Избирательная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:30, доклад

Описание работы

Сущность избирательной системы и типология выборов. Избирательная процедура и избирательная кампания. Пропорциональная и мажоритарная системы. Избирательная система и выборы в современной России.

Работа содержит 1 файл

Избирательная система.docx

— 25.28 Кб (Скачать)

1. Сущность избирательной  системы и типология выборов

Выборы - это не только существенный признак, атрибут демократии, но и  ее стержень, необходимое условие. Демократия - режим, при котором правители  назначаются посредство свободных  и честных выборов.

Избирательная система есть порядок организации и проведения выборов в представительные учреждения или индивидуального руководящего представителя (например, президента страны), закрепленный в юридических нормах, а также сложившейся практикой  деятельности государственных и  общественных организаций.

Выборы бывают президентские, парламентские, в местные  органы самоуправления -- региональные (областные), муниципальные (городские), выборы судей и некоторых других должностных лиц. Кроме того, выборы бывают очередными, внеочередными, дополнительными.

Наибольший интерес  заслуживает классификация выборов  согласно принципам избирательного права, отражающим степень правового, демократического развития той или  иной страны, ее избирательное системы. В этом случае общепринятое деление приобретает вид парных противоположностей: всеобщие -- ограниченные (цензовые); равные --неравные; прямые -- косвенные (многостепенные); с тайным -- с открытым голосованием.

Большинство стран  современного мира провозгласили в  своих конституциях или специальных  избирательных законах права  граждан на всеобщие и равные выборы при тайном голосовании. Рассмотрим эти принципы подробнее.

Всеобщность выборов предполагает право всех дееспособных граждан, достигших  установленного законом возраста, участвовать  в выборах, причем под этим правом подразумевается как активное избирательное  право, так и пассивное. Однако и  то, и другое в ряде стран ограничено избирательными цензами: имущественным, цензом оседлости, образовательным, возрастным и т.д.

Цензы пассивного избирательного права обычно значительно жестче цензов права активного. Так, в Канаде в Сенат может входить только лицо, обладающее недвижимой собственностью, в Beликобритании для получения права быть избранным требуется внести избирательный залог в виде довольно крупной суммы. Возрастной ценз для депутатов верхней палаты парламента там, где он двухпалатный, особенно высок: в США и Японии -- 30 лет, во Франции -- 35, в Бельгии и Испании -- 40 лет. В то же время нельзя не отметить, что неуклонный процесс демократизации в мире не обходит стороной и цензовые ограничения, шаг за шагом смягчая их, а следовательно, расширяя контингент избирателей. Так, если в 1830 г. в Англии последнее составляли лишь 4% взрослого населения, во Франции -- мене 2%, то уже в 1848 г. во Франции впервые в истории было введено всеобщее избирательное право для взрослых мужчин, ставшее к 1914 г. достоянием большинства стран Запада. Женщины получали избирательные права впервые в 1893 г. -- в Новой Зеландии. После Первой мировой войны суфражизм (движение за предоставление женщинам избирательных прав наравне с мужчинами) одержал победу в Старом и Новом Свете (в Швейцарии, однако, лишь в 1971 г., а в Лихтенштейне -- в 1986 г.).

В 70-х годах в большинстве  развитых стран возрастной ценз для  избирателей был снижен до 18 лет. Избирательное право в полном смысле слова становится всеобщим. В явном противоречии с этой мировой тенденцией оказываются цензовые ограничения в Латвии и Эстонии, призванные отстранить от участия в выборах русскоязычное население, составляющее около 40% общего населения молодых государств.

Выборы считаются равными, если обеспечена единая норма представительства -- число избирателей, представляемых одним кандидатом на выборное место. Принцип этот легко нарушить самыми различными способами. Например, как было в нашей стране по конституциям РСФСР 1918 г. и СССР 1924 г., предоставлявшим избирательные льготы городам в ущерб деревне, а именно: один делегат на Всероссийский или Всесоюзный съезд Советов выдвигался от 25 тыс. городских жителей и 125 тыс. сельских.

Специфическую форму избирательной  активности граждан представляет собой  референдум (от лат. referendum -- то, что должно быть сообщено; первый в истории референдум был проведен н 1439 г. в Швейцарии), называемый иногда (обычно при решении территориальных споров) плебисцитом (от лат. Plebs -- простой народ и scitum -- решение, постановление). Референдум -- это особый тип всенародного голосования, объектом которого является не тот или иной кандидат, а какой-либо важный государственный вопрос, по которому необходимо выяснить мнение всего населения страны.

2. Избирательная  процедура и избирательная кампания. Пропорциональная и мажоритарная  системы

Говоря о выборах, следует  различать такие нередко отождествляемые  понятия, как «избирательная процедура» и «избирательная кампания».

Избирательная процедура -- это мероприятия государства по организации и проведению выборов, избирательный закон в действии. Избирательная, кампания -- это действия непосредственных участников выборов, соперничающих на выборах сторон - партий, различных общественных организаций, самих кандидатов. Кроме того, избирательная процедура как совокупность организационных правил может сохраняться в относительно неизменном виде довольно длительное время, в течение которого произойдет не одна избирательная кампания.

Избирательная процедура  включает в себя назначение выборов, издание избирательных органов, ответственных за их проведение, организацию  избирательных округов, районов, участков, регистрацию кандидатов в депутаты, определенную финансовую поддержку  выборов, охрану порядка в ходе их проведения, определение результатов  голосования.

Избирательная кампания предусматривает выдвижение кандидатов противоборствующими политическими силами, агитацию за них и т.п.

В государствах со сложившейся  демократией тон в избирательной  кампании задают партии и блоки партий. Так называемые независимые кандидаты  в этих государствах, как правило, не имеют серьезных шансов на победу, их соло тонет в мощном пропагандистско-агитационном хоре политических партий.

Предвыборная программа  кандидата на пост президента или  партии на парламентских выборах  включает обычно четыре раздела: экономический, социальный, внутри- и внешнеполитический. Расплывчатость программных обещаний обычно не идет на пользу тем, от кого они  исходят, но иногда она неизбежна. Хорошо украсить программу яркими, звучными лозунгами, завораживающим названием, с тем чтобы воздействовать не только на разум, но и на эмоции избирателей. Например, блок ХДС/ХСС в ФРГ использовал в 70-е гг. XX в. против своих соперников социал-демократов лозунг: «Свобода или социализм!», хотя всерьез о социализме СДПГ говорить не приходилось. Претенденты на место в Белом доме в Вашингтоне обещали своим избирателям «новый курс» (ФД. Рузвельт), «великое общество» (Дж. Кеннеди), «войну с бедностью» (Л. Джонсон) и т.п. Зачастую программы включают в себя заведомо невыполнимые или просто лживые обязательства.

Избирательная кампания -- весьма дорогостоящее мероприятие. В результате преимущество зачастую оказывается на стороне не тех, кто прав, а тех, кто богат. С целью как-то смягчить это не украшающее демократию явление в некоторых странах (США, Великобритании, Японии, ЮАР) закон устанавливает допустимую максимальную сумму предвыборных расходов, но проконтролировать его выполнение трудно.

Избирательная, кампания завершается  подсчетом голосов, определением и  объявлением итогов выборов. Подсчет  голосов не представляет ни технической, ни моральной проблемы в цивилизованных странах. В тех же, что пока не входят в их число, возможна и фальсификации итогов голосования.

Избирательная система -- это система общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти. Сфера этих отношений весьма широка. В нее входят вопросы и определения круга избирателей и избираемых, и инфраструктуры выборов (создание избирательных единиц, избирательных органов и др.), и отношений, складывающихся на каждой из стадий избирательного процесса вплоть до его завершения. Регулируется избирательная система нормами избирательного права, понимаемого как система правовых норм, представляющая собой подотрасль конституционного (государственного) права. Однако не вся избирательная система регулируется правовыми нормами. В ее состав входят также отношения, регулируемые корпоративными нормами (уставами политических общественных объединений и др.), а также обычаями и традициями данного общества.

Наиболее распространена на выборах система большинства, именуемая мажоритарной (от франц. majorite -- большинство). При этой системе избранным считается тот, за кого было подано большинство голосов, а голоса, поданные за остальных кандидатов, пропадают. Эта система -- единственно возможная при выборах одного должностного лица (президента, губернатора и др.). Когда же она применяется для выборов коллегиального органа власти, например палаты парламента, обычно создаются одномандатные избирательные округа, то есть в каждом из них должен быть избран один депутат.

Мажоритарная система  имеет несколько разновидностей, обусловленных различными требованиями к величине необходимого для избрания большинства голосов.

Самая простая разновидность -- это система относительного большинства, при которой избранным считается кандидат, получивший больше голосов, чем любой из остальных кандидатов. Такая система применяется, например, на парламентских выборах в США, Великобритании, Индии, частично в Германии и частично - у нас в России. Очень часто она применяется при местных выборах. Практически чем больше кандидатов баллотируются на одно место, тем меньше голосов требуется для избрания. Если кандидатов более двух десятков, может оказаться избранным кандидат, за которого подано 10 процентов голосов или даже меньше.

Несколько более справедливой выглядит мажоритарная система абсолютного  большинства, при которой кандидату  для избрания необходимо получить более  половины голосов. В качестве базы для  подсчета при этом может выступать  либо общее число поданных голосов, либо число поданных голосов, признанных действительными. Ведь после того, как  планка 50 процентов + 1 голос взята, получившему  абсолютное большинство кандидату  никакие дополнительные голоса уже  не нужны.

При системе абсолютного  большинства чем больше в избирательном округе кандидатов, тем меньше вероятность, что кто-то из них получит абсолютное большинство голосов. Поэтому выборы по такой системе часто оказываются нерезультативными. Избежать этого возможно различными способами.

Первый способ -- так называемое альтернативное голосование. Оно предполагает, что избиратель в одномандатном избирательном округе голосует не за одного кандидата, а за нескольких, указывая цифрами против их фамилий их предпочтительность для него. Против фамилии самого желательного кандидата он ставит цифру 1, против фамилии следующего по предпочтительности (т. е. кого бы он хотел видеть избранным, если первый не пройдет) -- цифру 2 и так далее. При подсчете голосов бюллетени раскладываются по первым предпочтениям. Кандидат, получивший более половины первых предпочтений, считается избранным. Если же не избран ни один из кандидатов, из распределения исключается кандидат, у которого меньше всего первых предпочтений, а его бюллетени передаются другим кандидатам в соответствии с указанными в них вторыми предпочтениями.

Другой способ, более распространенный, -- перебаллотировка кандидатов, собравших определенную долю голосов. Это так называемый второй тур выборов, или, как выражается наш Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации", повторное голосование. Чаще можно встретить перебаллотировку двух кандидатов, получивших наибольшее число голосов в первом туре (в упомянутом нашем Федеральном законе так и предусмотрено), хотя, например, при выборах во французское Национальное собрание во второй тур проходят все кандидаты, получившие в первом туре голоса не менее 12,5 процента зарегистрированных избирателей округа.

Явная несправедливость по отношению к участвующим в  выборах политическим партиям, которую  часто несет в себе мажоритарная система, породила систему пропорционального  представительства партий и движений, сокращенно именуемую пропорциональной системой. Ее основная идея заключается  в том, чтобы каждая партия получала в парламенте или ином представительном органе число мандатов, пропорциональное числу голосов, поданных за ее кандидатов на выборах.

Однако пропорциональная система имеет не только плюсы, но и минусы. К числу последних относится, во-первых, то обстоятельство, что голосование при пропорциональной системе проводится по многомандатным избирательным округам, в которых соперничают списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями и движениями, следовательно, избиратель должен выбирать не между персонами, как при мажоритарной системе (хотя и при ней практически для избирателя зачастую больше значима партия, нежели личность кандидата, ею выдвинутого), а между партиями (движениями) и голосовать за список кандидатов, из которого ему известны в лучшем случае несколько лидеров. Правда, с другой стороны, руководство партии (движения) может таким образом наряду с громогласными ораторами провести в парламент неизвестных широкой публике людей, которые, будучи профессионалами в различных сферах, в состоянии компетентно участвовать в разработке законов и контроле за деятельностью исполнительной власти. Впрочем, следует оговориться, что может сложиться и такая ситуация, когда эти неизвестные люди окажутся личностями бесполезными или даже одиозными.

Во-вторых, неограниченное использование  пропорциональной системы может  привести к появлению в палате множества мелких фракций, объединенных вокруг маловлиятельных, но амбициозных лидеров, которые, не будучи способны к конструктивному сотрудничеству, путем обструкции препятствуют принятию необходимых для страны или соответствующего регионального сообщества решений.

Информация о работе Избирательная система