Элита в «вертикальном» обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 21:18, реферат

Описание работы

В современный период новая политическая элита решительно рвет прежние исторические корни своего вызревания, опираясь скорее на возникающие новые политические реальности. В этой связи чрезвычайно интересен анализ политической ситуации выборов2004 в Государственную Думу и президента страны, когда официальная пропаганда безапелляционно отстаивает тезис о безальтернативности как исторического процесса, так и, тем более, политического руководителя. Насколько глубоко и ответственно может быть поставлен вопрос об альтернативах развития нашего общества? В ближайшее время, возможно, мы можем стать свидетелями того, насколько может измениться содержание власти в России и насколько верно утверждение о том, что верховную власть в ней выдвигает и снимает элита, а не общественное мнение или выборы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I Теоретические основы
1.1 Особенности политических элит в России…………………………………5
1.2 Формирование федеральной постсоветской элиты………………………..7
1.3 Возможные направления развития российской политической элиты…..10
Глава II Исследования на основе статьи
2.1 Возникновение понятия и теории элит…………………………………….12
2.2 Модернизация политических элит………………………………………….15
2.3 Правящая элита в России при президенте Путине………………………...17
Заключение…………………………………………………………………...…..20
Список литературы………………………………………………………………22
Глоссарий ……………………………

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство политология2.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Волгоградский Государственный Технический Университет

(ВолгГТУ) 
 

Кафедра политологии 
 
 
 
 
 

Реферирование научной статьи

«Элита  в «вертикальном» обществе»

Общественные  науки и современность №3, 2008  
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Выполнил: студент группы Э-356 Альмяшева Н.

                  Проверил: к.п.н., ст.пр. Скобелина Н. А.  
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

      Волгоград, 2010 г.  
 

Содержание  
 

Введение………………………………………………………………………….3

Глава I Теоретические основы

1.1 Особенности политических элит в России…………………………………5

1.2 Формирование федеральной постсоветской элиты………………………..7

1.3 Возможные направления развития российской политической элиты…..10 

Глава II Исследования на основе статьи

2.1 Возникновение понятия и теории элит…………………………………….12

2.2 Модернизация политических элит………………………………………….15

2.3 Правящая элита в России при президенте Путине………………………...17

Заключение…………………………………………………………………...…..20

Список  литературы………………………………………………………………22

Глоссарий ………………………………………………………………………..23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     На  основе исследования структуры и особенностей формирования новой постсоветской федеральной и региональной политических элит, выявления их различных секторов и групп выделяются тенденции, которые определяют современное состояние проблемы формирования и развития политической элиты в России.

     Несмотря  на изменение всей системы властных отношений и процесса трансформации  советской политической элиты в 80-х годах, уровень воспроизводства номенклатурной элиты в старом варианте оказался очень высоким и в 90-е годы. Это позволяет отечественным ученым утверждать, что современная российская политическая элита зарождалась в недрах старой административно-хозяйственной элиты с преемственностью в ее структуре, стратегии и тактике действия, способах управления.

     При всей ее неструктурированности, в политической элите выделяется ряд новых секторов, таких как партийный, думский, топливно-энергетический, аграрный, промышленный, предпринимательский, административный, финансово-биржевой и другие, оказывающих определенное влияние на принятие политических решений и лоббирующих своих представителей в высшие эшелоны власти. При этом возникает тенденция к активному включению различных секторов и групп в политику, которые не ограничиваются специфическими для них сферами деятельности.

     Практически все элитарные группы и секторы стремятся к созданию собственных политических партий и движений для продвижения и защиты своих интересов в законодательных органах. Это, в свою очередь, способствовало образованию центров консолидации элитных центров и формированию парламентской системы оппозиции, как правило, отражающей взгляды той же элиты.

     В условиях тесного сращивания интересов экономической и политической элит, основанного на тесных социальных связях между административным, предпринимательским и хозяйственным секторами элит, заметно все более активное выдвижение в первый эшелон административного сектора политической элиты, прежде всего на федеральном уровне.

     В то же время криминализация экономической  жизни общества позволяет сделать  вывод о ее связях с процессом  приватизации собственности в интересах  политических элитных групп. Существует мнение, что в последние годы сращивание элит политико-административной, экономической, мафиозной происходит благодаря криминализации определенной части политической и экономической элит.

     В РФ проблема формирования политической элиты усложнена наличием властных структур на федеральном и региональном уровнях. Механизм отбора и назначения в узкий круг руководителей страны, численный состав которого постоянно колеблется, здесь весьма своеобразен.

     В современный период новая политическая элита решительно рвет прежние исторические корни своего вызревания, опираясь скорее на возникающие новые политические реальности. В этой связи чрезвычайно интересен анализ политической ситуации выборов2004 в Государственную Думу и президента страны, когда официальная пропаганда безапелляционно отстаивает тезис о безальтернативности как исторического процесса, так и, тем более, политического руководителя. Насколько глубоко и ответственно может быть поставлен вопрос об альтернативах развития нашего общества? В ближайшее время, возможно, мы можем стать свидетелями того, насколько может измениться содержание власти в России и насколько верно утверждение о том, что верховную власть в ней выдвигает и снимает элита, а не общественное мнение или выборы.

 

Глава I. Теоретические основы

1.1  Особенности  политических элит в России

    Для начала обратимся к самому определению элиты. Элита (от лат. electus, англ. фр. elite — избранный, лучший) — в социологии и политологии — неотъемлемая и важная часть любого социума. Осуществляет функции управления социумом, а также выработки новых моделей (стереотипов) поведения, позволяющих социуму приспосабливаться к изменяющемуся окружению.[11]

     Слово также применяется для обозначения несоциальных субъектов, обладающих исключительными качествами (фактическими или мнимыми — например, в сельском хозяйстве, в коммерции). Распространено ироническое применение термина.

  Политика, являющаяся одной из сфер жизнедеятельности  общества, осуществляется людьми, обладающими  властными ресурсами или политическим капиталом. Такую совокупность индивидов  и групп Т.И.Заславская называет правящей элитой, к которой она относит политиков, занимающих высшие государственные посты, верхнее звено бюрократии и бизнес-элиту. Так как наиболее значимым ресурсом правящей элиты является политический капитал, или власть, дающая легитимное право управлять собственностью и финансами государства, то существует прямая либо латентная связь всех групп правящей элиты с государственными структурами.

  Внутри  правящей элиты существует небольшая  сплоченная группа, стоящая на самом  верху властной пирамиды. Т.Заславская называет ее «верхним (субэлитным) слоем» [1, c.288], О.Крыштановская - «топ-элитой», Л.Шевцова - «суперэлитой». Эта группа насчитывает, как правило, 20-30 человек и является самой закрытой, сплоченной и труднодоступной для исследований.

  К важнейшим характеристикам элиты исследователи относят сплоченность, осознание своих групповых интересов, развитую сеть неформальных коммуникаций, наличие эзотерических норм поведения и кодового языка, скрытых от сторонних наблюдателей и прозрачных для посвященных, отсутствие четкой грани, разделяющей служебную деятельность и частную жизнь.[1, c. 288]

  Для России, как и для других посткоммунистических государств, характерными являются общие  черты, определяющие особенность правящей элиты: усиление роли исполнительной власти, повышение значимости неформальных связей и процедур, ускорение циркуляции элит, обострение внутриэлитного соперничества и повышение мобильности.

  Некоторые исследователи отмечают изменения  типа организации властной элиты. Так, О.В.Гаман-Голутвина выделяет два  типа: бюрократический и феодальный (олигархический). Бюрократический основан на разграничении функций экономического и политического управления, олигархический базируется на их слиянии. Исторически основу российского государства  составляла всеобщность обязанностей перед государством, что предполагало служебный принцип рекрутирования элит, который обеспечивал приоритет политической элиты над экономической. В результате проведенных реформ служебный принцип стал вытесняться олигархическим. В результате была воспроизведена модель образования элит, характерная для феодального, а не современного Запада. Одной из наиболее характерных черт современной правящей элиты России является теневое сращивание государственной власти с бизнесом. Этот процесс охватил все звенья государственной власти. Место и связи в политической системе стали главным фактором приумножения собственности, а собственность превратилась в мощный источник политического влияния. 
 

  1.2 Формирование федеральной постсоветской элиты 

  Исследователи различают два этапа формирования постсоветской элиты: «ельцинский» и «путинский». Так, О.Крыштановская – автор книги «Анатомия российской элиты» - отмечает, что за девять лет своего правления (1991-1999) Б.Ельцин так и не смог интегрировать верховную власть. При этом ни одна государственная структура не стала доминантной. В условиях вакуума власти неформальные группировки и кланы брали на себя государственные функции, конкурируя между собой за право выступать от имени президента. По мнению ученого, «в ельцинский период произошел распад верховной власти. Диффузия власти привела не к демократическому разделению властей, а к управленческому хаосу».[2, с.38]

  «Путинский» этап характеризуется устранением причин, которые привели к разрушению управленческой вертикали при Б.Ельцине. Новый президент вернул федеральному центру значительный объем власти над регионами, расширил базу поддержки центра на местах и наметил пути для восстановления действия механизмов управления территориями, при этом формально не нарушая демократических принципов. Была создана управляемая, упорядоченная система исполнительной власти. Если при Б.Ельцине власть рассредоточивалась, перемещаясь от центра к регионам, то при В.Путине власть снова стала возвращаться в центр, центробежные тенденции уступили место центростремительным.

  Исследователи отмечают, что современная правящая элита России отличается от советской  многими важными качествами: генезисом, моделями рекрутирования, социально-профессиональным составом, внутренней организацией, политической ментальностью, характером отношений с обществом, уровнем реформаторского потенциала.[3, c. 8-9]

  Персональный  состав политической элиты меняется, однако ее должностная структура  остается практически неизменной. Политическая элита России представлена президентом, премьер-министром, членами правительства, депутатами Федерального собрания, судьями Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов, аппаратом администрации президента, членами Совета безопасности, полномочными представителями президента в федеральных округах, главами властных структур в субъектах федерации, высшим дипломатическим и военным корпусом, некоторыми другими государственными должностями, руководством политических партий и крупных общественных объединений, другими влиятельными лицами.

  Высшая  политическая элита включает в себя ведущих политических руководителей и тех, кто занимает высокие посты в законодательной, исполнительной и судебной ветвях власти (непосредственное окружение президента, премьер-министра, спикеры парламента, руководители органов государственной власти, ведущих политических партий, фракций в парламенте).[3, c. 10] Численно – это достаточно ограниченный круг людей, принимающих наиболее значимые для всего общества политические решения, касающиеся судеб миллионов людей, значимых для всего государства. Принадлежность к высшей элите определяется репутацией (советники, консультанты президента) или положением в структуре власти.

  В 2000 г. численность политического класса (количество государственных служащих) увеличилась в 3 раза (при этом население страны уменьшилось вдвое) и стала составлять 1 млн. 200 тыс. чел. или 0,8% от общей численности населения. Численность правящей элиты при этом возросла с 900 до 1060 чел.[3, c. 25]

Информация о работе Элита в «вертикальном» обществе