Избирательные системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 22:01, реферат

Описание работы

Для всех очевидно, что выборы – не просто техническая процедура формирования тех или иных органов путем голосования, это, прежде всего, очень сложный политический процесс, в который вовлечены различные группы и слои общества, политические партии и иные общественные объединения. Именно на выборах происходит столкновение политических и экономических интересов.

Содержание

Введение 2
Избирательная система 2
Мажоритарная система 3
Опыт применения 7
Пропорциональная избирательная система 9
Опыт применения 14
Смешанная избирательная система 16
Опыт применения 17
Полупропорциональная система 20
Система единственного передаваемого голоса 22
Заключение 23
Список использованной литературы 24

Работа содержит 1 файл

Реферат по политологии.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение

     Для всех очевидно, что выборы – не просто техническая процедура формирования тех или иных органов путем голосования, это, прежде всего, очень сложный политический процесс, в который вовлечены различные группы и слои общества, политические партии и иные общественные объединения. Именно на выборах происходит столкновение политических и экономических интересов.

     Демократические выборы позволяют гражданам избирать и смещать государственных деятелей, влиять на состав правящих элит и их лидеров и поэтому являются важнейшей частью политического процесса, а сама избирательная кампания чаще всего происходит в форме острых столкновений противоборствующих политических сил.

       Иными словами, выборы - это всегда  борьба за власть. И очень важно,  чтобы как можно больше людей  понимали существо этого политического  процесса, прежде всего свое место  в нем, и участвовали в выборах  осознанно, а не в качестве механизма для голосования, добиваясь избрания действительно достойных.

     По  итогам выборов кто-либо из кандидатов признается избранным. Применительно  к этому финальному этапу избирательной  кампании также употребляется термин «избирательная система».

Избирательная система

     Избирательная система есть конституционно-правовая конструкция, представленная совокупностью  целостных, логически оформленных, относительно самостоятельных, но вместе с тем взаимосвязанных и взаимообусловленных  подсистем, участвующих в общественных отношениях по поводу, во-первых, организации, проведения и подведения итогов выборов в органы государственной власти; во-вторых, легитимной трансформации политической власти в государственную власть; в-третьих, реализации избирательных прав граждан, воздействующая на качественное состояние политической системы общества и подверженная влиянию этой системы, обладающая свойствами стабильности, универсальности, нормативности.

     Избирательная система в узком смысле слова, или электоральная формула – это способ определения результатов выборов. Выделяют три основных типа избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и смешанная.

Мажоритарная  система

     Мажоритарная  избирательная система подразумевает голосование за отдельных кандидатов (независимых или выдвинутых от партии). Эта система предполагает проведение выборов по одномандатным округам (один круг – один депутат) или по единому округу. Основу мажоритарной системы составляет принцип большинства, т.е. победившим считается тот кандидат, который получил установленное большинство голосов избирателей. 

В зависимости  от того, какова величина необходимого для избрания большинства голосов, выделяют две основные разновидности  мажоритарной системы: абсолютного  и относительного большинства.

     Система относительного большинства предполагает, что для победы кандидату необходимо собрать голосов больше, чем любой из его соперников. Для этой разновидности мажоритарной системы число голосов, необходимые для победы, напрямую зависит от числа кандидатов, баллотирующихся в округе. Чем больше кандидатов, тем меньше голосов требуется для избрания. Если кандидатов больше десятка, то избранным может оказаться тот, за которого подано всего 10% голосов или менее. Соответственно, за его соперников проголосовало около 90% избирателей. Получается, что данный кандидат избран абсолютным меньшинством избирателей, хотя и относительным их большинством. В этом заключается специфический недостаток этой разновидности мажоритарной избирательной системы.

     Достоинствами системы относительного большинства является то, что она результативна, поскольку вероятность получения одинакового наибольшего числа голосов крайне мала. И выборы обычно проходят в один тур, соответственно эта система является менее затратной.

Кроме этого, при  этой системе обычно не устанавливается порог явки избирателей, необходимый для признания выборов состоявшимися.

     Мажоритарная  система относительного большинства  применяется во многих странах –  США, Великобритании, Индии, Канаде, Чили и др. Зачастую она используется на выборах муниципального уровня, в том числе и в России. 

     Система абсолютного большинства предполагает, что для победы на выборах необходимо получить больше половины голосов избирателей (минимум 50% + 1 голос).

     Достоинство этой разновидности мажоритарной системы заключается в том, что избранным оказывается кандидат, которого поддержало действительно большинство проголосовавших.

     Однако  ее специфическим недостатком является то, что выборы часто оказываются  нерезультативными: во-первых, зачастую устанавливается нижний порог явки избирателей (половина избирательного корпуса или менее); во-вторых, чем больше в округе баллотируется кандидатов, тем меньше вероятность того, что кто-то из них наберет абсолютное большинство голосов. В последнем случае проводится второй тур выборов( в соответствии с российским законодательством – повторное голосование). В нем принимают участие, как правило, два кандидата, набравших наибольшее число голосов в первом туре. Хотя, например, во Франции на выборах в Национальное собрание во второй тур проходят все кандидаты, собравшие в первом туре не менее 12, 5% голосов от числа зарегистрированных в округе избирателей.

     Мажоритарная  система абсолютного большинства  используется, например, на парламентских  выборах в Австралии, Франции, на президентских выборах – в Австрии, Бразилии, Португалии, Франции. Применяется она и в России – на выборах Президента РФ, иногда – глав муниципальных образований. До отмены в начале 2004 года выборов высших должностных лиц субъектов Федерации эта система использовалась и при их избрании.

В целом этот избирательной системы имеет  ряд достоинств:

  • препятствует созданию многочисленных партийных фракций в парламенте;
  • способствует победе крупных партий, позволяет формировать при парламентских формах правления и полупрезидентских республиках устойчивое правительство, опирающееся на парламентское большинство;
  • обеспечивает достаточно тесную связь депутата со своими избирателями.

Однако у мажоритарной системы есть и определенные недостатки:

1. Значительная часть избирателей может быть не представлена в выборном органе, так как голоса, поданные  за потерпевших поражение кандидатов, пропадают. Проиллюстрируем это на условном примере соперничества в одном округе трех кандидатов, представляющих различные партии. 

Кандидаты Количество собранных голосов

(всего  120 тыс.)

А

В

С

30 тыс.  – 25%

66 тыс.  – 55%

24 тыс.  – 20%

 

Как видно из таблицы, в данном округе победит  кандидат В, а немногим менее половины избирателей проголосовали фактически впустую.

Если же говорить о системе относительного большинства, то не представленными в выборном органе уже могут оказаться более половины избирателей;

2. Происходит сокращение представительства политических партий во властных структурах. Если вернуться к нашему примеру, то из трех партий только одна смогла провести своего кандидата. Особенно не выгодна эта избирательная система для небольших и средних по своему влиянию партий. В острой борьбе за единственный в округе мандат им весьма непросто противостоять крупным партиям, а в масштабах всей страны – составить реальную конкуренцию этим политическим силам;

3. Возникают диспропорции между числом полученных партиями мандатов и количеством проголосовавших за них избирателей. Воспользуемся условным примером, в котором три политические партии – А, В и С – выставили своих кандидатов в трех округах. Этот пример убедительно показывает, что партия, получившая в целом по стране больше голосов, чем ее соперники, может в итоге получить меньшее число мест в выборном органе. 

Округ Кандидаты, представляющие партии
А В С
I

II

III

38 тыс.

21 тыс.

11 тыс.

2 тыс.

27 тыс.

26 тыс.

10 тыс.

2 тыс.

13 тыс.

 

                                                                                                                                                

Опыт  применения

     Подобные  ситуации неоднократно имели место  на выборах в Национальное собрание Франции. Так, по итогам первого тура выборов 1958 года Французская коммунистическая партия в целом по стране получила 19% голосов и 10 мандатов, а сторонники президента – Союз за новую республику – 20% голосов и 198 мандатов. В 1962 году ситуация повторилась (правда, диспропорция не была столь чудовищной): за коммунистов было подано около 22% голосов, за голлистов – около 32%. При этом первые получили 41 место в нижней палате, вторые – 195 мест.

     Мажоритарная  избирательная система используется при избрании выборных должностных  лиц. В соответствии с Федеральным  законом от 17 мая 1995 г. «О выборах  Президента Российской Федерации» предусматривается  избрание главы российского государства на основе мажоритарной системы абсолютного большинства. Согласно положениям ст. 55 данного закона избранным считается кандидат на должность Президента Российской Федерации, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации может закрепляться мажоритарная система абсолютного либо относительного большинства при избрании глав (глав исполнительной власти) соответствующих субъектов Российской Федерации.

     Также мажоритарная избирательная система  была использована на парламентских выборах 2007 года во Франции, которые состоялись 10 июня и 17 июня. На них было избрано 13-oe Национальное собрание  Пятой республики. Во Франции представители избираются в законодательный орган страны Национальное собрание на 5 лет на основе прямого всеобщего избирательного права. Выборы проходят в 2 тура. Если в первом туре (10 июня) кандидат получает абсолютное большинство голосов (более 50%), то при условии участия не менее 25% зарегистрированных избирателей, он считается избранным в первом туре и второй тур не проводится. Если же никто из кандидатов не избирается в первом туре, то проводится второй тур.

     Во  втором туре (17 июня) участвуют все  кандидаты, получившие по крайней мере 12,5% или более голосов зарегистрированных избирателей. Таким образом, во второй тур могут пройти более двух кандидатов. Для того, чтобы быть избранным во втором туре, кандидат уже должен получить простое большинство голосов.

     В более экзотических случаях, когда никто из кандидатов не получает более 12,5% голосов, второй тур проводится между двумя кандидатами, получившими более всех голосов. Есть также правило, гласящее, что в случае, когда два кандидата получают одинаковое количество голосов, избирается старший из них.

     Еще один пример выборы президента Французской республики в 2007 году, как и во всех предыдущих случаях в истории Пятой республики, в два тура.

     Первый  тур состоялся 22 апреля 2007 года при исключительно высокой явке (84 %) и принёс лидерство двум кандидатам — Николя Саркози (Союз за народное движение, 31.11 %) и Сеголен Руаяль (Социалистическая партия Франции, 25.84 %). Впервые во второй тур президентских выборов во Франции выходит женщина; кроме того, во второй тур возвращаются социалисты (сенсационно уступившие его на выборах 2002 Ле Пену).

     В этих выборах принимал участие также  и сам Ле Пен (11 %, четвёртое место), а также занявший третье место либерал-центрист Франсуа Байру (18 %), значительно улучшивший результат сравнительно с выборами 2002 г. Остальные 8 кандидатов (включая неоднократно баллотировавшуюся троцкистку Арлетт Лагийе, известного фермера-антиглобалиста Жозе Бове и др.) получили незначительное количество голосов.

     Второй  тур состоялся 6 мая при ещё более высокой явке (вопреки прогнозам, предсказывавшим её снижение) и принёс победу Николя Саркози (53, 06 %), соответственно Руаяль набрала 46, 94 %.

     Новый президент республики Николя Саркози вступил в должность 16 мая (истечение полномочий Жака Ширака).

Информация о работе Избирательные системы