Избирательная система

Автор: Александр Кондратьевич Паршин, 19 Июля 2010 в 18:31, курсовая работа

Описание работы

Выборы - необходимый признак демократического правового государства. В условиях становления и развития в России демократического правового государства народовластие, которое в советский период было одним из формальных институтов государства, ныне превратилось в реальную конституционную основу всей российской государственности, механизм ее реформирования и дальнейшего развития. От решения избирателей, определяющих путем выборов конкретный состав представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также партийную принадлежность и связанный с ней дальнейший политический курс выборных органов федерального, регионального и местных уровней, в значительной степени зависит общее направление движения страны на обозримый период.

Содержание

Введение 4
1. и избирательное право РФ 4
1.2. Принципы избирательного права 4
1.3.Гарантии избирательных прав граждан. 4
1.4.Реализация избирательного права 4
1.5.Ответственность за нарушение избирательных прав граждан 4
2.Избирательная система 4
2.1.Мажоритарная система 4
2.2. Пропорциональная система 4
2.3.Смешанная (мажоритарно - пропорциональная) избирательная система 4
2.4. Референдум 4
Заключение 4
Глоссарий 4
Список литературы 4
Приложение-1 4
Приложение-2 4
Приложение-2 4

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

     Федеральными  законами определены основные гарантии права граждан на участие в референдуме субъекта Российской Федерации, сформулированные применительно к основным стадиям подготовки и проведения референдума субъекта Российской Федерации: назначение референдума субъекта Российской Федерации, формирование комиссий референдума, составление списков участников референдума, финансирование референдума, обжалование нарушений права на участие в референдуме, а также к целому ряду других процедур, применяемых при проведении референдума субъекта Российской Федерации.

     Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на проведения референдума граждан Российской Федерации» регулирует порядок проведения местных референдумов. Решение, принято на местном референдуме, является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Оно может быть отменено или изменено принятием иного решения на местном референдуме не ранее чем через два года после его принятия либо признано недействительным в судебном порядке (ст. 61). Некоторые субъекты Российской Федерации предусмотрели возможность проведения местных консультативных референдумов. Решения, принимаемые на таких референдумах, имеют рекомендательное, консультативное значение для органов государственной власти и органов местного самоуправления, а порядок их назначения и проведения устанавливается законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований.

     Играя важную роль в регулировании местных референдумов, уставы муниципальных образований, тем не менее, не является источником законодательства о местном референдуме, так как не является избирательным законодательным актом.

 

Заключение

     Особо важным для понимания природы конституционной демократии и Правового регулирования избирательного процесса положения статьи 32 Конституции Российской Федерации, устанавливающие политическое субъективное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Для сохранения и развития институтов политической демократии существенное значение имеет конституционная норма, запрещающая издавать законы, отменяющие или умоляющие права и свободы человека и гражданина, которые могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо для защиты конституционного строя. Классическое определение демократической государственности признаёт в качестве её атрибутного признака наличия государственных органов, избираемый гражданами на определённый срок. Решение всего комплекса вопросов воспроизводства и ротации выборных институтов власти через избирательный процесс связано с соблюдением ряда основных политико-правовых принципов.

     И хотя указанные признаки парламентарной демократии относятся к опыту функционирования и развития институтов классической модели организации публичной власти, в своих исходных определениях  они  имеют общее значение и смысл, поскольку основу любой демократической политической системы составляет единство принципов представительности общественных интересов и выборности их полномочных представителей.

     В них обнаруживает себя действительная природа взаимоотношений между обществом и государством, гражданином и властью как двумя конституционными элементами любой политической системы. Выборы и демократия – хотя и взаимосвязанные, но не совпадающие категории. Историческая  практика знает  множество примеров  использования  выборов ситуациях не предполагающих ротацию и передачу власти по итогам голосования, Демократическое, свободное, открытые и конкурентные выборы – итог длительной эволюции социальных, политических и правовых институтов. В современных условиях перехода к системе политической демократии, для которой волеизъявление граждан на выборах является исходным условием легитимности власти, непрерывности, сменяемости и преемственности в деятельности выборных государственных институтов, сама возможность перехода находится в прямой зависимости от последовательного освоения и безусловного соблюдения политических  и правовых принципов  организации и  проведения выборов, культивирование навыков демократического участия граждан в избирательном процессе и понимания ими социального значения периодически проводимых избирательных компаний.

     Традиционный взгляд на выборы как формальную процедуру формирования органов публичной власти является  ограниченным и не полным в ситуации, когда выборы превращаются в институт народовластия, способ реализации политической правосубъектности граждан, конституционную основу государственного строя. В этом контексте реальное содержание и разнообразие  функции выборов могут быть предметно раскрыты и определены в систему таких взаимосвязанных категорий, как избирательное право, избирательная система и избирательный процесс. Конституционное государство базируется  на народном суверенитете, который составляет одну  из важнейших его основ. Между тем носитель этого суверенитета - народ - состоит из граждан, от которых, в конечном счете, и исходит вся власть.

     Одной из важных характерных черт правового государства является наличие развёрнутых юридических процедур, рассчитанных на любые ситуации, с которыми могут столкнуться граждане. 

 

Глоссарий

 
Демократи-ческое государство Государство, которое характеризуется реальным существованием политических и правовых институтов, позволяющих гражданам  оказывать влияние на государственное  управление обществом и добиваться тем самым реализации своих социальных интересов
Конститу-ционное право отрасль российского  права, представляющая собой систему  правовых норм, регулирующих основы конституционного строя РФ, статус человека и гражданина, федеративное устройство, систему органов государственной власти и органов местного самоуправления 
Непосредст-венная демократия форма непосредственного  волеизъявления народа или каких  либо групп населения, выражается путём  референдума, участия в выборах, сходах, собраниях и т.п. 
Защита  прав и свобод недопущение правовыми и организационными методами и средствами нарушения прав и  свобод человека или восстановление уже нарушенных
Гарантия  основных прав и свобод условия и  средства, которые обеспечивают реализацию основных прав и свобод гражданина
Правовое  государство конституционное государство, которое является практическим воплощением идеи правового государства 
Конституция РФ единый, обладающий особыми юридическими свойствами правовой акт, посредством которого утверждаются основные принципы устройства общества и государства, определяются субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепляются охраняемые государством права гражданского общества, человека и гражданина   
Выборы  процедура формирования государственных органов или органов местного самоуправления, которая осуществляется посредством голосования управомоченных лиц при условии, что на каждый мандат могут претендовать два или более кандидатов 
Референдум  всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни
Права гражданина права свободы  человека и гражданина, закреплены за лицом только в силу его принадлежности к конкретному государству 
ЦИК центральная избирательная комиссия, орган, регистрирующий кандидатов на выборы и осуществляющий контроль за правомерностью проведения выборов

Список литературы

 

1. Архипова Т .Г. Государственность современной России. - М: РГГУ, 2003. С. 131-132.

2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М: Юристъ, 2000. С. 121.

3. Козлова Е.И. Конституционное право России. - М: Юристъ, 2000. С. 347-348.

4. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации // Под ред. А.А. Вешнякова. - М: Норма, 2003. С. 564-565.

5. Соловьев А.И. Политология. Политические теории, политические технологии. - М: Аспект-Пpecc, 2001. С. 345 - 346.

6. Постников А.Е. Актуальные направления развития избирательного законодательства // Журнал российского права. 2004. №11. С. 17-18.

8. Игнатенко А.В. Юридическая ответственность за нарушение избирательного законодательства. - М: Российский центр обучения избирательным технологиям при ЦИК РФ, 1999. С. 64 - 65.

9. Чиркни В.Е. Оптимальная избирательная система для России//Журнал

российского нрава. 2004. №11. С. 17.

10. Миронов Н.М. Выборы в Государственную Думу: реалии и нововведения // Адвокат. 2004. №8. C.23-24.

11.Конституционное право России. Под ред.А.В.Малько. Юристъ. М.2000.

12.А.И.Коваленко.  Конституционное право России. Изд. «Право и знание». М. 1997.

13. А.В.Малько. Политическая и правовая жизнь  России. Юристъ. М.2000.

Нормативные материалы

1. Конституция Российской Федерации. Изд. ИНФРА-М. М. 2000.

2. Сборник законодательства РФ. 1995г. №№ 26,21., 1999г. № 38.

3. ФЗ от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

4. Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004г. № 5 ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» // СР РФ. 2004.№ 27, ст 2710 

5. Становление новой российской государственности: реальность и перспективы: Открытый доклад. М., 1999.С.19.

6. Кодекс РФ об административных правонарушениях, от 30.12.2001г. (принят ГД ФС 20. 12.2001) М.: Юристъ, 2002г.

 

Приложение-1

 
Приложение-2

 

Информация о работе Избирательная система