Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:58, курсовая работа
Целью курсовой работы является понятие сущности демократии и истории возникновения.
Поставленная цель работы предопределила постановку следующих задач:
- дать понятие демократии
- определить сущность и основные признаки демократии
- рассмотреть зарождение демократии;
- рассмотреть и охарактеризовать основные теории демократии
Введение 3
Глава I Понятие, сущность и основные признаки политической демократии. 5
Глава II Зарождение демократии. 7
Глава III Современные теории демократии. 12
Заключение 21
Список используемых источников 23
Оглавление
Введение 3
Глава I Понятие, сущность и основные признаки политической демократии. 5
Глава II Зарождение демократии. 7
Глава III Современные теории демократии. 12
Заключение 21
Список используемых источников 23
Актуальность темы моей курсовой работы заключается в том что на протяжении тысячелетий существует различное толкование понятия демократии. Существует большое количество концепций демократии. Поэтому мы решили ещё раз проанализировать понятие демократии и рассмотреть её с истории возникновения.
Понятие демократии существует уже две с половиной тысячи лет. В разные века в истории политической мысли этому термину давалось неоднозначное толкование. По мере многовекового изменения и усложнения политической картины и наслоения на нее политических доктрин, апеллирующих к демократии, последняя приобретала самые различные интерпретации. Однако существуют и какие-то сходные черты, позволяющие выделить общие признаки, характеризующие тот или иной строй как демократический, в том числе и по количественным параметрам – как более демократический или менее демократический.
Демократия имеет своё начало в Древней Греции и Древнем Риме, традициях средневековых городов-государств и развитии представительных органов власти в Европе и некоторых британских колониях в новое время. В античных городах-государствах верховной законодательной, исполнительной и судебной властью обладало собрание, включающее в себя всех граждан. Это было возможно потому, что население этих городов редко превышало 10000 человек, а женщины и рабы не имели политических прав. Граждане имели право занимать различные исполнительные и судебные должности, некоторые из которых были выборными, а другие назначались по жребию. В средневековой Европе ключевую роль в зарождении принципов демократического правления сыграли концепции религиозного, естественного и обычного права как ограничений произвола власти. Большое значение имело распространение практики, когда монархи стремились получить одобрение своих распоряжений со стороны различных сословий. Съезды представителей этих сословий были прообразами современных законодательных собраний.
Эта тема на протяжении многих десятилетий поднималась и рассматривалась многими ведущими российскими теоретиками в области права – Денисовым А.И., Петровым В.С., Лазаревым В.В., Алексеевым С.С., Липень С.В., Лаврененко В.Н. Однако же степень изученности данной темы относительно невелика, что объясняется тем, что российской демократии нет ещё и двух десятков лет.
Основным приемом и методом исследования данной курсовой мы использовали системный анализ имеющейся информации по выбранной теме курсовой работы.
При написании данной курсовой работы использовались учебники по политологии, монографии и научные статьи из периодических изданий.
Объектом исследования настоящей курсовой работы является понятие демократии, история возникновения.
Целью курсовой работы является понятие сущности демократии и истории возникновения.
Поставленная цель работы предопределила постановку следующих задач:
- дать понятие демократии
- определить сущность и основные признаки демократии
- рассмотреть зарождение демократии;
- рассмотреть
и охарактеризовать основные
теории демократии
В переводе с греческого «демократия» означает «власть народа» (demos - народ, cratos - власть). Более развернутое определение демократии, ставшее классическим, было дано американским президентом А. Линкольном в его известной геттисбургской речи (1863 г.): правление народа, избранное народом и для народа. Но, несмотря на очевидность трактовки демократии как народовластия, существует ряд проблем, относящихся к содержанию и функционированию демократии. Эти вопросы вызывают серьезные споры, что нашло отражение в появлении разных теорий демократии. Упор делается на ее различные свойства: свободу (либерализм), равенство (марксизм), участие народа в принятии решений (партисипаторная теория, или демократия участия), конкуренцию за голоса избирателей между элитами (элитарные теории).1
Первое представление о демократии как форме правления возникло в античной Греции. Аристотель определял демократию как «правление всех». Но при рассмотрении истории становления демократии обнаруживается, что понятия «все» и «народ» не всегда совпадали.2 Из всех существующих в прошлом примеров наиболее демократичной была «первобытная демократия», где решения принимали все взрослые члены рода или племени.
В период разложения первобытного общества возникает военная демократия, где народ, иными словами имеющие право участвовать в управлении и осуществлять правосудие, ограничивался только вооруженными мужчинами. В древних Афинах, подаривших миру опыт первой прямой политической демократии, под народом понимались только взрослые свободные мужчины. Именно они имели право лично участвовать в работе народного собрания и голосовать. Женщины, рабы, метеки (лично свободные переселенцы) политических прав не имели. Таким образом, в Афинах демократия распространялась только на несколько тысяч человек. Эта власть была далека от совершенства еще и потому, что подавляла инакомыслие, принимая форму тирании «большинства».
Крупнейшими событиями, заложившими основы демократической тенденции, явились Английская революция (1688 г.), Война за независимость Северной Америки (1775-1783 гг.) и Французская революция (1789 г.). В принятых в этот период документах: Билле о правах (Англия), Декларации независимости и Билле о правах (США), Декларации прав человека и гражданина (Франция, 1791) - были выдвинуты демократические ценности и принципы, которые просматриваются и в современной практике функционирования системы представительства, взаимоотношения ветвей власти и законодательства в области прав человека.3
Но
более зрелых форм демократия достигла
в середине ХХ в., когда стали реальностью
равные для всех слоев общества гражданские
и политические права. Отметим, что
современная демократия отличается
от предшествующих исторических моделей
и другими существенными
Современные политики подчас злоупотребляют словом демократия. Большинство современных партий содержат в своем названии термин «демократическая». Практически все современные политические режимы, даже авторитарные, претендуют на демократичность. Подобная произвольность в употреблении понятия «демократия» и само разнообразие трактовок ее сущности побуждает отдельных авторитетных ученых сделать вывод, что демократия - это «понятие, решительно не поддающееся определению».4 Тем не менее политологи и различные международные организации используют это понятие, согласившись относительно критериев, позволяющих отнести тот или иной режим к демократическому.
Чтобы выяснить, чем же является демократия сегодня, приходится начинать с времен, когда еще не существовало ни малейшего понятия не только о демократии, но и о политики, хотя зачатки и того проявились уже вполне четко и явственно. На древнейшем этапе развития человечества прообразом власти народа стала власть рода или родовая (непосредственная, военная) демократия. Политические системы и процессы эпохи архаики тяготеют к закрытости, предзаданности, для них типична политическая культура образца. Идеал этих политических систем - автократия (самодержавие) с господством единого и гомогенного (тоталитоидного) этоса. Они вырастают прямо из родовой демократии и достаточно органично трансформируются в деспотию. Автократия по существу и есть неразделенность непосредственной родовой демократии и деспотии.5
Соединение родов на основе принципа синойкизма (сожития) и перерастание деспотий, а также союзов полисов в империи знаменует переход к следующей политической эпохе, которую обычно именуют промежуточной (имеется в виду ее положение между архаикой и современностью). Здесь уже в условиях эллинского полиса возникает само понятие демократии. Это не означает, конечно, что вне античного полиса никакой демократии не было. Родовая демократия предыдущей эпохи трансформировалась в связи с общим характером политической организации новой эпохи. Свойственные ей политические системы и процессы характеризуются открытостью. Они тяготеют к выдвижению универсальных целей, нередко эсхатологических, толкающих их к экспансии, к расширению своей гегемонии. Правление рода распространяется на чужую, «варварскую» среду и начинает принимать черты политического режима, подкрепленного законом, равно обязательного для всех свободных граждан. От непосредственной демократии осуществляется переход к различным формам опосредованного правления.6
На протяжении всей переходной эпохи происходит дифференциация, усложнение политических систем. От перезревших, разбухших деспотий осуществляется переход к протоимпериям, держащимся силой вооруженной руки. Начинает вырисовываться пространство горизонтальной империи. Это пространство постепенно заполняется коммуникационными цепями, а затем и сетями. Возникает бюрократия, регулярный и упорядоченный сбор налогов, архивы, письменная кодификация законов и установлений, судопроизводство и т.п.
Ключевым
моментом дифференциации различных
субсистем становится разделение сакрального
и мирского порядков. На этой основе
институционализируется религия, возникают
храмовые и жреческие организации,
наконец, мощные централизованные религиозные
культы империй. Первоначально имперские
культы эклектичны, затем они консолидируются.
Империя укрепляется за счет дополнения
своей горизонтальной составляющей
еще и вертикальной опоры. Наконец
возникают вертикально-
Античная Эллада дала Европе, а тем самым и миру формализацию гражданских (полисных) отношений и субъекта этих отношений - гражданина (политеса). Обретение индивидуумом самостоятельных политических ролей происходит так или иначе, в более или менее отчетливых формах фактически повсеместно на протяжении промежуточной эпохи. Очевидным и закономерным этапом имперского развития, экспансии становится эмансипация политической личности - хотя бы через образование вольного пограничья, разбойничью или пиратскую вольницу. Не столь резко, но зато более основательно становление политической личности проявляется в рамках полиса. Отчасти это можно отметить уже на Древнем Востоке от Шумера до Финикии. Однако именно в Греции получили вполне последовательное и достаточно рациональное выражение взаимообратимые права и обязанности гражданина, сформировалось и облеклось в юридическую форму понятие гражданства, углубленное и классически разработанное в римском праве.7
Развитая
политическая жизнь позволила эллинским
мыслителям отчетливо определить ряд
идеальных типов политического устройства.
Отталкивались они при этом от факта изменчивости
и устойчивости политической организации
полиса. Платон в «Политее» намечает ступени
деградации идеального полиса - тимократия
(власть чести или цензовая демократия),
олигархия, демократия, тирания. Затем
в «Политике» Платон вводит две триады
- благополучных или, как бы сказали современные
политологи функциональных способов правления
(монархия, аристократия, демократия законная)
и неблагополучных или дисфункциональных
способов правления (тирания, олигархия,
демократия беззаконная). Эту схему существенно
уточняет и развивает Аристотель, который
вводит дополнительные характеристики
некоторых разновидностей базовых форм
правления, в частности, демократии, а
главное формулирует идею политии как
особой смешенной формы правления. Полития
при этом самым очевидным образом оказывается
связана с демократией. В какой то степени
это можно объяснить тем, что само понятие
народ, демос было для Аристотеля и его
соотечественников многозначным.8
Этим словом обозначалось и народонаселение
в целом, и простонародье, и, что особенно
важно, базовая политическая единица полиса,
функциональный эквивалент и фактическая
замена прежнего рода. Соответственно
возникают «разные» демократии - власть
всех, власть простонародного большинства,
власть формально организованных граждан.
При этом Аристотель различает два типа
политического равенства: количественное
или распределительное и «равенство по
чести». Принципиальное значение в этой
связи получила разработка гражданской
равноправности (изополитии), реализуемой
через равенство перед законом (изономия)
и равенство в праве на законодательную
инициативу (изогория).