Элита как субъекты политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 22:03, реферат

Описание работы

В своем первоначальном, этимологическом значении понятие элиты не содержит в себе ничего антигуманного или антидемократического и широко распространено в повседневном языке. Так, например, нередко говорят об элитном зерне, элитных животных и растениях, о спортивной элите и т. д. Очевидно, что в человеческом обществе существуют естественные и социальные различия между людьми, которые обуславливают их неодинаковые способности к управлению и влиянию на политические и общественные процессы, и это дает основания ставить вопрос о политической элите как носителе наиболее ярко выраженных политико-управленческих качеств”.

Содержание

1. Введение ……………………………………………………………………… 3
1.1 Понятие элиты, и ее типология ………………………………………… .. 3
1.2 Макиавеллизм …………………………………………………………….... 4
1.3 Ценностные теории элит ………………………………………………….. 5
1.4 Сущность, границы и виды элит …………………………………… … .. 6
1.5 Пути формирования элит ………………………………………………..... 9
1.6 Элита тоталитаризма …………………………………………………… .. 11
1.7 Современное определение понятия «политическая элита» ……….. ..15
2. Заключение………………………………………………………………….. 19
2.1 Словарь …………………………………………………………………… . 21
2.2 Литература ..................................................................................................... 22

Работа содержит 1 файл

реферат по политологии.doc

— 125.00 Кб (Скачать)

Процесс формирования правящей элиты в посттоталитарных государствах показал ограниченность теоретических схем, которые не учитывают всего разнообразия ведущих общественных групп, которые можно назвать элитарными, их отношения к власти и одна к другой. Но он же подтверждает обоснованность предупреждения западных политологов против быстрой смены элит, которая очень дорого обходится обществу, ибо, получив власть, контрэлита стремится отломить свой кусок пирога власти. Справедливость этого вывода подтверждает картина политической жизни постсоветского общества, в котором демократическая (или считающая себя такою) элита, сменившая при власти партноменклатуру, с неменьшим запалом заботится о себе, о своих личных интересах. Преобразование вчерашних защитников народа, борцов за социальную справедливость во всевластных вельмож, присвоивших привилегии старой элиты и приумноживших их - в большей или меньшей степени характерно для всех стран СНГ, так же как и бесполезность попыток остановить этот процесс.

              Смена политических режимов, в какой бы форме она ни происходила - революционной или эволюционной - всегда сопровождается сменой правящих элит.

В истории разных стран были периоды, когда старая политическая и правительственная знать уничтожалась или смещалась, а "выскочки" заполняли высшие ранги политической элиты. В истории Российской империи такими периодами были правление Ивана Грозного и следующее междуцарствие, царствование Петра Великого, а в XX столетии - Октябрьская революция. Во Франции - это время Великой французской революции и Наполеоновская империя, когда "кто был никем, становился всем" и наоборот. Радикальная смена правящей элиты происходила и в годы Гражданской войны в США.

Особенно интенсивно смена правящих элит происходила в XX столетии после окончания Первой мировой войны, когда полное уничтожение или отстранение от власти королевских династий Габсбургов, Гогенцоллернов, Романовых, Оттоманов (Турция), а также политической аристократии конца XIX века шло параллельно с восхождением на вершины политической пирамиды большевиков в России, фашистов в Италии и Германии, лейбористов в Англии, младотурков в Турции и т.д.

История знает и другой, более плавный процесс смены правящих элит, в ходе которого наиболее дальновидные, прагматичные представители старой элиты органично пополняют ряды нового правящего меньшинства. Такой процесс характерен для посттоталитарных режимов на территории СССР. Еще вчера непримиримые противники обживают вместе правительственные кабинеты, создавая новую посттоталитарную элиту. Советская правящая элита складывалась из двух основных частей: партийной и хозяйственно-управленческой (руководители министерств, ведомств, крупных промышленных предприятий). Крушение тоталитаризма устранило с политической сцены первые шеренги партноменклатуры (есть, разумеется, исключения - Э. Шеварнадзе (Грузия), Г. Алиев (Азербаджан), Н. Назарбаев (Казахстан), И. Каримов (Узбекистан), расчистив путь к вершинам власти представителям второго и третьего эшелонов (Б. Ельцин, Л. Кравчук и т.д.). Что же касается хозяйственно-управленческой элиты, то она не только не понесла ощутимых потерь в перипетиях политических бурь, но, напротив, в ходе приватизации, акционирования сумела осуществить перераспределение собственности в свою пользу, а ее отдельные представители, поменяв кресло хозяйственников на политические посты, вошли, а кое-кто и возглавил высшие эшелоны государственной власти (Л. Кучма, В. Черномырдин).

              Распад СССР осенью-зимой 1991 года завершил борьбу между центральной и республиканской элитами. Центр был уничтожен, реальная власть переместилась в республики. Формирование новых государственных структур в каждой из республик бывшего СССР было в то же время и формированием собственных правящих элит, в ходе которого на авансцену вышли функционеры "второго эшелона".

В сравнении с бывшей номенклатурой новая элита молодых суверенных государств более открыта для представителей разных социальных слоев, моложе своих предшественников, имеет более высокий образовательный уровень. В ней меньше "технократов", больше гуманитариев, особенно экономистов и юристов.

Темпы обновления элит в разных странах, наследниках СССР, разные. В ряде новых стран (особенно среднеазиатских) бывшая номенклатурная элита, в основном, сохранилась, изменив только партийные одежды на национальные или псевдодемократические.

Почти повсюду на территории бывшего СССР не произошло резких изменений в составе элит на областном и районном уровнях. В креслах руководителей местной власти, в основном, сидят те же люди, что и в начале 90-х годов.

Тем не менее процесс обновления элит несомненен. Новые элиты включают в себя и часть старой партийной гвардии, хозяйственных руководителей и представителей бывшей оппозиции. У старых и новых членов элиты много общего: стереотипы поведения, уровень политической культуры, привычки, ментальность, сформированные в условиях тоталитаризма.

Процессы, происходящие в странах СНГ, подтверждают выводы политологов: при любых, даже радикальных политических изменениях, старая элита не сходит полностью со сцены, а частично включается в новую.

 

Таковы наиболее существенные и популярные современные концепции элит.

 

1.7 Современное определение понятия «политическая элита»

Итак, вплотную мы подходим к современному определению понятия «политическая элита». Политическая элита – составляющая меньшинство общества достаточно самостоятельная, высшая, относительно привилегированная группа (или совокупность групп), в большей или меньшей мере обладающая выдающимися психологическими, социальными и политическими качествами и непосредственно участвующая в принятии и осуществлении решений, связанных с использованием государственной власти или воздействием на нее. Если проанализировать данное определение, то можно остановиться на следующих факторах.

Первый. Существование элиты обусловлено действием следующих основных условий: 1) психологическим и социальным неравенством людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике; 2) выделением в особый разряд управленческий труд и его высокой общественной значимостью; 3) практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля за политическими руководителями; 4) политической пассивностью широких масс населения, главные жизненные интересы которых обычно лежат вне сферы политики.

Второй. Характерные черты элиты:

1. Небольшая, достаточно самостоятельная социальная группа;

2. Высокий социальный статус;

3. Значительный объем государственной и информационной власти;

4. Непосредственное участие в осуществлении власти;

5. Организаторские способности и талант.

Третий. Функции политической элиты:

1. Изучение и анализ интересов различных социальных групп;

2. Субординация интересов различных социальных общностей;

3. Отражение интересов в политических установках;

4. Выработка политической идеологии, программ, доктрин, конституции, законов;

5. Создание механизма воплощения политических замыслов;

6. Назначение кадрового аппарата органов управления;

7. Создание и коррекция институтов политической системы;

8. Выдвижение политических лидеров.

 

Важной проблемой теоретического, одновременно и прикладного плана является вопрос отбора (или еще применяется термин «рекрутирование») политических элит. Теория и практика выделили две системы отбора и формирования политических элит: система гильдий и антрепренерская система. В чистом виде они встречаются довольно редко. В целом же система гильдий преобладает в странах с тоталитарным режимом, а антрепренерская – явно преобладает в демократических государствах. Каждая из этих систем обладает своими специфическими чертами.

Основные черты системы гильдий: закрытость, отбор претендентов на более высокие посты, как правило, из нижестоящих слоев самой элиты; высокая степень институциализации процесса отбора, наличие многочисленных формальных требований для занятия должности; небольшой круг электората – это члены вышестоящего руководящего органа или один первый руководитель; тенденция к воспроизводству уже существующего типа лидерства и от претендентов требуется прежде всего лояльность, верность лидеру.

Антрепренерская система рекрутирования элит во многом противоположна системе гильдий. Слово «антрепренер» дословно переводится как владелец, арендатор, содержатель частного зрелищного предприятия. Антрепренерскую систему отличают такие черты: открытость или широкие возможности для представителей любых общественных групп претендовать на места в политико-управленческих структурах; небольшое число формальных требований к претендентам на должности; широкий круг электората, которым могут выступать все избиратели страны; высокая конкурентность отбора; первостепенность личностных качеств. Эта система ценит выдающихся личностей с меньшим стажем и она также открыта для молодых лидеров и различного рода нововведений. В то же время эта система страдает определенными недостатками – большая вероятность риска в политике, склонность к чрезмерному увлечению внешним эффектом.

Система гильдий также имеет свои плюсы и минусы. Ее сильная сторона – уравновешенность решений, меньшая степень риска при принятии политических решений, меньшая вероятность внутренних конфликтов. Минусы – эта система склонна к бюрократизации, организационной рутине, консерватизму, порождает массовый конформизм, ведет к отрыву элиты от общества и превращению ее в узкую привилегированную касту.

Полная картина теории и практики политической элиты не представляется без ее типологии. Внутренняя дифференцированность элиты в свою очередь определяет весьма сложную типологию.

Политическая элита делится на правящую, непосредственно обладающую государственной властью, и оппозиционную контрэлиту; на высшую, принимающую значимые для всего государства решения, среднюю, выступающую барометром общественного мнения, а также административную – служащие-управленцы.

По уровню компетенции выделяются: высшая (общенациональная), средняя (региональная), местная; выражаемым интересам: профессиональная, демографическая, этническая, религиозная.

Политическая властвующая элита Российской Федерации состоит в основном из следующих социально-политических групп: бывшая партноменклатура; бывшая демократическая оппозиция; бывшие хозяйственные руководители низшего и среднего звена; бывшие комсомольские работники; работники различных органов самоуправления (райсоветов, горсоветов). Кроме того, можно принять во внимание и небольшой процент интеллектуальной элиты – интеллигенции. Российская элита характеризуется свойственными ей признаками:

1. Деятельность по принципу управленческих команд, жестко подчиненных главе исполнительной власти;

2. Обязательность существования личной преданности главе, первому лицу на любом уровне;

3. Наличие на каждом уровне соответствующих вождей с личной преданной командой;

4. Тщательно маскируемая вовлеченность в раздел и присвоение государственной собственности;

5. Имеет место установление связи с организованной преступностью и непосредственное лоббирование ее интересов.

В политической структуре РФ можно выделить два основных блока, в основном постоянно сталкивающихся и изредка сотрудничающих друг с другом – это политические элиты столичных городов и провинций. В провинции на уровне областей, автономий выдвигается на первый план этнический фактор в формировании местной элиты. Властвующая российская элита хорошо обозначилась в своих социальных претензиях и клановых интересах на власть и собственность. Российская политическая элита социально неразвита, о чем свидетельствуют такие черты, как ее замкнутость, функционирование по принципу корпоративных групп, нечеткость социальных функций.

Рекрутирование российской политической элиты осуществляется на основе «системы пожалований» за преданность «патрону». В результате этого потенциальный кандидат в правящий класс обеспечивается властью, привилегиями и статусом. Внутри правящего же класса имеют место клиентально-патронажные связи, основанные на личной преданности к вышестоящему руководителю. В целом же в России отсутствие сдерживающих факторов и контролирующих органов повышает коррумпированность правящего класса, которая не имеет аналогов в прошлом. Кроме того, элита занята в основном удовлетворением своекорыстных интересов и предпочитает личное обогащение служению общественному благу.

Итак, из вышесказанного можно сделать вывод, что политическая элита не только область теории, но и состоявшийся факт в политической жизни современных государств. Оценить однозначно роль и место политической элиты в жизни общества нельзя. Политическая элита имеет свои «плюсы».

Положительные моменты следующие:

1. Высокий интеллектуальный, моральный, культурный уровень ее представителей;

2. Выполнение необходимых для любого общества функций;

3. Высокая политическая активность;

4. В составе политической элиты представлены также представители социальных низов;

5. Наличие навыков политического управления.

Вместе с тем политическая элита имеет ряд «отрицательных» моментов:

1. Интеграция представителей социальных низов господствующим классом;

2. Политическая элита во многих случаях выражает и защищает интересы только господствующего класса;

3. Представители элиты считают себя «высшими», «лучшими», а не относящихся и не принадлежащих к политической элите они считают «низшими»;

4. Часть политической элиты имеют обыкновение приписать себе все достижения цивилизации;

5. Политическая элита на практике принижает роль народных масс в историческом процессе.

Тем не менее, политическая элита в жизни любого государства играет немаловажную политическую роль и ее местоположением во властных структурах, ее действиями приходится считаться вполне объективно и серьезно.

 

 

 

 

2.      Заключение

Основные выводы:

Общим для различных вариантов теории власти (классический элитизм, демократический элитизм, плюрализм) является утверждение о том, что обществом на любой стадии его развития управляет меньшинство - политическая элита.

• Политическая элита делится на правящую и оппозиционную части, каждая из которых состоит из множества группировок, борющихся за контроль над государственной администрацией (чиновниками).

• Правящая элита осуществляет в политической системе функцию руководства государственной администрацией, которая непосредственно управляет всем остальным населением.

• Система представительной демократии создает условия для контроля над элитой со стороны активных рядовых граждан (общественности).

• В обществе существует множество групп интересов, которые конкурируют друг с другом в борьбе за влияние на государственную администрацию и препятствуют монополизации власти правящей элитой.

• В современных западных промышленно развитых странах правящие элиты воспроизводятся в основном за счет представителей высших классов или высшего слоя среднего класса. Имеющийся в их распоряжении экономический, политический и культурный капитал дает им больше шансов для выдвижения на государственные должности в сравнении с выходцами из рабочего и низшего класса.

Информация о работе Элита как субъекты политики