Совет Федерации РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 09:00, реферат

Описание работы

Актуальность темы работы обусловлена тем, что Парламент Российской Федерации, выступая официальным представительным органом именно многонационального государства, формирует и выражает волю избирателей России и национальных субъектов Федерации. С наибольшей наглядность это качество проявляется в утверждении изменения границ между субъектами Российской Федерации, решении вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, назначении на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации.
Цель работы - изучить статус и внутреннюю структуру палаты Федерального Собрания РФ – Совета Федерации РФ.

Содержание

Введение 3
1 Исторические аспекты становления российского парламента 5
2 Внутренняя организация и порядок формирования Совета Федераций Федерального Собрания Российской Федерации 9
3 Полномочия Совета Федерации Федерального Собрания Российской 17
Заключение 24
Список источников и литературы 26

Работа содержит 1 файл

Совет Федерации контрольная.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

 
 

     В соответствии с концепцией разделения властей особое место среди ветвей государственной власти принадлежит законодательной.

     Законодательная власть осуществляется, прежде всего  общегосударственным представительным органом, который может называться по-разному (национальное собрание, народное собрание, конгресс, меджлис и т.д.), но за которым утвердилось обобщенное название — парламент.

     Термин  «парламент» происходит от английского  «Parlament», который обязан своим рождением  французскому глаголу parler – говорить1. Институт парламента имеет многовековую историю. Первые парламенты (английский парламент, испанские кортесы) возникли еще в XII—XIII вв. Однако история современного парламента как общенационального представительного учреждения, отличного от сословных представительных учреждений времен феодализма, начинается с эпохи буржуазных революций, после победы которых парламент становится важнейшим органом государства. Именно тогда оформился и получил распространение парламентаризм — особая система государственного руководства обществом, которая характеризуется разделением труда законодательного и исполнительного при существенной политической и идеологической роли парламента.

     Парламент — высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов, осуществляющий контроль над деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц.

     Актуальность  темы работы обусловлена тем, что  Парламент Российской Федерации, выступая официальным представительным органом именно многонационального государства, формирует и выражает волю избирателей России и национальных субъектов Федерации. С наибольшей наглядность это качество проявляется в утверждении изменения границ между субъектами Российской Федерации, решении вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, назначении на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации.

     Цель  работы - изучить статус и внутреннюю структуру палаты Федерального Собрания РФ – Совета Федерации РФ.

     Исходя  из поставленной цели, автор ставит перед собой следующие задачи:

     - определить статус Федерального  Собрания РФ;

     - изучить полномочия Совета Федерации  и Государственной Думы;

     - определить порядок формирования  Совета Федерации.

     Среди авторов, посвятивших в своих  работах место данному вопросу  и использованных при написании курсовой работы, хотелось бы особо отметить Авакьяна С.А., Козлова Е.И., Кутафина О.Е., Медушевского А.Н., и Шаклеина Н.И.

     Работа написана на основе изучения и анализа специальной юридической литературы, Конституции РФ и иных нормативных актов.

 

  1 Исторические аспекты становления российского парламента

 
 

     Парламент как государственно-правовой институт имеет многовековую историю. Первые парламенты (английский парламент, испанские  кортесы) возникли еще в XII - XIII веках. Однако история современного парламента как общенационального представительного учреждения, отличного от сословных представительных учреждений времен феодализма, начинается с эпохи буржуазных революций, после победы которых парламент становится важнейшим органом государства. Именно тогда оформился и получил распространение парламентаризм - особая система государственного руководства обществом, которая характеризуется разделением труда законодательного и исполнительного при существенной политической и идеологической роли парламента.

     Парламент и парламентаризм - понятия взаимосвязанные, но не равнозначные. Парламентаризм не может существовать без парламента. В то же время парламент может существовать без важнейших элементов парламентаризма, которые могут быть утрачены. К числу этих важнейших элементов парламентаризма относятся, прежде всего разделение властей, представительность и законность2.

     Каждая  страна по-своему шла к парламентаризму. Рождение парламентских форм в России растянулось на многие века. Еще в глубокой древности существовали совещательные органы при князьях. Затем появилось вече как форма принятия коллегиальных решений, Земские соборы, Боярская дума.

     Первый  российский парламент был учрежден лишь в начале XX в. Понадобилось несколько столетий чтобы смысл и традиции западноевропейского парламентаризма начали свое становление в России.

     В начале XX в. под мощным давлением  либерально-оппозиционных и радикальных сил монархическое правительство было вынуждено согласиться на некоторое «обновление» государственного строя. Но дело его модернизации оказалось в руках тех кругов, для которых введение институции и парламентаризма означало утрату ими политического всевластия. Естественно, что император и особы, «приближенные к императору», разрабатывали проекты учреждения представительного органа в России с учетом прежде всего собственных интересов. Вот почему рождение Государственной думы происходило в тяжелых муках, в условиях использования любых возможностей власть имущими для торможения этого процесса.

     Начальный этап данного пути связан с принятием Манифеста «Об учреждении Государственной думы» 6 августа 1905 г.3, Положения о выборах в Государственную думу4. Манифест объявлял, что «Государственная дума учреждается для предварительной разработки и обсуждения законодательных предложений, восходящих, по силе основных законов, через Государственный совет, к Верховной самодержавной власти (п. 1)». Таким образом, в России была создана законосовещательная Государственная дума при сохранении самодержавного правления.

     Следующим шагом стало принятие Манифеста от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка»5. Из совещательного органа, как устанавливалось Законом от 6 августа 1905 г., Дума становилась законодательным органом.

     В делах законодательства Государственный  совет и Государственная дума пользовались равными правами (п. 64). В случае если между Государственным советом и Думой возникают разногласия, последние разрешаются согласительной комиссией6.

     Наряду  с законодательной инициативой  императора не исключалась и законодательная инициатива обеих палат. Законодательная инициатива Думы была строго ограничена, право подготовки законопроектов принадлежало только правительству, лишь в случае отказа правительства готовить законопроект, предложенный Думой, последняя могла сама начать эту работу в своих комиссиях. Но и в этих случаях ее работа контролировалась исполнительной властью, ибо Дума могла пользоваться данными исключительно из правительственных источников.

     К предметам ведения Государственной  думы относились: все законопроекты (кроме тех, которые касались изменения Основных государственных законов); бюджет; отчет Государственного Контроля7.

     11 декабря 1905 года был издан закон  о выборах в Государственную  думу. Сохранив куриальную систему, установленную при выборах в Булыгинскую думу, закон прибавил к ранее существовавшим землевладельческим, городским и крестьянским куриям рабочую курию и несколько расширил состав избирателей по городской курии.

     Государственный совет – в 1906-1917 годах высшее на ряду с Государственной думой, законодательное (верхняя палата первого российского парламента), а до этого с 1810 по 1906 годы – высшее законосовещательное учреждение Российской империи.

     Государственный совет включал: 1-й департамент  – рассмотрение дел по административным, гражданским и судебным вопросам; 2-й департамент – по отчётам финансово-кредитных учреждений и дел о строительстве железных дорог, об отводе и продаже участков казённых земель; Государственную канцелярию; Финансовую комиссию (1907-1917 годы) для предварительного рассмотрения проектов государственной росписи доходов и расходов, смет и чрезвычайных расходов; Особое присутствие по делам о принудительном отчуждении недвижимых имуществ и вознаграждении их владельцев (1905 -1917 годы).

     Государственный совет состоял из равного числа  назначаемых императором членов и выборных членов. Министры присутствовали на его заседаниях по должности, но голосовать имели право, только являясь членами Государственного совета. Члены Государственного совета по Высочайшему назначению увольнялись исключительно по их личной просьбе.

     После Февральской революции ни Государственная  Дума, ни Государственный Совет не возобновляли свою работу. Февраль 1917 года стал завершением краткой истории развития российских парламентских традиций в начале XX века.

 

2 Внутренняя организация и порядок формирования Совета Федераций Федерального Собрания Российской Федерации

 
 

     Порядок деятельности Совета Федерации, его  органов и должностных лиц  определяется Конституцией РФ, федеральными законами, Регламентом Совета Федерации, принятым Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, и решениями Совета Федерации.

     Согласно  Регламенту Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации8, деятельность Совета Федерации основывается на принципах коллективного свободного обсуждения и решения вопросов. Заседания Совета Федерации проводятся открыто, но палата вправе проводить и закрытые заседания. Совет Федерации избирает тайным голосованием из своего состава Председателя и Заместителя Председателя Совета Федерации. Кроме того, для обеспечения оперативного и коллегиального обсуждения неотложных вопросов деятельности Совета Федерации, связанных с его постоянным функционированием, создается такой постоянно действующий коллегиальный орган, как Совет Палаты.

     Согласно  ст.101 Конституции РФ, ст. 26 Регламента, Совет Федерации образует комитеты и комиссии из числа членов палаты, являющиеся постоянно действующими органами палаты.

     Совет Федерации образует комитеты Совета Федерации из числа членов палаты. Комитеты Совета Федерации являются постоянно действующими органами палаты.

     Совет Федерации образует постоянные комиссии и может создавать временные  комиссии из числа членов палаты. Постоянные комиссии Совета Федерации являются постоянно действующими органами палаты.

     Комитеты  и постоянные комиссии Совета Федерации образуются для разработки базовых, концептуальных предложений по реализации конституционных полномочий Совета Федерации, предварительного рассмотрения одобренных Государственной Думой и переданных на рассмотрение Совета Федерации проектов законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, принятых Государственной Думой и переданных на рассмотрение Совета Федерации федеральных законов, а также других вопросов, отнесенных к ведению Совета Федерации Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами.

     Временные комиссии создаются Советом Федерации  для решения конкретной задачи и (или) на определенный срок. Создание временной комиссии согласовывается с комитетом (комиссией) Совета Федерации, в вопросы ведения которого входит вопрос ведения этой временной комиссии9. Решение Совета Федерации о создании временной комиссии оформляется постановлением Совета Федерации. В постановлении Совета Федерации указываются конкретная задача, для решения которой создана временная комиссия Совета Федерации, ее полномочия, срок деятельности и состав.

     В состав временной комиссии Совета Федерации  могут входить Председатель Совета Федерации, заместители Председателя Совета Федерации10.

     Совет Федерации принимает решение  о прекращении деятельности временной  комиссии Совета Федерации по истечении  срока, на который она была создана, и (или) по выполнении возложенной на нее задачи.

     Комитет, комиссия Совета Федерации:

     а) разрабатывает и предварительно рассматривает законопроекты и  поправки к законопроектам по вопросам своего ведения (в том числе в  порядке реализации права законодательной  инициативы Совета Федерации), а также  проекты иных нормативных правовых актов и поправки к ним;

Информация о работе Совет Федерации РФ