Совет Федерации РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 09:00, реферат

Описание работы

Актуальность темы работы обусловлена тем, что Парламент Российской Федерации, выступая официальным представительным органом именно многонационального государства, формирует и выражает волю избирателей России и национальных субъектов Федерации. С наибольшей наглядность это качество проявляется в утверждении изменения границ между субъектами Российской Федерации, решении вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, назначении на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации.
Цель работы - изучить статус и внутреннюю структуру палаты Федерального Собрания РФ – Совета Федерации РФ.

Содержание

Введение 3
1 Исторические аспекты становления российского парламента 5
2 Внутренняя организация и порядок формирования Совета Федераций Федерального Собрания Российской Федерации 9
3 Полномочия Совета Федерации Федерального Собрания Российской 17
Заключение 24
Список источников и литературы 26

Работа содержит 1 файл

Совет Федерации контрольная.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

     В соответствии с ч.5 ст. 101 Конституции  Российской Федерации Совет Федерации  и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации»20.

     В соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»21 Совет Федерации рассматривает предложения Президента Российской Федерации и готовит заключение о назначении или отзыве дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

     Порядок деятельности Совета Федерации, его  органов и должностных лиц  определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Регламентом Совета Федерации, принятым Советом Федерации, и решениями Совета Федерации.

     Совет Федерации избирает из своего состава  Председателя Совета Федерации и его заместителей (ч.1 ст.101 Конституции РФ которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты (ч.2 ст.101 Конституции РФ). Совет Федерации образует комитеты и комиссии, проводят парламентские слушания по вопросам своего ведения (ч.3 ст.101. Конституции Российской Федерации).

       Заседания Совета Федерации проводятся открыто, на гласной основе и освещаются средствами массовой информации. Совет Федерации может принять решение о проведении закрытого заседания, если предложение об этом внесено Президентом РФ, Председателем Правительства РФ, председательствующим на заседании палаты, комитетом, комиссией Совета Федерации или группой членов Совета Федерации численностью не менее 25 человек.

     На  заседаниях Совета Федерации предусматриваются  следующие основные виды выступлений: доклад; содоклад; заключительное слово по обсуждаемому вопросу; выступление кандидата на выборную (назначаемую) должность; выступление в прениях; выступление по обсуждаемой кандидатуре; выступление по мотивам голосования; выступление по порядку ведения заседания; предложение; справка; информация; заявление; обращение.

     Решения Совета Федерации принимаются открытым или тайным голосованием. Голосование считается состоявшимся, если число членов Совета Федерации, присутствующих на заседании палаты, не меньше числа членов Совета Федерации, необходимого для принятия решения. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации.

     Результаты  голосования по всем вопросам вносятся в протокол и включаются в стенограмму заседания Совета Федерации22.

     В соответствии с ч. 3 ст. 101 Конституции РФ Совет Федерации по вопросам своего ведения проводит парламентские слушания. По решению Председателя Совета Федерации, Совета палаты, комитетов, комиссий Совета Федерации в Совете Федерации могут проводиться «круглые столы» и иные мероприятия, связанные с законодательной деятельностью Совета Федерации. Кроме того, в Совете Федерации могут проводиться пресс-конференции Председателя Совета Федерации и его заместителей; могут создаваться рабочие группы с привлечением членов Совета Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, а также ученых и других специалистов с правом их выезда в субъекты РФ; экспертные советы на общественных началах; консультативные советы из числа членов Совета Федерации.

     Заседание Совета Федерации считается правомочным, если на нем присутствует более половины от общего числа членов палаты. Члены Совета Федерации обязаны присутствовать на его заседаниях.

     Первоочередному рассмотрению на заседании Совета Федерации подлежат послания и обращения Президента РФ; поправки к гл. 3-8 Конституции РФ, проекты федеральных конституционных законов, одобренных Государственной Думой, федеральные законы, принятые Государственной Думой и подлежащие обязательному рассмотрению в Совете Федерации; проекты постановлений Совета Федерации по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией РФ (ч.1 ст. 102); предложения о пересмотре положений гл.1, 2, и 9 Конституции РФ; предложения о направлении запросов в Конституционный Суд РФ, федеральные законы, принятые Государственной Думой, по вопросам ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации.

     Также к совместному ведению Государственной  Думы и Совета Федерации относится реализация процедуры отрешения от должности Президента Российской Федерации (ст.93 Конституции РФ).

     Обязательному рассмотрению в Совете Федерации (ст. 106 Конституции РФ) подлежат принятые Государственной Думой федеральные  законы по вопросам:

     а) федерального бюджета;

     б) федеральных налогов и сборов;

     в) финансового, валютного, кредитного, таможенного  регулирования, денежной эмиссии;

     г) ратификации и денонсации международных  договоров Российской Федерации;

     д) статуса и защиты государственной  границы Российской Федерации;

     е) войны и мира.

     В соответствии с ч.4 ст.105 Конституции  РФ федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

     Принятый  федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования (ч.1 ст. 107 Конституции РФ).

     В случае наложения вето Президентом  РФ на федеральный закон, Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривает данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию (ч.3 ст.107 Конституции Российской Федерации).

     Как субъект права законодательной  инициативы Совет Федерации имеет  самые широкие возможности. Прежде всего, сюда относится право внесения в Государственную Думу проектов федеральных и федеральных конституционных законов (которым наделены как Совет Федерации в целом, так и отдельные его члены), а также предложений о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации, в том числе – в виде проектов законов Российской Федерации о внесении поправок в Конституцию (от имени палаты в целом или от группы численностью не менее одной пятой ее членов). Здесь следует также учитывать, что аналогичными правами наделены законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации.

     Другой  важной формой проявления права законодательной  инициативы Совета Федерации является внесение поправок к тексту законопроекта во время его рассмотрения Государственной Думой. Все перечисленные выше представители интересов субъектов Российской Федерации вправе вносить в Государственную Думу предложения и замечания по концепции законопроекта при его рассмотрении в первом чтении, а также поправки к тексту при рассмотрении законопроекта во втором чтении.

     Кроме того, члены Совета Федерации и  официальные представители законодательных органов субъектов Российской Федерации могут принимать участие в работе комитетов Государственной Думы при подготовке законопроектов к рассмотрению этой палатой Федерации

 

Заключение

 

     Таким образом, Конституция РФ закрепила  наличие парламента РФ - Федерального Собрания. Она предпочла принципу равенства палат принцип верхней и нижней палат. В Конституции возможности парламента как бы ограничены двумя функциями - представительства народа и законотворчества. На самом деле Федеральное Собрание и его палаты осуществляют и другие функции - участвуют в высшем руководстве делами страны, формировании ряда государственных органов и назначении определенного круга должностных лиц, в парламентском контроле.

     В заключении хотелось бы отметить следующие  положения:

     Во-первых, как орган народного представительства Федеральное Собрание представляет различные слои населения, а также субъекты РФ. Тем самым Федеральное Собрание олицетворяет волю всего народа России, представительство его общих интересов и специфических интересов различных социальных, территориальных, национальных, профессиональных и иных коллективов.

     Во-вторых, парламент выполняет общегосударственную  законодательную функцию. Федеральное  Собрание принимает федеральные  конституционные законы, федеральные  законы и законы о поправках к  Конституции РФ, которые выражают согласованную волю народа и обладают, после Конституции, высшей юридической силой.

     В-третьих, Федеральное Собрание, его палаты осуществляют решающее участие в  верховном руководстве делами государства. Правда, ч. 3 ст. 80 Конституции РФ гласит, что Президент РФ «определяет основные направления внутренней и внешней политики государства». Однако в этой же статье говорится, что он делает это в соответствии с Конституцией и федеральными законами, а такие законы принимает парламент. Парламент утверждает государственный бюджет, дает согласие на введение чрезвычайного положения, участвует в решении вопросов, связанных со статусом субъектов РФ, обсуждает основные проблемы различных сфер жизни общества и принимает соответствующие решения.

     В-четвертых, Федеральное Собрание формируют или участвуют в формировании, назначении или освобождении от должности других высших и центральных органов государства, должностных лиц.

     Введенное с 1 января 2011 года изменение порядка формирования Совета Федерации направлено на усиление права гражданина Российской Федерации участвовать в управлении делами государства через своих представителей (часть 1 статьи 32 Конституции РФ). Каждый сенатор теперь будет обязан проходить через электоральные процедуры в своем регионе и, соответственно, будет гораздо крепче привязан к субъекту, который он представляет в верхней палате российского парламента. Таким образом и достигается "частичная" выборность членов Совета Федерации, ведь, прежде чем попасть в верхнюю палату российского Парламента, чиновник должен будет сначала заручиться поддержкой избирателей в регионе.

     Совмещение  мандатов члена Совета Федерации  и мандата члена законодательного органа субъекта будет повышать ответственность  сенаторов перед населением. 

 

Список источников и литературы

 
      
  1. Российская  Федерация. Конституция 1993. Конституция  Российской Федерации [Текст]: [принята 12.12.1993 г.] // Российская газета. – 1993. – 25 декабря
  2. Федеральный закон от 08.05.1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – № 2. – Ст. 74.
  3. Федеральный закон от 05.08.2000 г. № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» [Текст]// Собрание законодательства Российской Федерации – 2000. – № 32. – Ст. 3336.
  4. Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [Текст]// Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 24. – Ст. 2253.
  5. Федеральный закон от 18.05.2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» [Текст]// Собрание законодательства Российской Федерации. – 2005. – № 21. – Ст. 1919.
  6. Указ Президента РФ от 22.06.2004 г. № 792 «О полномочных представителях Президента Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации» [Текст]// Собрание законодательства Российской Федерации. – 2004. – № 26. – Ст. 2651.
  7. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30.01.2002 г. № 33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» [Текст]// Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 7. – Ст. 635.
  8. Абрамова А.И. Взаимодействие палат российского парламента в современном законодательном процессе [Текст]// Журнал российского права. – 2008. - № 7. – С. 6 – 13.
  9. Авакьян С.А. Совет Федерации: эволюция и перспективы [Текст] // Федерализм. – 2003. – № 1. – С. 17 – 23.
  10. Авакьян С.А. Проблемы централизма, демократии, децентрализации в современном государстве: конституционно-правовые вопросы [Текст]// Централизм, демократия, децентрализация в современном государстве: конституционно-правовые вопросы. Материалы Международной научной конференции. Москва, 7 – 9 апреля 2005 г. / Под ред. С.А. Авакьяна. – М.: ТК «Велби», 2006.
  11. Баглай, М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации [Текст]: Учебник для юридических вузов и факультетов – М.: Изд. группа ИНФРА. М - КОДЕКС, 2008.
  12. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов [Текст] – М.: НОРМА, 2007.
  13. Гранкин И.В. Конституционно-правовое регулирование формирования палат Федерального Собрания РФ и пути его совершенствования [Текст]// Журнал российского права. – 2005. – № 8. – С. 14 – 20.
  14. Исаев И.А. Велби Т.К. История государства и права России [Текст] – М.: Проспект, 2008.
  15. Карапетян Л.М. Конституция и партийно-политическая избирательная система в России [Текст]// Конституционное и муниципальное право. – 2006. – № 2. – С. 36 – 39.
  16. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России [Текст] – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008.
  17. Конституционное право России. Учебник [Текст]/ Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. – М.: НОРМА, 2008.
  18. Конституционное право России. Учебник [Текст]/ Под ред. Г.Н. Комковой. – М.: Юристъ, 2006.
  19. Кириченко П.Н. Представительный характер Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Дис. ... канд. юрид. наук. [Текст] – М., 2005.
  20. Князев С.Д., Арановский К.В. Политическое представительство и выборы: публично-правовая природа и соотношение [Текст]// Конституционное и муниципальное право. – 2007. – № 16. – С. 34 – 39.
  21. Конституционное право России. Учебник [Текст]/ Под ред. А.Е. Постникова, В.Д. Мазаева, Е.Е. Никитиной. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008.
  22. Малышева О.Г. Государственная дума. Энциклопедия государственного управления в России: В 4 т. Том I. А-Е. [Текст]/ Под общ. ред. В.К. Егорова. Отв. ред. И.Н. Барциц. – М.: Изд-во РАГС, 2004.
  23. Медушевский А.Н. Совет Федерации в российской системе разделения властей: норма, реальность, перспективы развития [Текст]// Совет Федерации: Эволюция статуса и функции / Отв. ред. Л.В. Смирнягин. – М.: Институт права и публичной политики, 2003.
  24. Ныркова Т.Ю., Петрова Н.А. К вопросу об изменении порядка формирования Совета Федерации [Текст]// Конституционное и муниципальное право. – 2009. – № 9. – С. 41 – 46.
  25. Чиркин В.И. О новом порядке выборов в Государственную думу России [Текст]// Право и политика. – 2005. – №1(61). – С. 8 – 12.
  26. Шаклеин Н.И. Из истории российского парламентаризма [Текст]// История государства и права. – 2008. – № 19. – С. 7 – 11.
  27. Шеховцов В.А. Развитие парламентаризма в России. Учебно-методический комплекс. Книга первая. Учебник. [Текст] – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2005.

Информация о работе Совет Федерации РФ