Автор: Александр Кондратьевич Паршин, 19 Июля 2010 в 18:31, курсовая работа
Выборы - необходимый признак демократического правового государства. В условиях становления и развития в России демократического правового государства народовластие, которое в советский период было одним из формальных институтов государства, ныне превратилось в реальную конституционную основу всей российской государственности, механизм ее реформирования и дальнейшего развития. От решения избирателей, определяющих путем выборов конкретный состав представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также партийную принадлежность и связанный с ней дальнейший политический курс выборных органов федерального, регионального и местных уровней, в значительной степени зависит общее направление движения страны на обозримый период.
Введение 4
1. и избирательное право РФ 4
1.2. Принципы избирательного права 4
1.3.Гарантии избирательных прав граждан. 4
1.4.Реализация избирательного права 4
1.5.Ответственность за нарушение избирательных прав граждан 4
2.Избирательная система 4
2.1.Мажоритарная система 4
2.2. Пропорциональная система 4
2.3.Смешанная (мажоритарно - пропорциональная) избирательная система 4
2.4. Референдум 4
Заключение 4
Глоссарий 4
Список литературы 4
Приложение-1 4
Приложение-2 4
Приложение-2 4
Федеральными законами определены основные гарантии права граждан на участие в референдуме субъекта Российской Федерации, сформулированные применительно к основным стадиям подготовки и проведения референдума субъекта Российской Федерации: назначение референдума субъекта Российской Федерации, формирование комиссий референдума, составление списков участников референдума, финансирование референдума, обжалование нарушений права на участие в референдуме, а также к целому ряду других процедур, применяемых при проведении референдума субъекта Российской Федерации.
Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на проведения референдума граждан Российской Федерации» регулирует порядок проведения местных референдумов. Решение, принято на местном референдуме, является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Оно может быть отменено или изменено принятием иного решения на местном референдуме не ранее чем через два года после его принятия либо признано недействительным в судебном порядке (ст. 61). Некоторые субъекты Российской Федерации предусмотрели возможность проведения местных консультативных референдумов. Решения, принимаемые на таких референдумах, имеют рекомендательное, консультативное значение для органов государственной власти и органов местного самоуправления, а порядок их назначения и проведения устанавливается законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований.
Играя важную роль в регулировании местных референдумов, уставы муниципальных образований, тем не менее, не является источником законодательства о местном референдуме, так как не является избирательным законодательным актом.
Особо важным для понимания природы конституционной демократии и Правового регулирования избирательного процесса положения статьи 32 Конституции Российской Федерации, устанавливающие политическое субъективное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Для сохранения и развития институтов политической демократии существенное значение имеет конституционная норма, запрещающая издавать законы, отменяющие или умоляющие права и свободы человека и гражданина, которые могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо для защиты конституционного строя. Классическое определение демократической государственности признаёт в качестве её атрибутного признака наличия государственных органов, избираемый гражданами на определённый срок. Решение всего комплекса вопросов воспроизводства и ротации выборных институтов власти через избирательный процесс связано с соблюдением ряда основных политико-правовых принципов.
И хотя указанные признаки парламентарной демократии относятся к опыту функционирования и развития институтов классической модели организации публичной власти, в своих исходных определениях они имеют общее значение и смысл, поскольку основу любой демократической политической системы составляет единство принципов представительности общественных интересов и выборности их полномочных представителей.
В них обнаруживает себя действительная природа взаимоотношений между обществом и государством, гражданином и властью как двумя конституционными элементами любой политической системы. Выборы и демократия – хотя и взаимосвязанные, но не совпадающие категории. Историческая практика знает множество примеров использования выборов ситуациях не предполагающих ротацию и передачу власти по итогам голосования, Демократическое, свободное, открытые и конкурентные выборы – итог длительной эволюции социальных, политических и правовых институтов. В современных условиях перехода к системе политической демократии, для которой волеизъявление граждан на выборах является исходным условием легитимности власти, непрерывности, сменяемости и преемственности в деятельности выборных государственных институтов, сама возможность перехода находится в прямой зависимости от последовательного освоения и безусловного соблюдения политических и правовых принципов организации и проведения выборов, культивирование навыков демократического участия граждан в избирательном процессе и понимания ими социального значения периодически проводимых избирательных компаний.
Традиционный взгляд на выборы как формальную процедуру формирования органов публичной власти является ограниченным и не полным в ситуации, когда выборы превращаются в институт народовластия, способ реализации политической правосубъектности граждан, конституционную основу государственного строя. В этом контексте реальное содержание и разнообразие функции выборов могут быть предметно раскрыты и определены в систему таких взаимосвязанных категорий, как избирательное право, избирательная система и избирательный процесс. Конституционное государство базируется на народном суверенитете, который составляет одну из важнейших его основ. Между тем носитель этого суверенитета - народ - состоит из граждан, от которых, в конечном счете, и исходит вся власть.
Одной из важных характерных черт правового государства является наличие развёрнутых юридических процедур, рассчитанных на любые ситуации, с которыми могут столкнуться граждане.
Демократи-ческое государство | Государство,
которое характеризуется |
Конститу-ционное право | отрасль российского права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих основы конституционного строя РФ, статус человека и гражданина, федеративное устройство, систему органов государственной власти и органов местного самоуправления |
Непосредст-венная демократия | форма непосредственного волеизъявления народа или каких либо групп населения, выражается путём референдума, участия в выборах, сходах, собраниях и т.п. |
Защита прав и свобод | недопущение правовыми и организационными методами и средствами нарушения прав и свобод человека или восстановление уже нарушенных |
Гарантия основных прав и свобод | условия и средства, которые обеспечивают реализацию основных прав и свобод гражданина |
Правовое государство | конституционное государство, которое является практическим воплощением идеи правового государства |
Конституция РФ | единый, обладающий особыми юридическими свойствами правовой акт, посредством которого утверждаются основные принципы устройства общества и государства, определяются субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепляются охраняемые государством права гражданского общества, человека и гражданина |
Выборы | процедура формирования государственных органов или органов местного самоуправления, которая осуществляется посредством голосования управомоченных лиц при условии, что на каждый мандат могут претендовать два или более кандидатов |
Референдум | всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни |
Права гражданина | права свободы человека и гражданина, закреплены за лицом только в силу его принадлежности к конкретному государству |
ЦИК | центральная избирательная комиссия, орган, регистрирующий кандидатов на выборы и осуществляющий контроль за правомерностью проведения выборов |
1. Архипова Т .Г. Государственность современной России. - М: РГГУ, 2003. С. 131-132.
2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М: Юристъ, 2000. С. 121.
3. Козлова Е.И. Конституционное право России. - М: Юристъ, 2000. С. 347-348.
4. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации // Под ред. А.А. Вешнякова. - М: Норма, 2003. С. 564-565.
5. Соловьев А.И. Политология. Политические теории, политические технологии. - М: Аспект-Пpecc, 2001. С. 345 - 346.
6. Постников А.Е. Актуальные направления развития избирательного законодательства // Журнал российского права. 2004. №11. С. 17-18.
8. Игнатенко А.В. Юридическая ответственность за нарушение избирательного законодательства. - М: Российский центр обучения избирательным технологиям при ЦИК РФ, 1999. С. 64 - 65.
9. Чиркни В.Е. Оптимальная избирательная система для России//Журнал
российского нрава. 2004. №11. С. 17.
10. Миронов Н.М. Выборы в Государственную Думу: реалии и нововведения // Адвокат. 2004. №8. C.23-24.
11.Конституционное право России. Под ред.А.В.Малько. Юристъ. М.2000.
12.А.И.Коваленко. Конституционное право России. Изд. «Право и знание». М. 1997.
13. А.В.Малько. Политическая и правовая жизнь России. Юристъ. М.2000.
Нормативные материалы
1. Конституция Российской Федерации. Изд. ИНФРА-М. М. 2000.
2. Сборник законодательства РФ. 1995г. №№ 26,21., 1999г. № 38.
3. ФЗ от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».
4. Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004г. № 5 ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» // СР РФ. 2004.№ 27, ст 2710
5. Становление новой российской государственности: реальность и перспективы: Открытый доклад. М., 1999.С.19.
6. Кодекс РФ об административных правонарушениях, от 30.12.2001г. (принят ГД ФС 20. 12.2001) М.: Юристъ, 2002г.