Избирательная система

Автор: Александр Кондратьевич Паршин, 19 Июля 2010 в 18:31, курсовая работа

Описание работы

Выборы - необходимый признак демократического правового государства. В условиях становления и развития в России демократического правового государства народовластие, которое в советский период было одним из формальных институтов государства, ныне превратилось в реальную конституционную основу всей российской государственности, механизм ее реформирования и дальнейшего развития. От решения избирателей, определяющих путем выборов конкретный состав представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также партийную принадлежность и связанный с ней дальнейший политический курс выборных органов федерального, регионального и местных уровней, в значительной степени зависит общее направление движения страны на обозримый период.

Содержание

Введение 4
1. и избирательное право РФ 4
1.2. Принципы избирательного права 4
1.3.Гарантии избирательных прав граждан. 4
1.4.Реализация избирательного права 4
1.5.Ответственность за нарушение избирательных прав граждан 4
2.Избирательная система 4
2.1.Мажоритарная система 4
2.2. Пропорциональная система 4
2.3.Смешанная (мажоритарно - пропорциональная) избирательная система 4
2.4. Референдум 4
Заключение 4
Глоссарий 4
Список литературы 4
Приложение-1 4
Приложение-2 4
Приложение-2 4

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ

ЧИТИНСКИЙ ФИЛИАЛ 
 

Курсовая  работа 

по  дисциплине Конституционное (государственное) право России

Тема: Избирательное право и избирательная система РФ 

Выполнил студент: Паршин Александр Кондратьевич

                                             Фамилия, имя, отчество

№ контракта: 04700060101015

Направление: Юриспруденция

№ группы: ЗЮ - 602 

Подпись студента ________Дата сдачи работы «____»____________20__г. 
 
 

Курсовая работа к аттестации допущена______________________________ 
 
 

Руководитель ____________________________________        __________

                                  ФИО ОТВЕТСТВЕННОГО ЛИЦА, ДОЛЖНОСТЬ                ПОДПИСЬ 
 
 
 

Работа принята _________________________________          ___________

                                              ФИО ОТВЕТСТВЕННОГО ЛИЦА, ДОЛЖНОСТЬ                  ПОДПИСЬ 
 

«____»_________________20___г.

СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ 

Филиал __________________________

Представительство______________________________ 
 

Задание на курсовую работу

по дисциплине _________________________________ 

Студента (ки) ________________________________________________________

Фамилия, имя, отчество 

№ контракта                       , группа                  , направление _________________ 

1. Тема :_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Сроки сдачи курсовой работы  ______________________________________________

3. Краткое содержание курсовой работы: _______________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата выдачи темы: ___________________________________________________ 
 

Задание выдано___________________________            ______________

                              Ф.И.О. ответственного лица, должность                                подпись 

«________________»________________20   г. 

 

Оглавление 

 

Введение

     Выборы - необходимый признак демократического правового государства. В условиях становления и развития в России демократического правового государства народовластие, которое в советский период было одним из формальных институтов государства, ныне превратилось в реальную конституционную основу всей российской государственности, механизм ее реформирования и дальнейшего развития. От решения избирателей, определяющих путем выборов конкретный состав представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также партийную принадлежность и связанный с ней дальнейший политический курс выборных органов федерального, регионального и местных уровней, в значительной степени зависит общее направление движения страны на обозримый период.

     Органы  государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осуществляются выборными органами. Таким образом, выборы дают высшую избирательную легитимность всей структуре органов государственной власти. В Российском государстве на федеральном уровне прямым способом избирается одна палата Федерального собрания - Государственная Дума и глава государства - Президент Российской Федерации. Именно в них воплощается высшая властеобразующая воля народа и от них дается, главный импульс формированию всей исполнительной и судебной власти на федеральном уровне. На выборной основе формируются органы государственной власти в субъектах Федерации, а также органы местного самоуправления.

     Выборы, как и референдум, представляют собой узаконенную форму прямого народного волеизлияния, важнейшее проявление демократии. Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами. Гражданское общество, основанное на плюрализме мнений и интересов людей, не в состоянии обеспечить добровольного законопослушания граждан, избежать острых социальных взрывов, а может, и кровавых столкновений, если органы государственной власти не будут образованы на справедливой выборной основе с участием самих же граждан. В истории достижений человеческой цивилизации выборы и избирательные процедуры занимают свое особое место. Право граждан участвовать в формировании властных институтов является общепризнанным элементом современного общества и государства. Каждая страна в своем стремлении к политической демократии открыла новые возможности и условия превращения граждан в полноправных субъектов мира политики и управления.

     Сегодня как никогда ощущается потребность  в конструктивных идеях в различных  областях общественной и государственной деятельности. В нашей стране уже сложилась практика правового решения таких сложных проблем, как открытое избрание представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления.

     Выборы - весьма эффективная форма не только идеологического, но и политического воспитания граждан, прежде всего молодежи. Именно выборы способствует формированию активной жизненной позиции, о необходимости которой так много впустую говорили в предшествующий период истории страны.

     Выборы  – это способ воспитания стремления к свободе, сопряженной с ответственностью сделанного выбора по отношению не только к самому себе, но и к десяткам, сотням тысяч своих сограждан.

     И, наконец, выборы – это мощный инструмент воздействия на политическую власть, которая, стремясь сохранить свои позиции в публичных органах, выполняет волю избирателей, отраженную не только в предвыборных программах и наказах, но и в повседневной общественной жизни.

  1. Избирательная система и избирательное  право РФ
 

     В ходе выборов возникают различные общественные отношения: между кандидатами и избирателями, избирательными комиссиями и партиями и т.д. Эти отношения, связанные с порядком избрания представительных органов власти, называются избирательной системой в широком смысле слова. Термин «избирательная система» имеет и узкий смысл, когда он употребляется применительно к порядку определения результатов голосования. В узком смысле различаются пропорциональную (депутатские мандаты распределяются пропорционально поданным голосам) и мажоритарную (система абсолютного большинства, когда выигрывает тот, кто получает 50 % + 1 голос либо простое большинство голосов) системы. Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная, в основе которой лежит принцип большинства Для того, чтобы избежать прохождение в парламент мелких конфликтующих группировок, отражающих интересы незначительного числа избирателей, в пропорциональной системе введено  правило,  называемое  «заградительный пункт». Согласно ему партии, не собравшие установленного минимума голосов, исключаются из распределения мандатов. В России это составляет 5 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании. «Политические объединения – карлики» выражают не столько интересы отдельных классов, социальных слоёв, групп общества, сколько политическое мировоззрение лидера партии и его небольшой команды. Население весьма скептически относится к предвыборным обещаниям многих объединений и партий, о чём свидетельствуют итоги голосования по выборам в Государственную Думу в 1993, 1995 и 1999 гг. Лишь нескольким из них удаётся собрать более 5 % голосов избирателей и провести своих представителей в нижнюю палату парламента. Это КПРФ, ЛДПР. «Яблоко» и впервые принимавшие участие в выборах 1999 г. «Единство», «Отечество», Союз Правых Сил и др. Система, которая призвана соединить позитивные стороны мажоритарной и пропорциональной систем, называется смешанной. Например, в России такая система применяется на выборах Государственной Думы.

 

1.1. Избирательное право применяется в двух смыслах: объективном и субъективном

     Объективное избирательное право – это система правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления. Эти нормы бывают как  материальные, закрепляющие принципы выборов, так и процессуальные, закрепляющие процедуру выборов. Субъективное избирательное  право – это гарантированная государством  возможность для граждан избирать (активное право) и быть избранным (пассивное право).

     Понятия «избирательной системы» и «избирательного права носят собирательный характер. В России можно выделить четыре подсистем, которые устанавливают порядок избрания:

     - Президента РФ;

     - Депутатов Государственной Думы;

     - Законодательных органов субъектов РФ;

     - Органов местного самоуправления.

     Важной чертой российского избирательного права является то, что избрание Президента РФ и депутатов Государственной Думы устанавливается только Конституцией и федеральными законами, без регулирования со стороны субъектов Федерации. Особенностью России является и то, что в её Конституции нет специального раздела об избирательном праве. Только в самой общей форме избирательное право закреплено в ст. 32 Конституции Российской Федерации, а также в ст. 81 при определении порядка избрания Президента РФ. Однако отсутствие главы не означает, что в её тексте не отражены основные положениям  избирательного права. Принципы и нормы, устанавливающие исходные положения избирательного права, закреплены в главах, посвящённых основам конституционного строя, правам и свободам человека и гражданина, системе органов государственной власти.

 

    1. Принципы избирательного права

     Под принципами избирательного права понимаются обязательные требования и условия, без соблюдения которых любые выборы не могут быть признаны легитимными. Принципы российского избирательного права, под которыми  понимаются основные начала демократизма, выражающие сущность  народовластия в государстве, закрепляются на конституционном уровне.

     Конституция  РФ в ст. 32 и 81 закрепляет принципы избирательного права: всеобщее, равное, прямое при тайном голосовании, а Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997г. добавляет ещё добровольность.

     Всеобщим признаётся такое избирательное право, при котором все взрослые граждане, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям имеют право на участие в выборах. В РФ активное избирательное право предоставляется гражданам, достигшим 18 лет. Предоставление гражданам активного избирательного права не означает принуждения их к участию в выборах. Нередко в субъектах Федерации наблюдается массовое неучастие избирателей в выборах (в конституционном праве обозначается термином «абсентеизм»), это может иметь значение политического решения, но чаще  всего выявляет элементарную апатию или отсутствие политической культуры. Поэтому Российское  законодательство, устанавливает определённый  процент избирателей, ниже которого выборы признаются  недействительными. Например, при выборах Президента РФ это 50 процентов, а при выборах Государственной Думы – 25. Кроме граждан России активное избирательное право предоставляется иностранцам, постоянно проживающим на территории муниципального образования, в котором проводятся выборы. Правом быть избранным не граждане не обладают.

     Пассивное избирательное право ограничивается рядом дополнительных условий, установленных Конституцией, Федеральными законами и законами субъектов Федерации. Так, Президентом РФ может быть избран гражданин не моложе 35 лет, имеющий гражданство России и проживающий в ней не менее 10 лет, это обусловлено совершенно оправданной необходимостью для будущего главы государства знать и понимать специфику условий жизни в стране. При выборах главы местного самоуправления  минимальный  возраст кандидата, установленный Федеральным законом 21 год такой же возраст установлен и для кандидатов в депутаты Государственной Думы, а для главы  исполнительного органа Государственной власти (Президента) субъектов Федерации установлен минимальный возраст 30 лет.

     Избирательные права граждан законодательно защищены от любой дискриминации. Федеральным законом установлено одно общее ограничение активного и пассивного избирательного права. Не имеют права избирать и быть избранными  граждане, признанные судом не дееспособными, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

     Равное  избирательное право, этот принцип предполагает равную для каждого возможность воздействовать на результаты выборов. Каждый избиратель имеет один голос, и все голоса  имеют равный вес. Следовательно, процедуры, касающиеся определения границ избирательных округов, регистрации избирателей и составления избирательных списков является недопустимым. На каждого депутата должно приходиться примерно одинаковое число жителей или избирателей округа.

Информация о работе Избирательная система