Информационная политика Совета Федерации Федерального Собрания РФ в условиях модернизации российского общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 17:12, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования.
Главной целью данной работы является демонстрация места и роли Совета Федерации в формировании общегосударственной информационной политики.
В соответствии с поставленной целью предполагается решение следующих задач:
Критически проанализировать имеющиеся трактовки информационной политики и уточнить это понятие в современных условиях;
вычленить особенности деятельности Совета Федерации ФС РФ в процессе налаживания политических коммуникаций с обществом, структурами власти и средствами массовой информации;
Раскрыть основные механизмы и технологии функционирования Пресс-службы Совета Федерации ФС РС;
Теоретически описать реальные проблемы и потенциальные осложнения в формировании информационной политики Совета Федерации ФС РФ;
Обобщить итого современной деятельности Совета Федерации ФС РФ по формированию информационной политики, определить критерии ее эффективности.

Содержание

Введение………………………………………………….стр. 3
Глава 1. Информационная политика в деятельности современного государства……………………………. стр. 7
1. Становление нового информационного порядка……….........стр. 7
2. Особенности современной российской государственной информационной политики………………………………… ….стр.12
3. Интернет в структуре политических коммуникаций…........стр. 21
Глава 2. Особенности участия Совета Федерации Федерального Собрания РФ в проведении государственной информационной политики…… стр. 27
1. Информационная политика Совета Федерации как составляющая государственной информационной политики……………….. стр. 27
2. Специфика организации связей с общественностью в Совете Федерации ФС СФ………………………………………….. …стр. 31
3. Управление Пресс-службы Совета Федерации ФС СФ. Структура и функции……………………………………………………….стр. 34
Глава 3. Технологии осуществления информационной политики Совета Федерации ФС РФ…………… …стр. 45
1. Изготовление информационного продукта………………. ..стр. 45
2. Выбор и подготовка коммуникационных каналов…………стр. 53
3. Взаимодействие СФ с гражданскими контрагентами……...стр. 57
Глава 4. Основные проблемы в деятельности пресс-службы Совета Федерации Федерального Собрания РФ и пути их решения…………………………………… стр. 63
1. Взаимоотношения со СМИ………………………………… стр. 63
2. Нормативно-правовые рамки функционирования Управления Пресс-службы Совета Федерации….…………………………. стр. 66
Заключение…………………………………………… стр. 68
Список использованной литературы……………… стр. 72
Приложения…………………………………………... стр. 75

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа тема- «Информационная политика Совета Федерации.doc

— 1.15 Мб (Скачать)


Московский  государственный университет им. М.В. Ломоносова

Факультет Государственного управления

Кафедра политического  анализа

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Тема: «Информационная  политика Совета Федерации Федерального Собрания РФ в условиях модернизации российского общества»

 

Студентки 5 курса

Гречиной Т.А.

Научный руководитель:

Профессор Соловьев А.И.

Москва 2006 г.

Содержание:

Введение………………………………………………….стр. 3

Глава 1. Информационная политика в деятельности современного государства……………………………. стр. 7

1. Становление нового информационного порядка……….........стр. 7

2. Особенности современной  российской государственной информационной  политики………………………………… ….стр.12

3. Интернет в структуре  политических коммуникаций…........стр. 21

Глава 2. Особенности  участия Совета Федерации Федерального Собрания РФ в проведении государственной информационной политики…… стр. 27

1. Информационная политика  Совета Федерации как составляющая  государственной информационной  политики……………….. стр. 27

2. Специфика организации связей  с общественностью в Совете Федерации ФС СФ………………………………………….. …стр. 31

3. Управление Пресс-службы Совета Федерации ФС СФ. Структура и функции……………………………………………………….стр. 34

Глава 3. Технологии осуществления информационной политики Совета Федерации ФС РФ…………… …стр. 45

1. Изготовление информационного продукта………………. ..стр. 45

2. Выбор и подготовка  коммуникационных каналов…………стр. 53

3. Взаимодействие СФ  с гражданскими контрагентами……...стр. 57

Глава 4. Основные проблемы в деятельности пресс-службы Совета Федерации Федерального Собрания РФ и пути их решения…………………………………… стр. 63

1. Взаимоотношения со  СМИ………………………………… стр. 63

2. Нормативно-правовые  рамки функционирования Управления  Пресс-службы Совета Федерации….…………………………. стр. 66

Заключение…………………………………………… стр. 68

Список использованной литературы……………… стр. 72

Приложения…………………………………………... стр. 75

 

Введение

Актуальность  темы.

В последнее время научное сообщество все чаще говорит о фундаментальных  изменениях в обществе. Причиной этих изменений стало возрастание  значимости информации и знаний в современном мире. По ценности информация стала соперничать с традиционными ресурсами, и это не могло не сказаться на статусе традиционных ценностей.

Начавшийся в мире процесс глобализации, трансграничный характер информационных обменов привели к тому, что границы и расстояния перестали быть препятствием для быстрого и эффективного налаживания связей. Современные информационно-коммуникационные сети дают возможность даже малым группам присутствовать в информационном пространстве. Причем члены группы могут находиться на расстоянии друг от друга и даже в разных странах, что нисколько не будет мешать их объединению. Развиваются  новые технологии, которые формируют качественно новый подход к сбору, обработке и передаче информации.

Стремительно развивающиеся телекоммуникационные технологии, усиление роли знаний и, как следствие, резкое увеличение оборота информации стали причиной, так называемой, «информационной революции», результатом которой можно считать появление нового типа общества.  Так называемое «информационное общество» стало определяющей категорией конца XX – начала XXI веков. Само по себе введение в оборот данного понятия говорит о том, что, по мнению ученых, изменения, происходящие в мире, не ограничатся развитием новых информационно-коммуникационных технологий и изменением отношения к информации, а приведут к коренным изменениям во всех сферах общества

 В связи с тем, что переход  к новому информационному обществу  становится приоритетным направлением  реформирования большинства развитых и многих развивающихся стран, весьма актуальным стал вопрос о разработке основ государственной информационной политики. В современном мире эффективное управление информацией становится залогом успешной деятельности государства в других сферах общественной жизни.

Меняется мировое информационное пространство и государство вынуждено  приводить свою информационную политику в соответствие с новыми реалиями. Важно рассмотреть, как государство  отвечает на запросы современного мира, какие технологии использует при этом. Меняется местоположение государства в информационном пространстве. Государство вступает в конкурентную борьбу с другими структурами, которые зачастую опережают государство, так как они более коммерциализированны. Особую роль играют в данном процессе государственные органы, являясь частью государства, его подструктурой, они становятся основными субъектами государственной информационной политики.

Каждая страна по-своему осуществляет переход к информационному обществу, в России этому процессу присуща  своя специфика. Многие ученые подчеркивают особенное значение этого вопроса для нашей страны, так как Российская Федерация оказалась неготовой к новому витку цивилизации, в отличие от стран, где формирование информационного общества стало закономерной  фазой развития  и имеет необходимые предпосылки.

 

Степень разработанности  вопроса в литературе.

Что касается степени разработанности  темы государственной информационной политики в литературе, то можно  сказать, что существует большое  количество работ, посвященных данной проблематике. Не только ученые, но и политики, журналисты проявляют интерес к освещению данного вопроса в своих публикациях. Это вполне закономерно в свете тех изменений, которые происходят в мире.

В последние годы социальные науки  индустриальных стран сильно изменились. Либерализация рынков телекоммуникаций, стремительное развитие Интернета и сопутствующая подобному развитию информатизация науки и общества свидетельствуют о становлении информационного общества.

Изменение значения информации и  коммуникационных процессов в мире привлекли внимание научного сообщества к необходимости регулирования этих процессов. Главную роль в подобном регулировании, вполне естественно, играет государство и его органы. Таким образом, на первый план выходят вопросы развития государственной информационной политики.

Ряд вопросов, связанных с проблемами информационной политики государства  изучены достаточно подробно, как  в отечественной, так и в зарубежной науке. Но существует ряд тем, которые  до сих пор не привлекают внимания ученых.

Большое внимание уделяется общей  природе политических коммуникаций, их особенностям. Также учеными рассматриваются  различные аспекты государственной  информационной политики.

 Здесь наиболее обсуждаемым  является вопрос о необходимости  проведения целенаправленной информационной политики. Как полагает большинство авторов, становление нового типа общества обусловлено переходом человечества на качественно новый уровень использования информации и коммуникаций. Появляются новые возможности, преодолеваются новые рубежи. Но, вместе с тем, дают о себе знать и новые, неактуальные ранее проблемы. В условиях функционирования свободных рыночных отношений эти проблемы не только не решатся сами собой, но и усугубятся под воздействием различных факторов. В данной ситуации становится очевидной необходимость вмешательства государства.

Другие ученые видят в государстве  своеобразного рулевого, который  помогает обществу адаптироваться к  новому информационному пространству. В условиях избытка информации людям  все сложнее выбрать для себя какие-либо ориентиры, идеалы. Сейчас большинство людей имеют доступ к такому количеству информации, которое они не только не способны переработать, но даже не могут воспринять. Причем выбор из огромного объема доступной информации той, которая требуется, становится с каждым днем все более трудным и случайным. Поэтому, государство должно обеспечить некие ориентиры, рамки, которые позволят обществу ориентироваться в бесконечном море информации.

Понимая необходимость  государственного регулирования информационной сферы как такового, многие ученые опасаются, что подобные действия могут перерасти в ограничение демократии в целом и отдельных свобод гражданского общества в частности (свобода слова, свобода на получение информации, свобода СМИ и т.д.).

Помимо этого большое  внимание уделяется социокультурной  составляющей государственной информационной политики, а также отдельным способам ее проведения (таким как пропаганда, реклама и т.д.).

Особо освещается в российской и зарубежной литературе деятельность PR-служб, основные методы и технологии связей с общественностью. Развитие данной науки в последнее время также является последствием глобальных изменений в информационной среде.

Но при этом надо заметить, что  непосредственно деятельность государственных органов по проведению государственной информационной политики освещена достаточно мало. Например, до сегодняшнего дня не существует специальных работ, которые были бы посвящены роли Совета Федерации в государственной информационной политике. 

Таким образом, можно сказать, что  при общем обилии литературы, посвященной  различным аспектам информационной политики, при широком освещении  проблем становления информационного  общества очень мало значения уделяется  анализу и описанию конкретных действий, предпринимаемых органами государственной власти для реализации данной политики.

Объект и  предмет исследования.

Объектом работы является информационная политика Совета Федерации в условиях модернизации российского общества, его место и роль в проведении государственной информационной политики Российской Федерации.

Предмет исследования – основные методы, формы и технологии осуществления  информационной политики Совета Федерации.

Совет Федерации, будучи федеральным  органом государственной власти, является одним из основных субъектов информационной политики. С одной стороны, его члены участвует в разработке и утверждении законопроектов, направленных на регулирование данной сферы, с другой -  Совет Федерации сам в своей деятельности руководствуется данными нормативными актами, а деятельность Пресс-службы верхней палаты Федерального Собрания  должна вписываться в общегосударственную концепцию развития информационной политики в России.

 

Цель исследования.

 Главной целью данной работы  является демонстрация места  и роли Совета Федерации в формировании общегосударственной информационной политики.

 В соответствии с поставленной  целью предполагается решение  следующих задач:

    • Критически проанализировать имеющиеся трактовки информационной политики и уточнить это понятие в современных условиях;
    • вычленить особенности  деятельности Совета Федерации ФС РФ в процессе налаживания политических коммуникаций с обществом, структурами власти и средствами массовой информации;
    • Раскрыть основные механизмы и технологии функционирования Пресс-службы Совета Федерации ФС РС;
    • Теоретически описать реальные проблемы и потенциальные осложнения в формировании информационной политики Совета Федерации ФС РФ;
    • Обобщить итого современной деятельности Совета Федерации ФС РФ по формированию информационной политики, определить критерии ее эффективности.  

Глава 1. Информационная политика в деятельности современного государства

«Информация - сведения о лицах, предметах,

 фактах, событиях, явлениях и  процессах 

независимо от формы их представления»1

1. Становление нового информационного порядка

Еще в 1980 году Э. Тоффлер написал  книгу «Третья волна»2. В этой работе он, говоря об изменениях, происходящих в мире, выделяет «технологические волны» развития цивилизации, которые сменяли друг друга. «Первая волна» соответствует аграрной цивилизации, «Вторая» – индустриальной, а в фазе «Третьей», технологической волны, которая как раз приходится на настоящее время, ключевым продуктом становится информация.

Спустя два десятилетия к  теме  так называемой «информационной революции» 3 обращаются многие ученые. В основе этой революции лежит, с одной стороны, значительное возрастание роли информации и знаний в современном обществе, с другой стороны, развитие новейших технологий сбора, обработки и распространения информации.

Важным рубежом в формировании информационного общества по праву  считается саммит стран «большой восьмерки», прошедший в июле 2000 года на Окинаве. На этом саммите была принята «Окинавская Хартия Глобального  Информационного Общества»4. Данный документ официально обозначил роль, которую играют информационные технологии в жизни современного общества. «Информационно-коммуникационные технологии, - утверждается в документе. – являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества двадцать первого века. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества». Важным последствием принятия Хартии стало признание необходимости дальнейшей разработки планов и стратегий развития данной области, как на международном, так и на национальном уровне. 

В книге «Власть в обществе и  информационная политика» говорится  о том, что для настоящего периода  развития мирового сообщества характерно повышение роли информации во всех сферах деятельности. Уровень достоверности, полноты и своевременности используемой информации определяет развитие личности, общества, государства. «Без необходимого информационного обеспечения сегодня невозможно принятие эффективных решений на всех уровнях управления и в реальной жизни каждого гражданина»5

В отношении трактовки информационного  общества существует множество мнений. Например, М.С. Вершинин, обобщая в  своей книге «Политическая коммуникация в информационном обществе» различные  подходы, выделяет следующие особенности информационного общества:

Информация о работе Информационная политика Совета Федерации Федерального Собрания РФ в условиях модернизации российского общества