготовки специалистов по ИКТ и квалифицированных пользователей
    • Содействие развитию независимых средств массовой информации посредством внедрения ИКТ
    • Развитие телекоммуникационной инфраструктуры и создание пунктов подключения к открытым информационным системам
    • Разработка и создание системы электронной торговли
    • Формирование общественной поддержки выполнения мероприятий Программы

В пределах каждого направление  Программы предусмотрен ряд мероприятий  по ее практической реализации (см. Приложение №5). Важно, что к выполнению отдельных  задач в рамках ФЦП привлекаются различные ведомства. Комплексный подход к реализации Программы значительно повышает ее эффективность.

Но нельзя говорить о том, что  разработка и начало реализации программы  свидетельствуют о том, что наша страна уже прошла предшествующие стадии. Это далеко не так. С наступлением информационной эпохи стало особо очевидным отставание России в информационном плане от развитых стран, и в связи с этим необходимо прилагать все возможные усилия для скорейшего формирования в РФ  информационного общества.

Развитие Интернета открывает  новые возможности организации  политических коммуникаций. Новые технологии способствуют более эффективному взаимодействию между обществом и государством. Но, помимо огромного количества преимуществ, возникают и новые сложности. М.С. Вершинин говорит по этому поводу: «Интернет генерирует и уникальные возможности, и угрозы традиционным демократическим учреждениям и действиям».54

Можно выделить ряд основных проблем, которые связаны с развитием  и использованием Интернета на сегодняшний день.

Во-первых, это невозможность для  значительной доли граждан получить доступ к ресурсам всемирной сети. Появляется так называемое «цифровое  неравенство», обусловленное неравными  возможностями людей в плане  доступа к информационным сетям. Сейчас в мире из 6,5 млрд. человек, живущих на земле, доступ к ресурсам всемирной сети имеют только 606 млн. человек, то есть около 0,1%. Таким образом, расширение демократических прав и свобод, новые возможности в плане получения информации, упрощение взаимодействия с властными структурами – все эти преимущества нового информационного порядка будут доступны лишь части населения, в то время как другая часть, лишенная таких возможностей, будет все более ущемляться в своих правах.

 Понятно, что в такой ситуации для эффективного применения Интернета в государственном управлении недостаточно просто разработать и внедрить новые технологии, необходимо сначала обеспечить органы государственной власти и население возможностями доступа к всемирной сети. А для этого важно не только материально техническое обеспечение, но и обеспечение необходимого уровня образования, а также изменение отношения общества к новейшим технологиям. Различные опросы показывают, что часть людей, не пользующихся Интернетом, на самом деле имеют такую возможность

 Во-вторых, отсутствие правового  регулирования российской части  Интернета, что делает его удобным  каналом распространения не только  ложной, но и противозаконной  информации. Как подчеркивает М.Н.  Грачев в своей книге «Политическая  коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития», существующая неопределенность юридического статуса Интернета «во многом способствует воспроизводству в массовом сознании устойчивых представлений о Всемирной Сети как о некоей маргинальной коммуникационной среде, где поведение и взаимодействие людей, в том числе и проявление их политической активности, подчиняется принципам анархии и вседозволенности, которые порой вступают в острое противоречие с устоявшимися в обществе морально-этическими нормами. … отечественная политическая практика последних лет достаточно наглядно продемонстрировала негативную сторону использования сетевых возможностей в плане анонимного и несанкционированного распространения разного рода сведений, в том числе и компрометирующих материалов…».55

Следующая опасность – это угроза безопасности государства, организаций  и отдельных граждан. Возросшее  значение информации усиливает негативные последствия утери или утечки информации, появляется зависимость  от исправности технических средств, постоянно существует опасность шпионажа.

Немаловажным препятствием для  внедрения новых информационных технологий в деятельность государственных  органов (в особенности для формирования электронного правительства) является явное противодействие таким  переменам. Во-первых, большинство российских чиновников не заинтересовано в усилении прозрачности власти, во-вторых, нововведения требуют переквалификации сотрудников, а в-третьих, информатизация обернется необходимостью крупных финансовых затрат.

Возникновение Интернета и связанных с ним информационно-коммуникативных технологий открывает новые перспективы для поиска, переработки и свободного распространения информации. С помощью новых технологий становится возможным существенно упростить и удешевить работу государственных органов, наладить международные связи. При этом население получает доступ к информации об основных направлениях их деятельности.

Но помимо уникального информационно-коммуникативного потенциала, которым обладает Интернет, нельзя забывать и об опасностях, которые таит в себе его развитие. Поэтому при планировании и анализе государственной информационной политики, делая упор на преимуществах всемирной сети, государство должно постоянно иметь в виду потенциальные угрозы Интернета.

Глава 2. Особенности участия Совета Федерации Федерального Собрания РФ в проведении государственной информационной политики

1. Информационная  политика Совета Федерации как  составляющая государственной информационной  политики 

Информационная политика в рамках любого государства осуществляется отдельными ведомствами и их специализированными отделами. Здесь важно различать общегосударственную информационную политику и политику, проводимую отдельными органами власти в данной сфере. В идеале деятельность всех ведомств по развитию информационной политики должна быть скоординирована  и соответствовать приоритетам общегосударственного масштаба. Но в реальности это не всегда так

 А.И. Соловьев в статье «Политическая коммуникация: к проблеме теоретической идентификации» выделяет несколько групп агентов информационного поля политики:

1) информационные структуры государства  (отделы, пресс-службы различных  ведомств);

2) корпоративные структуры (информационные  отделы партий, общественно-политических  движений и т.д.);

3)специализированные информационные структуры (консалтинговые и рекламные агентства);

4) СМИ в их политическом назначении («СМИ лишь частично выступают  политическим инструментом общества  и власти…критерием отнесения  СМИ к сфере массовой политической  коммуникации должна быть степень их информационной нагрузки в пространстве власти и, соответственно, способность к активизации коммуникативного потенциала заинтересованного в контактах с властью населения»);

5)террористические и другие  организации, занимающие в информационном  пространстве не признанные легально позиции;

6) спонсоры, медиамагнаты и рекламодатели;

7) различные сегменты социума. 56 

Совет Федерации, будучи федеральным  органом государственной власти, является субъектом государственной  информационной политики.  Во-первых, как законодательный орган Совет  Федерации определяет основные направления государственной информационной политики, закрепляя их в нормативно-правовых актах. Здесь важную роль играет комитет по информационной политике, возглавляемый Людмилой Нарусовой. Во-вторых, Совет Федерации, как и любой другой орган государственной власти, является частью системы государственного управления, а, следовательно, должен принимать участие и всячески способствовать проведению государственной информационной политики.

Информация о работе Информационная политика Совета Федерации Федерального Собрания РФ в условиях модернизации российского общества